Окружающий мир "Школа России" 3 класс "Свойства воздуха"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Окружающий мир 3 класс Тема:"Свойства воздуха"
Учащиеся разбиты на группы, проводят опыты, формулируют свойства воздуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svoystva_vozduha.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа России» Окружающий мир 3 класс
Тема: «Как человек использует свойства воздуха» (класс разделён на группы)
I Проверка домашнего задания
Слайд 1 «Блиц-опрос»
Слайд 2 Самопроверка и оценивание
II Актуализация знаний
Слайд 3 Разгадайте ребус (слово «океан»).
Какие океаны знаете? (Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и пятый океан – Южный; в 2000 году учёным удалось доказать, что существует пятая часть Мирового океана, называется она Южным, т.к. включает в себя южные части всех океанов, кроме Северного Ледовитого).
А этот океан не солёный и не пресный, без берегов и воды. Догадались? (Воздушный)
Конечно же речь идёт о самом большом голубом океане. Пять океанов разлились по Земле, а шестой – над Землёй. Получается, что поверхность нашей планеты – его дно.
Слайд 4 Как же по-другому называется воздушный океан? (Атмосфера)
Для чего нужна атмосфера? Какую роль она играет? (Приложение 1)
Чем заполнен воздушный океан?
Слайд 5
Итак, мы отправляемся в Лабораторию чудесных превращений … воздуха.
Сегодня вы будете учёными-исследователями.
Чем же будете заниматься?
Назовите тему урока.
III Совместное открытие знаний
Какими способами можно доказать, что воздух не пустое место?
Опыт 1
Какой предмет нужно взять из тех, что лежат на партах? (Веер)
Возьмите его и докажите. (Самый простой способ – помахать веером перед лицом)
Что чувствуете? (Прикосновение, хотя ветер не прикасается к нам. Значит, между веером и лицом есть какое-то тело. Это воздух.)
А другой способ есть?
Опыт 2
Что в стакане?
Возьмите стакан и медленно опустите его вверх дном в ёмкость с водой.
Удалось ли почувствовать лёгкое сопротивление? Вода заполнила стакан? Почему? (Воздух не уступает места воде)
Не вынимая стакана из воды, слегка наклоните его. Что наблюдаете? (Вышел воздушный пузырёк и часть воды вошла в стакан. Но и в таком положении вода не может полностью заполнить стакан, Это происходит потому что, воздух занимает место, пространство.)
О каком свойстве воздуха узнали?
Где человек использует это свойство? (Приложение 2)
А что такое воздух? (Предположения учащихся)
Проверим ваши гипотезы. Для этого обратимся к толковому словарю.
Слайд 6
Антуан Лоран Лаувазье, французский учёный, в 1774 году доказал, что воздух – это смесь газов.
Рассмотрите диаграмму. Какого газа большего всего в составе воздуха? Меньше всего?
Для исследования состава воздуха проведу опыт (Колба, разделённая на 5 равных частей, свеча, ёмкость с водой).
Закройте глаза и послушайте. Что это? (звук ветра). А что такое ветер? (Ветер – движение воздуха)
Приложение 3
О каком свойстве воздуха говорили?
Для доказательства следующего свойства воздуха понадобятся маленькие ёмкости и бутылочки с шариками.
Поставьте бутылку с шариком в горячую воду. Что наблюдаете?
Достаньте бутылку из воды. Что теперь произошло с шариком?
Вывод: Воздух состоит из молекул. Когда бутылка находится в горячей воде, тепло заставляет молекулы внутри неё быстрее двигаться, удаляться друг от друга. Из-за этого воздух внутри бутылки расширяется и ему нужно больше места, Он поступает в шарик, и надувает его. Когда же бутылка остывает, молекулы сближаются, в результате чего воздух помещается в бутылке.
Вывод: при нагревании воздух расширяется, становится легче и поднимается вверх, при охлаждении сжимается, становится тяжелее и опускается вниз.
Слайд 8
Началом эры воздухоплавания считаютI 1783 год, когда братья Монгольфье поднялись в небо на воздушном шаре, заполненном горячим воздухом. Однако главный недостаток в шаре – слабая его управляемость.
В конце 19 века изобретатели сконструировали летательные аппараты, которые могли передвигаться с помощью воздушного винта.
Это были дирижабли, заполненные водородом. Они имели огромные размеры. Так, например, дирижабль, построенный немецким изобретателем, Фок Цеппелином имел в длину 128м, а в ширину – 12м.
Воздух менее плотное вещество, чем вода. Но если развить большую скорость, то на него можно опереться. Это открытие позволило создать более совершенные летательные аппараты, чем воздушные шары.
Слайд 9 (Опыт Галилео Галилея)
Имеет ли воздух массу?
Учёные подсчитали, что воздух атмосферы Земли оказывает давление на человека 15 тонн (как 3 грузовика). Но человек этого не чувствует, т.к. в организме содержится достаточное количество воздуха, который оказывает давление такой силы.
Для доказательства следующего свойства воздуха понадобится шприц.
Опыт 3
Поставьте поршень в среднее положение. Зажмите пальцем отверстие для иглы. Сожмите и растяните воздух. Что ощущаете? (Палец ощущает сильное давление воздуха, а поршень хоть и с трудом, но немного продвинется. Это значит, что воздух можно сжать, а когда отпускаете поршень, то он вернётся в своё начальное положение.
Это значит, что воздух сжимаем и упруг)
А где применяется это свойство? Слайд 10
Как вы думаете, какое утверждение правильно:
- одежда греет тело человека или одежда нагревается от тела?
О каком же ещё свойстве воздуха узнали?
III Рефлексия
Слайд 11 Интересные факты о воздухе.
Вы познакомились со свойствами воздуха. Перечислите их.
Слайд 12 (Свойства воздуха)
На сегодня закрываем нашу Лабораторию чудесных превращений …воздуха.
IV Д/з
Приложение 1
Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая «рубашка».В этой «рубашке» наша планета не перегревается от солнечного жара и не стынет от космического холода. Толщина атмосферы достигает 20000 км.
Кроме того, атмосфера, словно боевая кольчуга, защищает Землю от космических снарядов – метеоритов. Воздух тормозит, замедляет их полёт. При этом метеориты так раскаляются, что, не достигнув Земли, сгорают. Воздушный океан защищает всё живое от космических лучей - невидимок.
И ещё одну важную работу выполняет атмосфера Земли – следит за климатом на планете, облачностью. Дождем. Ветром и т. д.
Приложение 2
Используя это свойство воздуха, человек научился работать под водой без специального костюма. Для этого был создан водолазный колокол: под колокол-колпак, изготовленный из прозрачного материала, становятся люди и необходимое оборудование и колокол опускается при помощи подъемного крана под воду. Воздух, находящийся под куполом, позволяет людям дышать некоторое время, достаточное для того, чтобы осмотреть повреждения корабля, опоры моста или дно водохранилища.
Приложение 3
Когда на улице безветренно для нас воздух – «ничто». Мы его не замечаем, ведь он невидимка. Но когда мы мчимся в открытом автомобиле, тут мы чувствуем воздух, его силу в виде упругого ветра. Ещё больше мы чувствуем наличие воздуха, когда он срывает крыши с домов, гонит парусные суда по водной глади. Это «ничто» может вырывать с корнями вековые, крушить бетонные линии электропередач. Он может на сотни километров переносить тяжёлые предметы. В нем кроется могучая сила.
Ветер – это перемещение воздуха. Благодаря ветру тепло и влага переносятся по всей поверхности земли. Без ветра вся суша превратилась бы в пустыню.
Люди еще в древности научились использовать силу ветра. Они изобрели парус для путешествий по морю и ветряное колесо для работы по хозяйству. Ветряное колесо не потеряло работу и в наше время. В настоящее время строят ветряные мельницы, ветряные электростанции.
Чистый воздух не имеет запаха, у него нет вкуса, нет цвета.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему "Воздух. Его свойства и состав".
Разработка урока по окружающему миру для 3 класса, с презентацией, на тему: "Воздух. Его свойства и состав"....
Конспект урока окружающего мира по теме "Воздух" (2 класс)
На уроке окружающего мира по теме "Воздух" продолжается формирование представлений о воздухе, его составе, значении для растений, животных и человека, основных причинах и последствиях загрязнения возд...
Проверочный тест по окружающему миру по теме "Воздух" 2 класс
Проверочный тест составлен для проверки и обобщния знаний о воздухе . Окружающий мир 2 класс (УМК "Перспективная начальная школа")...
Открытый урок в 3 классе по окружающему миру на тему" Воздух и его охрана"
Эту разработку можно смело использовать на уроке окружающего мира по теме....
Самостоятельная работа по окружающему миру по теме:"Воздух.Температура воздуха."
Самостоятельная работа по окружающему миру по теме: "Воздух.Температура воздуха"....
Урок окружающего мира по теме "Воздух. Свойства воздуха"
Урок познания мира построен в форме самостоятельного добывания новых знаний. Ученики находятся в роли исследователей, которые с опорой на собственный опыт открывают свойства воздуха и познают его знач...
Урок по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Воздух. Распространение воздуха над поверхностью»(слайд 1)1. Организационный момент.Есть на земле огромный дом (слайд 2)Под крышей голубо...