Окружающий мир 3 класс. Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру с презентацией. Тема: "Полезные ископаемые". 3 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poleznye_iskopaemye.docx | 116.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 3
Учебный предмет: Окружающий мир
Образовательная система: Школа России
Тема: Полезные ископаемые
Тип: урок открытия нового знания
Цель:
Содержательная: знакомство с понятием «полезные ископаемые», их свойствами.
Деятельностная: формирование у учащихся представлений о разнообразии полезных ископаемых, их значении, способах их добычи
Задачи:
Дидактические:
- Формировать умение раскрывать роль полезных ископаемых в деятельности человека.
- Формировать знания о разнообразии полезных ископаемых, способах их добычи и использования.
Развивающие:
1. Развивать умение с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации.
2. Развивать умение выбирать источник получения информации.
3. Развивать умение согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
4. Формировать умение проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
5. Формировать умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
6. Формировать умение ответственно выполнять свою часть работы.
7. Формировать умение планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.
8. Формировать умение устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности.
Воспитательные:
1. Воспитывать личностные качества детей: трудолюбие, самостоятельность.
2. Воспитывать положительное отношение к языковой деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные:
- Умение раскрывать роль полезных ископаемых в деятельности человека.
- Знания о разнообразии полезных ископаемых, о способах их добычи и использования.
Личностные:
1. Проявляет личностные качества: самостоятельность, трудолюбие, активность, инициативность
Метапредметные:
Познавательные:
1. Умеет выбирать источник получения информации.
2. Умеет согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде.
3. Умеет формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов
проведенного наблюдения (опыта, измерения, классификации, сравнения, исследования).
Регулятивные:
1. Планирует действия по решению учебной задачи для получения результата.
2. Устанавливает причины успеха/неудач учебной деятельности.
Коммуникативные:
1. Проявляет уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии.
2. Строит речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
3. Ответственно выполняет свою часть работы.
Оборудование: учебники, рабочая тетрадь, мультимедийная презентация, карточки
План урока:
1. Этап мотивации
1.1.Привествие
1.2. Проверка готовности
1.2.Эмоциональный заряд
2. Этап актуализации и пробного учебного действия
3. Этап выявления места и причины затруднения
3.1. Работа со стихотворением о полезных ископаемых
3.2. Отгадывание загадок
4. Этап построения выхода из затруднения
4.1. Определение темы урока
4.2. Определение цели и задач урока.
5. Этап реализации построенного проекта
5.1. Беседа о полезных ископаемых.
5.2. Разделение полезных ископаемых на группы.
5.2.1. Горючие ископаемые.
5.2.2. Рудные ископаемые.
5.2.3. Нерудные ископаемые
5.3. Работа с учебником.
5.4. Беседа о профессии «геолог»
5.5. Рассматривание иллюстраций.
5.6. Рассказы учащихся о полезных ископаемых.
5.7. Как добывают полезные ископаемые
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону
8. Этап включения в систему знаний и повторения
9. Этап рефлексии учебной деятельности
Ход урока
Этап фрагмента урока их задачи | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методы и приемы работы | Форма организации УД | Планируемые результаты | ||
Пред мет ные | Мета- пред- мет- ные | Лич- ност ные | |||||
1. Этап мотивации Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД | 1.1 Приветствие - Здравствуйте, ребята, сейчас сядут те, кто готов к уроку и хочет научиться новому. 1.2 Проверка готовности - Прежде чем начать урок, проверьте, все ли у вас готово: у вас на столах должны лежать учебник, пенал и рабочая тетрадь 1.2 Эмоциональный заряд Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать, Научитесь наблюдать, Будем вместе развивать у себя внимательность, А поможет всё узнать наша любознательность. | Анализируют готовность | Беседа Создание ситуации успеха | Фронтальная Индвидуальная | П.1 | П.1, Р.2, К1 | Л.1, Л.2 |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация | Проверка выполнения домашнего задания - Перед изучением новой темы давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (Природные богатства и труд людей-основа экономики) -Как вы думаете, почему природные богатства и труд мы называем основой экономики? (Они требуются для производства товаров и услуг) - Ребята, давайте ответим на вопрос: 1.На каких «трёх китах» держится экономика? (Природные богатства, труд , капитал) 2.Перечислите богатства, которыми обладает человек. ( Здоровье, семья, друзья, природа, знания) 3.Что включают в себя природные богатства? (Вода, воздух, полезные ископаемые, почва, растения и животные) 4. Какой бывает труд? (Умственный и физический.) - Молодцы, я вижу, вы хорошо усвоили материал предыдущей темы урока. | Отвечатают на вопросы | Мыслительная Фронтальная Беседа Индивидуальная | Индивидуальная | П.3 | К.1, П.1 | Л.1 |
3. Этап выявления места и причины затруднения Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | 3.1. Работа со стихотворением о полезных ископаемых - Ребята, послушайте, пожалуйста, внимательно стихотворение Какие хитрые секреты - Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (полезных ископаемых) Слайд 3.2. Отгадывание загадок -Отгадайте загадки: Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след везде. (Мел) Он очень нужен детворе Он на дорожках во дворе, Он и на стройке, и на пляже Он и в стекле расплавлен даже. (Песок) На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички. (Газ) Без неё не побежит Ни такси, ни мотоцикл, Не поднимется ракета Отгадайте, что же это? (Нефть) Если встретишь на дороге, То увязнут сильно ноги. А сделать миску или вазу- Она понадобится сразу. (Глина) -Как назвать все эти отгадки? (полез. ископаемые) - Верно | Слушают стихотворение Отгадывают загадки | Беседа | Фронтальная | П.2, П.1 | К.1, П.1 | Л.1, Л.2 |
4. Этап построения проекта выхода из затруднения Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. | 4.1 Определение темы урока - Какова же тема нашего сегодняшнего урока ? - Верно, молодцы! 4.2 Определение цели и задач урока. - Какова цель нашего урока? (Изучить полезные ископаемые) -Верно! - Давайте определим ряд вопросов, на которые нам предстоит ответить в ходе урока. (Что такое « Полезные ископаемые»? Какие полезные ископаемые бывают? Как люди используют в своей жизни? Как добывают? Как надо охранять полезные ископаемые?) | Определяют тему урока Определяют цели и задачи урока | Обобщающая беседа | Фронтальная | П.1, П.2 | Р.1, Р.2 | Л.2 |
5. Этап реализации построенного проекта Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | 5.1. Беседа о полезных ископаемых - Посмотрите на слайд, прочитайте определение, ответим на первый вопрос. Что же такое полезн ископ.? - А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы? - А из чего делают автомобили, самолёты? - Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (топливо) - Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми. - А почему они полезные? (Ответы детей) - Молодцы! Полезные ископаемые – это богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве. 5.2. Разделение полезных ископаемых на группы. - Все полезные ископаемые делятся на три группы:топливные (горючие), рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми, и делить их на группы. - Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива? 5.2.1. Горючие ископаемые - К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива. - А какое значение имеет топливо? (ответы детей) - При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. - Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа. 5.2.2. Рудные ископаемые. - Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды - чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды. - Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов? 5.2.3. Нерудные ископаемые. - Молодцы. Перейдём к третьей группе. - Как вы думаете, почему они называются строительными? - Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе (песок, глина, известняк, торф, уголь). 5.3. Работа с учебником. - Ребята, откроите учебник на стр. 46 и прочитайте, что такое полезные ископаемые - …, прочитай вслух, пожалуйста - Что вы узнали о полезных ископаемых? Физминутка Мы немножко отдохнем, встанем глубоко вздохнем. Руки вниз, на пояс, вверх- Нам сопутствует успех. Руки в стороны, вперед- Нас еще работа ждет. 5.4. Беседа о профессии «геолог» - Ребята, а вы знали, что полезные ископаемые появились очень давно. Уже ни одно поколение ими пользуется. Сейчас мы не можем себе представить нашу жизнь без полезных ископаемых, а ведь были времена, когда человек не использовал их в своей деятельности, поскольку не знал, как и где их добывать. - Знаете ли вы, люди, какой профессии занимаются поиском и оценкой полезных ископаемых? (Геологи. Работают с понятием) 5.5. Рассматривание иллюстраций. - Откройте учебник на стр. 46 - Рассмотрите образцы полезных ископаемых по иллюстрации. Перечислите их. (гранит, песок, глина, известняк. каменный уголь, торф, нефть, газ) - Недра Земли и ее поверхность хранят в себе многочисленные природные богатства. Одни полезные ископаемые используют в строительстве: -Как вы думаете, какие из рассмотренных нами природных ископаемых используют в строительстве? (гранит, песок, глина, известняк, каменный уголь, торф, нефть, газ) Наша область тоже богата разными полезными ископаемыми. Одним из них является торф. Торфяники в пределах области занимают территорию в 82 тыс. га. Также распространены месторождения строительного сырья: кварцевые, стекольные и строительные пески, глины, мел, мергель, трепел. 5.6. Рассказы учащихся о полезных ископаемых. - Ваши одноклассники приготовили сообщения о полезных ископаемых. Послушаем их. Каменный уголь – твердый, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета. Применяется как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из каменноугольной смолы делают лекарство. И, действительно, миллионы лет назад на земле росли могучие деревья. Под действием ветра эти деревья ломались и падали в воду. Там они долго лежали и превращались в твёрдое, холодное, чёрное вещество. Так нам в наследство достались залежи каменного угля. Как добывают каменный уголь добывают в шахте (роют котлован или поднимают пласты земли) Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный, серого цвета, основное свойство – прочность. Используется в строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки лестниц, мостят дороги; хорошо полируется – им украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли. Торф – рыхлый, непрозрачный, горючий, твердый, светло-коричневого цвета. Используется при отапливании жилых помещений, на торфе работают некоторые электростанции. В болотах накопились богатые отложения торфа, однако, пока он не разрабатывается. Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть торф. Когда воду выкачивают из такого болота, торф можно разрезать на куски, просушить и обжигать. Железная руда – твердое, непрозрачное, очень плотное, негорючее, темно-коричневого цвета. Основное свойство – плавкость; в доменных печах выплавляют чугун –> сталь –> железо –> металл. Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки железной руды притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. Глина – твердое, непрозрачное, рыхлое, негорючее, коричневого цвета. Используется в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо лепится, мягкая под действием воды применяется для изготовления посуды. Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством. Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. А как мы с вами будем бережно использовать эти богатства? Правила бережного использования: 1.Экономно использовать. 2.Оберегать от пожаров. 3.Соблюдать правила перевозки. 4.Заменять по возможности искусственными материалами. 5.7. Как добывают полезные ископаемые - Давайте с вами узнаем как же добывают полезные ископаемые. Прочитайте текст в учебнике нв стр. 48-49 по цепочке. |
Отвечают на вопросы учителя Работа с учебником Работа с учебником мыслительная | Беседа | Фронтальная Индивидуальная Фронтальная Индивидуальная
| П.3, П.2, П.1 П.3, П.2, П.1 | П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2 П.1, П.2, Р.2, К.1, К.2 | Л.1 Л.1 |
6. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Задача: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | -Откройте рабочую тетрадь на стр.30 .Найдите 4 задание. Прочитай вслух, пожалуйста, задание.
- Выполните №5 | Работают по тетради | Самостоятельная работа | Индивидуальная | П.1, П.2, П.3 | П.1, П.2, К.2 | Л.1, Л.2 |
7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | - Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста. 1. Какие из полезных ископаемых используют в строительстве? а) песок, глину б) гранит, торф в) уголь, соль 2. Какие из полезных ископаемых служат топливом? а) нефть, руда б) уголь, торф в) известняк, газ 3. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок? а) гранит, песок б) уголь, руда в) нефть, газ 4. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых? а) строители б) геологи в) шахтёры 5. Большинство полезных ископаемых: а) жидкие б) твердые в) газообразные 6. Нефть и газ добывают а) на суше б) на море в) и на суше, и на море 7. Что не является горючим полезным ископаемым? а)каменный уголь б)гранит в)торф 8. Какое полезное ископаемое является жидким? а)нефть б)глина в)газ 1. а 2.а 3. в 4. б 5. б 6. в 7. б 8. а - Обменяйтесь работами и проверьте тест по ключу на слайде. - Похлопайте те, у кого все правильно - У кого были ошибки? В чём ты ошибся? -Ребята, вы действительно молодцы. Тест выполнили на отлично. | Рисуют ископаемое Выполнение тестового задания | Беседа | Работа в парах Фронтальная Индивидуальня | П.1, П.2, П.3 | П.1, К.1, Р.2 | Л.2 |
8. Этап включения в систему знаний и повторения Задача: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. | - Вы хорошо поработали, давайте вспомним, какова была тема урока? (полезные ископаемые) - Как вы считаете, какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? - У кого другое мнение? (Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.) - Может ли наша экономика обойтись без природных богатств? - Полезные ископаемые – это источник нашей жизни. - Скажите, а что будет, если исчезнут полезные ископаемые с нашей Земли? - Что же должен делать человек, чтобы по- хозяйски использовать богатства подземных кладовых? - Полезные ископаемые – это клад нашей Земли. Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться к подземным богатствам, которые невозможно восстановить. - Поднимите руки те, у кого были затруднения сегодня на уроке, с этой темой? Над какими вопросами вы хотели бы еще поработать? | Отвечают на вопросы учителя | Беседа | Фронтальная | П.3 | Р.2, К.1, П.2 | Л.2 |
9. Этап рефлексии учебной деятельности Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | - Как вы считаете, что нам помогло достичь цели урока? (хорошая работоспособность, активность на уроке, сплоченная работа и т.д.) - Оцените свои достижения на уроке. - На экране вы видите 3 не законченных предложения:
| Оценивают свои достижения, продолжая фразу | Прием «Продолжи фразу» | Фронтальная | П.3 | П.1, Р.1, К.1 | Л.2 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира в 3 классе "Полезные ископаемые"
Здесь представлены: конспект урока и презентация на тему "Полезные ископаемые". 3 класс "Школа России"...
Конспект урока по окружающему миру. 4 класс. "Полезные ископаемые".
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему "Полезные ископаемые". УМК "Школа России". Учебник Плешаков А.А....
Урок - проект по окружающему миру в 3-м классе "Полезные ископаемые"
Цели: Расширить представление детей о полезных ископаемых, познакомить с их свойствами и способах добычи.Способствовать развитию внимания, памяти, умение применять логические операции, сравнение, обоб...
Открытый урок по окружающему миру в 3 классе "Полезные ископаемые"
Урок по окружающему миру проводился в 3 классе по УМК "Школа России" под редакцией А.А.Плешакова. На уроке применяются групповая, игровая технологии, ставится проблемный вопрос....
Урок- проект по окружающему миру в 4 классе "Полезные ископаемые".
Урок проводится с целью проверки знаний,умений и навыков, полученных учащимися в ходе изучения темы .Для разработки данной темы использован проектный метод.В ходе занимательной игры- путешествия учащи...
Урок окружающего мира в 4 классе: "Полезные ископаемые нашего края"
программа "Школа России"...
Урок окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые" (3 класс).
Конспект урока окружающего мира. Тема "Полезные ископаемые". Презентация к уроку (каждый слайд отдельно)....