Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии (в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей |
Узнавание | Актуализация имеющихся знаний о живой и неживой природе | 1. Отметь правильный ответ. Что является объектом живой природы? А) облако Б) еж В) камень
| Данные задания выполняются на основе знаний учащихся о живой и неживой природе. По типу задания с выбором ответа. По уровню сложности являются базовыми (1 балл). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе актуализации.
Критерии и баллы: 1 балл | Дан верный ответ | 0 баллов | Дан неверный ответ |
| Б) |
2. Ниже представлены три факта, один из которых ложный. Определи неверное утверждение. А) Белка – объект неживой природы Б) Солнце – объект неживой природы В) Камень – объект неживой природы
| Данные задания выполняются на основе знаний учащихся о живой и неживой природе. По типу задания с выбором ответа. По уровню сложности являются базовыми (1 балл). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе актуализации.
Критерии и баллы: 1 балл | Дан верный ответ | 0 баллов | Дан неверный ответ |
Данные задания выполняются на основе знаний учащихся о живой и неживой природе. По типу задания с выбором ответа. По уровню сложности являются базовыми (1 балл). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе актуализации.
Критерии и баллы: 1 балл | Дан верный ответ | 0 баллов | Дан неверный ответ |
| А) |
3. К какому виду природы относится объект, указанный на картинке?
А) живая Б) неживая | А) |
Воспроизведение | Воспроизведение усвоенных знаний по изученной теме «Живая и неживая природа» | 1. Вставь пропущенные слова.
Природа бывает _____ и живая. Солнце, ____ , вода, воздух, камни - это объекты - _______ природы. Растения, _______ , животные, человек - это объекты ______ природы, или живые существа. Живая природа не может существовать без _______. | 1. Данное задание выполняется на основе знаний учащихся о живой и неживой природе. По типу задание с полным ответом. По уровню сложности является базовым (2 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе первичного закрепления. Критерии и баллы:
2 балла | На место всех пропусков пропущенные слова подобраны правильно | 1 балл | На место всех пропусков не все пропущенные слова подобраны правильно | 0 баллов | Дан неверный ответ |
| Природа бывает неживая и живая. Солнце, звёзды, вода, воздух, камни - это объекты неживой природы. Растения, грибы, животные, человек - это объекты живой природы, или живые существа. Живая природа не может существовать без неживой. |
2. Назови признаки живой природы | 1. Данное задание выполняется на основе знаний учащихся о живой и неживой природе. По типу задание с полным ответом. Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе первичного закрепления. Критерии и баллы:
2 балла | Названы все признаки живой природы. Ответ дан полным развернутым предложением | 1 балл | Названы признаки живой природы, но пропущены 1-2 признака. Ответ дан полным развернутым предложением | 0 баллов | Дан неверный ответ |
| Объекты живой природы обладают следующими признаками: они дышат, растут и питаются, размножаются и умирают. |
3. Назови признаки неживой природы | 1. Данное задание выполняется на основе знаний учащихся о живой и неживой природе. По типу задание с полным ответом. Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе первичного закрепления. Критерии и баллы:
2 балла | Названы все признаки неживой природы. Ответ дан полным развернутым предложением | 1 балл | Названы признаки неживой природы, но пропущены 1-2 признака. Ответ дан полным развернутым предложением | 0 баллов | Дан неверный ответ |
| Объекты неживой природы обладают следующими признаками: они не дышат, не растут и не питаются, не размножаются и не умирают. |
Понимание | Выявление и оценка уровня сформированности умений учащихся делать осмысленное восприятие знаний о живой и неживой природе через моделирование. | 1. Подумай и определи, на какие группы можно поделить объекты природы, представленные ниже? Обоснуй свое решение.
Объекты природы: Луна, дерево, песок, человек, вода, воробей, камень, пчела, волк, лиса, солнце
| Данное задание выполняется на основе умений учащихся сравнивать объекты природы и устанавливать основания для их сравнения. По типу задания с полным ответом. По уровню сложности являются повышенными (3 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе закрепления.
Критерии и баллы:
3 балла | Верно определены группы объектов природы и установлены основания для их сравнения Я разделил эти объекты на 2 группы. 1 группа: Луна, песок, вода, камень, солнце Потому все эти объекты относятся к неживой природе.
2 группа: дерево, человек, воробей, пчела, волк, лиса. Потому что эти объекты способны дышать, расти и поэтому относятся к живой природе. | 2 балла | Верно определены группы объектов природы, но не доказаны по какому признаку разделили на группы. | 1 балл | Верно определена 1 группа объектов природы и дано доказательство по какому признаку разделено. | 0 баллов | Дан неверный ответ |
| Я разделил эти объекты на 2 группы. 1 группа: Луна, песок, вода, камень, солнце Потому все эти объекты относятся к неживой природе.
2 группа: дерево, человек, воробей, пчела, волк, лиса. Потому что эти объекты способны дышать, расти и поэтому относятся к живой природе. |
|
2. Подберите к каждой группе по 2 объекта природы Что объединяет все эти группы?
Птицы: снегирь, … Дикие животные: медведь … Домашние животные: кот, … Растения: ромашка, …
| Данное задание выполняется на основе умений учащихся устанавливать взаимосвязь между группой и объектами этой группы. По типу задания с полным ответом. По уровню сложности являются повышенными (3 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе закрепления.
Критерии и баллы: 3 балла | Верно подобраны объекты к каждой группе, дан верный ответ на вопрос. | 2 балла | Верно подобраны объекты только в 3-х группах, дан верный ответ на вопрос | 1 балл | Верно подобраны объекты только в 3-х группах, не дан верный ответ на вопрос | 0 баллов | Ответ не дан |
| Птицы: снегирь, воробей, аист; Дикие животные: медведь, волк, лиса; Домашние животные: кот, собака, лошадь; Растения: ромашка, ель, крапива
Все эти группы объединяет то, что они относятся к живой природе. |
3. К какому объекту природы относится человек? Объясни почему.
| Данное задание выполняется на основе знаний учащихся об объектах живой и неживой природы и их признаках. По типу задания с кратким ответом. Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе первичного закрепления. Критерии и баллы: 2 балла | Верно дан ответ. Человек относится к живой природе, потому что он дышит, растет и питается, размножается и умирает. | 1 балл | Допущена 1 ошибка | 0 баллов | Ответ не дан |
| Человек относится к живой природе, потому что он дышит, растет и питается, размножается и умирает. |
Применение знаний в знакомых условиях | Самостоятельное преобразование усвоенной информации о живой и неживой природе в знакомых условиях | 1. Определи, какие объекты относятся к живой природе, а какие к неживой.
Список слов: Луна, дерево, песок, человек, вода, воробей, камень, пчела, волк, лиса, солнце
Аня выполнила данное задание так: Живая природа: дерево, песок, человек, вода, воробей, пчела, волк, лиса Неживая природа: Луна, камень, солнце
А как думаешь ты? Правильно ли Аня выполнила задание? Если Аня выполнила задание неправильно, исправь её ошибки. | Данное задание выполняется на основе знаний о живой и неживой природе. По типу задания с развернутым ответом. По уровню сложности – высокое (4 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на этапе первичного закрепления.
Критерии и баллы: 4 балла | Определена верная классификация слов. Учащийся смог найти ошибки, допущенные Аней, и исправить их. | 3 балла | Определена верная классификация слов. Учащийся смог найти ошибки, допущенные Аней, но исправил только 2. | 2 балла | Определена верная классификация слов. Учащийся смог найти ошибки, допущенные Аней, но не исправил их. | 1 балл | Обучающийся выполнил задание точно так же, как выполнила Аня. | 0 баллов | Ответ не дан, задание не выполнено |
| Я считаю, что Аня неправильно выполнила задание. Аня не знает о том, какие объекты относятся к живой, а какие к неживой природе. Объекты, которые способны дышать, двигаться, размножаться относятся к живой природе. Объекты, которые не могут дышать, двигаться, расти относятся к неживой природе. Я выполнил задание таким образом: Живая природа: дерево, человек, воробей, пчела, волк, лиса; Неживая природа: Луна, песок, вода, камень, солнце |
2. Прочитай. Выбери среди данных суждений правильные. Преобразуй неправильные суждения в правильные.
1) Солнце, воздух, вода – объекты живой природы; 2) К объектам живой природы относятся те объекты, которые способны дышать, расти, двигаться, размножаться. 3) Песок – объект неживой природы, потому что он не дышит, не растет, не размножается 4) Деревья относятся к неживой природе, так как не могут передвигаться
____________________
3. Найди ошибки Ученик Ваня задремал на уроке и приснилась ему контрольная работа по окружающему миру на тему «Живая и неживая природа». Его задание было раздели объекты природы на группы. Он и пишет: Живая природа: слон, человек, снег, сосна. Неживая природа: самолет, дождь, звезда, гора. Повторяется его сон раз за разом как в кошмаре. Помоги найти ошибки Вани, чтобы он проснулся.
| Данное задание выполняется на основе знаний о живой и неживой природе. По типу задания с развернутым ответом. По уровню сложности – высокое (4 балла). Возможно применение на уроке ОНЗ на рефлексивно-оценочном этапе.
Критерии и баллы: 4 балла | Верно определены правильные суждения. Учащийся смог выделить неправильные суждения и преобразовать их в правильные. | 3 балла | Верно определены правильные суждения. Учащийся смог выделить неправильные суждения, преобразовал только одно суждение в правильное | 2 балла | Верно определены правильные суждения. Учащийся смог выделить неправильные суждения, но не смог преобразовать их в правильные | 1 балл | Учащийся смог выделить только одно правильное суждение. | 0 баллов | Ответ не дан, задание не выполнено |
___________________________________
Данное задание выполняется на основе знаний о живой и неживой природе. По типу задания с развернутым ответом. Возможно применение на уроке ОНЗ на рефлексивно-оценочном этапе.
Критерии и баллы: 2 балла | Верно найдены ошибки. Снег- неживая природа; Самолет- рукотворный мир | 1 балл | Учащийся смог выделить только одну ошибку. | 0 баллов | Ответ не дан, задание не выполнено |
| Я выделил 2 правильных суждения: к объектам живой природы относятся те объекты, которые способны дышать, расти, двигаться, размножаться, и песок – объект неживой природы, потому что он не дышит, не растет, не размножается. Остальные суждения неправильные, потому что Солнце, воздух, вода – объекты неживой природы, так как не обладаю признаками живой природы; деревья относятся к живой природе, так как не могут передвигаться, но они способны дышать и расти. ______________
Снег- неживая природа; Самолет- рукотворный мир |
Применение в новых условиях | Формирование навыка находить информацию в новых условиях | 1. Напиши мини-сочинение на тему «Что у меня за окном?», используя в своём тексте 5 примеров неживой природы и 5 примеров живой природы.
| Данное задание выполняется на основе полученных знаний о живой и неживой природе. По типу задания с развернутым ответом. Возможно применение на уроке ОНЗ на рефлексивно-оценочном этапе.
Критерии и баллы: 3 баллов | Мини-сочинение написано с использованием 5 примеров живой и неживой природы | 2 балла | Мини-сочинение написано с использованием менее 5 примеров живой и неживой природы | 1 балл | Мини-сочинение написано с использованием менее 5 примеров либо живой, либо неживой природы | 0 баллов | Неверное выполнение задания |
| За моим окном наступила весна. Уже начинает греть солнце, животные и растения начинают просыпаться из зимней спячки. С самого утра уже слышны пение птиц, лай собак и спор дворовых котов. Сегодня на улице идет дождь и на землю вылезли дождевые черви. По пути в школу я люблю пинать камень.
|
2. Составь синквейн на тему «Живая и неживая природа»
Структура синквейна: - Название (тема)
- Описание (2 прилагательных)
- Действие (3 глагола)
- Фраза выражающая отношение автора к данной теме (не больше 3-5 слов)
- Синоним к первому слову
Пример: - Природа
- Живая, неживая
- Растет, размножается, умирает
- Важно уметь классифицировать объекты природы
- Окружающий мир
|
Данное задание выполняется на основе полученных знаний о живой и неживой природе. По типу задания с кратким ответом. Возможно применение на уроке ОНЗ на рефлексивно-оценочном этапе.
Критерии и баллы: 3 балла | Синквейн выполнен по данной структуре. | 2 балла | Синквейн выполнен с ошибкой в 1 пункте | 1 балла | Синквейн выполнен с 2-4 ошибками | 0 баллов | Неверное выполнение задания |
|
- Природа
- Живая, неживая
- Растет, размножается, умирает
- Важно уметь классифицировать объекты природы
- Окружающий мир
|