Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Пожар"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Урок окружающего мира во 2 классе. УМК "Школа России", автор А. А. Плешаков. Технологическкая карта урока, самоанализ, презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет, УМК

Окружающий мир,  «Школа России»

Класс

2 класс

Тема урока

«Пожар!»

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель урока, задачи урока

Цель: познакомить учащихся с правилами противопожарной безопасности.

Задачи:

Образовательные:

  • выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;
  • формировать умения правильно вести себя в экстремальных ситуациях;

Развивающие:

  • развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
  • развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
  • формировать умение аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • развивать  желание  и умение работать в коллективе;
  • воспитывать уважение к мнению собеседника;
  • развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;
  • формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и жизни окружающих.

Средства обучения

Формы представления учебной задачи: наглядный образ (презентация,), рисунок,  схема, слушание, чтение

Технологии формирования УУД

1) проблемно-диалогическая технология;

2) организация учебного сотрудничества;

3) технология оценки образовательных достижений;

4) информационно-коммуникативные технологии;

5) игровые технологии.

Методы:

  1. частично-поисковый метод обучения;
  2. метод проектирования.

Организационные формы:  фронтальная,  индивидуальная, групповая работа.

Планируемые результаты (универсальные учебные действия), которые актуализируют/приобретут/

закрепят/ обучающиеся  в ходе урока

Предметные универсальные действия

- отрабатывать правила пожарной безопасности

Обучающийся научится:

- правилам поведения по предотвращению пожара и действий при пожаре.

 Обучающийся в совместной деятельности с учителем получит возможность научиться организовывать и оценивать результаты своей деятельности.

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- интерес к заданиям урока;

-представление об основных нормах поведения в жизни.

Обучающийся получит возможность для формирования:

-оценки жизненных  ситуаций с точки зрения собственных ощущений в предложенных ситуациях.

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Регулятивные УУД

Обучающийся научится:        

-принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- в сотрудничестве с учителем, группой находить  варианты решения учебной задачи.

  • Познавательные УУД

- отвечать на простые вопросы учителя,  

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

- устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить  доказательства, практические действия.

  • Коммуникативные УУД

-  умение формулировать высказывание;

- умение принимать и учитывать иную точку зрения и способ действия, предложенный        другим; умение согласовывать позиции и находить общее решение;

-  умение адекватно использовать речевые средства для представления результата;

-  общаться с товарищами, выслушивать ответы одноклассников.

Межпредметные связи

Литературное чтение (развитие речи), русский язык,

Предварительная подготовка

Предварительно класс разделен на группы по 5 человек, выбраны командиры групп. Двое детей подготовили стихи, посмотрели мультфильм «Кошкин дом».

Оборудование и материальное обеспечение:

Раздаточный материал для команд, проектор, колонки, свечи, спички, словари Ожегова

Этапы учебного занятия

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.

Цель этапа: обеспечить мотивацию и организовать внимание учащихся.

II. Актуализация знаний.

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Здравствуйте, ребята, начинаем урок окружающего мира. Очень рада вас всех видеть. Присаживайтесь.

Хотите, чтобы урок прошёл интересно? Что для этого нужно с собой взять?

Открываем наши ладошки и произносим волшебную фразу: «Я хочу всё знать».

Послушайте загадку, отгадайте

Я могу защитить.
Я могу осветить.
Я могу накормить.
И согреть я могу.
Я - помощник вам,
друг, безотказный слуга,
Но не злите меня понапрасну.
Ведь тогда превращаюсь я в злого
врага
С беспощадною силой ужасной. (огонь)

-Каким может быть огонь?

Значит огонь может быть нашим другом и нашим врагом. Как вы думаете, когда огонь выступает как друг человека?

(согревает, освещает, готовим пищу)

2. Огонь – символ

(вечный огонь, олимпийский огонь)

                                                                                            Слайд

Стихи читают дети

Вечный огонь

Над могилой, в тихом парке

Расцвели тюльпаны ярко.

Вечно тут огонь горит,

Тут солдат советский спит.

Гори, гори, огонь Олимпа,
И освещай России путь,
Пусть будет жаркой в поле битва,
Медали пусть украсят грудь…

 

Отгадайте ребус                                                               Слайд

   Когда огонь может стать врагом?

-К какому бедствию может привести огонь?

- А кто виновен в том, что  огонь может стать врагом?

-Определите тему урока.

- Молодцы! Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о пожаре  и правилах пожарной безопасности.

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

Узнаем основные правила противопожарной безопасности, как себя вести, если случился пожар.

Научимся вызывать пожарных по телефону.

                                                                                                         Слайд
- Где и когда нам это в жизни пригодиться?

Учитель  настраивает детей на урок, создает доброжелательную атмосферу в классе.

Определение задач урока

Связь с жизнью

Дети приветствуют учителя.

1.Согревает(топим печь)

2.

Освещает, готовим пищу на огне;

3. Вечный огонь, олимпийский огонь)

Отгадывают ребус (пожар)

V. Первичное усвоение новых знаний.

Работа в группах

Исследовательская работа

Практическая работа

 

                                                                                                             Слайды

Ищем в словаре Ожегова Слово пожар

Пожар – пламя, которое охватывает и уничтожает что-нибудь. Говорят: Большой, лесной пожар. Тушить пожар. Вспыхнул пожар. В доме возник пожар. 

  • За 15 минут выгорает полностью 3-х комнатная квартира.
  • Погибает много людей, в том числе и дети.

Каждый час на Земле происходит 700 пожаров

Давайте ответим на вопрос.

Кто виноват, что случился пожар?

Верно. Виноват чаще всего сам человек. И страдает тоже человек.

  Что надо знать, чтобы не случилось пожара?

Работа в группах.

Прочитайте текст и сформулируйте правила противопожарной безопасности.

1 группа.

 В посёлке Трудовой, вечером произошёл пожар. Дедушка и бабушка отдыхали, а их трёхлетний внук играл в соседней комнате со спичками. Огонь, полыхнувший в жилище, увидели соседи и вызвали пожарных. При пожаре пострадали бабушка и дедушка, ребёнка удалось спасти.

2. В городе Казань сгорел продуктовый магазин «Фактория». Загорелся холодильник, который был подключён к неисправной розетке удлинителя

3. В Буинском районе девятилетний мальчик сжёг дом и сарай своей бабушки. Он развёл костёр за сараем, огонь попал на стену строения. Пламя быстро охватило весь сарай и уничтожило его. После огонь переместился на крышу дома, превратив его в головешки…

4. В Нижнекамском районе, мужчина заснул, оставив включённой газовую плиту, над которой сушились вещи. Огонь быстро распространился на стену и крышу дома…

 3. В Нижнекамском районе, мужчина заснул, оставив включённой газовую плиту, над которой сушились вещи. Огонь быстро распространился на стену и крышу дома…

4 Девятилетний мальчик сжёг дом и сарай своей бабушки. Он развёл костёр за сараем, используя керосин, который бабушка хранила в сарае в бутылке. Огонь попал на стену строения. Пламя быстро охватило весь сарай и уничтожило его. После огонь переместился на крышу дома, превратив его в головешки…

5. Маша гладила вещи  для своей куклы маминым утюгом. Ей позвонила Марина и сказала, что они ждут её на спортивной площадке. Там уже собрался весь класс и все катаются с горки. Маша быстро собралась и побежала играть с ребятами.

Чтение правил по учебнику. (с 21)                    Слайд

Вы сидите на уроке в своём кабинете,  и вдруг случается пожар в школе.

- Как вы узнаете об этом? (Прозвенит длинный звонок и прозвучит голосовое оповещение.) ВКЛЮЧАЮ ЗВУК СИРЕНЫ

- Что мы должны делать? (Покинуть здание. Эвакуироваться через главный или запасной выход.)

- А как мы должны эвакуироваться? (Организованно, быстро и спокойно, без паники.)

-  ИТАК:

Каждый юный гражданин при обнаружении пожара или признаков горения ОБЯЗАН:

  • Эвакуироваться в безопасное место быстро, но без паники.

- Теперь представьте:

Вы находитесь дома. Вдруг чувствуете запах гари, повышение температуры воздуха, видите воспламенение чего-то, задымление.

Правила поведения во время пожара

  1. Убегая от пожара, ничего не ищи, не пытайся спасти свои вещи, игрушки.
  2. Не забудь плотно закрыть за собой двери и окна.

- Почему во время пожара нельзя разбивать окна и оставлять двери открытыми?

Проведем опыт. Для этого зажжем две свечи. Теперь одну свечу поставим под банку.  И подождем несколько секунд.

Что произошло с этой свечкой?

Почему?

Какой мы с вами сделаем вывод? 

Молодцы ребята, но при пожаре опасен не только огонь, но и дым! Вы знаете как вести себя в задымленном помещении?

Молодцы! Давай те повторим правила поведения в задымленном помещении:

  1. Чтобы защититься от дыма – дышите через мокрую тряпку.
  2. Выбирайтесь ползком или на четвереньках – внизу меньше дыма.
  3. Не заливай водой горящие электроприборы. Вода хорошо проводит электрический ток, и любое прикосновение к такой воде приводит к смерти.

А сейчас проверим, как вы усвоили все эти правила, проведем исследовательскую работу. Вы посмотрите отрывок из мультфильма «Кошкин дом» С.Я.Маршака и, работая в парах, найдете, какие ошибки допустила кошка, какие правила она забыла?

Какие ошибки допустила Кошка при пожаре ее дома?

Чтение материала учебника на с. 22

Куда нужно звонить при  пожаре?

Знает каждый гражданин, пожарный номер …(хором) 01.

а по мобильному телефону 101 или 112 – единая служба спасения.

Как правильно вызвать пожарных?

Давайте разберём ситуации и решим, кто правильно из ребят вызвал пожарных?

Работа в группах

Определение лексического слова в словаре

Включает звук сирены

Слайд

Вызвала ли кошка пожарных?

Пожар

Ищут значение слова «пожар» в словаре

Человек

Нужно знать правила противопожарной безопасности.

Отчёт групп

Формулируют правила пожарной безопасности.

Читают правила в учебнике с. 21

Строятся в классе.

Показывают, как выбираться из задымлённого помещения.

Кошка не следила за огнем и оставила топящуюся печку. Загорелся ковёр.

Вызвала ли она пожарных

V. Первичная проверка понимания.

VI.  Первичное закрепление.

VII Рефлексия

VIII. Домашнее задание.

-----------------------------------------------------------------------------------------

- Лида: «Ой,  у нас тут всё горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»

---------------------------------------------------------------------------------------

- Сергей: «Здравствуйте! Меня зовут Сергей Петров. Я учусь во втором классе школы № 1. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар. Приезжайте на улицу Спортивная».

--------------------------------------------------------------------------------------

- Матвей: «Здравствуйте, у нас в квартире начался пожар. Адрес: улица Менделеева, дом 5, 2 подъезд, квартира 35. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей»

----------------------------------------------------------------------------------

Памятка

Памятка

         1.Что горит?             4.Код подъезда.

  2.Адрес.                    5.Фамилия.

 3.Какой этаж?          6.Телефон.

   Какими качествами должен обладать пожарный?

Подведение итогов урока .

Достигли мы поставленных целей урока?

Минипроект на с 13 ТПО

Водой пожар тушат, а умом – предотвращают.

Выставление оценок.

С.23 учебника. Зад.1. Найти пословицы о пожаре.

ТПО с14. Зад.3,4.

Руководит работой групп

Работают в группах, определяют, кто из детей пожарных вызвал правильно

Называют качества характера пожарного

Выполняют проектную работу.



Предварительный просмотр:

Предмет.  Окружающий мир

Класс:  2

Тема урока:  Пожар

Тип урока:  Открытие новых знаний

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, создание мини – проекта(проектирования)

Формы организации познавательской деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Перед собой ставила цель: познакомить учащихся с правилами противопожарной безопасности.

Перед собой я ставила следующие задачи:

Образовательные:

  • выработать у обучающихся последовательность действий при пожаре;
  • формировать умения правильно вести себя в экстремальных ситуациях;

Развивающие:

  • развивать способность осуществлять самостоятельный поиск информации;
  • развивать образное мышление, связную речь обучающихся;
  • формировать умение аргументировать своё мнение.

Воспитательные:

  • развивать  желание  и умение работать в коллективе;
  • воспитывать уважение к мнению собеседника;
  • развивать любознательность и интерес к учебной деятельности;

формировать у обучающихся навыки для сохранения своей жизни и жизни окружающих.

В ходе проведения урока предполагалось решить следующие УУД:

Метапредметные универсальные учебные действия

  • Регулятивные УУД

Обучающийся научится:        

-принимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,

- понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;

-оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять действия с учетом выделенных учителем ориентиров действия;

- в сотрудничестве с учителем, группой находить  варианты решения учебной задачи.

  • Познавательные УУД

- отвечать на простые вопросы учителя,  

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы.

- устанавливать на основе анализа логические связи между блоками извлечённой информации, делать обобщения и выводы, выявлять причинно-следственные связи, приводить  доказательства, практические действия.

  • Коммуникативные УУД

-  умение формулировать высказывание;

- контролировать себя и товарища;

Ожидаемый результат

Знать: причины возникновения пожара, правила поведения во время пожара,  номер телефона пожарной части;

Уметь: правильно действовать в чрезвычайной ситуации;

Применять: изученный материал на практике.

 Тип и структура урока соответствует поставленной цели и задачам, возрастным и индивидуальным особенностям восприятия обучающихся.

Организационный момент способствовал созданию благоприятной дружеской обстановке на уроке, эмоционально – положительному настрою

 На этапе актуализации знаний учащихся, где звучала загадка, путём проблемных вопросов дети осмысливали содержание загадки, определяли, где огонь – друг, а где – враг, используя свой жизненный опыт.

Тему и задачи урока ребята определяли самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На самом главном этапе работали в группах. Цель данного этапа – определение причин возникновения пожара. Дети самостоятельно, на жизненных примерах определяли эти причины. Считаю, сто цель данного этапа достигнута.

Как действовать при возникновении в классе и дома учащиеся определяли при помощи мини – исследования, с использованием опыта на свечах.

Учебник и презентация помогли детям освоить номера, на которые надо звонить в случае возникновения пожара.

На этапе рефлексии ещё раз вернулись к поставленным вопросам в начале урока и были озвучены детьми ответы на данные вопросы. В результате был оформлен  мини – проект в ТПО.

Кружки с разными цветами – оценочная деятельность

Думаю, что тему дети усвоили, поставленные задачи реализованы. Кроме учебных задач старалась реализовать развивающие и воспитательные задачи.



Предварительный просмотр:

  1.    В посёлке Трудовой, вечером произошёл пожар. Дедушка и бабушка отдыхали, а их трёхлетний внук играл в соседней комнате со спичками. Огонь, полыхнувший в жилище, увидели соседи и вызвали пожарных. При пожаре пострадали бабушка и дедушка, ребёнка удалось спасти.

__________________________________________________________________

2. В городе Казань сгорел продуктовый магазин «Фактория». Загорелся холодильник, который был подключён к неисправной розетке удлинителя.

_________________________________________________

3. В Бунинском районе девятилетний мальчик сжёг дом и сарай своей бабушки. Он развёл костёр за сараем, огонь попал на стену строения. Пламя быстро охватило весь сарай и уничтожило его. После огонь переместился на крышу дома, превратив его в головешки…

___________________________________________________

4. В Нижнекамском районе, мужчина заснул, оставив включённой газовую плиту, над которой сушились вещи. Огонь быстро распространился на стену и крышу дома…

 

5. Маша гладила вещи  для своей куклы маминым утюгом. Ей позвонила Марина и сказала, что они ждут её на спортивной площадке. Там уже собрался весь класс и все катаются с горки. Маша быстро собралась и побежала играть с ребятами.

___________________________________________________

Лида: «Ой,  у нас тут всё горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»

------------------------------------------------------------------------------

- Сергей: «Здравствуйте! Меня зовут Сергей Петров. Я учусь во втором классе школы № 1. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар. Приезжайте на улицу Спортивная».

-----------------------------------------------------------------------------

- Матвей: «Здравствуйте, у нас в квартире начался пожар. Адрес: улица Менделеева, дом 5, 2 подъезд, квартира 35. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей»

-----------------------------------------------------------------------------

_________________________________________________________

Лида: «Ой,  у нас тут всё горит! Приезжайте, пожалуйста, быстрее!»

------------------------------------------------------------------------------

- Сергей: «Здравствуйте! Меня зовут Сергей Петров. Я учусь во втором классе школы № 1. Родителей нет дома, поэтому вам звоню я. У нас начался пожар. Приезжайте на улицу Спортивная».

-----------------------------------------------------------------------------

- Матвей: «Здравствуйте, у нас в квартире начался пожар. Адрес: улица Менделеева, дом 5, 2 подъезд, квартира 35. Взрослых нет дома. Вас вызывает Смирнов Матвей»

-----------------------------------------------------------------------------


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...