Урок - путешествие, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Ольга Николаевна Мишина

Обобщающий урок – путешествие «По природным зонам России» (4 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщающий урок – путешествие

 «По природным зонам России» (4 класс)

Цель: - обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;

- совершенствовать умения использовать в работе ранее полученные знания и        делать выводы;

- закреплять умения работать в парах;

- развивать познавательный интерес и творческую активность.

План урока.

1. Орг. момент.

Интересное путешествие сегодня у нас,

К нему готовился каждый из вас.

Чтоб победить, надо много знать,

Уметь думать, логически рассуждать.

Вам, я думаю, всё по плечу,

Ведь я вас четвёртый год учу.

И верю, что каждого ждёт свой успех,

Душою болею за вас за всех.

Мы закончили изучать большой раздел «Природа России». Сегодня нам предстоит вспомнить все природные зоны, их растительный и животный мир, а также экологические проблемы.

Работать будете в парах. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце урока мы подсчитаем баллы и каждый получит оценку в соответствии с количеством баллов.

«5»                                   «4»                                    «3»

На парте у вас листочки для подсчитывания баллов, ручка, кроссворд, карточки с цифрами от 1 до 6. Это номера ваших правильных ответов.

Итак, начинаем наше путешествие.

1 задание.    Узнай природную зону.

- Сколько природных зон изучили? (6)

- Попробуем их назвать.(На доске картинки с изображением природных зон)

Арктика

Тундра

Зона лесов

Степь

Пустыня

Черном. поб. Кавказа

- Молодцы! Слушаем вопрос.

1) Только для этой природной зоны характерно это явление. ( Картинка с изображением северного сияния) Ответ 1 арктика

- Как называется это природное явление? (северное сияние)

2) В этой природной зоне очень тёплое продолжительное засушливое лето. Часто дуют горячие ветра. Дожди очень редкие, но почвы плодородны. Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. Ответ 4 степь

- Как приспособились растения к степным условиям? (узкие листья, луковицы)

3) В этой природной зоне вода дороже алмаза. «Вода – это жизнь» - считают жители этой зоны. Ответ 5 пустыня

- Объясните, почему?

4) В этой природной зоне короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная  зима, температура нередко опускается ниже 60 градусов. Ответ 2 тундра.

- Что такое многолетняя мерзлота?

5) Почвы в этой зоне поразительно плодородны. Буквально не по дням, а по часам растёт здесь трава, на глазах ввысь тянутся деревья. Здесь жаркое лето и тёплая зима. Где это?

Ответ 6 Черноморское побережье Кавказа

- Как по-другому называют эту зону? (субтропики). Почему?( суб - под тропиками)

6) На больших пространствах этой зоны растёт замечательное дерево – кедр, орешки которого так любят и дети, и взрослые. Эта природная зона делится на 3 части. Ответ 3

Лесная полоса

- На какие 3 части подразделяется зона лесов?

- Мы с вами живём в какой зоне? А в какой её части?

 Итак, подсчитаем баллы за 1 задание.

2 задание        Узнай животное.

( на зкране картинки с животными)

Попробуем узнать животных.

1) Широкие копыта этого животного позволяют ему бегать по снегу,  не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать корм. Ответ 3 Олень.

- Назовите природную зону.( тундра)

- Чем питается. (ягель)

2) Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. Ответ 1 белый медведь

- Назовите природную зону (Арктика)

- Как медведи приспособились к условиям Арктики? (густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха)

3)Это животное даёт от 5 до 15 литров густого жирного молока ежедневно. Может находиться без воды и пищи несколько недель. Ответ 2 верблюд.

- Назовите природную зону. (пустыня)

- Почему у верблюда очень длинные ресницы?  (защита от пыли и ветра)

4) Он похож на белку, но вдвое меньше её. Ловко лазает по деревьям. В своей норе делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки. Ответ 6 бурундук.

- Назовите природную зону (зона лесов)

- Чем питается? (кедровыми орехами и другими семенами)

5) Это самые умные морские животные. Они замечательные пловцы. Легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Никогда не оставляют сородича в беде. Ответ 4 дельфин.

- Назовите природную зону (Черноморское побережье Кавказа)

- К какой группе животных относится? ( млекопитающее)

6) Это животное из семейства грызунов. Живут в норах. Питаются сочными частями трав, луковицами растений, семенами. На осень и зиму забивают ход землёй и впадают в спячку. Ответ  5 суслик.

-В какой природной зоне живёт? (степь)

Сообщение о животных (бобр, морская звезда).

3 задание.     Узнай растение.

(на экране картинки растений)

Попробуем назвать растение.

1) У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. Ответ 3 дуб.

- В какой зоне растёт? (лесная зона)

2) Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на маленький куст, который является пищей для северных оленей. Ответ 5 ягель.

- Где растёт? (тундра)

3) Эт травянистое растение с корнем метёлочкой, узкими листьями и мягкими волосками. Ответ 2 ковыль.

- Где растёт? (степь)

4) Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на камнях и скалах. Ответ 1 лишайник.

- Где растёт? (Арктика)

5) У этого растения длинный корень, с его помощью оно питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Ответ 4 верблюжья колючка.

- В какой зоне растёт? (пустыня)

- Назовите ещё растения пустыни.( джузгун, колосняк)

6) Это дерево – долгожитель. Может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи употребляют в пищу. Ответ 6 каштан.

- Где растёт7 (Черноморское побережье Кавказа)

Работа на компьютере (тест «Знаешь ли ты экологические связи?»)

4 задание   Что обозначают эти слова?

( на экране слова)

1) Как называются густые труднопроходимые леса? Ответ 4 тайга

2) Сильные ветры в степи. Это ....Ответ 1 суховеи.

3) Большие холмы из мелкого песка. Это ... Ответ 3 барханы.

4) Как называются отдельные участки леса, где оберегаются и охраняются редкие и ценные растения и животные. Ответ 2 заповедник.

5) Явление, когда солнце светит круглые сутки, не заходя за линию горизонта.  Ответ 5 полярный день.

6) Как называются места, в которых тёплая погода, яркое солнце, чистый морской воздух, укрепляющий здоровье отдыхающих там людей. Ответ 6 здравница.

5 задание     Отгадай кроссворд.

( на экране и у каждой пары кроссворд)

Отгадаем кроссворд и узнаем, о чём будем говорить дальше.

(ответ: браконьерство)

 Что значит браконьерствовать? Прочитаем в словаре более точное определение  (Охотиться или ловить рыбу в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также заниматься недозволенной вырубкой леса)

Послушайте 2 стихотворения и скажите, о каких  экологических проблемах идёт речь?

 1) Плакала Саша, как лес вырубали,

Ей и теперь его жалко до слёз.

Сколько тут было кудрявых берёз!

Там из-за старой нахмуренной ели

Красные гроздья калины глядели.

Там поднимался дубок молодой,

Птицы царили в вершине лесной,

Понизу всякие звери таились.

Вдруг мужики с топорами явились.

Лес зазвенел, застонал, затрещал.

Заяц послушал – вон убежал.

        Н.Некрасов.      (вырубка леса)

2) Раз иду я через двор

И слышу такой разговор:

«Мы на солнечной полянке

Загорали, жгли костёр,

Пили квас, консервы ели,

Хоровые песни пели...

Веселились, как могли,

Отдохнули и ушли!

И остались на полянке

У потухшего костра

Две разбитых нами склянки,

Две размокшие баранки –

Словом, мусора гора!»   (загрязнение территории)

- Какие ещё экологические проблемы существуют в природных зонах и к чему это приводит вы расскажете, когда выполните задание на компьютере.

Работа на компьютере «Экологические проблемы».

Мы сегодня с вами не скучали,

А с удовольствием играли.

И пусть была остра борьба,

Сложны соревнования.

Успех решает не судьба,

А только знания.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»

Цель и задачи урока:   Расширить и закрепить у учащихся  знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...

Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.

Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...

Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс

Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....

Открытый урок - путешествие "Путешествие по планете прилагательное" в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов.

Данный урок представляет собой подробную разработку открытого урока в форме путешествия, который конкретно раскрыаает и описыаает реализацию системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Специфика...

Урок-путешествие по окружающему миру. 3-й класс (1–4). Путешествие по Великобритании.

Целью урока является знакомство детей с Великобританией, её историей и культурой, формирование представления о стране, её месторасположении, общественном строе, воспитание толерантного отношения к люд...

Урок - путешествие по математике в 1 классе "Путешествие по Стране Знаний"

Тип урока: урок повторения и закрепленияФорма: урок – путешествие.Тема урока:Морское путешествие по волнам знаний.(Сложение и вычитание в пределах 10)Цель урока:закрепить знания и умения по прой...