Урок - путешествие, 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Обобщающий урок – путешествие «По природным зонам России» (4 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_puteshestvie_po_prirodnym_zonam_rossii_4_klass_shkola_rossii.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок – путешествие
«По природным зонам России» (4 класс)
Цель: - обобщить знания учащихся по разделу «Природа России»;
- совершенствовать умения использовать в работе ранее полученные знания и делать выводы;
- закреплять умения работать в парах;
- развивать познавательный интерес и творческую активность.
План урока.
1. Орг. момент.
Интересное путешествие сегодня у нас,
К нему готовился каждый из вас.
Чтоб победить, надо много знать,
Уметь думать, логически рассуждать.
Вам, я думаю, всё по плечу,
Ведь я вас четвёртый год учу.
И верю, что каждого ждёт свой успех,
Душою болею за вас за всех.
Мы закончили изучать большой раздел «Природа России». Сегодня нам предстоит вспомнить все природные зоны, их растительный и животный мир, а также экологические проблемы.
Работать будете в парах. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. В конце урока мы подсчитаем баллы и каждый получит оценку в соответствии с количеством баллов.
«5» «4» «3»
На парте у вас листочки для подсчитывания баллов, ручка, кроссворд, карточки с цифрами от 1 до 6. Это номера ваших правильных ответов.
Итак, начинаем наше путешествие.
1 задание. Узнай природную зону.
- Сколько природных зон изучили? (6)
- Попробуем их назвать.(На доске картинки с изображением природных зон)
Арктика | Тундра | Зона лесов | Степь | Пустыня | Черном. поб. Кавказа |
- Молодцы! Слушаем вопрос.
1) Только для этой природной зоны характерно это явление. ( Картинка с изображением северного сияния) Ответ 1 арктика
- Как называется это природное явление? (северное сияние)
2) В этой природной зоне очень тёплое продолжительное засушливое лето. Часто дуют горячие ветра. Дожди очень редкие, но почвы плодородны. Растут тюльпаны, ирисы, ковыль, типчак. Ответ 4 степь
- Как приспособились растения к степным условиям? (узкие листья, луковицы)
3) В этой природной зоне вода дороже алмаза. «Вода – это жизнь» - считают жители этой зоны. Ответ 5 пустыня
- Объясните, почему?
4) В этой природной зоне короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, длинная морозная зима, температура нередко опускается ниже 60 градусов. Ответ 2 тундра.
- Что такое многолетняя мерзлота?
5) Почвы в этой зоне поразительно плодородны. Буквально не по дням, а по часам растёт здесь трава, на глазах ввысь тянутся деревья. Здесь жаркое лето и тёплая зима. Где это?
Ответ 6 Черноморское побережье Кавказа
- Как по-другому называют эту зону? (субтропики). Почему?( суб - под тропиками)
6) На больших пространствах этой зоны растёт замечательное дерево – кедр, орешки которого так любят и дети, и взрослые. Эта природная зона делится на 3 части. Ответ 3
Лесная полоса
- На какие 3 части подразделяется зона лесов?
- Мы с вами живём в какой зоне? А в какой её части?
Итак, подсчитаем баллы за 1 задание.
2 задание Узнай животное.
( на зкране картинки с животными)
Попробуем узнать животных.
1) Широкие копыта этого животного позволяют ему бегать по снегу, не проваливаясь. Ими же он разгребает снег, чтобы достать корм. Ответ 3 Олень.
- Назовите природную зону.( тундра)
- Чем питается. (ягель)
2) Толстый слой подкожного жира у этих животных защищает их от холода, когда они находятся в воде или выползают на лёд. Ответ 1 белый медведь
- Назовите природную зону (Арктика)
- Как медведи приспособились к условиям Арктики? (густая длинная шерсть, широкие лапы, белый цвет меха)
3)Это животное даёт от 5 до 15 литров густого жирного молока ежедневно. Может находиться без воды и пищи несколько недель. Ответ 2 верблюд.
- Назовите природную зону. (пустыня)
- Почему у верблюда очень длинные ресницы? (защита от пыли и ветра)
4) Он похож на белку, но вдвое меньше её. Ловко лазает по деревьям. В своей норе делает большие запасы корма, которые поедает весной, после зимней спячки. Ответ 6 бурундук.
- Назовите природную зону (зона лесов)
- Чем питается? (кедровыми орехами и другими семенами)
5) Это самые умные морские животные. Они замечательные пловцы. Легко обгоняют быстроходные пассажирские суда. Никогда не оставляют сородича в беде. Ответ 4 дельфин.
- Назовите природную зону (Черноморское побережье Кавказа)
- К какой группе животных относится? ( млекопитающее)
6) Это животное из семейства грызунов. Живут в норах. Питаются сочными частями трав, луковицами растений, семенами. На осень и зиму забивают ход землёй и впадают в спячку. Ответ 5 суслик.
-В какой природной зоне живёт? (степь)
Сообщение о животных (бобр, морская звезда).
3 задание. Узнай растение.
(на экране картинки растений)
Попробуем назвать растение.
1) У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листья, а плодами любят лакомиться кабаны, белки, мыши. Ответ 3 дуб.
- В какой зоне растёт? (лесная зона)
2) Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на маленький куст, который является пищей для северных оленей. Ответ 5 ягель.
- Где растёт? (тундра)
3) Эт травянистое растение с корнем метёлочкой, узкими листьями и мягкими волосками. Ответ 2 ковыль.
- Где растёт? (степь)
4) Это растение похоже на накипь или корочку, растёт на камнях и скалах. Ответ 1 лишайник.
- Где растёт? (Арктика)
5) У этого растения длинный корень, с его помощью оно питает себя водой, корень проникает на глубину почти 20 метров. Листья в виде колючек, это позволяет воде меньше испаряться. Ответ 4 верблюжья колючка.
- В какой зоне растёт? (пустыня)
- Назовите ещё растения пустыни.( джузгун, колосняк)
6) Это дерево – долгожитель. Может жить до 1000 лет, его высота достигает 35 метров. Листья продолговатые с острыми зубчиками. Плоды – орехи употребляют в пищу. Ответ 6 каштан.
- Где растёт7 (Черноморское побережье Кавказа)
Работа на компьютере (тест «Знаешь ли ты экологические связи?»)
4 задание Что обозначают эти слова?
( на экране слова)
1) Как называются густые труднопроходимые леса? Ответ 4 тайга
2) Сильные ветры в степи. Это ....Ответ 1 суховеи.
3) Большие холмы из мелкого песка. Это ... Ответ 3 барханы.
4) Как называются отдельные участки леса, где оберегаются и охраняются редкие и ценные растения и животные. Ответ 2 заповедник.
5) Явление, когда солнце светит круглые сутки, не заходя за линию горизонта. Ответ 5 полярный день.
6) Как называются места, в которых тёплая погода, яркое солнце, чистый морской воздух, укрепляющий здоровье отдыхающих там людей. Ответ 6 здравница.
5 задание Отгадай кроссворд.
( на экране и у каждой пары кроссворд)
Отгадаем кроссворд и узнаем, о чём будем говорить дальше.
(ответ: браконьерство)
Что значит браконьерствовать? Прочитаем в словаре более точное определение (Охотиться или ловить рыбу в запрещённых местах, в запрещённое время или запрещённым способом, а также заниматься недозволенной вырубкой леса)
Послушайте 2 стихотворения и скажите, о каких экологических проблемах идёт речь?
1) Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь его жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – вон убежал.
Н.Некрасов. (вырубка леса)
2) Раз иду я через двор
И слышу такой разговор:
«Мы на солнечной полянке
Загорали, жгли костёр,
Пили квас, консервы ели,
Хоровые песни пели...
Веселились, как могли,
Отдохнули и ушли!
И остались на полянке
У потухшего костра
Две разбитых нами склянки,
Две размокшие баранки –
Словом, мусора гора!» (загрязнение территории)
- Какие ещё экологические проблемы существуют в природных зонах и к чему это приводит вы расскажете, когда выполните задание на компьютере.
Работа на компьютере «Экологические проблемы».
Мы сегодня с вами не скучали,
А с удовольствием играли.
И пусть была остра борьба,
Сложны соревнования.
Успех решает не судьба,
А только знания.
Выставление оценок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок путешествие: «Путешествие в страну Грамматику.»
Цель и задачи урока: Расширить и закрепить у учащихся знания и навыки по грамматике, убедить, что грамматика – не свод скучных и трудных правил, а увлекательная наука о знаках...
Разработка урока-путешествия с мультимедийной презентацией по теме "Путешествие с именем прилагательным" 2 класс.
Урок разработан в форме игры-путешествия с мультимедийной презентуцией по теме "Имя прилагательное". К уроку прилагается карта для путешествия по признакам имени прилагательного, воспользовавшись кото...
Урок-путешествие "Как путешествует письмо?" 1 класс
Разработка урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России" "Как путешествует письмо?"....
Открытый урок - путешествие "Путешествие по планете прилагательное" в рамках школьного методического объединения учителей начальных классов.
Данный урок представляет собой подробную разработку открытого урока в форме путешествия, который конкретно раскрыаает и описыаает реализацию системно-деятельностного подхода в условиях ФГОС. Специфика...
Конспект открытого урока-путешествия по литературе для проведения в 1 классе "Путешествие в страну Чукоккола"
Конспект открытого урока по литературе....
Урок-путешествие по окружающему миру. 3-й класс (1–4). Путешествие по Великобритании.
Целью урока является знакомство детей с Великобританией, её историей и культурой, формирование представления о стране, её месторасположении, общественном строе, воспитание толерантного отношения к люд...
Урок - путешествие по математике в 1 классе "Путешествие по Стране Знаний"
Тип урока: урок повторения и закрепленияФорма: урок – путешествие.Тема урока:Морское путешествие по волнам знаний.(Сложение и вычитание в пределах 10)Цель урока:закрепить знания и умения по прой...