Урок окружающего мира по теме: "Поле", 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Поле и его обитатели». Игра «Знаток полей».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okr_mir_pole.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Поле и его обитатели». Игра «Знаток полей».
Технологии: игровые, мультимедийные компьютерные технологии.
Цель урока: повторить материал о культурных растениях; формирование представление что поле –природное сообществ, искусственно созданное человеком.
Задачи:
Образовательные:
- Обеспечить усвоение основных знаний. Познакомить детей с полем и полевыми культурами
Развивающие:
- Развить позновательную активность детей, умение выражать свои мысли.
- Развивать внимание и мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать экологическую культуру школьников.
- Воспитывать любовь к природе.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Планируемые результаты:
Личностные:
воспитание бережного отношения к природе развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Предметные:
расширение знаний учащихся о растениях и животных поля; умение работать в парах в группах сменного состава с разными источниками информации.
Метапредметные:
активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникативных технологий
Оборудование: мультимедийная презентация, учебник 3 кл., с. 55-58, карточки для теста, ватман.
Ход урока.
1.Организационный момент
О том, как хороша природа,
Не часто говорит народ
Под этой синью небосвода,
Над этой бледной синью вод.
Не о закате, не о зыби,
Что серебрится вдалеке, -
Народ беседует о рыбе,
О сплаве леса по реке.
Но, глядя с берега крутого
На розовеющую гладь,
Порой одно он скажет слово,
И это слово - "Благодать!"
2. Актуализация опорных знаний.
Тестовая работа
Куда вы путешествовали на прошлом уроке? Проверим ваши знания о луге с помощью теста. Они лежат на столах перед вами, вы должны отметить правильный ответ.
А) Луг – это
1) безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.
2) ровный участок земли с травой.
Б) На лугу есть ярусы:
1) 2 яруса
2) 3 яруса
В) В каком ярусе растут васильки, тысячелистник?
1) 1 ярус
2) 3 ярус
Г) В каком ярусе растут мхи?
1) 3 ярус
2)2 ярус
Растения, животные, грибы, бактерии образуют…
Ключ к ответам: 1, 2, 1, 1, природное сообщество (проверка на слайде - самопроверка)
3. Постановка и решение учебной задачи.
- А какая же тема будет нашего урока? (Поле и его обитатели)
- Как вы думаете , что мы узнаем сегодня? (что такое поле, что растет на нем, кто обитает)
-Что такое поле?
Слайд:
( поле – это большие участки земли с травянистым покровом без деревьев и кустарников. Поле это тоже природное сообщество, но искусственное – созданное человеком для культурных растений)
-Перечислите культурные растения, которые вы видели на поле? (овёс, горох, пшеница.)
-Почему эти растения называют культурными?
(Их выращивает человек)
-Молодцы!
Работа с учебником
- Для следующей работы откройте учебники и прочитайте стр. 55 -56 со 2 абзаца.
- Сейчас, мы с вами проведем игру «Знаток поля», для этого разделимся по группам (повторение правил работы в группах)
1 конкурс «Определи группу»
У вас на партах карточки с названиями растений, вы должны правильно определить группу, которую вам нужно. Затем мы с вам проверим правильно ли вы выбрали себе группу.
зерновые.... (рожь,пшеница,овес,ячмень,просо,кукуруза,гречиха)
овощные....(капуста,свекла,картофель,морковь, помидор, огурцы)
масличные...(подсолнечник, кукуруза)
прядильные....(лен, хлопок)
-Умнички! Все справились.
- Ребята, посмотрите на экран. Что же это у нас за растения?
Осот, василек полевой, лебеда, вьюнок, пырей, сурепка, пастушья сумка.
(это сорняки)
- Чем отличаются сорняки от культурных растений?
Вывод : У сорняков развита корневая система. Их сильные корни забирают у культурных растений воду и питательные минеральные вещества. А листья загораживают всходы культурных растений от солнечного света.
- Будет ли хорошим урожай, где на поле растут сорняки? Как можно избавиться от сорняков?
( Урожай плохой. Люди делают прополку.)
4. Физминутка
Встали. Приготовились.
Если вы услышите зерновые культуры – попрыгайте (рожь, пшеница, овес, ячмень, кукуруза)
Если вы услышите овощные культура – похлопайте (капуста, свекла, картофель, горох, морковь)
Если вы услышите что сорняки – покружитесь (василек полевой, вьюнок, пырей, пастушья сумка)
Отдохнули, теперь вернемся к теме нашего урока.
5. Решение частных и учебных задач.
2 конкурс «Засей поле».
-Сейчас мы с вами будем заселять поле (на доске чистый плакат с надписью «поле»). Для каждой группы (4 группы) я даю конверт, где лежат рисунки культурных растений и сорняков и тех растений которые на поле не растут (дети должны выбрать правильные растения). Если ребята согласны, то хлопайте в ладоши.
(выходят к доске, объясняют свой выбор и заселяют поле.)
- Посмотрите на поле. Чем оно необычно? Может кого-то не хватает?
(На поле нет животных)
На полях много растений, значит и много пищи для животных. Поэтому на полях много разнообразных животных.
3 конкурс «Лучший исследователь».
-Вы должны самостоятельно изучить, а затем рассказать и нам о животных и насекомых поля.
1 группа - Насекомые
2 группа - Насекомые вредители
3 группа - «Друзья поля» и насекомоядные птицы
4 группа - Зверьки поля
Работа с учебником, карточками
- В помощь вам учебник (стр. 57, 58), и карточки с информацией.
- Какие же разнообразные и интересные животные и насекомые обитают в полях.
4 конкурс «Цепи»
-Зная столько и животных , насекомых , растениях давайте мы составим цепи питания.
На партах у вас слова вы должны правильно составить из них цепь питания.
Зерновые растения --- мышь-малютка ---горностай;
Зерновые растения ---полевка ---сова;
Картофель ---колорадский жук ---серая куропатка ---лунь;
Зерно ---мышь ---сова;
Нектар цветов ---бабочка ---жаворонок.
6. Подведение итогов.
Объявляются результаты соревнования. Награждаются все участники игры.
7. Рефлексия.
- Посмотрите на поле и подумайте, что произойдет с полем если:
1.На поле будет много осота, васильков, лебеды….
(Плохой урожай, потому что много сорняков.)
2.Поле картофеля заселено колорадским жуком…
3.На поле пшеницы было нашествие кротов…..
(Плохой урожай. Жуки съедают листья у картофеля, а кроты грызут клубни)
- Что такое поле?
( Поле- природное сообщество, созданное человеком.)
-Насекомые – это многогранное чудо живой природы, имеют на Земле свое особое предназначение, которое трудно переоценить. Они являются прекрасными опылителями, почвообразователями, санитарами природы
Все обитатели поля связаны между собой. Каждое живое растение, зверек или насекомое незаменимо.
Урок окончен. Всем спасибо!
Карточки для 3 конкурса.
1 группа
Цветочные мухи.
Мухи весьма обычны в траве, кустарниках, на посевах сельскохозяйственных культур. Они питаются на цветковых растениях, подсолнечниках . Они уничтожают листья, стебли, семенами в цветочных головках.
Шмель.
Шмели – очень полезные насекомые. Они отличные опылители растений. Шмели, собирая нектар и пыльцу, одновременно опыляют растения. Особая ценность их в том, что они одни из самых холодостойких насекомых, приспособленных к жизни в суровых условиях. Другие опылители в холодных условиях или не могут жить, или живут короткое время.
2 группа
Колорадский жук.
Это широко распространен¬ный и самый опасный вредитель картофеля. Питается вредитель молодыми листьями картофеля, а при массовом появлении унич¬тожает все листья, черешки и даже стебли. Вред наносят и жуки, и личинки, но наиболее вредоносны последние.
Тля
Это мелкое насекомое наносит вред культурным растениям. Увидеть ее можно даже невооруженным глазом. Овощные, плодовые, ягодные и цветочные культуры повреждаются различными видами тлей.
Вред, наносимый растениям тлей, многие недооценивают, а зря. Тля высасывает растительный сок из стеблей и листьев, бутонов и почек. У пораженного растения листочки скручиваются, бутоны и побеги деформируются, рост замедляется, плоды не вызревают. Тля прокалывает покровы растения и высасывает сок. В местах массовых укусов ткани деформируются, а затем отмирают. Цветы на пораженных цветоносах не развиваются, вянут.
3 группа
Божья коровка- полезнейшее насекомое, т.к. сама и ее личинка пожирает тлю в большом количестве. Коровкой прозвана потому что выделяет из лапок оранжевое "молочко" которое отпугивает хищников. А "Божья" - наверное потому что летает...
Жаворонок— это истинный житель лугов и полей. Единственное место, где не встретишь эту маленькую птичку — это лес. Мелкие жучки, пауки, личинки различных насекомых, куколки бабочек — эти насекомые составляют основную пищу жаворонков всё лето. Охотится эта птица всегда на земле, не ловит насекомых в полёте, или тех, которые заползают высоко на стебли растений. Потребность в воде они удовлетворяют росой, которая оседает на растениях.
4 группа
Крот– мелкое млекопитающее с большим аппетитом. Относится к семейству кротовых –отряду насекомоядных. Все кроты любят селиться в ровных плодородных местностях. О своем местопребывании крот дает знать по земляным кучам, которые он постоянно выбрасывает. Эти кучи верно указывают направление и протяжение того участка, на котором крот охотиться.
Заяц – русак
Заяц-русак относится к крупным зайцам: длина его тела 57-68 см, масса 4-6 кг, редко доходит до 7 кг.
В летнее время русак питается растениями, молодыми побегами деревьев и кустарников. Чаще всего съедает листья и стебли, но может выкапывать и корни; во второй половине лета поедает семена (способствует их распространению, так как не все семена перевариваются). Состав кормов летнего рациона весьма разнообразен — различные дикорастущие (одуванчик, цикорий, пижма, птичий горец, сурепка, клевер, люцерна) и культурные (подсолнечник, гречиха, злаки) растения. Охотно поедает овощные и бахчевые культуры.
А) Луг – это
1) безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.
2) ровный участок земли с травой.
Б) На лугу есть ярусы:
1) 2 яруса
2) 3 яруса
В) В каком ярусе растут васильки, тысячелистник?
1) 1 ярус
2) 3 ярус
Г) В каком ярусе растут мхи?
1) 3 ярус
2)2 ярус
Растения, животные, грибы, бактерии образуют ___________
А) Луг – это
1) безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.
2) ровный участок земли с травой.
Б) На лугу есть ярусы:
1) 2 яруса
2) 3 яруса
В) В каком ярусе растут васильки, тысячелистник?
1) 1 ярус
2) 3 ярус
Г) В каком ярусе растут мхи?
1) 3 ярус
2)2 ярус
Растения, животные, грибы, бактерии образуют ___________
А) Луг – это
1) безлесный участок земли, на котором растут только травянистые растения.
2) ровный участок земли с травой.
Б) На лугу есть ярусы:
1) 2 яруса
2) 3 яруса
В) В каком ярусе растут васильки, тысячелистник?
1) 1 ярус
2) 3 ярус
Г) В каком ярусе растут мхи?
1) 3 ярус
2)2 ярус
Растения, животные, грибы, бактерии образуют __________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру на тему Поле - сообщество, созданное человеком
Конспект урока по окружающему миру на тему Поле - сообщество, созданное человеком...
Урок окружающего мира во 2-м классе "В мире камня" (УМК "Планета знаний")
Цели: Познакомить с полезными ископаемыми и камнями - самоцветами. Расширить знания об использовании полезных ископаемых человеком.Развивать речь, любознательность, кругозор учащихся, умение сравниват...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Поле и его обитатели"
Поле и его обитатели...
презентация по окружающему миру на тему "Поле и его обитатели" программа ПНШ 3 класс
презентация раскрывает тему о растениях,животных и насекомых полей....
Конспект урока окружающего мира на тему: "Поле и его обитатели" (УМК "перспективная начальная школа", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представления о поле как сообществе, искусственно созданном человекомдля культурных растенийПланируемые результатыПредметные:знать растения и животных поля;умет...
тест по окружающему миру на тему "Поле и его обитатели"
Тест содержит несколько вопросов по теме "Поле и его обитатели"...
Конспект интегрированного открытого урока окружающего мира в 1 «Б» классе (УМК «Школа России», А. А. Плешаков «Окружающий мир»)
Урок окружающего мира в первом классе УМК «Школа России» «Как живет семья?», построен в соответствии с требованиями системно-деятельностного подхода, является уроком &quo...