Урок окружающего мира 2 класс «Про воду и про воздух»
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Татьяна Николаевна Сарычева

Цели урока: познакомить учащихся с одним из главных богатств природы – водой и воздухом ; показать значение воды и воздуха  для растений, животных и человека, расширять кругозор детей; развивать мышление, устную связную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_pro_vodu_i_pro_vozduh.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира 2 класс «Про воду и про воздух»

Цели урока: познакомить учащихся с одним из главных богатств природы – водой и воздухом ; показать значение воды и воздуха  для растений, животных и человека, расширять кругозор детей; развивать мышление, устную связную речь; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: компьютерная  презентация, ноутбук; у учащихся: цветные карандаши, фломастеры, альбомный лист.

Тип урока: комбинированный.

Межпредметные связи: с изобразительным искусством.

Планируемые результаты:

Предметные:

-знать свойства воды, воздуха. Понимать значение воды в живой природе.

Личностные:

формирование навыков адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; развитие мотивов учебной деятельности формирование личностного смысла учения.

Регулятивные УУД:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;

выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; планировать свое высказывание (выстраивать последовательность предложения для раскрытия темы).

Познавательные УУД:

использовать схемы для выполнения задания, понимать содержание текста, устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, строить рассуждение, проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков.

Коммуникативные УУД:

включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и одноклассниками, формулировать ответы, слушать партнера по общению и деятельности, не перебивать, признавать свои ошибки.

Ход урока

I.Организационный момент.

II.Актуализация знаний.

Фронтальная беседа

– Какое значение имеет воздух для растений, для животных, для человека?

– Какие меры используются для охраны воздуха от загрязнения?

– Что делается в Крыму, Керчи для охраны чистоты воздуха?

III. Самоопределение к деятельности

– Отгадайте загадку:

Очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу. (Вода)

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый и все же

Без него мы жить не можем.(Воздух)

– Предположите, о чем мы будем говорить на уроке. (О воде и воздухе)

– Прочитайте тему урока на с.52 учебника. (…И про воду)

– Предположите, какие учебные задачи поставим перед собой. (Ответы детей).

– Прочитайте задачи урока в учебнике (на с.52)

IV. Работа по теме урока

1.Эвристическая беседа

 Вся наша планета окутана воздухом. Обычно мы его не видим и не чувствуем. Как можно почувствовать воздух? (Если мы побежим, откроем окно или включим вентилятор, то почувствуем движение воздуха.)

- Ребята, а вы знаете, что всего 200 лет назад ученые установили состав воздуха – это смесь азота – 78 процентов, кислорода – 21 процент и углекислого газа – 1 процент.

- Какой из этих газов наиболее важен для человека? (Кислород)

- Мы дышим кислородом. Для нормальной жизнедеятельности человеку необходимо небольшое количество углекислого газа. Он необходим для процесса дыхания, кровообращения. Но если углекислого газа в воздухе больше допустимой нормы, это может навредить организму человека. Кислород мы получаем из воздуха, которым дышим. Выдыхаем мы углекислый газ. То же самое происходит у животных. Растения – наоборот. Они «вдыхают» углекислый газ, а «выдыхают» кислород. Таким образом, поддерживается постоянный состав воздуха. Но человек вмешивается в этот баланс и нарушает его своей деятельностью.

 

- Вспомните отчего загрязняется воздух?

- Рассмотрите рисунок на странице 39. попробуйте объяснить значение схемы, которую нарисовал Сережа.

- Чем заводы и фабрики вредят составу воздуха?

V. Практическая работа.

- Откройте тетради на странице 17 и сделайте задание 2.

Отметь красным карандашом то, что загрязняет воздух, а зеленым – то, что не загрязняет.

 

VI. Физкультминутка.

Хомка, Хомка – хомячок (ходьба на месте)
Полосатенький бочок (показываем полосочки на животике)
Хомка раненько встает (потягиваемся)
Щечки моет, носик трет (моем щечки, трем носик)
Подметает Хомка хатку (типа подметаем)
И выходит на зарядку (ходьба на месте)
Раз, два, три, четыре, пять (приседания)

Хомка хочет сильным стать.

2).– Вам нравится кататься на льду, лепить снежную бабу из снега?

– А вы знаете, что же такое снег и лед? (Это замерзшая вода).

– А где образуются снежинки? (Высоко в небе, в облаках, потому что там очень холодно).

– Конечно, все вы видели, как из горлышка кипящего чайника идет пар.

– А знаете ли вы, что такое пар? (Это тоже вода, но в другом ее состоянии).

2.Составление рассказа по картинкам

– Рассмотрите рисунок на с.52 учебника. Составьте рассказ о том, какую роль играет вода в жизни людей, растений, животных.

– Где и как вы используете воду. Расскажите об этом.

3.Просмотр отрывок документального фильма «Вода – это жизнь»

Физкультминутка.

Дружно встали –

Раз, два, три!

Мы теперь богатыри!

(Руки в стороны)

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо,

(Поворот вправо)

Оглядимся величаво

И налево надо тоже

(Поворот влево)

Поглядеть из-под ладошек.

И направо, и еще

(Поворот вправо)

Через левое плечо.

(Поворот влево)

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

4.Слово учителя:

– Вода, особенно питьевая, является большой ценностью. Почему же человечеству не хватает воды? Ведь 2/3 поверхности Земли покрыты водой. А значит, воды на земном шаре очень много. Нетрудно подсчитать, что если бы всю ее можно было распределить равномерным слоем, то планета наша окуталась бы водным покрывалом высотой в четыре километра. И все же человечество начинает испытывать жажду. Ведь почти все запасы воды – это соленая морская вода, и только очень-очень маленькая часть – пресная. Кроме того, пресная вода распределена по земному шару неравномерно и во многих странах, районах ее не хватает. Вы знаете, что в нашем Крыму воды тоже не очень много, поэтому ее нужно экономить.

–А что делаете вы, ваши родители, чтобы не расходовать воду зря? (Ответы детей).

5.Постановка проблемного вопроса

–А почему, например, 100 лет назад воды хватало, а в наше время мы начинаем говорить, что ее на всех людей в достаточном количестве не хватает? Ведь воду никто не уничтожал? И сколько было ее миллионы лет назад, столько и сейчас. Правда, с ростом населения мы берем воды все больше и больше, но ведь она никуда не исчезает с нашей планеты: сколько воды люди берут, столько и отдают.

6.Беседа. Работа по учебнику

– Рассмотрите картинку на с.53 учебника. Что вы на ней видите (Из трубы течет очень грязная вода).

– Как вы думаете, что это за труба? (Фабрики, или завода, или очистная).

– Куда затем попадает эта вода? (В почву и водоемы).

– Какой вред это приносит? (Ответы детей).

Выводы, ответ на поставленный проблемный вопрос: люди берут из природы чистую воду, а отдают грязную

7.Работа со схемой в учебнике

– Рассмотрите внимательно схему, изображенную на с.53 учебника.

– Что она обозначает? Отчего загрязняется вода и на что она влияет? (Ответы детей)

8.Слово учителя: Где же взять чистую воду? Как утолить жажду? Ученые всего мира сошлись на одном: все сточные воды, прежде чем их направлять в реки и озера, надо тщательно очищать. Работа в этом направлении, конечно, проводится, за этим особенно внимательно следят экологи (профессия людей, которые следят за чистотой природы). Но сегодня многие реки, моря и озера продолжают принимать в себя отходы производства. Постоянными потоками в реки и озера сбрасываются отходы с предприятий, городских канализаций, смытые водой с полей яды, которые использовались для борьбы с вредителями. Дело уже дошло до того, что в наиболее освоенных высокоразвитых промышленных районах земного шара трудно найти озеро или реку с чистой водой. Миллионы рыб гибнут от огромной массы мазута, нефти, грязи, отбросов и сточных вод.

9.Самостоятельная работа по учебнику

– Прочитайте рассказ «Красота воды» на с.54.

– Согласны ли вы с автором этой статьи И.Смоляниновой, что все воды прекрасны?

– Любите ли вы любоваться водными пейзажами?

10.Творческое задание

–Нарисуйте свой любимый водный пейзаж (море, водопад, озеро, реку) на выбор.

VII.Домашнее задание

c.52-55 (читать, пересказывать, отвечать на вопросы в учебнике)

VIII.Рефлексия

– Выполнили ли мы поставленные в начале урока задачи?

– За что вы можете сегодня похвалить себя?

– Что нового вы узнали?

– Какая информация была для вас самой интересной и полезной?

IX.Подведение итогов урока

– Для чего нужна вода?

– Какие выводы вы сегодня для себя сделали? (Вода необходима всему живому, человеку. Но запасы пресной воды на нашей планете невелики, поэтому ее нужно учиться беречь, очень экономно расходовать).

Вода очень ценна, ее необходимо экономно использовать и не загрязнять, так как это сильно вредит человеку).

– Что в своем отношении к воде вы измените после сегодняшнего урока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира. Три состояния воды. Значение воды.

Урок посвящен Форуму "Чистая вода-2010"...

Урок окружающего мира. Тема: "Круговорот воды в природе"

Урок окружающего мира.Круговорот воды в природе....

Урок окружающего мира по теме "Вода на Земле" во 2 классе, УМК Гармония

Интерактивный урок окружающего мира во 2 классепо тема: «Вода на Земле». УМК "Гармония"УУДØ  Предметные понятия: источники воды на Земле; Мировой океан;Ø  Умения: познавательные – работать с...

Урок окружающего мира по теме "Вода на Земле" во 2 классе, УМК Гармония

Урок окружающего мира во 2 классе по теме "Вода на Земле" . УМК "Гармония"с использованием интерактивной доски...

Урок окружающего мира "Атмосфера земли. Состав и значение воздуха" во 2 классе по системе Л.В.Занкова

Урок проведен с использованием ЭОР «Модель загрязнения воздуха» сайта «Единая коллекция ЦОР»,  в технологии развития критического мышления в рамках системно-деятельностного подхода. На уроке прос...

Материалы к уроку окружающего мира на тему "Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов".

В папку помещены: конспект урока, инструкции к опытам, презентация для наблюдения опытов с водой....

Урок окружающего мира по теме "Вода - растворитель" УМК ПНШ 3 класс

Урок по окружающему миру по теме"вода - растворитель" групповая работа на уроке...