Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "На воде и в лесу" (УМК "Школа России", 2 класс)
учебно-методический материал по окружающему миру (2 класс)

Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "На воде и в лесу" (УМК "Школа России", 2 класс)

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Дата: 24.02.2022

Школа: № 1

Класс: 2

Студент: Никольская Анна Владимировна

Группа: 301нк

Учитель: Мельничук Валентина Викторовна

Методист: Андреева Татьяна Сергеевна

Тема урока «На воде и в лесу»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока:  формирование знаний об опасности, которые могут нести  ядовитые грибы, растения, насекомые, разработать правила безопасного поведения на воде и в лесу.

Задачи урока:

Дидактические:

  1. Овладеть правилами поведения на воде и в лесу;
  2. Развить начальные навыки и умения изображения различать ядовитые грибы, растения и насекомых;
  3. Развить умение творчески подойти к выполнению задания;

Развивающие:

  1. Применять правила безопасности в лесу и на водоёме;
  2. Развивать знания о съедобных и ядовитых грибах и ягодах;
  3. Развивать знания о правилах безопасности;

Воспитательные:

  1. Воспитывать строгое соблюдения правил безопасности в лесу и на водоёме;
  2. Воспитывать бережное отношение к природе.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(15 секунд)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Настроить учеников на работу.

- Давайте встанем  и поприветствуем друг друга. Здравствуйте ребята, меня зовут Анна Владимировна, и сегодня урок окружающего мира проведу у  вас я. Садитесь.

М:личностное включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и мотивация

(1-2 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

-Сегодня мы вспомним то, о чем говорили на прошлом уроке.

-Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много знать, то сумеем их избежать. Давайте попробуем отгадать загадки.

Я из дома на порог

Лишь один шагнул шажок,

Дверь закрылась за спиной,

Нет пути передо мной.

Я и дома – и не дома,

Между небом и землей.

Отгадайте – ка, друзья,

Где же я?

Межи деревянные,

А поля стеклянные.

Кто по проводам

В дом приходит к нам?

По ночам, когда темно,

Освещает дом оно.

Что, скажи за ящик это?

В нём продукты даже летом

В белом инее лежат…

А загудит его мотор-

Глотает он и пыль и сор.

Ей набили мясом рот,

И она его жуёт,

Жуёт, жуёт и глотает-

В тарелку отправляет.

После стирки у простынки

Он разгладит все морщинки.

Только ты его не тронь,

Он горячий, как огонь.

-Балкон

-Окна

-Электричество

-Холодильник

-Пылесос

-Мясорубка

-Утюг

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

Презентация

Постановка учебной задачи
(1-2 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа, учебный диалог

-Нам предстоит сегодня побывать в лесу, полюбоваться его красотами.

Зеленый лес, прекрасный лес, и облака рекой!

Прошу тебя , любимый лес, поговори со мной!
В твоем звучанье тишина особенно сладка,
Здесь полусон и полумрак и звонкость ручейка...

Порханье бабочек в цветах,
Стрекоз стремительный полет,
Покой, медовый аромат,
Вокруг всё радует, цветет.

-Может ли такая красота таить в себе опасность? Какую?

-Ребята, какова будет тема нашего урока?

- Какие учебные задачи мы перед собой поставим?

Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.

-Да, может

- выяснить, какие опасности могут подстерегать в лесу и на водоёме; вспомнить съедобные и ядовитые грибы, ягоды; составить правила поведения на воде и в лесу

П: самостоятельное формулирование  темы и цели урока

Л: проявление активности в общей работе

Презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (10-12 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Наглядный: демонстрация

Словесный: беседа, учебный диалог

Давайте представим, что сейчас лето, и мы отправляемся на прогулку в лес. Как же нам к этому подготовиться? Сейчас решим, как нам необходимо одеться, какие продукты мы возьмем с собой в дорогу.

«Раз мы идём в лес на несколько часов, мы не будем разводить костёр и готовить еду. Значит нужно взять небольшое количество продуктов, которые за это время не испортятся: хлеб, сыр, варёные яйца, варёный картофель, мытые свежие овощи и фрукты, чай в термосе или сок в пластиковой бутылке.»

Учитель рассказывает, что во время прогулки кому-то может понадобиться медицинская помощь. Что должно быть в нашей походной аптечке?

Нужно знать и уметь, как помочь себе или другому человеку в беде. Из медикаментов надо взять вату, бинт, перекись водорода, йод, бактерицидный пластырь. Вы должны знать, чтобы обработать рану сначала надо промыть её чистой водой, потом протереть перекисью водорода, затем смазать края раны йодом. А чтобы в рану не попала грязь, её надо заклеить бактерицидным пластырем.

-Рассмотрите внимательно рисунок и скажите: готовы ли ребята к прогулке?

Одеться надо удобно: хлопчатобумажная футболка с длинными рукавами и спортивные брюки. На ноги - кроссовки или кеды, на голову-панаму или бейсболку .

Теперь всё готово к путешествию. Взбодримся же перед дальней дорогой.

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П:структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

Презентация

Динамическая пауза

Первичное закрепление
(1 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

-Лес делится с нами своими богатствами: грибами и ягодами. Называют съедобные грибы , которые узнали на таблице. Но вы должны знать, что не все грибы наши друзья. Есть ядовитые грибы, которые вызывают отравление и даже смерть - это несъедобные грибы.

Какой же он хороший!
И шапочка в горошек!
Растёт повсюду он в лесу.
Домой его не принесу!
Ведь  на  расправу очень скор,
Гриб ядовитый - ...

Этот гриб совсем не красен, 
Но, поверьте, он опасен - 
Не похож на мухомор, 
Но на всех наводит мор. 
Мор наводит на зверей, 
Ядовит и для людей. 
В руки даже не бери, 
Полон яда он внутри. 
В светлой шапке, на дорожке 
Он стоит на тонкой ножке.

Учитель показывает ядовитые грибы по таблице.

Будьте осторожны, когда захотите полакомиться ягодами в лесу

Вам необходимо научиться отличать съедобные ягоды от ядовитых.

-Чем похожи полезная и ядовитая ягоды и в чем их отличие?

-Каких насекомых вы можете увидеть на лесных полянах?

- Встреча с какими насекомыми может принести вам вред?

-Некоторых насекомых называют «жалящими насекомыми» Почему?

У них есть жало, они могут ужалить. Это пчела, оса, шмель, шершень. Обычно эти насекомые просто так не нападают на человека. Они жалят для самозащиты.

Насекомых в лесу не счесть,

Но особенно опасен клещ!

Он впивается в кожу крепко,

Поэтому нужна на голове кепка.

-Как бороться  с лесным клещом?

В первую очередь, перед выходом в лес нужно подобрать правильную одежду. Она должна быть светлых тонов из гладкой не ворсистой ткани, чтобы клещу было труднее зацепиться. На тело нужно надеть обтягивающее белье, чтобы у лесного клеща было меньше шансов незамеченным проползти к открытой коже.

Рукава должны быть застегнуты, а лучше даже прихвачены резинками. Нижние части брюк заправляются в носки и сапоги. На голову лучше надеть косынку, кепку, другой головной убор или хотя бы капюшон. Обязательно запаситесь специальными средствами для отпугивания лесного клеща. Это могут быть мази или спреи, которые наносятся на открытые части тела и одежду. Вернувшись домой, тщательно осмотрите одежду, белье, тело, а также своего питомца, если он ходил в лес вместе с вами.

-Мухомор

- Бледная поганка

Дети отвечают

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Самостоятельная работа с самопроверкой
(20-25 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практический: самостоятельная

Работа в парах. Игра «Найди лишнее».

-Каждая пара получает карточку с картинками.

-Ребята, вы должны найти и обвести лишнее.

1 карточка: сыроежка, мухомор, маслёнок, лисичка.

2 карточка: смородина, малина, черника, вороний глаз.

3 карточка: пчела, шершень, муха, оса.

С.18 №2 , с. 19 №5 самостоятельная работа, используйте атлас-определитель «От Земли до неба»

Рабочая тетрадь А. А. Плешакова «Окружающий мир» ч.2

-Прогулка наша продолжается, мы выходим на берег реки.

-Приятно искупаться летом в речке. Как нужно вести себя на водоёме, чтобы с тобой не случилась беда? Давайте рассмотрим рисунок в учебнике (стр.27). Найдите опасные для человека ситуации.

 Опасные ситуации на воде.

-Вы должны помнить следующие правила, когда находитесь у водоёма. Читаем памятку в учебнике стр.27, добавим правила.

  • -Не подплывай к моторным и вёсельным лодкам.
  • -Не толкай товарищей с берега или к воде.
  • -Не доводи себя до переохлаждения и переутомления.
  • -При появлении озноба или сильной усталости выйди из воды, отдохни и согрейся.

Работаю в парах

-Мальчик заплыл за буйки, мальчики толкаются в воде, мальчики купаются там, где купание запрещено

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  выполнения;

Включение в систему знаний, повторение

(1 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

-Над какой темой работали на уроке?

-Какие задачи ставили перед собой?

-Удалось ли их достичь? Какие выводы вы для себя сделали?

-Как лучше одеться для посещения леса?

-Приведите примеры ядовитых ягод и грибов.

-Какие правила безопасного поведения на водоёме вы узнали на уроке?

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Презентация

Рефлексия деятельности

(3-5 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: беседа

 -Итак, ребята, кому понравился урок? О чем мы говорили? Кому сегодня было интересно? А кому скучно?

-На экране вы видите облачка разных цветов. Красное облачко значит, что вы плохо работали на уроке, мало отвечали и постоянно отвлекались. Синее облачко значит, что вы работали, но недостаточно и нужно ещё постараться. А зелёное облачко значит, что вы молодцы и получили много жетончиков за ответы.

-Выберите себе облачко. А теперь поднимите руки, кто выбрал красное облачко, а теперь синее и зелёное.

-Вы большие молодцы. Спасибо за внимание.

Отвечают на вопросы

Анализируют свою деятельность на уроке

П: доказательство качества выполнения задания;

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»

Технологическая карта изучения темы «Превращение воды. Круговорот воды в природе»....

Технологическая карта урока литературного чтения «Вода с закрытыми глазами» (УМК «Перспективная начальная школа», 3 класс)

Цель урока: создание условий для формирования читательской компетентности в процессе чтения отрывка рассказа по ролям Ю. Коваль «Вода с закрытыми глазами», формирования умений анализироват...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...

Технологическая карта урока окружающего мира "Вода. Свойства воды" (УМК "Школа России", 3 класс 1 часть)

Цель урока: формирование у обучающихся о свойстве воды и её значения для растений, животных, человека.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1 Познакомить обучающихся со свойствами воды;2 Выя...