конспект урока на тему: "Птицы и звери" 3 класс
методическая разработка по окружающему миру (3 класс)

Ханалыева Талшин Кубайдулловна

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (УМК "Начальная школа XXI века") на тему "Птицы и звери"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ptitsy_i_zveri-_pozvonochnye_zhivotnye_3_klass.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  «Птицы и звери – позвоночные животные»

Тип урока: комбинированный

 Цели урока:

Цели образовательные:

знать:  о птицах и млекопитающих как классах позвоночных животных;

 понятия  «оседлые и кочующие птицы»

  уметь: различать группы животных по существенным  признакам, легко выделяемым во внешнем строении

Цель развития:  развивать наблюдательность, мышление, память, творческую активность, речь.

Цель воспитания: воспитывать любовь к природе, бережное отношение к животным, дисциплинированность.

Средства обучения: : мультимедийные презентации, карточки с таблицей, схема – рисунок «Рыба», костюмы и декорации для сценки; словарь Ожегова.

Микроцель

учебной ситуации

Содержание учебной ситуации

Методы и средства обучения

Формы

организации учебной работы учащихся

1. Организационный момент.

Обеспечение мотивации и организация внимания учащихся.

У. – Ребята, начнем наш урок с игры.

Настрой:

Окружающий нас мир

Интересно познавать!

Его тайны и загадки

Мы готовы разгадать!

У. -  Ребята, для того, чтобы наш урок прошел дружно, весело, с пользой, давайте подарим друг другу свое тепло и пронесем его вместе с хорошим настроением до конца урока.

метод эмоционального стимулирования

коллективная

2. Актуализация     знаний учащихся.

Формирование умения применять полученные знания на практике, актуализация опорных знаний и умений

-Как называется раздел предмета «Окружающий мир», который мы сейчас изучаем?

    Игра: «Доскажи словечко»

- Давайте сейчас вспомним, какие группы животных вы уже знаете?

Животные, которые состоят только из одной клетки, называются...    (одноклеточными)

Животные, тело которых состоит из множества клеток… (многоклеточные)

Животные, не имеющие позвоночника, называются ... (беспозвоночные)

Животные, у которых есть позвоночник, называются... (позвоночные)

-Какие виды беспозвоночных животных вы знаете?

-А с какими видами позвоночных животных мы познакомились? Назовите отличительные признаки каждой группы. Приведите примеры.

Познаватель

ная игра

беседа

коллективная

3. Постановка темы и цели урока.

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности

- Прослушайте звукозапись и определите, кто будет сегодня предметом нашего исследования?

Звучит звукозапись с голосами животных.

Д. Перечисляют названия узнанных животных и птиц.

У. Кто же будет предметом нашего исследования?

- Верно, сегодня на уроке окружающего мира нам предстоит исследовать новые группы позвоночных животных: птиц и зверей.

 -Чему вы должны научиться на уроке?

- И ещё раз убедимся, как разнообразен животный мир Земли. А сейчас мы вспомним то, что уже изучили о животном мире на прошлом уроке.

Компьютерная запись

коллективная

4. Проверка домашнего задания.

Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися, коррекция пробелов в знаниях о рыбах как классе позвоночных животных.

1) Инсценировка

Пришла зимушка-зима,

Закружила, замела.

Заковала тонким льдом.

Все дорожки, все тропинки

Запорошила снежком.

- Толстой ледяной корой покрыл мороз реки и озера. Только в проруби видна прозрачная вода. Что такое прорубь? (Отверстие прорубленное во льду на реке, озере)

 (В классе – импровизированная прорубь, на краю сидит рыбак – дед Еремей, в руках держит удочку).

Учитель: В ясный морозный день отправился дед Еремей на речку. Нашел свою старую прорубь, закинул удочку и стал ждать. Сидел, сидел, да и заснул. И снится ему, что вытащил он большую рыбу.

(Из проруби “выныривает” девочка в костюме Щуки).

Дед Еремей: - Кто ты?

Щука: - Я – Щука. Смилуйся, старче! Отпусти ты меня. Я любое твое желание выполню.

Дед Еремей: - А для чего ты приплыла к моей проруби?

Щука: - Захотелось мне подышать воздухом. У нас на глубине в озере Жарылдыколь воздуха совсем мало и холодно. На глубине +40, вверху  около 10.

Дед Еремей: - Как же вы там живете?

Щука: - А ты можешь это сам узнать. По-щучьему веленью, по моему хотенью, окажись дед Еремей, в подводном царстве.

Учитель: Ребята, а кто живет в подводном мире?

- Каких рыб вы знаете?

(Выходят дети в костюмах рыб: Налим, Окунь, Карась, Щука)

Окунь: - Чудеса подо льдом! Все рыбы сонные – один ты, Налим, бодрый да игривый. Что с тобой такое?

Налим: - А то, что для вас, рыб, зимою – зима, а для меня Налима, зимою лето! Мы, Налимы, в январе свадьбы играем, радуемся – веселимся, икру мечем. Можем отложить до 1 миллиона икринок!

Окунь: - Айда, братцы, к Налиму на свадьбу! Сон твой разгоним, повеселимся!

Дед: - А ты кто же будешь?

Окунь: - Разве вы меня не узнали по моим тёмным полоскам? Я – Окунь, рыба хищная и прожорливая, зубы у меня мелкие и острые. Моя добыча – мелкие водные насекомые, мелкие рыбы: караси, плотва и даже собственные мальки. Живу я до 12 лет.

Учитель: Ребята, найдите на изображении окуня тёмные полоски. Обратите внимание на форму зубов, их направление (зубы направлены внутрь, чтобы добыча не выскользнула наружу).

Щука: - Я тоже хищник. Меня называют водяной волк. Тело моё длинное, достигает в длину до 2 метров и 35 кг веса. Пока я вырасту на 1 кг, мне надо съесть 22 кг рыбы, вот какая прожорливая. Но я и пользу приношу. Я – подводный санитар, уничтожаю заболевшую и слабую рыбу. Мясо щуки вкусное и питательное.

Учитель: Ребята, рассмотрите изображение щуки. Обратите внимание на удлиненную пасть, строение туловища (похоже на ракету, обтекаемой формы), на острые зубы.

Карась: - Охо-хо! Горемычный я Карась. Все меня хотят съесть, а я мирный, питаюсь личинками насекомых и растениями. Зато я выносливый: мы, караси, живём в ямках, в засуху зарываемся в ил, а на зиму – в тину и сидим там до весны

2)-Каких рыб встретил дед Еремей?

-Почему все рыбы сверху темные, а внизу светлее? (приспособляемость).

-Как отличить окуня от других рыб?

-Какой формы тело рыбы? Почему форма такая обтекаемая?

-С помощью чего рыба плавает? (плавники)

-При помощи чего рыба делает повороты из стороны в сторону? (хвост).

-Чем покрыто тело рыбы?

Обратите внимание, как расположена чешуя на теле рыбы: колечками друг за другом. По чешуе можно узнать возраст рыб. Чешуйка растет всю жизнь, нарастая колечками. Летом пищи много и колечки на чешуе широкие, а зимой колечки узенькие, как полосочки.

-Как рыбы дышат под водой? ( Рыбы пропускают воду через жабры, расположенные у них позади рта. Жабры прикрыты жаберными крышками)

- Подпишите на схеме части рыбы.

- Чем питаются рыбы?

-Кто из рыб хищник, а кто мирный? Приведите примеры.

- Используя картинки, составьте возможные цепи питания. (Водоросль-карась-щука, карп – лосось- медведь) улитка, краб, кит

-Когда рыбам легче дышать: летом или зимой? Почему?

- Как помочь зимой рыбам?

Ролевая игра

Наглядный и словесный методы

Беседа

Групповая

Фронтальная

Индивидуальная

фронтальная

5. Знакомство с новым материалом.

Восприятие, осмысление новых знаний, знакомство с понятиями  “млекопитающие”, “оседлые и кочующие птицы”; различие этих двух групп животных по внешним признакам

1)Но не только рыбы нуждаются в нашей помощи зимой. Есть ещё одна группа позвоночных животных, которой может помочь каждый из вас. Вы догадались, о ком идёт речь?

Действительно, это птицы.

-Что изменилось в жизни птиц с наступление холодов? (Корма для птиц стало мало, поэтому они улетели на юг. Первыми улетают насекомоядные птицы, а потом растительноядные).

-Как называются птицы, которые улетают на юг?

Дети: Перелетные.

-А вы знаете, как птицы узнают о времени перелёта? Известно, что они улетают каждый год в одно и то же время, когда происходит смена времён года. Продолжительность дневного времени и исчезновения пищи подсказывают птице, когда отправляться в тёплые края, а инстинкт продолжения рода весной говорит о том, что пора лететь на север.

-Все ли птицы улетают на юг? Какие птицы у нас живут и зимой, и летом?

Дети: И зимой, и летом у нас живут воробьи, сороки, галки, голуби, рябчики, тетерева.

- Птицы, которые живут в наших краях зимой и летом называются оседлые.

(На доске написано ОСЕДЛЫЕ).

-Прочитайте название этой группы птиц. Почему их так называют?

Дети: Птицы живут на одном месте, осели в наших краях.

- А каких птиц у нас можно увидеть поздней осенью, зимой?

Дети: Зимой у нас можно встретить снегирей, свиристелей, чечеток.

-Эти птицы летом живут в северных лесах, а осенью прилетают к нам зимовать.

Таких птиц называют КОЧУЮЩИМИ (Чтение на доске название этих птиц КОЧУЮЩИЕ, ЗИМУЮЩИЕ).

Читаем название.

- Почему их так называют?

Дети: Птицы зимуют в наших краях.

-Почему зимующим птицам зима не страшна?

Дети: Эти птицы находят зимой себе корм. Они клюют ягоды, находят насекомых..

-Как называют птиц, которые клюют и насекомых, и растения

Дети: Всеядные.

Учитель: Послушайте стихотворение о зимующих птицах. Запомните названия этих птиц.

 Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых елках
От зари и до зари
Разговор ведут чечетки,
Громко вторят снегири.
Пестрый дятел громко крикнет,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовется бойкий чиж.

(На доске написаны названия этих птиц: Поползень, синица, чечетка, снегирь, дятел, чиж, чечетка, снегирь ,дятел, чиж, щегол, щур).

- Каких птиц вы запомнили?  Назовите этих птиц.

- Как птицы готовятся к зиме?

Дети: Они прилетают к жилью людей.

- А мы можем помочь птицам?

Дети: Зимой птиц нужно подкармливать. Нужно делать кормушки.

- А сейчас проведите исследование в парах и вместе ответьте на вопросы (- Чем покрыто тело? – Сколько пар ног у них? – Имеются зубы? – Какими рождаются детёныши? - Чем выкармливает их мать?)

-Все ли перечисленные вами признаки отличают птиц от остальных позвоночных животных?

- Какие признаки являются отличительными для птиц?

-Давайте продолжим заполнять таблицу “Позвоночные животные”, которую мы начали заполнять на предыдущих уроках.

- Какие характерные признаки нужно записать в графу “Птицы”?

(Слайд.  Тело покрыто перьями, умеют летать).

исследовательский метод

исследовательский метод

Фронтальная

парная

Физкульт

минутка.

5. Знакомство с новым материалом

Загадки о лисе, медведе, носороге и тигре.

- Вспомните и перечислите животных, которых вы называли (после ответов детей показ последнего слайда, на последнем изображены все животные)

Общий слайд

- Вы верно отгадали животных т. к. у них разные внешние признаки, разное поведение, разное место жительства, но все они объединены в одну группу: МЛЕКОПИТАЮЩИЕ

- Почему они так названы?

Словарная работа        

- От каких слов произошло слово млекопитающие?

- Да, два корня объединились в одном слове и образовали одно сложное слово.

- Проверим правильность нашего объяснения, прочитав, как дано толкование этого слова в словаре Ожёгова (1 ребёнок читает статью словаря)

- Кто знает, как ещё называют млекопитающих? (ЗВЕРИ)

- А наука, изучающая млекопитающих – ТЕРИОЛОГИЯ.

Работа с учебником Ус. 74

- Рассмотрите рисунок. Назовите, кого вы видите на нём.

- Как вы думаете, что объединяет этих животных? Почему?

- Прочитаем вывод на странице учебника.

- Что нового узнали из текста? (карточка КРУПНЫЕ - МЕЛКИЕ)

Работа в парах

- Прочитайте последний вопрос (Чем они отличаются от других позвоночных животных?)

- Проведите исследование в парах и вместе ответьте на вопросы (- Чем покрыто тело? – Сколько пар ног у них? – Имеются зубы? – Какими рождаются детёныши? - Чем выкармливает их мать?)

Слайды

тело покрыто шерстью

2 пары ног

есть зубы

детёныши рождаются живыми

детёнышей кормят молоком

- Я согласна с вашими ответами на вопросы, но хочу, чтобы вы ещё раз прочитали вопрос в учебнике.

- Все ли перечисленные вами признаки отличают млекопитающих от остальных позвоночных животных?

- Какие признаки являются отличительными для млекопитающих?

Общий слайд:

тело покрыто шерстью

детёнышей кормят молоком

- Да, млекопитающие характеризуются тем, что они рождают детёнышей живыми, выкармливают их молоком, у них есть зубы, которые позволяют им питаться как растительной, так и животной пищей, а также их тело покрыто волосяным покровом. У одних млекопитающих он очень короток и редок, как у бегемота, слона, моржа, тюленя и др.

- Как вы думаете, где могут жить млекопитающие с таким волосяным покровом?

- У других он очень длинный и пушистый, называется мехом.

- Назовите зверей с густым мехом.

- Для чего нужен мех зверям? Где могут жить такие звери?

Работа с таблицей

- Только что мы выяснили, каковы характерные признаки млекопитающих.

- Давайте продолжим заполнять таблицу “Позвоночные животные”.

- Какие характерные признаки нужно записать в графу “Звери”?

-Запишите примеры зверей.

Работа с учебником

Исследова

тельский метод

Фронтальная

Индивидуальная

Фронтальная

Парная

Фронтальная

индивидуальная

6. Итог урока.

Формирование целостной системы ведущих знаний

о классе позвоночных животных и различии групп животных по существенным признакам, легко выделяемым во внешнем строении.

Однажды папа показал Серёже рисунок, на котором было изображено странное животное. Папа уверял, что встретил это животное в зоопарке. … Мне-то кажется, что папа захотел просто подшутить над детьми. А вы как думаете?

-Части тела каких животных объединил папа на этом рисунке?

-К каким из известных нам групп относятся эти животные? Какие из них относятся к беспозвоночным животным? А какие к позвоночным животным?

фронтальная

7. Рефлексия.

Дать оценку работе класса и отдельных учеников, контроль и самоконтроль.

-Что понравилось в уроке?

-Что нового узнали? 

-Чему удивились, над чем задумались?

- В русском языке можно встретить “животные синонимы” – храбрый, как лев, гордый, как олень. Сравните свое ощущение на уроке, с каким – либо представителем класса млекопитающих или птиц.

-  Ребята, вы сегодня на уроке хорошо потрудились, были внимательнее, активные. Я вам хочу сказать, что вы молодцы! Спасибо вам за урок!

фронтальная

8. Домашнее задание.

 Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей

 У. с 71-75 чит.; поработать с таблицей; сооб. о Большереченском зоопарке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Птицы зимой"

Данный урок был дан в рамках аттестации на высшую категорию...

Конспект урока по технологии на тему "Птицы. Динамическая модель" 2 класс, УМК "ПНШ"

Цели деятельности учителя: формирование навыка работы с бумагой; изготовление динамической модели птицы.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое динамическая модель; технику безопасности;- ...

Конспект урока по теме «Птица счастья» (УМК "Школа России, 2 класс)

Цели деятельности учителя: освоение технологии выполнения изделия птица счастья в технике оригами, развитие мелкой моторики; формирование познавательного интереса. Планируемые результаты: Предметные:З...

Технологическая карта урока технологии. Тема: "Птица счастья". Изделие "Птица счастья"

Технологическая карта урока технологии. Тема: "Птица счастья". Изделие "Птица счастья"...

Конспект урока по теме "Птицы"

Урок с применением исследовательского метода обучения...

Конспект занятия по теме "Птицы"

Конспект логопедического занятия для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) первого (подготовительного) класса...

Конспект урока по теме "Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой".

Цель урока: познакомить с птицами, зимующими в наших краях, раскрыть необходимость оказания помощи зимующим птицам, научить изготовлять экокормушки....