Проект и презентация "Почему птицы летают?"
проект по окружающему миру (3 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 6 г. Благовещенска»
Проект «Почему птицы летают?»
Выполнил ученик: Бочкарев Ермак
Куратор: Осатюк Елена Анатольевна
I. Введение.
Издавна люди мечтали летать. Маленькие дети, когда спят, очень часто летают во сне. Родители говорят им, что это они растут. Глядя на птиц, мы завидуем им, потому что они парят в воздухе, много путешествуют, видят много разных стран. Мне хотелось узнать, как птицы летают, как природа приспособила тело птицы к полёту.
Тему проекта выбрал потому, что очень люблю животных, смотреть про них передачи, читать книги, возится с ними. В городе много голубей, и я частенько за ними наблюдаю, подкармливаю. Иногда маленькие дети начинают их пугать, тогда голуби взлетают высоко на крышу здания. Как это у них получается? Я задумался: что помогает птицам летать? Эту загадку я и захотел разгадать.
Бережное отношение к природе, осознание важности её охраны необходимо воспитывать именно сейчас, когда экологическая грамотность становится залогом выживания человека на нашей планете.
Реализация проекта «Почему птицы летают?» позволит расширить и углубить знания о птицах нашей Амурской области. Это послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года.
Цель проекта: узнать, почему птицы могут летать.
Задачи:
- узнать, как появились птицы;
- изучить значение полётов в жизни птиц.
- выяснить, какие приспособления есть у птиц для полета;
- определить сходство и различие между птицами и другими летающими существами;
- доказать, что птица лучше приспособлена к полету;
- воспитывать желание заботиться о птицах.
Объект исследования: птицы.
Предмет исследования: возможность птиц летать.
Гипотеза: раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать.
Методы: чтение книг, знакомство с фильмами, поиск информации в Интернете, наблюдения, опыты.
Целевые группы, на которые направлен проект: для младших школьников
География проекта: Амурская область, г. Благовещенск
Механизм и поэтапный план реализации проекта:
1. Подготовительный этап. Я собирал информацию в интернете о птицах по моей теме «Почему птицы летают?», читал литературу о птицах и других летающих животных, для их сравнения. Выбрал методы исследования и разработку проекта, ее план проведения. Собрал необходимое оборудование.
2. Экспериментальная часть. Проводил наблюдения и опыты для ответа на вопросы моей гипотезы: раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать.
3. Обработал полученную информацию и результаты опытов и наблюдений.
4. Отчетный. Подготовил презентацию для публичного выступления с проектом и оформил проектную работу.
5. Информационно-просветительский. Публичные выступления с проектом.
Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в краткосрочной перспективе. Показатели эффективности проекта.
Проект представляет собой краткосрочное школьное мероприятие в области экологического воспитания, прививает любовь к родному краю, бережное отношение к животному миру.
Расширились представления о птицах нашего города Благовещенска, закрепил имеющиеся знания по теме проекта.
- Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта.
- Желание родителей организовывать познавательную деятельность с детьми и уделять больше внимания экологическому воспитанию в семье.
Дальнейшее развитие проекта
Можно реализовать в предметных областях - ОБЖ, биология, технология, кружки, в любом классе начального и среднего звена ОУ. Проект может быть проведен неоднократно с небольшими изменениями и дополнениями.
Проект позволил привлечь семьи обучающихся к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества; повысит компетентность педагогов и родителей в области экологического воспитания в семье. Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной и познавательной для всех участников.
Дети с большим удовольствием слушали рассказы, сказки, стихи о зимующих и перелетных птицах, отгадывали загадки, играли в разные дидактические и подвижные игры, с удовольствием рисовали птиц, раскрашивали картинки по теме. Проект позволил расширить кругозор детей о пернатых друзьях. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
Ребята научились правильно подкармливать птиц.
У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
Повысился познавательный интерес у детей, бережное отношение и любовь к природе родного края. Цель и задачи, поставленные в начале проекта, выполнены.
Оборудование: коллекция перьев собранные мною летом, шерсть, кольца на подставке, вода, бумага, груз на ниточке, лупа.
II. Основная часть.
Я прочитал и проанализировал материалы о птицах, как они произошли и почему они могут летать. Сравнил их способность к полету с летающими насекомыми и млекопитающими.
- Как появились птицы.
Некоторые ученые считают, что птицы произошли от небольших хищных динозавров. Они были двуногие с длинными хвостами и мелкими передними конечностями хватательного типа, которые использовались для сшибания летучих насекомых, для чего хищникам приходилось высоко подпрыгивать. Одновременно происходили преобразования чешуй в перья, изменения хвоста.
Позднее птицы приобрели способность к активному полету. Это означает, что благодаря взмахам передних конечностей они смогли преодолеть действие земного притяжения. Полет позволил им:
- ловить в воздухе насекомых,
- эффективно избегать хищников,
- выбирать благоприятные для жизни условия.
Развитие полета сопровождалось укорочением длинного хвоста и заменой его веером из длинных перьев, хорошо приспособленным для руления и торможения.
2) Что позволяет птицам летать?
1. Крылья идеально приспособлены к полету по своей форме и создают подъемную силу.
2. Обтекаемая форма тела, создаваемая перьевым покровом. Перо чрезвычайно легко и прочно.
3. Легкий скелет. Кости имеют тонкие стенки, а внутри они полые или образуют сеть тонких внутренних перегородок. Такие кости легкие и в то же время очень прочные.
4. Сильные мышцы обеспечивают работу крыльев птиц.
5. Причуды стопы, состоящей из 4 пальцев (3 пальца вперед, один назад). Сухожилия, проходящие через цевку, обеспечивают сгибание пальцев, выполняют функцию рычага, точно координируют движения.
6. Питание. Птицам приходится очень много есть, они постоянно заняты поиском корма.
7. Дыхание. При полете требуется в 10-12 раз больше кислорода, чем в покое. Поэтому, кроме легких, имеются воздушные мешки.
Разница давлений над и под крылом создает подъемную силу крыла, которая удерживает птицу в полете.
3) Строение и роль перьев птиц в жизни птиц.
Перья птицы служат целям терморегуляции, главным образом сохранению тепла, создают «обтекаемую» поверхность тела и предохраняют кожные покровы от повреждений.
Различают обычно контурные перья, пух и некоторые другие разновидности перьев. Строение контурного пера таково. Имеется плотный и упругий стержень, вокруг которого, обычно симметрично, расположено опахало, образующее плотную, непроницаемую для воздуха пластинку. Часть стержня, непосредственно выходящая из кожи и не несущая опахала, называется очином, остальная его часть носит название ствола. Часто перо имеет еще и так называемый побочный ствол, имеющий вид тонкого и мягкого стержня с пуховидными бородками и в редких случаях (например, у эму и казуаров) достигающий большого развития. Контурные перья имеют различные размеры и форму. Разные группы их, носящие разные названия, несут различные функции. Среди них следует особо выделять первостепенные и второстепенные маховые перья.
4) Практическая часть.
Мои наблюдения.
Летают не только птицы, но и другие животные. Я решил сравнить насекомых и птиц. Птица летает быстрее и выше. У насекомых наружный скелет – защищает от хищников, мешает росту, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, а у птиц – внутренний скелет дает опору мышцам.
Рассмотрел перья под лупой и выяснил, что перо состоит из стержня, а от стержня отходят волоски, есть крючочки.
Приложил перышко к щеке – стало тепло. Значит, они нужны для тепла. Отрезал кончик пера – внутри пусто. Значит, перо легкое.
Вывод: перья – легкие, сохраняют тепло, эластично пружинят, очень крепкие, делают поверхность тела птицы гладкой.
Сравнивая с птицей летучую мышь, видим: тело птицы покрыто перьями, а мыши – шерстью. Мне кажется, что скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, да еще у летучих мышей кожистое вещество между пальцами рук, плеча и тела. У птиц полетные мышцы развиты больше, вместо зубов – легкий клюв.
Вывод: птицы – лучше приспособлены к полету, чем насекомые и млекопитающие.
Мои опыты.
1. Я опустил перо и клочок шерсти в воду: шерсть намокла, а перо нет. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир).
2. Взял лист бумаги за край и подул, он держался в воздухе. Значит, полет возможен благодаря подъемной силе, которую создает разница давлений воздуха под крылом и над крылом.
3. Следующий опыт показал, что полые кости прочные. Я сложил лист бумаги несколько раз и вставил его в кольца на подставке. К бумаге подвесил грузик. Бумага не выдержала веса, и грузик упал. Затем свернул лист бумаги в трубочку и повторил опыт. Бумага выдержала вес даже нескольких грузиков. Вывод: легкость и прочность скелета птиц достигается полыми костями.
III. Заключение.
Значение птиц в природе и в жизни человека очень велико. Поэтому я хочу своим проектом привлечь внимания к ним, чтобы мы захотели побольше знать о них, об их особенностях, ведь птицы наши друзья. Они защищают нас от вспышек размножения вредных насекомых, так как большинство их питается насекомыми. При большом количестве потребляемой пищи птицы истребляют бесчисленное множество насекомых-вредителей. Птицы очень прожорливы. Так, синица за сутки съедает насекомых столько, сколько весит сама. Самые маленькие птички — пеночки, крапивник, королек — весят по 8-10 г, а съедают за день до 17 г корма, то есть почти в 2 раза больше, чем весят сами.
Немалую пользу приносят хищные птицы, которые кормятся ослабленными животными и являются санитарами в природе. Многие птицы, питаясь плодами и семенами, способствуют их распространению. На некоторых птиц существует промысловая охота (промышляют главным образом куриных птиц). Своей красотой и пением птицы доставляют человеку эстетическое наслаждение.
Птиц необходимо охранять, привлекать в лесопарки, сады, поля и огороды, развешивая искусственные гнездовья весной и подкармливая их зимой. Значительную роль в жизни человека играют сельскохозяйственные птицы.
Птицы появились в ходе преобразования древних динозавров.
Из-за проблем с питанием на земле, появилась возможность добывать его в воздухе и на высоких деревьях. Перелеты помогают найти более благоприятные условия для питания зимой и летом. В воздухе и на деревьях можно укрыться от хищников. У насекомых наружный скелет – защищает от хищников, мешает росту, у них нет мышц, которые позволили бы быстрее летать, у птиц – внутренний скелет дает опору мышцам. При сравнении птицы и летучей мыши видим, тело птицы покрыто перьями, а мыши – шерстью.
Скелет у птиц легче, чем у летучих мышей, у птиц полетные мышцы развиты больше, вместо зубов – легкий клюв.
Строение тела птиц приспособлено для полета: крылья, скелет, полые кости, дыхание, обтекаемая форма тела, питание, разница давлений над и под крылом во время полёта.
Перьевой покров прочный, легкий и согревающий. Полёт – это прежде всего победа над земным притяжением. Но моя гипотеза «раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать» не подтвердилась, так как есть птицы, которые не летают. Почему некоторые птицы не летают? Это может быть темой следующего исследовании
Литература:
1. Второв П. П., Дроздов Н. Н. Определитель птиц фауны СССР: Пособие для учителей. - М. Просвещение, 1980. - 256с, ил., 16л. ил.
2. Гудков В. М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник-определитель. М: Вече, 2008. -592 с.: ил.
3. Иванов А. И. Каталог птиц СССР. Л.: Наука, 1976. – 276 с.
4.Ошмарин П. Г., Ликунов Д. Г. Следы в природе. М.: Наука, 1990. - 296
5. Гуртовой Н.Н., Матвеев Б.С, Дзержинский Ф.Я. Практическая зоотомия позвоночных. Птицы, млекопитающие. М., 1980.-143 с.
6. Дементьев Г.П. Птицы. Руководство по зоологии, т. 6. М., Просвещение, 1980. -156 с.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Каждому человеку приходилось видеть как в небе летают птицы. Как красиво они планируют у нас над головой. И мне стало интересно, почему они могут летать, и что им помогает в этом? Описание проблемы
Цель проекта: узнать, почему птицы летают Задачи проекта : • узнать, как появились птицы; • изучить значение полётов в жизни птиц. • выяснить, какие приспособления есть у птиц для полета; • определить сходство и различие между птицами и другими существами; • доказать, что птица лучше приспособлена к полету. • воспитывать желание заботиться о птицах.
Объект исследования: птицы Целевые группы, на которые направлен проект: для младших школьников География проекта : г. Благовещенск Предмет исследования: возможность птиц летать Гипотеза: раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать.
Механизм и поэтапный план реализации проекта: I этап – подготовительный - определение цели и задач - подготовка материала для организации проекта; - создание предметно-развивающей среды: - отбор наглядного материала по теме проекта; - подбор материалов для творческих работ - подбор методической и художественной литературы. II этап – основной (практический) - наблюдения за птицами, их повадками; составление описательных рассказов о зимующих и перелетных птицах; - изучение корма для подкормки птиц; - выбор корма для птиц; - опытно-исследовательская деятельность; - наблюдение за поведением птиц на кормушке, в гнездах, в скворечнике, на деревьях; III этап – заключительный Цель - подведение итогов работы над проектом.
Как появились птицы? Некоторые ученые считают, что птицы произошли от небольших хищных динозавров. Они были двуногие с длинными хвостами и мелкими передними конечностями.
Три группы животных могут летать : птицы летучие мыши насекомые. Но самые лучшие летуны – птицы. Это связано со строением их крыльев. Как летают птицы? Для облегчения полёта тело птицы имеет обтекаемую форму , которая позволяет ей легко преодолевать сопротивление воздуха. Передние конечности у птиц превратились в крылья, которые достаточно прочны, чтобы удерживать птицу в воздухе . Состоят из каротина, как и наши волосы. Хвост помогает птице управлять направлением полёта и сохранять равновесие.
Что позволяет птицам летать? 1. Крылья идеально приспособлены к полету.
2. Обтекаемая форма тела, создаваемая перьевым покровом. Перо чрезвычайно легко и прочно.
3. Легкий скелет. Кости имеют тонкие стенки. Такие кости легкие и в то же время очень прочные. 4. Сильные мышцы обеспечивают работу крыльев птиц.
Длинные перья крыла помогают птице летать. Короткие перья образуют специфичес кую форму крыла Крыло птицы – округлённое сверху и изогнутое внизу. Такая форма называется аэродинамической и помогает птице взлететь, когда она машет крыльями. Форма крыла
Наблюдения Кошка не может летать, так как у неё нет крыльев.
Перья – легкие, сохраняют тепло, эластично пружинят, очень крепкие, делают поверхность тела птицы гладкой.
Птицы – лучше приспособлены к полету, чем насекомые и млекопитающие.
Опыты. Я опустил перо и клочок шерсти в воду: шерсть намокла, а перо нет. Значит, птицы их чем-то смазывают (предположим, жир).
Взял лист бумаги за край и подул, он удержался в воздухе. Значит, полёт возможен благодаря силе воздуха.
Заключение. Полёт птиц связан не только с наличием крыльев. Всё строение тела птиц приспособлено для полёта: крылья, скелет, кости, мускулатура, обтекаемая форма тела. Описание позитивных изменений, которые произойдут в результате реализации проекта по его завершению и в краткосрочной перспективе Проект представляет собой краткосрочное школьное мероприятие в области экологического воспитания, прививает любовь к родному краю, бережное отношение к животному миру. Расширились представления о птицах нашего города Благовещенска, закрепил имеющиеся знания по теме проекта. - Сплочение детей и родителей, родителей и педагогов в процессе активного сотрудничества в ходе реализации проекта. - Желание родителей организовывать познавательную деятельность с детьми и уделять больше внимания экологическому воспитанию в семье.
Но моя гипотеза «раз у птиц есть крылья, значит, они могут летать» не подтвердилась, так как есть птицы, которые не летают. Дальнейшее развитие проекта Можно реализовать в предметных областях - ОБЖ, биология, технология, кружки, в любом классе начального и среднего звена ОУ. Проект может быть проведен неоднократно с небольшими изменениями и дополнениями. Проект позволил привлечь семьи обучающихся к участию в воспитательном процессе на основе педагогики сотрудничества; повысит компетентность педагогов и родителей в области экологического воспитания в семье. Работа в рамках проекта получается интересной, увлекательной и познавательной для всех участников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект - презентация"Птицы на моей кормушке"
Презентация проектной деятельности ученицы 1 класса Растимишиной Аделины по теме "Птицы на моей кормушке"...
урок-проект "Помоги птицам"
Урок-проект был проведён с уч-ся 1 класса. К этому уроку ребята серьёзно готовились и им конечно помогали родители....
Проект "Зимующие птицы"
Проект проведен в 1 классе и был представлен на конкурс "Хочу всё знать"...
Исследовательский проект "Зимующие птицы нашего края"
Данный проект был составлен учащимися 3 класса и использовался на уроке "Окружающий мир"...
Проект "Помогите птицам"
Экологический мини – проект «ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ»ЦЕЛЬ. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.ЗАДАЧИ:1)Передавать информацию об отдельных представителях животного мира (зимующие п...
Проект «Зимующие птицы нашего посёлка»
Задачи:1. Изучить дополнительную литературу и определить птиц, зимующих в нашем посёлке;2. Провести наблюдения за поведением и питанием зимующих птиц;3. Сделать анализ и обобщить результат....
Проект "Зимующие птицы нашего края"
Проект "Зимующие птицы нашего края" учащихся 2 класса МБОУ "Екатерининская СОШ" Сивинского района Пермского края, руководитель проекта: Мальцева Валентина Семеновна...