Конспект урока окружающего мира в 4 классе на тему "Леса России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока окружающего мира в 4 классе
по теме «Леса России»
Ухтинская Елена Геннадьевна, учитель начальных классов
МОУ «Зыковская средняя общеобразовательная школа» г.о. Саранск
Ι. Введение.
В проекте предоставлен урок окружающего мира для 4 класса по теме «Леса России», выполненный в рамках ФГОС. Данный урок выполнен в виде технологической карты. Урок формирует представление о лесной зоне нашей страны. В методической разработке выделены требования к уровню знаний обучающихся по данной теме: учащиеся научатся, учащиеся учатся (имеют возможность научиться).
Данная работа может быть интересна и полезна учителям начальных классов, работающих по УМК «Школа России».
ΙΙ. Актуальность.
Современный федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет новые требования к структуре и содержанию уроков окружающего мира. Стандарт призван играть важнейшую роль в воспитании высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, осознающих ответственность перед обществом и нацией за настоящее и будущее своей страны.
Технологическая карта урока позволяет учителю:
- увидеть учебный материал целостно и системно, спроектировать учебный процесс по освоению конкретной темы;
- согласовать действия учителя и ученика.
Я выбрала эту тему, потому что это одна из интереснейших тем курса «Окружающий мир» в 4 классе, так как ярко характеризует климатические и природные особенности нашей страны, объект изучения знаком детям, нужно только попытаться построить урок оригинально в соответствии с требованиями времени. Современный ФГОС НОО предъявил новые требования к достижению планируемых результатов. Выпускники научатся: « систематизировать представления о природных объектах и явлениях, как компонентах единого мира, овладеют основами практико-ориентированных знаний о природе, будут понимать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы родного края» Г.С.Ковалева. Планируемые результаты начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011г., с.70. Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы.
ΙΙΙ. Цель и задачи проекта.
Цель проекта: разработка и реализация на практике методического материала к уроку окружающего мира в 4 классе на тему: «Леса России», в соответствии с требованиями ФГОС НОО, позволяющего повысить практическую направленность урока, а также активизировать самостоятельность обучающихся.
Задачи проекта:
- Изучить требования ФГОС НОО и рекомендации к разработкам методического обеспечения современного урока.
- Определить содержание технологической карты урока по заданной структуре в соответствии с УМК «Школа России» по учебнику «Окружающий мир» 4 класс под редакцией А.А.Плешакова (Москва, Просвещение,2017г.)
- Разработать дидактический материал для проведения урока окружающий мир по теме « Леса России».
- Провести урок с использованием материала по программе.
- Целевая группа проекта: учащиеся 4 класса.
- Объект и предмет исследования.
Объект исследования: методическое обеспечение урока окружающего мира в 4 классе в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Предмет исследования: технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме «Леса России».
ΙⅤ. Жизненный цикл и этапы реализации проекта. Сроки реализации проекта сентябрь 2019 г. - октябрь 2019г Этапы реализации проекта
1. Подготовительный 01.10.2019г - 16.10.2019г
2. Основной 17.10.2019г
3. Заключительный 18.10.2019г - 21.10.2019г.
Ⅴ. Проектное решение.
Тема урока: Леса России
Тип урока – открытие новых знаний
Цель урока: формирование представления о лесной зоне России
Задачи урока:
образовательные: формировать представление о лесной зоне и ее географическом положении;.
определять самую большую по площади природную зону России и обосновывать свое мнение;
устанавливать зависимость природы лесной зоны от распределения тепла и влаги;
рассказывать о природных условиях, растительном и животном мире лесных природных зон.
развивающие: формировать у учащихся навыки умственного труда, развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, опираясь на изученный материал;
воспитательные: способствовать воспитанию дружеских взаимоотношений, взаимопонимания, адекватно оценивать результат своей работы.
Планируемые результаты.
Метапредметные результаты:
регулятивные – умение принимать и сохранять учебную задачу; умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; осуществить взаимо и самопроверку, оценивать правильность выполнения действий; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
познавательные – умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать; умения определять и формулировать познавательную цель;
умение работать с разными видами учебной информации;
умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания, развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
коммуникативные - работать в группе, определять объекты, пользуясь справочной литературой, извлекать информацию из дополнительной литературы, адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога, проявлять нравственные чувства; умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других.
Личностные: развивать навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях.
Развитие самостоятельности, в том числе в информационной деятельности, наличие мотивации работы на результат,
доброжелательности, эмоциональной отзывчивости. Формировать личностный целостный взгляд на мир его органичном единстве.
Предметные результаты:
научатся находить на карте природную зону лесов; иметь представление о природной зоне лесов, определять ее местоположение на карте природных зон, знать причины чередования природных зон с севера на юг, о природных условиях, растительном и животном мире природных зон России, о приспособленности растений и животных к условиям жизни. Знать значение понятий «природная зона», «лес», «тайга», «смешанный лес», «широколиственный лес».
Получат возможность научиться: рассказывать о лесах родного края. Моделировать цепи питания.
Межпредметные связи: Литературное чтение, раздел «Родная природа». Русский язык-введение в активный словарь новых понятий, раздел «Слово и его значение». Изобразительное искусство - пейзажи И.Шишкина.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративные, фронтальные, групповые, индивидуальные, метод группового решения задач, обмен информацией, практические, контроля , самоконтроля и взаимоконтроля.
Ресурсы:
- книгопечатная продукция: учебник «Окружающий мир» ,4 класс, под редакцией А.А.Плешакова, (Москва, Просвещение ,2017 год)
- Рабочая тетрадь к учебнику;4 класс (Москва. Вита-пресс)
- компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
- дидактический материал – карта «Природные зоны России», схемы-графики, гербарий с растениями леса, атлас-определитель «От земли до неба».
Образовательные ресурсы:
http: //www.zjclub.ru/voice/index4.shims
http://djwnload8.proshkolu.ru
Место и роль темы в курсе.
На изучение предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в год. (34 уч. нед.)
Данной теме -2 часа (Леса России. Лес и человек.), осуществляется связь с предшествующим материалом «Тундра» » и последующим материалом «Зона степей».
Условные обозначения УУД:
Метапредметные познавательные - ПУУД;
Метапредметные коммуникативные - КУУД;
Метапредметные регулятивные – РУУД;
Личностные – ЛУУД.
Технологическая карта урока по теме «Леса России»
№ п/п | Этапы урока и вид деятельности | Ресурсы | Деятельность учителя | Деятельность Учащихся (вид УД) | Форма организации УД | Содержание учебного материала | Формируемые УУД |
I | Организационный этап. Цель: - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Аудиозапись голосов птиц. Слайд с стихотворением С.Погореловского «Здравствуй, лес!» | Проверяет готовность обучающих-ся к уроку Организует диалог с обучающимися, в ходе которого конкретизирует тему Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока | Читают стихотворение с экрана про себя, определяют опорные слова, характерные для леса «дремучий», «шумишь листвою», «глушь» Формулируют тему и задачу урока Объясняют значение слова «лес», сверяют с эталоном «пространство, заросшее множеством деревьев» Выстраива ние алгоритма изучения темы | Фронтальная в диалоге с учителем. | Задание 1. Чтение стихотворения. С.Погореловского Здравствуй, лес. Дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе и серебре? Кто в глуши твоей таится- Что за зверь? Какая птица? Все открой – не утаи: Ты же видишь - мы свои! -В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. -Определите, в какую природную зону отправимся? Укажите слова, которые подсказали ответ: «дремучий», «шумишь листвою», «глушь» Предположите, что будем изучать по этой теме? Вывод: тема урока «Зона лесов». Запись темы в тетрадях. Выстраивание алгоритма изучения темы по известному плану 1.Географическое положение 2.Климат 3.Растительность 4.Животный мир | РУУД -нацеливание на успешную деятельность -подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока ЛУУД -выражать положительное отношение к познанию нового КУУД -сотрудничество с учителем |
II | Актуализация опорных знаний. Цель: применение изученных знаний при решении учебной задачи; б) активизировать мыслительные операции: сравнение, анализ, аналогию. | Карта природных зон России Раздаточные карточки с напечатанными вопросами | Задает вопросы. Побуждает к высказыванию своего мнения Предлагает индивидуальные задания | Устно отвечают на вопросы учителя. Дополняют ответы одноклассника. Показывают по карте границы тундры Выполняют индивидуальные задания | Фронтальная (ответы на вопросы учителя) Индивидуальная (работа по карточкам) | Задание2 -По какой природной зоне путешествовали на предыдущем уроке? -Показать зону тундры на карте, назвать географическое положение -Верно ли, что тундра располагается ближе к северному полюсу, чем Арктика? Обоснуй свое мнение -Верно ли, что в тундре растут только мхи и лишайники? Обоснуй свое мнение Задание3.Выполнить письменное задание: 1.Запиши 2-3 цепи питания. 2.Перечисли экологические проблемы тундры 3.Перечисли сходство и различие Арктики и тундры. Вывод: дети делают вывод по качеству своих знаний о тундре | ПУУД - осознанно строят речевое высказывание РУУД -контролируют учебные действия, замечают ошибки КУУД -формирование умения слушать и слышать ЛУУД -проявлять интерес к многообразию природы России |
III ΙⅤ | Постановка учебной задачи. .Открытие нового знания. Цель: постанов ка совместнос классом темы, цели урока Закрепление нового знания с проговариванием Цель: организовать деятельность учащихся по успешному восприя-тию, осмысле-нию и пересказыванию. Практическая работа в тетради | Учебник (с.98-102), карта, презентация. раздаточные карточки-графики (на каждого) ,атлас–определитель «От земли до неба», гербарий растений лесной зоны | Задает вопросы по теме, корректирует, дополняет ответы учеников по уточнению и конкретизации первичных знаний; Проводит беседу по параллель с ранее изученным материалом Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. Проводит инструктаж, организует выступление групп, обмен мнениями | Показывают по карте зону лесов Отвечают на вопросы. Заполняют графики с указанием особенностей климата Слушают рассказ учителя, сравнивают по слайду фото хвойного и смешанного и лиственного леса Организуется работа в группах, готовят сообщение в группе каждый рассказывает об одном растении или животном. Слушают сообщения, делятся впечатлениями. Высказыва ют свое мнение | Фронтальная. Индивидуальная Групповая (класс делится на 5 групп) | Задание №4 Работа с картой. Ответы на вопросы со слайда: -Что можно сказать о зоне лесов, глядя на карту? -Где находится зона лесов относительно зоны тундры? -Какая поверхность у зоны лесов? -Почему зона лесов раскрашена разными оттенками зеленого цвета, определите по легенде карты, с чем это связано? Знакомятся с понятиями «хвойные леса», «смешанные леса», «широколиственные леса» с помощью презентации -Чем объясняется такое разнообразие лесов? Задание№5 Работа с текстом Используя текст учебникас.98 Заполнить графики средней температуры лета и зимы на различных территориях лесной зоны (у каждого ученика) Вывод: Зона лесов - самая большая по территории, поэтому есть различия в климате, что определяет разные типы лесов Задание№6 Работа в группах -Подготовьте и представьте сообщение одноклассникам 1группа (ботаники) - о растениях тайги, 2группа (ботаники) - о - растениях смешанных лесов 3 группа (ботаники)— о характерных растениях широколиственных лесов 4 группа (зоологи) - о животных тайги 5группа (зоологи) - о животных смешанных и широколиственных лесов Задание№7 Практическая работа в тетради 1Записать названия деревьев, растущих в разных видах лесов (сверка по эталону со слайда) 2.Составить 2 цепи питания, характерные для леса Вывод: зона лесов отличается разнообразным растительным и животным миром | ПУУД -раскрывать значение понятий «лиственный лес», «хвойный лес», «тайга», «смешанный лес»,«широколиственный лес» РУУД -работать по карте КУУД -обмениваться мнениями, работать в группе, распределять роли между членами группы, -конструктивно взаимодействовать в группе |
V | Диагностика качества освоения темы. Цель: Организовать самостоятельно е выполнение учащимися заданий теста | Выполняют тест по теме. Осуществляют самопровер ку, предварительную оценку. | Фронтальная | Задание№8 Выполнение теста Тест «Природная зона лесов». 1) Природная зона лесов состоит из: а) двух частей; б) трёх частей; в) четырёх частей. 2) Самую большую территорию занимают: а) широколиственные леса; б) смешанные леса; в) тайга. 3) В тайге растут: а) пихты, ели, лиственницы; б) сосны, дубы, ели; в) лиственницы, пихты, липы, ели. 4) Лесным исполином называют: а) благородного оленя; б) лося; в) медведя. 5) Охрана лесов — это: а) обязанность государства; б) забота самих обитателей леса; в) обязанность государства и долг каждого гражданина. Сверяют по ключу (1) б; 2) в; 3) а; 4) б; 5) в.) | РУУД -выполнить задание в соответствии с целью ПУУД -определять особенности лесной зоны ЛУУД -проявлять самостоятельность в работе -проявлять интерес к природному разнообразию лесной зоны | ||
VΙ | Домашнее задание | Учебник | Комментирует домашнее задание | Читают вывод в учебнике (с.105) Задают уточняющие вопросы, выбирают вариант задания | Фронтальная | -С какой природной зоной познакомились? Дом. задание с.98-105,ответить на вопросы Творческие задания на выбор: - подготовить вопросы для викторины -презентацию об одном растении или животном леса | РУУД -осуществляют поиск поставленных задач ЛУУД -проявлять интерес к творческим заданиям |
VIΙ | Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и результатов | Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что нет) | Фронтальная | Задание№9 Закончите предложения: Мне важно знать о лесной зоне, потому что... «Маятник настроения»-показать стрелкой направление. соответствующее твоему настроению | РУУД -соотносить поставленную цель и полученный результат ЛУУД -проявлять понимание своей успешности при изучении темы |
ⅤΙ. Заключение
Урок окружающего мира разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта.
В нем четко отражено взаимодействие учителя и ученика на уроке, планирование деятельности каждого из них на каждом этапе урока. Данная технологическая карта может быть использована на уроках окружающего мира в четвёртом классе.
Технологическая карта урока содержит следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, постановка учебной задачи, открытие нового знания, закрепление нового знания с проговариванием, самостоятельная работа с самопроверкой и взаимопроверкой, рефлексия учебной деятельности.
Этапы урока взаимосвязаны и последовательны. Все задания посильные для учащихся. На уроке задания № 2, 3, 5, 6, 7,8 – направлены на формирование познавательных универсальных учебных действий (ПУУД);
задания под № 1,2,4,7,8, 9 - направлены на формирование регулятивных универсальных учебных действий (РУУД);
задания №1,2,6 - направлены на формирование коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД);
задания под №1, 2, 6, 8, 9-направлены на формирование личностных универсальных учебных действий (ЛУУД).
Учащиеся учатся планировать свои действия, ставят проблемные вопросы и находят решения путём сотрудничества с одноклассниками, диалога с учителем, учатся оценивать свои действия и результат, развивается монологическая речь – всё это обеспечивает развитие УУД.
УМК «Школа России» обеспечивает сочетание результатов (предметных, метапредметных и личностных). Материал в УМК имеет проблемный характер изложения содержания, требующий деятельностного подхода.
На уроке использованы разные формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая. Методы работы (решение проблемных задач, наглядные, практические, контроля, самоконтроля и взаимоконтроля, моделирования).
Цель урока: формирование представления о лесной зоне России была достигнута, при тестировании на последнем этапе урока практически все ученики класса правильно ответили на вопросы и успешно выполнили практическое задание в рабочей тетради.
ⅤΙΙ. Список литературы
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- Москва: Просвещение, 2010.
- А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир. 4 класс ., в двух частях, часть 1, М.: «Просвещение», 2017 г.
- А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова. Окружающий мир 4 класс. Рабочая тетрадь, часть 1. М.: «Просвещение», 2019 г.
- Т.Н.Максимова Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 4 класс. М.: ВАКО, 2017г.
- Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 4 класс. /Сост.И.Ф.Яценко. М.: ВАКО, 2019г.
- А.А.Плешаков. Атлас-определитель «От земли до неба», М.: «Просвещение», 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира (2 класс) "Золотое кольцо России".
Конспект урока разработан в рамках курса "Окружающий мир" по программе Н.Ф. Виноградовой....
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва-столица России"
Конспект урока окружающего мира 2 класс "Москва- столица России"...
Конспект урока окружающего мира 3 класс «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»
Тема: «Золотое кольцо России. Слава и гордость первой страны.»Тип урока: открытие новых знанийЦель: познакомить учащихся с городами, входящими в «Золотое кольцо России» и ...
Конспекты уроков окружающего мира 2 класс УМК "Школа России"
окр.мир 2 класс...
Конспект урока окружающего мира 3 класс, УМК "Школа России" Тема: "Семейный бюджет"
Технологическая карта урока по окружающему миру Тема: «Семейный бюджет»Цели урока:- Знакомство с семейным бюджетом;- формирование представление о структуре семейного бюджета.Планируем...
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...
Конспект урока окружающего мира (2 класс). Тема: «Города России». УМК "Школа России"
Цели деятельности учителя: формирование знаний обучающихся о городах России.Планируемые результаты:Предметные: Знать:- особенности городов России.Уметь:- анализировать и делать выводы.Личностные: ...