Конспект по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим». «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Сычева Светлана Анатольевна

Цель: расширение представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде.

Задачи:

-  расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде;

-  познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека.

-  закреплять знания о круговороте воды в природе;

  -формировать представления о закономерной связи живого и неживого в природе;

  -развивать познавательный интерес.

  -воспитывать у школьников младшего возраста потребность в здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл solntsevozduh_i_voda.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект по познавательному развитию

 «Ознакомление с окружающим».

 «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»

 

Цель: расширение представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде.

Задачи:

  расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде;

  познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека.

  закреплять знания о круговороте воды в природе;

  формировать представления о закономерной связи живого и неживого в природе;

  развивать познавательный интерес.

  воспитывать у школьников младшего возраста потребность в здоровом образе жизни.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением солнца, капель воды и неба; глобус – модель планеты Земля; растения, выращенные в разных условиях: одно в нормальных условиях (с поливом, светом, на открытом месте), второе, выращенное в темном месте; третье, росшее в безвоздушной среде; четвертое долгое время росло без полива.

Предварительная работа: Чтение сказок К.Чуковского «Мойдодыр», «Краденое солнце». Рассматривание альбома «Солнечная система». Беседа по картинкам «Чистый воздух – залог здоровья». Наблюдения на прогулке за лужами, за солнцем, за ветром.

 

Создание игровой ситуации:

Дети, сегодня к нам пришли гости. Для того, чтобы узнать кто именно, нужно отгадать загадки:

По небу ходит

Маляр без кистей.

Краской коричневой

Красит людей. (Солнце)

(Появляется изображение солнца на доске)

 

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ее летать,

На землю падает опять. (Вода)

(Появляется изображение капель воды на доске)

 

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

(Появляется изображение неба на доске)

Итак, кто у нас сегодня в гостях?

Дети: Солнце, воздух и вода!

- Верно! А как вы думаете это наши друзья или враги?

Дети: Друзья!

- Правильно! А о друзьях нужно многое знать!

- Что такое Солнце?

Дети: Это космическое тело.

-Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе).

-Солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нас.

-Давайте посмотрим, может ли живая природа обходиться без солнечного света и тепла.

 

Опыт: «Роль света в жизни растений»

Одновременно выращивали два растения одного и того же вида, но в разных условиях: одно – на свету, а второе – в темном месте. Дети проводят сравнение растений.

-  Видите, ребята, растению, которое росло в темноте плохо без света, оно перестало расти. Без света растения жить не могут. Давайте поместим его на светлое место и позже понаблюдаем за его ростом.

-  Ребята, посмотрите, что находится в нашей группе?

(Дети перечислят предметы интерьера, игрушки и прочее.)

-  А что же находится между потолком, стенами и полом, где пустота?

Дети: Воздух.

-  Воздух невидим, поэтому его называют «невидимка». Воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ), которыми мы дышим.

-Как вы думаете, почему планета земля из космоса кажется голубым шаром?

Дети: Она окружена воздухом.

- Верно. Мы с вами носим одежду, чтобы не замерзнуть и не перегреться. А нашу планету Земля окружает голубая «воздушная рубашка», чтобы она не перегревалась от солнечных лучей и не стыла от космического холода. А еще «воздушная рубашка» оберегает нашу планету от метеоритов – космических снарядов, которые столкнувшись с воздухом,  сгорают  не долетев до Земли.

А еще воздух следит за погодой. Он перегоняет холодные воздушные потоки на юг, а теплые на север; собирает влагу с морей, океанов, рек и озер и отдает ее суше (земле). Поливает землю дождями летом и укрывает пушистым снежным одеялом зимой. Животные, растения и люди дышат кислородом и, не будь его, все бы погибли. Но вот удивительно: кислород потребляют большое количество живых существ, его сжигают самолеты и машины. А он не убывает. Почему?

Дети: Потому что на Земле есть зеленые растения.
Воспитатель
Правильно, ребята. Растения – это настоящая фабрика кислорода. Они поглощают углекислый газ и выделяют в воздух кислород. В настоящее время воздух (воздушная среда) загрязнен выбросами вредных веществ с заводов и фабрик. От этого страдают все живые организмы. От чистоты воздушного «океана» зависит вся жизнь на планете.

 

 

Физкультминутка

Солнце, воздух и вода

Наши верные друзья

(шагают на месте)

Рано утром мы проснулись

И до солнца дотянулись

(Потягиваются на носочках)

Чтоб здоровым быть всегда

Помогает нам вода

(Показывают, что плывут)

На прогулку мяч бери

Прыгай, бегай, не грусти!

(Прыгают, изображая отбивание мяча)

 

Опыт «Роль воздуха в жизни растений»

Дети выращивают в разных условиях два растения одного вида. Одно в открытой воздушной среде, а другое в замкнутой среде (под банкой). Произведя сравнение внешнего вида обоих растений, делают вывод, что без воздуха растения погибают.

-  Ребята, посмотрите на модель нашей планеты Земля – глобус. Какого цвета на нем больше?

Дети: Голубого.

-  А что это означает?

Дети: Голубой цвет на глобусе – это вода – моря и океаны нашей планеты.

- Суши в два раза меньше, чем воды. На нашей планете 4 океана. Более 30 морей. Все они составляют Мировой океан, который для планеты Земля, как гигантский котел отопления: Солнце все лето греет воду, а зимой прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Если не будет мирового океана, наступят такие жестокие морозы, которые погубят все живое: и зверей, и птиц, и леса, и поля.

- Какую еще работу выполняет вода?

Дети: Поит землю.

- Да, действительно, вода поит все живое: поля, леса, луга. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Но вода не только поит, но и кормит. Как ей это удается?

Дети: В морях, реках и озерах водится рыба. Рыбаки добывают ее на рыболовных судах. Электростанции вырабатывают электричество с помощью воды.

- Молодцы, ребята! А для чего еще нам нужна вода?

Дети предлагают разные версии.

- Да, правильно: водой люди умываются, моют машины и дороги. По морям и океанам плывет водный транспорт – суда, везущие грузы и пассажиров. Без воды нельзя приготовить еду, лекарства, бетон для стройки и многое другое.

- А вы знаете, где еще находится вода, кроме рек, озер, океанов и морей?

Дети: В воздухе, почве, растениях, животных, людях.

- Вода не всегда жидкая. Она может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.

 

Опыт «Значение воды для жизни»

- Ребята, если долгое время  не поливать  комнатное растение  что произойдет?        Дети делают вывод, что без воды погибает все живое, так как растения питаются водой.

- Дети, всем живым существам, в том числе и человеку, необходимы солнце, воздух и вода!  

-Чтобы не болеть, нужно быть здоровым – больше гулять на свежем воздухе, содержать тело в чистоте и заниматься спортом.

-Ребята , почему говорят : « В здоровом теле здоровый дух!»

 

Итог: - О чем мы с вами сегодня говорили?

            -Кто наши верные друзья?

            -Что вам запомнилось на занятии?

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

На внеклассном мероприятии "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" дети вспомнили друзей, которые помогают им укреплять здоровье. Это купание, утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, движен...

"Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья "

Выступление на МО классов "особый ребенок" в коррекционной школе. Доклад представлен по теме: "Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ во внеурочное время". В докладе представлено оределение зд...

Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".

Занятие по внеурочной деятельности по курсу"Планета здоровье"...

Познавательная программа "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"

Познавательная программа для учащихся 1-4 классов, посвящённая Дню здоровья. Методическая разработка содержит интересную информацию о солнце, воздухе и воде, их влиянии на организм и здоровье человека...

Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»

Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....

Конспект занятия Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!

Конспект занятия Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!...