Конспект по познавательному развитию «Ознакомление с окружающим». «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)
Цель: расширение представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде.
Задачи:
- расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде;
- познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека.
- закреплять знания о круговороте воды в природе;
-формировать представления о закономерной связи живого и неживого в природе;
-развивать познавательный интерес.
-воспитывать у школьников младшего возраста потребность в здоровом образе жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
solntsevozduh_i_voda.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект по познавательному развитию
«Ознакомление с окружающим».
«Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
Цель: расширение представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде.
Задачи:
⎯ расширять представления детей о неживой природе: солнце, воздухе и воде;
⎯ познакомить со свойствами воздуха, воды и их ролью в жизни человека.
⎯ закреплять знания о круговороте воды в природе;
⎯ формировать представления о закономерной связи живого и неживого в природе;
⎯ развивать познавательный интерес.
⎯ воспитывать у школьников младшего возраста потребность в здоровом образе жизни.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением солнца, капель воды и неба; глобус – модель планеты Земля; растения, выращенные в разных условиях: одно в нормальных условиях (с поливом, светом, на открытом месте), второе, выращенное в темном месте; третье, росшее в безвоздушной среде; четвертое долгое время росло без полива.
Предварительная работа: Чтение сказок К.Чуковского «Мойдодыр», «Краденое солнце». Рассматривание альбома «Солнечная система». Беседа по картинкам «Чистый воздух – залог здоровья». Наблюдения на прогулке за лужами, за солнцем, за ветром.
Создание игровой ситуации:
- Дети, сегодня к нам пришли гости. Для того, чтобы узнать кто именно, нужно отгадать загадки:
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)
(Появляется изображение солнца на доске)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ее летать,
На землю падает опять. (Вода)
(Появляется изображение капель воды на доске)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
(Появляется изображение неба на доске)
Итак, кто у нас сегодня в гостях?
Дети: Солнце, воздух и вода!
- Верно! А как вы думаете это наши друзья или враги?
Дети: Друзья!
- Правильно! А о друзьях нужно многое знать!
- Что такое Солнце?
Дети: Это космическое тело.
-Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь (показывает на глобусе).
-Солнце дает нашей планете много света и тепла, хотя находится очень-очень далеко от нас.
-Давайте посмотрим, может ли живая природа обходиться без солнечного света и тепла.
Опыт: «Роль света в жизни растений»
Одновременно выращивали два растения одного и того же вида, но в разных условиях: одно – на свету, а второе – в темном месте. Дети проводят сравнение растений.
- Видите, ребята, растению, которое росло в темноте плохо без света, оно перестало расти. Без света растения жить не могут. Давайте поместим его на светлое место и позже понаблюдаем за его ростом.
- Ребята, посмотрите, что находится в нашей группе?
(Дети перечислят предметы интерьера, игрушки и прочее.)
- А что же находится между потолком, стенами и полом, где пустота?
Дети: Воздух.
- Воздух невидим, поэтому его называют «невидимка». Воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов (азот, углекислый газ), которыми мы дышим.
-Как вы думаете, почему планета земля из космоса кажется голубым шаром?
Дети: Она окружена воздухом.
- Верно. Мы с вами носим одежду, чтобы не замерзнуть и не перегреться. А нашу планету Земля окружает голубая «воздушная рубашка», чтобы она не перегревалась от солнечных лучей и не стыла от космического холода. А еще «воздушная рубашка» оберегает нашу планету от метеоритов – космических снарядов, которые столкнувшись с воздухом, сгорают не долетев до Земли.
А еще воздух следит за погодой. Он перегоняет холодные воздушные потоки на юг, а теплые на север; собирает влагу с морей, океанов, рек и озер и отдает ее суше (земле). Поливает землю дождями летом и укрывает пушистым снежным одеялом зимой. Животные, растения и люди дышат кислородом и, не будь его, все бы погибли. Но вот удивительно: кислород потребляют большое количество живых существ, его сжигают самолеты и машины. А он не убывает. Почему?
Дети: Потому что на Земле есть зеленые растения.
Воспитатель: Правильно, ребята. Растения – это настоящая фабрика кислорода. Они поглощают углекислый газ и выделяют в воздух кислород. В настоящее время воздух (воздушная среда) загрязнен выбросами вредных веществ с заводов и фабрик. От этого страдают все живые организмы. От чистоты воздушного «океана» зависит вся жизнь на планете.
Физкультминутка
Солнце, воздух и вода
Наши верные друзья
(шагают на месте)
Рано утром мы проснулись
И до солнца дотянулись
(Потягиваются на носочках)
Чтоб здоровым быть всегда
Помогает нам вода
(Показывают, что плывут)
На прогулку мяч бери
Прыгай, бегай, не грусти!
(Прыгают, изображая отбивание мяча)
Опыт «Роль воздуха в жизни растений»
Дети выращивают в разных условиях два растения одного вида. Одно в открытой воздушной среде, а другое в замкнутой среде (под банкой). Произведя сравнение внешнего вида обоих растений, делают вывод, что без воздуха растения погибают.
- Ребята, посмотрите на модель нашей планеты Земля – глобус. Какого цвета на нем больше?
Дети: Голубого.
- А что это означает?
Дети: Голубой цвет на глобусе – это вода – моря и океаны нашей планеты.
- Суши в два раза меньше, чем воды. На нашей планете 4 океана. Более 30 морей. Все они составляют Мировой океан, который для планеты Земля, как гигантский котел отопления: Солнце все лето греет воду, а зимой прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Если не будет мирового океана, наступят такие жестокие морозы, которые погубят все живое: и зверей, и птиц, и леса, и поля.
- Какую еще работу выполняет вода?
Дети: Поит землю.
- Да, действительно, вода поит все живое: поля, леса, луга. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Но вода не только поит, но и кормит. Как ей это удается?
Дети: В морях, реках и озерах водится рыба. Рыбаки добывают ее на рыболовных судах. Электростанции вырабатывают электричество с помощью воды.
- Молодцы, ребята! А для чего еще нам нужна вода?
Дети предлагают разные версии.
- Да, правильно: водой люди умываются, моют машины и дороги. По морям и океанам плывет водный транспорт – суда, везущие грузы и пассажиров. Без воды нельзя приготовить еду, лекарства, бетон для стройки и многое другое.
- А вы знаете, где еще находится вода, кроме рек, озер, океанов и морей?
Дети: В воздухе, почве, растениях, животных, людях.
- Вода не всегда жидкая. Она может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
Опыт «Значение воды для жизни»
- Ребята, если долгое время не поливать комнатное растение что произойдет? Дети делают вывод, что без воды погибает все живое, так как растения питаются водой.
- Дети, всем живым существам, в том числе и человеку, необходимы солнце, воздух и вода!
-Чтобы не болеть, нужно быть здоровым – больше гулять на свежем воздухе, содержать тело в чистоте и заниматься спортом.
-Ребята , почему говорят : « В здоровом теле здоровый дух!»
Итог: - О чем мы с вами сегодня говорили?
-Кто наши верные друзья?
-Что вам запомнилось на занятии?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
На внеклассном мероприятии "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья" дети вспомнили друзей, которые помогают им укреплять здоровье. Это купание, утренняя зарядка, прогулки на свежем воздухе, движен...
"Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья "
Выступление на МО классов "особый ребенок" в коррекционной школе. Доклад представлен по теме: "Здоровьесберегающие технологии для детей с ОВЗ во внеурочное время". В докладе представлено оределение зд...
Открытое занятие по внеурочной деятельности на тему "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья".
Занятие по внеурочной деятельности по курсу"Планета здоровье"...
Познавательная программа "Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья"
Познавательная программа для учащихся 1-4 классов, посвящённая Дню здоровья. Методическая разработка содержит интересную информацию о солнце, воздухе и воде, их влиянии на организм и здоровье человека...
Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»
Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....
Конспект занятия на тему: «СОЛНЦЕ, ВОЗДУХ И ВОДА - НАШИ ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ»
Способствовать формированию у детей сознательной установки на здоровый образ жизни....
Конспект занятия Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!
Конспект занятия Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!...