Конспект урока по окружающему миру во 4-ом г классе
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Аксёнова Таисия Евгеньевна

формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; показать их значение для человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okr.mir_2_klass_dikorastushchie_i_kulturnye_rasteniya.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру во 2-ом г классе

Дата проведения: 07.11.2022г.

Учитель:

Тема урока: «Дикорастущие и культурные растения»

Цели: формировать понятия «дикорастущие растения», «культурные растения»; изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их; показать их значение для человека.

Задачи:

Обучающая: Познакомить учеников с новыми понятиями, расширить словарный запас.

Развивающая: Продолжить развивать интерес к предмету через изучение природы родного края.

Воспитательная: Воспитывать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Предметные:

- научатся отличать дикорастущие и культурные растения

-делить культурные растения на группы

- понимать и объяснять роль растений в жизни человека

Метапредметные:

Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД: научится проводить сравнение; осуществлять расширенный поиск информации.

Коммуникативные УУД: задавать вопросы; строить понятные высказывания.

Планируемые результаты: учащиеся научатся:

-сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения;

-осуществлять контроль и коррекцию;

- классифицировать растения по определённым признакам;

- находить информацию о растениях;

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, экран, карточки с заданиями, цветные карандаши, фломастеры.

Ход урока

1. Организационный этап. Мотивация учебной деятельности.

Ну – ка проверьте ребята,
Вы готовы начать урок?
 
Все ль на месте
 
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
 
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
 
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

2. Актуализация знаний.

Для того чтобы ответить на вопрос нам нужно вспомнить:

- На какие группы делятся растения по виду листвы? (хвойные, лиственные). 

-  Итак, сегодня на уроке мы попробуем определить, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? 

 (Общее деревья, различие - ель растет в лесу, яблоня - в саду, за ней ухаживает человек, оба дерева приносят пользу человеку.)

-  Чем похожи и чем отличаются крыжовник и черёмуха? (Общее
кустарники, различие крыжовник растет в саду, за ним ухаживает
человек. А черёмуха - растение леса.)
 

-  Чем похожи одуванчик и помидор? (Общее - травянистые растения,
одуванчик растет повсюду, а помидор - в огороде, человек сажает,
ухаживает, собирает урожай.)
  -  На какие же группы можно поделить все растения? (Первая группа
растения, которые выращивает специально человек; вторая группа
растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно
встретить везде: в лесу, и на лугу, и в степи, и на 
водоеме.)

- Какая будет тема нашего урока?

Дикорастущие и культурные растения.

 Какое значение для человека имеют растения?

- Ребята давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?

- Какие растения кормят человека?  - яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина,

- Какие растения одевают людей? - лен, хлопок.

- Какие растения лечат людей? - мать-и-мачеха, душица, зверобой, береза.

- Какие растения дают много полезных вещей? - мебель, строительство домов, топливо? Дуб, сосна, береза.

Ну и можно было бы, добавить, что растения радуют своей красотой людей.

3. Первичное восприятие нового материала

- Дикорастущие растения

- Сегодня у нас в гостях волшебное растение “цветик – семицветик” (на доске). Все лепесточки этого цветка волшебные. Давайте прочитаем, что на них написано. (Дети подходят к доске, берут по одному лепестку и читают вслух, остальные учащиеся отгадывают загадки.)


Цветет он майскою порой,
Его найдешь в тени лесной.
На стебельке, как бусы в ряд,
Цветы душистые висят. (Ландыш)

На лужайке, возле леса,
Расцвели цветочки.
Желтые, как солнышко.
На зеленой ножке.
А как только подрастут
Шапочки наденут-
Мягкие, воздушные-
Ветерку послушные! 
(Одуванчики)


Весной он степь украшает,

А летом из травостоя исчезает.

На Востоке его

«Турецкой чалмой» называют,

А на Дону лазоревым цветком величают. (Тюльпан)


Колосится в поле рожь,

Там во ржи цветок найдешь.

Ярко-синий и пушистый,

Только жаль, что не душистый. (Василек)
Низок, да колюч,
Сладок, да не пахуч.
Ягоду сорвешь – 
Всю руку обдерешь. (Крыжовник) 

Стоит в поле кудряшка-

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое? (Ромашки)

Голодный шмель вздыхает тяжко:

Поел бы с радостью я кашки.

Цветов едва коснулся ветер.

И шмель тот час заметил …(клевер)

- Ребята, что  объединяет отгадки ? Как мы их назовем одним словом? (это растения)

- Ребята, подумайте что общего у этих растений? Подсказка, где мы их всех можем увидеть? Правильно, все эти растения растут в нашей с вами Ленинградской области, а какие из них вы видели в нашем городе Павловске.

- Нет ли среди них лишнего? (крыжовник – он кустарник, остальные – травы)

Эти растения скучают друг по другу. Как вы думаете, почему? Вместе ли они живут? Почему они растут в разных местах и далеко друг от друга? Как они туда попали?

Вывод: Есть растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: в лесу, на лугу, на водоеме. И поэтому эти растения называют Дикорастущими.

ДИКОРАСТУЩИЕ - растения растущие в природных условиях, не выращиваемые человеком.

КУЛЬТУРНЫЕ – растения, посаженные, возделанные, выращенные человеком, не дикие.

К ним относятся и деревья, и кустарники, и травы, которые растут сами по себе, за которыми не ухаживает человек, например, деревья: береза, осина, тополь, сосна; кустарники: шиповник, сирень; травы: ромашка, одуванчик, василек. Есть растения, которые выращивают люди.

О культурных растениях.

-А какие растения можно назвать культурными?

-Те растения, которые выращивает человек.

Деление культурных растений на группы.

4. Физкультминутка

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.

Расстилается ковёр

И направо и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наоборот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети садятся.)

 Игра «Найди пару» Культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару».

На доске - карточки со словами:

лук, груша, слива, рожь, капуста, гладиолус, кукуруза, лен, хлопок, нарцисс.

Учитель берет одну из карточек (например, кукуруза), дети выбирают вторую карточку с растением, которое может составить пару (рожь), так как сходно по месту выращивания, назначению и т.д. Выбирая вторую карточку, дети объясняют, почему выбрали именно её.

1. Дети: груша и слива. Это фрукты. Они растут в садах.

Учитель: Правильно, такие растения называются плодовые. К ним относят не только фруктовые деревья, но и кустарники, и травы дающие нам плоды. - Назовите их. (Смородина, малина, земляника)

2. Дети: Гладиолус, нарцисс. Это цветы. Выращивают на клумбах для красоты.

Учитель: Они называются декоративными растениями. Приведи свои примеры: (Флокс, тюльпан, пион.)

3. Дети: Рожь и кукуруза. Растут на полях. Из них делают муку и крупу.

Учитель: Каждый день ты ешь хлеб. Его пекут из муки, а муку получают из зерен пшеницы, ржи, ячменя, овса. Они называются зерновые растения.

4. Дети: Лук и капуста. Это овощи. Они растут на полях, в огороде,

Учитель: Правильно, такие растения называются овощные. Приведите свои примеры овощных растений. (Свекла, картофель, морковь, чеснок.)

5. Дети: Лен, хлопок. Из них делают ткань.

Учитель: Такие растения называют прядильные. Это очень ценные растения дающие прекрасное волокно, из которого вырабатывают ткани: ситец, сатин, бязь, трикотаж, постельное белье и вафельные полотенца - это все лен и хлопок.

Вспомним на какие группы мы разделили культурные растения. Слайд

5. Работа в парах.

Работа в парах по учебнику стр. 68

1. Назовите друг другу изображённые растения.

2. Какие из них культурные, а какие дикорастущие?

Любуясь растениями, подмечая их особенности. Люди сложили о многих из них разные легенды. Вот примеры растений, ставших героями легенд.

Работа с учебником чтение стр. 70-71 легенды о культурных растениях.

6. Закрепление изученного материала

Игра “Что здесь лишнее?”

- Для закрепления пройденного материала мы проведем игру “Что здесь лишнее?”

1. клевер, астра, роза, гладиолус
2. береза, василек, 
репа, осина
3. огурец, лук, 
лен, чеснок
4. груша, слива, 
малина, яблоня
5. пшеница, рожь, ячмень, 
картофель

7. Итог урока.

-О каких группах растений мы сегодня говорили?

-Какие растения называются дикорастущими?

-Какие растения называются культурными?

-На какие группы можно разделить культурные растения по их назначению?

-Для чего люди выращивают культурные растения?

-Откройте дневник и запишите домашнее задание: ст.78, прочитать страничку для любознательных. Придумать и записать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении.

Рефлексия

Ребята, оцените свою работу на уроке. Выберите любое начало предложения и продолжите его. 

На слайде:

Своей работой на уроке я ...
На уроке я узнал (а)...

Я научился...
У меня получилось...

Мне было  трудно...

Я постараюсь...

У меня не получилось...

Мне было непонятно...

-Вы молодцы, хорошо поработали на уроке. Урок окончен, до свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру "Материки и океаны" 2 класс

Урок по окружающему миру «Материки и океаны» относится к уроку, составленному в рамках программы «Школа 2100». Данный урок содержит проблемный диалог, в ходе которого дети сами выводят тему, цел...

Конспект урока по окружающему миру "Природа - мой дом" 3 класс.

"Природа — наш дом родной"расширить знания о природе;раскрыть эстетическое, познавательное, оздоровительное, практическое значениеприроды в жизни людей и желание беречь иохранять природу;формировать у...

План-конспект урока по окружающему миру и ОБЖ в 1 классе (Программа «Школа России»).

Тема урока: Откуда берется и куда девается мусор?Формирование представления об источниках бытового мусора и способах его утилизации;убедить о необходимости соблюдения чистоты в доме, поселке, на приро...

Конспект урока по окружающему миру "Живое и неживое". 1 класс. УМК Школа 2100.

Конспект открытого урока по окружающему миру "Живое и неживое", 1 класс, школа 2100. Урок соответствует требованиям ФГОС. Учитель создаёт  условия для возникновения у учащихся внутренней потребно...

Конспект урока по окружающему миру "Что такое зоопарк?" 1 класс

Урок-путешествие. С использованием презентации. В роли животных выступали сами дети....

Конспект урока по окружающему миру "Кто такие рыбы?" (1 класс)

Конспект урока по окружающему миру для 1 класса. Тема "кто такие рыбы" А,А, Плешаков "Мир вокруг нас"...