Рабочая программа по "Окружающему миру" 4 класс
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 4 класса разработана на основе:
- основной образовательной программой начального общего образования Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов»;
- Программа. Начальная школа 4 класс. УМК ≪Перспектива≫. / А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2016.– (Образовательный стандарт).
-учебника «Окружающий мир»: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций/ А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая – М.: «Просвещение», 2019.
-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1 с углубленным изучением отдельных предметов».
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание обучения
Мы - граждане единого Отечества (11 ч)
Необходимость объединения людей в сообщества. Различные типы сообществ и общественных групп. Общие цели и интересы — основа объединения людей в сообщества. Распределение обязанностей и разделение труда в сообществах наших предков и в современных обществах. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности российского общества. Значения понятий «гражданин», «гражданское общество», «соотечественник».
Российский народ как сообщество граждан, связанных едиными целями и интересами. Факторы, объединяющие граждан России между собой: память о прошлом, созидательный труд в настоящем и надежды на будущее. Государственный язык и символика России (герб, флаг, гимн).
Конституция РФ как документ, раскрывающий вопросы государственного устройства страны, свободы, прав и обязанностей её граждан. Статьи Конституции РФ и нравственные правила, выработанные в отечественной и мировой культуре.
Права ребёнка, гарантированные Федеральным законом. Происхождение закона от положений Конституции РФ и важнейших документов ООН. Права ребёнка и нравственное отношение к детям, выработанное в культуре народов России. Важность Десятого принципа Декларации прав ребёнка ООН. Специальная лексика Федерального закона о правах ребёнка, Всеобщей Декларации прав человека и Декларации прав ребёнка ООН.
Особенности государственного устройства РФ как независимой демократической республики и Конституция страны. Президент Российской Федерации — глава государства. Три ветви государственной власти.
Особенности субъектов РФ в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Устройство региональных органов государственной власти. Республики РФ как субъекты Российской Федерации. Субъекты РФ на карте России.
Устройство государственной границы в настоящее время и в старину. Цель обустройства государственной границы. Ближайшие соседи России в мире.
Путешествия в Беларусь и Монголию. Добрососедство разных стран на Земле как культурная ценность.
Творческое сотрудничество как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Родные языки и творчество народов России как источник сведений о прошлом и носитель нравственных норм и идеалов. Жизнь и деятельность создателя национальной письменности как хранителя культурного наследия своего народа и всей России.
Диалог культур народов России как способ взаимного духовного и культурного обогащения. Роль русского языка и культуры в творчестве выдающихся деятелей культуры народов России, в сложении общенациональных российских нравственных норм и идеалов. Жизнь и творчество выдающихся деятелей культуры народов России (в том числе своего края) как создателей общего культурного наследия нашего Отечества.
По родным просторам (19ч)
Физическая карта России. Россия — самая большая по территории страна мира. Общее представление о природе России (с опорой на физическую карту).
Формы земной поверхности: равнины, горы, низменности, возвышенности, холмы, балки, овраги. Равнины и горы России. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые России, их роль в хозяйстве страны, условные обозначения на карте. Нефть и природный газ - важнейшие подземные богатства России. Бережное отношение к полезным ископаемым.
Реки России их значение в жизни людей, обозначение на карте. Части реки. Разнообразие рек России. Крупнейшие и наиболее известные реки нашей страны.
Озёра России, их значение в жизни людей, обозначение на карте. Разнообразие озёр России. Крупнейшие и наиболее известные озёра нашей страны.
Моря, омывающие берега России, их принадлежность к трём океанам, роль в жизни людей. Сравнительная характеристика Белого и Чёрного морей.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны, порядок их смены в направлении с севера на юг. Карта природных зон России. Причины смены природных зон. Представление о высотной поясности.
Зона арктических пустынь. Природные условия, растительный и животный мир арктических пустынь. Экологические связи в зоне арктических пустынь. Научные исследования на островах Северного Ледовитого океана.
Зона тундры. Природные условия, растительный и животный мир тундры. Экологические связи в тундровом сообществе. Оленеводство — основное занятие северных народов.
Лесотундра как переходная зона между тундрой и лесами. Лесные зоны России: зона тайги, зона смешанных и широколиственных лесов. Природные условия, растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи в лесных сообществах.
Лесостепь как переходная зона между лесами и степями. Зона степей. Природные условия, растительный и животный мир степей. Экологические связи в степном сообществе. Сельскохозяйственная деятельность людей в зоне степей и её экологические последствия.
Полупустыня как переходная зона между степями и пустынями. Зона пустынь. Природные условия, растительный и животный мир пустынь. Экологические связи в пустынном сообществе.
Черноморское побережье Кавказа. Субтропическая зона. Природные условия, растительный и животный мир Черноморского побережья Кавказа, экологические связи в природе этих мест. Город-курорт Сочи - главная здравница страны.
Особенности хозяйственной жизни народов России. Зависимость её от особенностей природных зон обитания. Ландшафт, растительный и животный мир родного края в загадках, пословицах, сказках, преданиях, местных названиях.
Особенности кочевого и оседлого образа жизни некоторых народов Сибири, различия бытового уклада, основных занятий и обычаев в соответствии с характерными чертами природных зон их традиционного обитания.
Экологические проблемы и охрана природы в разных природных зонах России. Растения и животные из Красной книги России, обитающие в различных природных зонах, и меры по их охране.
Заповедники и национальные парки России, расположенные в различных природных зонах, их вклад в охрану природы страны.
Путешествие по Реке времени (23 ч)
Героико-эпические песни, предания, сказания, легенды как форма устной памяти о прошлом до изобретения письменности. Особенности устной памяти о далёком прошлом: соединение реальной основы с поэтическим вымыслом, отражающим народную оценку события или исторической эпохи. Два значения понятия истории: как науки, исследующей события, происшедшие в мире человеческих сообществ, и как последовательности и причинно-следственной взаимосвязи этих событий во времени. Традиции счёта исторического времени и схематичное представление хронологии (схема «Река времени», лента времени). Роль и место Геродота и летописца Нестора в мировой и отечественной исторической науке.
Роль археологии в изучении прошлого. Особенности работы археологов. Олень — золотые рога: археологические находки
из скифских курганов и в Сибири. Российские учёные-археологи, их вклад в мировую и отечественную историческую науку.
«Повесть временных лет» — древнерусская летопись. Многообразие славянских и неславянских племён, обитавших на Восточно-европейской равнине. Связь названий славянских племён с особенностями мест обитания и именами предполагаемых родоначальников.
Древние торговые пути, их значение в объединении разных племён в единое Древнерусское государство. Роль городов в создании и распространении единой древнерусской культуры. Берестяные грамоты в археологических раскопках Великого Новгорода как доказательство грамотности населения Древней Руси.
Важнейшие деяния княгини Ольги, князей Владимира Святого и Яростава Мудрого, их роль в развитии древнерусской культуры и государственности. Последствия для истории и культуры России выбора князя Владимира, крестившего Древнюю Русь: вхождение страны в ряд христианских государств мира, принятие славянской письменности, утверждение духовно-нравственных ориентиров христианства. Выбор как проявление духовно-нравственных позиций, ведущих к важным последствиям и в жизни человека, и в истории человеческого общества. День памяти князя Владимира Святого как государственный праздник России.
Роль князей Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского в расширении границ Древнерусского государства на северо-восток, в становлении и развитии Владимиро-Суздальской Руси.
Эпоха княжеских междоусобиц и монголо-татарское нашествие на Древнюю Русь. Военная угроза стране со стороны Запада. Древнерусские князья Александр Невский, Даниил Московский и их потомки в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы. Идея единства в композиции иконы Андрея Рублёва, написанной по благословению Сергия Радонежского, и объединение войск русских княжеств на Куликовом поле.
Эпоха укрепления и расширения Московского княжества во время правления князя Ивана III. Деятельность Ивана Грозного — первого царя Московской Руси.
Деяния соотечественников в XVI—XVII вв. Развитие самых разных направлений деятельного творчества людей: летописание, книгопечатание, открытие новых земель, строительство новых городов, забота о благоустройстве материальной и духовной жизни человека.
События Смутного времени в жизни страны. Борьба за независимость и единство Отечества. Князь Дмитрий Пожарский и гражданин Козьма Минин как выдающиеся носители базовых национальных ценностей. Поволжские города, объединившиеся для второго народного ополчения под руководством князя Дмитрия Пожарского и гражданина Козьмы Минина.
Преобразования в жизни страны во времена первых царей династии Романовых и в эпоху Петра I. Создание отечественных армии и флота, промышленности, науки и образования. Санкт-Петербург — новая столица обновлённой России.
Деятельность великих соотечественников в послепетровское время. Преобразования в жизни страны в послепетровскую эпоху. Вклад М.В. Ломоносова, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова в развитие науки, образования, промышленности, в укрепление авторитета России в мире. Память о великих соотечественниках в России и за рубежом. Понятия «честь учёного, воина, гражданина», «достоинство Отечества», «общее благо» как культурная ценность.
Отечественная война 1812 г. и народная историческая память. Ход войны, её народный характер. М.И. Кутузов как национальный полководец, истинный сын Отечества. Сохранение памяти об Отечественной войне 1812 г. в России и за рубежом.
Деятельность военно-исторических клубов современной России как факт живой исторической памяти народа.
Российская империя в XIX в. Развитие промышленности и торговли. Строительство первых железных дорог в России. Транссибирская магистраль — крупнейшая железная дорога в мире. Достижения России, представленные на Всемирной выставке в Париже 1900 г. Наши соотечественники в созидательной работе российской промышленности XIX в.
Развитие театрального и музыкального искусства России в XIX — начале XX в. Создание Санкт-Петербургской и Московской консерваторий. Российские достижения, признанные во всём мире: вокальная школа басов Ф.И. Шаляпина, Дягилевские сезоны в Париже начала XX в.
Развитие изобразительного искусства и литературы России в XIX — начале XX в. Их значение в общественном осмыслении важнейших социальных и духовно-нравственных проблем российской жизни. Всемирное значение. Важнейшие хранилища мирового и отечественного изобразительного искусства в Санкт-Петербурге и Москве.
События в истории России начала XX в.: участие страны в Первой мировой войне, Октябрьская революция 1917 г., Гражданская война, образование СССР. Раскол в российском обществе начала XX в. как результат этих событий.
СССР в период до начала Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: промышленное строительство, развитие науки и техники, коллективизация, ликвидация безграмотности и создание системы образования, создание письменности для более чем сорока народов; успехи СССР на Всемирной выставке в Париже 1937 г.
Основные этапы Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг.: внезапное нападение гитлеровской армии на СССР 22 июня 1941 г.; отступление советских войск; блокада Ленинграда, оборона Москвы как перелом в ходе войны, Сталинградская битва, Курская битва, мощное наступление советских войск на запад — освобождение Украины, северо-запада РФ, снятие блокады Ленинграда, освобождение Белоруссии и стран Восточной и Западной Европы, взятие Берлина и капитуляция агрессора. Героизм представителей всех народов Советского Союза в борьбе за свободу Отечества.
Эвакуация промышленных предприятий на восток страны, перестройка промышленности на военный лад, тяжёлый крестьянский труд. Сохранение культурного наследия в годы войны. Героизм людей, в основном женщин, подростков, стариков, трудившихся для победы в борьбе за свободу Отечества.
Семейная память — основа исторической памяти народа. Документы (письма, фотографии и др.) и реликвии Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг., хранящиеся в семьях, как живые свидетельства индивидуальной человеческой судьбы и истории народа.
Восстановление разрушенного войной народного хозяйства в первые пять лет после Великой Отечественной войны. Масштаб разрушений и жертв военного времени (Петродворец, Днепрогэс, Сталинград и др.). Эффективность созидательной деятельности наших соотечественников в первые послевоенные годы. Важное значение духовного подъёма, способствовавшего успехам народа-победителя.
Достижения СССР в науке и технике, промышленности и образовании, искусстве и спорте в 1950—1970-х гг. Наши соотечественники, прославившие страну своими успехами.
Мы строим будущее России (14 ч)
Особенности периода перестройки, образования Российской Федерации в 1991 г. и жизни страны в первом десятилетии XXI в. Преобразования в экономической, политической, социальной жизни страны за этот период.
Продовольственная безопасность страны — важнейшая задача современности. Положительный опыт Белгородской области в развитии современного сельского хозяйства. Виды сельскохозяйственной деятельности, которые благотворно влияют на благополучие природы и здоровье людей.
Сотрудничество науки и промышленности, развитие городского хозяйства и гражданских инициатив в стране — важнейшая задача нашего времени. Социальная ответственность граждан — залог благополучия России.
Выдающиеся явления в современной культурной жизни России, их значение для нашей страны и для других стран мира. Творческая работа современных народных мастеров, деятелей искусства, сотрудников музеев, библиотек, театров и др., в том числе в своём крае. Связь между эстетическим совершенством народного и профессионального искусства и лучшими человеческими качествами. Сохранение традиционного наследия и складывание новых позитивных традиций в современной культурной жизни России как верный путь к достижению взаимопонимания и дружеского единства людей во всём мире.
Положительный опыт развития творческих способностей и лучших человеческих качеств сверстников, отличившихся в разных видах деятельности. Связь между личностным совершенствованием и успешным строительством будущего России, между достижением достойных целей ради собственного блага и процветанием России.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом на изучение окружающего мира в 4 классе отводится 2 часа в неделю, 68 часов в год.
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Мы – граждане единого Отечества. | 11 часов |
2. | По родным просторам. | 19 часов |
3. | Путешествие по Реке времени. | 24 часа |
4. | Мы строим будущее России. | 14часов |
Итого: | 6 8часов | |
Тематическое планирование по окружающему миру 4 класс (УМК «Перспектива»)
2 ч в неделю, 68 часов в год
№ | Наименование разделов и тем программы. | Дата | Примечание | ||||
план | факт | ||||||
1 | Общество-это мы | ||||||
2 | Конституция России | ||||||
3 | Права ребенка | ||||||
4 | Государственное устройство России | ||||||
5 | Российский союз равных | ||||||
6 | Государственная граница России | ||||||
7 | Путешествие за границу России | ||||||
8 | Сокровища России и их хранители | ||||||
9 | Творческий союз | ||||||
10 | За страницами учебника | ||||||
11 | Контрольная работа | ||||||
12 | Карта – наш экскурсовод | ||||||
13 | По равнинам и горам | ||||||
14 | В поисках подземных кладовых | ||||||
15 | Наши реки | ||||||
16 | Озера – краса Земли | ||||||
17 | По морским просторам | ||||||
18 | С севера на юг | ||||||
19 | В ледяной пустыне | ||||||
20 | В холодной тундре | ||||||
21 | Среди лесов | ||||||
22 | В широкой степи | ||||||
23 | В жаркой пустыне | ||||||
24 | У теплого моря | ||||||
25 | Мы- дети родной земли | ||||||
26 | В содружестве с природой | ||||||
27 | Как сберечь природу | ||||||
28 | Контрольная работа | ||||||
29 | Красная книга, заповедники и национальные парки | ||||||
30 | За страницами учебника | ||||||
31 | Странички умного совенка | ||||||
32 | В путь по реке времени | ||||||
33 | Путешествуем с археологами | ||||||
34 | По страницам летописи | ||||||
35 | Истоки древней Руси | ||||||
36 | Мудрый выбор | ||||||
37 | Наследница Киевской Руси | ||||||
38 | Москва- преемница Владимира | ||||||
39 | Начало Московского царства | ||||||
40 | Подвижники Руси и землепроходцы | ||||||
41 | На пути к единству | ||||||
42 | Начало Российской империи | ||||||
43 | «Жизнь- Отечеству, честь- никому » | ||||||
44 | Отечественная война 1812 | ||||||
45 | Великий путь | ||||||
46 | Тест по теме «Российская империя» | ||||||
47 | Золотой век театра и музыки | ||||||
48 | Рассвет изобразительного искусства | ||||||
49 | Контрольная работа | ||||||
50 | В поисках справедливости | ||||||
51 | Век бед и побед | ||||||
52 | «Вставай страна огромная» | ||||||
53 | Трудовой фронт России | ||||||
54 | «Нет в России семьи такой » | ||||||
55 | После великой войны | ||||||
56 | Достижения 1950- 1970х годов | ||||||
57 | За страницами учебника | ||||||
58 | Тест на тему «История России» | ||||||
59 | Мы строим будущее России | ||||||
60 | Современная Россия | ||||||
61 | Хороша честь, когда есть, что есть | ||||||
62 | Умная сила России | ||||||
63 | Светлая душа России | ||||||
64 | Начни с себя | ||||||
65 | Общество-это мы | ||||||
66 | Конституция России | ||||||
67 | Права ребенка | ||||||
68 | Государственное устройство России | ||||||
Итого: 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа поокружающему миру 1 класс УМК "Перспектива"
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Перспектива" с пояснительной запиской....
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...