Рабочая программа по окружающему миру 4 класс 2022-2023 уч.год
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа Окружающий мир 4 класс УМК "Школа России" | 65.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация г. Улан-Удэ
Комитет по образованию
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа № 23»
«Согласовано» Руководитель МО _______Е.А.Хлызова «_06_»__06____2022 г. | «Согласовано» Зам.директора по УВР _______Т.К. Байковой «__06_»__06___2022г. | «Утверждаю» Директор школы _______Л.И.Горбова Приказ № 250 от « 06 » июня 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО
ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
4 класс
на 2022/2023 учебный год
Составитель: учитель начальных классов
Хлызова Елена Александровна
Улан – Удэ
2022 г
Пояснительная записка.
Содержание учебного курса.
Земля и человечество (9 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля — планета Солнечной системы. Луна — естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо — великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды — задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России (10 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край — часть большой страны (13 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Экскурсии: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоема, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения — свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир; пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX в. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (20 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь — страна городов. Киев — столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII —XV вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья — собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII —XV вв.
Наше Отечество в XVI —XVII вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI —XVII в
Россия в XVIII в. Петр Первый — царь-преобразователь. Новая столица России — Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в.
Россия в XIX — начале XX в. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX в.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй — последний император России. Революции 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20—30-е гг. Великая Отечественная война 1941 — 1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы — всенародный праздник.
Наша страна в 1945—1991 гг. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (9ч + 2 ч резерв)
Мы — граждане России. Конституция России — наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
КТП составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Реализация воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшим (учителем) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией - инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что дает школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
№ урока | Список разделов и тем | Количество часов | Дата проведения |
Земля и человечество (9 часов) | |||
1 | Мир глазами астронома | 1 | |
2 | Планеты Солнечной системы | 1 | |
3 | Звёздное небо - великая книга природы. | 1 | |
4 | Мир глазами географа. | 1 | |
5 | Мир глазами историка. | 1 | |
6 | Когда и где? | 1 | |
7 | Мир глазами эколога | 1 | |
8 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества | 1 | |
Природа России (10 часов) | |||
10 | Равнины и горы России | 1 | |
11 | Моря, озёра и реки России | 1 | |
12 | Природные зоны России | 1 | |
13 | Зона арктических пустынь | 1 | |
14 | Тундра | 1 | |
15 | Леса России | 1 | |
16 | Лес и человек | 1 | |
17 | Зона степей | 1 | |
18 | Пустыни | 1 | |
19 | У Чёрного моря | 1 | |
Родной край – часть большой страны (15 часов) | |||
20 | Наш край | 1 | |
21 | Поверхность нашего края | 1 | |
22 | Водные богатства нашего края | 1 | |
23 | Наши подземные богатства | 1 | |
24 | Земля – кормилица | 1 | |
25 | Жизнь леса | 1 | |
26 | Жизнь луга | 1 | |
27 | Жизнь в пресных водах | 1 | |
28 | Экскурсия в природные сообщества родного края | 1 | |
29 | Экскурсия в природные сообщества родного края | 1 | |
30 | Экскурсия в природные сообщества родного края | 1 | |
31 | Растениеводство в нашем крае | 1 | |
32 | Животноводство в нашем крае | 1 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие | 1 | |
34 | Презентация проектов | 1 | |
Страницы всемирной истории (5 часов) | |||
35 | Начало истории человечества | 1 | |
36 | Мир древности: далёкий и близкий | 1 | |
37 | Средние века: время рыцарей и замков | 1 | |
38 | Новое время: встреча Европы и Америки | 1 | |
39 | Новейшее время: история продолжается сегодня | 1 | |
Страницы истории России (20 часов) | |||
40 | Жизнь древних славян | 1 | |
41 | Во времена Древней Руси | 1 | |
42 | Страна городов | 1 | |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси | 1 | |
44 | Трудные времена на Русской земле | 1 | |
45 | Русь расправляет крылья | 1 | |
46 | Куликовская битва | 1 | |
47 | Иван Третий | 1 | |
48 | Мастера печатных дел | 1 | |
49 | Патриоты России | 1 | |
50 | Петр Великий | 1 | |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов | 1 | |
52 | Екатерина Великая | 1 | |
53 | Отечественная война 1812 года | 1 | |
54 | Страницы истории XIX века | 1 | |
55 | Россия вступает в XX век | 1 | |
56 | Страницы истории 20 -30-х годов | 1 | |
57 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | |
58 | Великая Отечественная война и Великая Победа | 1 | |
59 | Страна, открывшая путь в космос | 1 | |
Современная Россия (11 часов) | |||
60 | Основной закон России и права человека | 1 | |
61 | Мы – граждане России | 1 | |
62 | Славные символы России | 1 | |
63 | Такие разные праздники | 1 | |
64 | Путешествие по России | 1 | |
65 | Путешествие по России | 1 | |
66 | Путешествие по России | 1 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие | 1 | |
68 | Человек и общество (презентация проектов) | 1 | |
69 | Человек и общество (презентация проектов) | 1 | |
70 | Человек и общество (презентация проектов) | 1 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ :
1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373;
3.Федеральный перечень учебников;
4.ООП МАОУ «Основная общеобразовательная школа № 23 »;
5.Учебный план МАОУ «Основная общеобразовательная школа №23 » на 2018 - 2019 учебный год;
6.Положение о рабочей программе МАОУ « Основная общеобразовательная школа № 23 »;
7.Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400 с. – (Стандарты второго поколения).
8.Авторская программа по «Окружающему миру» А.А Плешакова (М.: Просвещение, 2014).
9.Плешаков А.А. Мир вокруг нас: учебник для 1 класса четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 2009.
10. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Проверим себя: Тетрадь для учащихся 1класса.- М.Вита- Пресс,2008.
11. Плешаков А.А. 100 заданий по природоведению. Рабочая тетрадь для 1 класса.- М.Вита- Пресс,2007.
12.Плешаков А.А. От земли до неба: атлас – определитель для начальной школы.- М.: Просвещение, 2007.
13.Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классовю_М.:.Просвещение,2006.
14.Плешаков А.А., Румянцев А.А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этики: книга для учащихся 3 класса. - М.: «АСТ-Пресс школа»,2007
15.Тихомирова Е.М. Книга для учителя по предмету «Окружающий мир» 1 класс.- М.:»Экзамен»,2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике 1 класс 2022 - 2023 уч.год
Программа создана на основе "Конструктора рабочих программ"...
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3 для 1 класса по программе "Школа России" 2022-2023...
Рабочие программы ФГОС 3. Начальные классы 2022-2023
Новые рабочие программы ФГОС-3...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по окружающему миру на 2022-2023 учебный год
Тематическое планирование учебного предмета «Окружающий мир»3 класс.ТемаКоличество часовКак устроен мир 6Эта удивительная природа22Мы и наше здоровье ...
Рабочая программа по математике 4 класс 2022-2023 уч.год
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 4 класс....
Рабочая программа по технологии 4 класс 2022-2023 уч.год
Рабочая программа по технологии 4 класс УМК "Школа России"....
Рабочая программа Литературное чтение 1 класс 2022-2023 уч год
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для обучающихся 1 класса на уровне начального общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения программы начального о...