Дидактические игры на уроках окружающего мира
учебно-методическое пособие по окружающему миру (1 класс)
Игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на уроках окружающего мира в 1 классе
Программная тема | Функции игровой деятельности/ Игры | Содержание игры |
Раздел: Введение | ||
| 1) Развлекательная «Живое-неживое» | Учитель называет предметы, если предмет относится к живой природе, учащиеся хлопают в ладоши, неживая природа – топают ногами. |
2) Коммуникативная «Чей это труд» | На столе лежат картинки изображением вниз. Педагог дает задание: «Расскажи, кто работал, чтобы сделать этот предмет», «Что за инструмент» и т.д. | |
3)Самореализация в игре «Что это? Кто это?» | Игра составлена по принципу лото. Лист-основа поделен на четыре прямоугольника, в каждом прямоугольнике написано название животного, растения и т.п. На другом листе (он разрезан на четыре прямоугольника) дано описание этих животных и растений. С обратной стороны на каждой из четырех частей разрезанного листа начерчен элемент геометрической фигуры. Ребенок берет любой из прямоугольников, читает описание с названием. Если все задания выполнены верно, образуется фигура. | |
4) Игротерапевтическая «Сочиняем историю» | Придумать предложение о прошлом (настоящем, бубущем) | |
5) Диагностическая «А что, если бы…» | Педагог начинает игру: «Если бы повар не приготовил обед, мы бы все остались голодными». Дети должны возразить. «А что бы вы сделали, если бы продавцы перестали продавать продукты?» | |
Раздел: Кто ты такой | ||
| 1) Развлекательная «Узнай, кто это» | Ведущий описывает кого-то из учеников |
2) Коммуникативная «Кто позвал» | Выбирается ведущий, который отворачивается. Кто-то из ребят называет его имя, ведущий угадывает. | |
3)Самореализация в игре «Люблю- не люблю» | Игра с мячом. Дети встают в круг со словами «Я не люблю…», « Я люблю…» | |
4) Игротерапевтическая игра-хоровод «Про Валю» | От ребенка в процессе игры требуется активное воображение, так как он должен мысленно представить подсказанное ролевое действие: необходимо найти туфельки, примерить их, затем передать другому. Текст подсказывает ребенку нужные движения. | |
5) Диагностическая «Молчок», «Скучно, скучно так сидеть» | Из детей выбирается «молчка», который сначала робко сидит на стуле, затем преображается в смелого: прыгает, поет какую-нибудь песенку. | |
1) Развлекательная «Фрукты и овощи хвастаются» | Дети играют роль «овоща»или «фрукта», вступают в игровой диалог: они хвастаются друг перед другом своими достоинствами. | |
2) Коммуникативная «Приглашаем в гости» | Дети учатся приглашать друг друга в гости, соблюдая правила этикета. | |
3)Самореализация в игре «Познакомьтесь с нами» | Выходят ученики с табличками-названиями А,В,С,Д и рассказывают о том, какое они имеют значение для организма человека. | |
4) Игротерапевтическая «Моя дорога от дома до школы» | Игра-моделирование: заранее нужно подготовить плоскостные фигуры зданий. На доске коллективными усилиями «строится» улица нашего города. | |
5) Диагностическая «Как подготовить рабочее место» | Учащиеся рассказывают о подготовке рабочего места а) дома перед выполнением домашнего задания; б) в школе перед уроком труда; в) учителя и т.д. | |
Раздел: Ты и твоё здоровье | ||
1. Что такое здоровье | 1) Развлекательная «День рождения» | Ролевая игра. Дети распределяют роли: мама, папа, бабушка, дедушка, брат (сестра). На день рождения пришли гости, надо их встретить, посадить за стол, выслушать поздравления. |
2) Коммуникативная «Моя семья» | Ролевая игра. Задача учителя – помочь ученикам выбрать роль. | |
3)Самореализация в игре «В театре» | Собираемся в театр, едем в автобусе (платим за проезд кондуктору, спрашиваем, на какой остановке надо сойти, чтобы попасть в театр) | |
4) Игротерапевтическая «Магазин», «Узнай по жестам, о чем я говорю» | Суть игры в том, что «покупатели» по натуральным объектам или рисункам описывают предмет, который хотят купить, не называя его. | |
5) Диагностическая «Новый дом», «Лесенка», «Моя семья» | Нарисовать рисунок на тему «Новый дом». Задание: ты получил новую квартиру в новом доме, нарисуй, кого ты туда возьмешь. | |
Раздел: Кто живёт рядом с тобой | ||
| 1) Развлекательная «Жили-были три матрешки» | Речевая разминка. Учащиеся рассматривают костюмы на иллюстрациях и рассказывают, к какому народу они матрешки относятся. |
2) Коммуникативная «Цветик-трехцветик» | Воображаемая ситуация «Мои желания»: а) для себя; б) для семьи; в) для Родины. | |
3)Самореализация в игре «Город – село» | Игра-конструирование. Дети выбирают рисунки различных объектов села и города и помещают их на двух панно «Город» и «Село». Каждый участник объясняет, почему он поместил этот объект. | |
4) Игротерапевтическая | Для игры нужны два кубика с буквами. Играющий бросает кубик и называет город, который начинается на выпавшую букву. | |
5) Диагностическая «Если бы мы приехали в Москву» | Проводится в форме воображаемой экскурсии | |
Раздел: Россия – твоя Родина | ||
| 1) Развлекательная «Заселим лес птицами» | На больших карточках нарисованы птицы, на маленьких написаны их названия. Надо закрыть большую карточку соответствующими маленькими. |
2) Коммуникативная «Лесное собрание» | Ролевая игра: происходит диалог «зверей», «птиц», «насекомых» о том, как они готовятся к зиме. | |
3)Самореализация в игре «В некотором царстве, в лесном государстве» | Четверо ведущих получают вывески: грибы, бактерии, растения, животные – и расходятся в разные стороны класса. Дети получают рисунки или карточки с названием представителей разных царств. По команде ведущих каждый должен в течение 20 секунд найти свое царство. | |
4) Игротерапевтическая «Танец» | Предлагается потанцевать. Причем каждый танцует то, что сам хочет. Одно условие: ребенок должен выразить в танце образ жителя Земли. | |
10. Мы – граждане России | 5) Диагностическая «Прими решение» | Выбор из трех вариантов одного (психологический портрет). |
Раздел: Мы – жители Земли | ||
| 1) Развлекательная «Угадай по описанию» | Читается описание какого-либо животного или растения, а учащиеся отгадывают, дополняют. |
2) Коммуникативная «Плавает – прыгает» | Учитель называет слово «плавает» или «прыгает», играющий называет пример животного. Если ответ неверен, ученик получает штрафное очко и выполняет задание класса. | |
3)Самореализация в игре «Рыбалка» | Используются картинки с изображением различных рыб. К каждой из них прикреплена скрепка. «Рыбы» помещаются в картонный аквариум или обычную коробку. Вызываются учащиеся, которым дается удочка с магнитом на конце. Учащиеся вылавливают рыбку и рассказывают все, что о ней знают. | |
4) Игротерапевтическая «Суд» | Сюжетно-ролевая. Дети распределяют роли «Судья», «Защитники», «Растения Красной книги». Суд заслушивает жалобы животных и растений (одних съедают, других убивают и т.д.). Судья рассказывает, какие меры нужно принимать к виновникам. «Защитники» также защищают интересы потерпевших. | |
5) Диагностическая «Песенка Водяного» | Инсценирование всем классом «Песенки Водяного» | |
Раздел: Водоём и его обитатели | ||
| 1) Развлекательная «Собери семью» | На магнитной доске размещены картинки с изображением трех птиц (журавль, орел, гусь). На столе учителя набор предметных картинок с изображением коршуна, совы, цапли, аиста, лебедя, утки и т.д. Надо определить, куда их поместить. |
2) Коммуникативная «Почтальон» | «Почтальон» раздает учащимся конверты с надписью «Луг», «Поле», «Сад» и предметные картинки с изображением животных, птиц, растений. Учащиеся должны разложить их по соответствующим конвертам. «Почтальон» проверяет правильность. | |
3)Самореализация в игре «Каждой птице – свое место» | На маленьких карточках изображены птицы, на больших - среда обитания: луг, поле, сад. Учащиеся должны определить место обитания каждой птицы и объяснить свой выбор. | |
4) Игротерапевтическая «Умей сравнивать» | На магнитной доске размещены картинки. Задание: рассмотреть внимательно картинки. Победит тот, кто без ошибок ответит на вопросы. | |
5) Диагностическая «Четвертый лишний» | В каждом ряду есть лишняя картинка. Найти ее и объяснить (способность к обобщению). | |
Раздел: Жизнь луга, поля, сада | ||
| 1) Развлекательная «Лес» | Игра-загадка. Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку. В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения. |
2) Коммуникативная «Кто придет к медведю в гости?» | На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка меда, грибов и т.д. Медведь ждет гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждет медведь. | |
3)Самореализация в игре «Встретились в лесу» | Встретились в лесу (еж, лиса, заяц, волк…). О чем они могут поговорить? На этот вопрос дети ответят во время общения их героев. | |
4) Игротерапевтическая «Я – режиссер» | Представь себе, что ты режиссер и хочешь снять фильм о природе. Нарисуй несколько кадров из своего фильма. | |
5) Диагностическая | Ведущий начинает чтение, а дети ему отвечают. |
Раздел: Природа и человек
| 1) Развлекательная «Лес» | Игра-загадка. Педагог загадывает загадки, дети отгадывают их. Если ответ правильный, ведущий демонстрирует картинку-отгадку. В конце игры подводится итог: в лесу растут разные растения. |
2) Коммуникативная «Кто придет к медведю в гости?» | На наборном полотне выставлены предметные картинки с изображением моркови, бочонка меда, грибов и т.д. Медведь ждет гостей и приготовил для них угощение. Ученики должны отгадать, кого ждет медведь. | |
3)Самореализация в игре «Встретились в лесу» | Встретились в лесу (еж, лиса, заяц, волк…). О чем они могут поговорить? На этот вопрос дети ответят во время общения их героев. | |
4) Игротерапевтическая «Я – режиссер» | Представь себе, что ты режиссер и хочешь снять фильм о природе. Нарисуй несколько кадров из своего фильма. | |
5) Диагностическая | Ведущий начинает чтение, а дети ему отвечают. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры на уроках окружающего мира.
Представляю Вашему вниманию серию дидактических игр на уроках окружающего мира по разным темам ( цель, задачи, ход игры)...

Использование дидактической игры на уроках окружающего мира
Среди педагогических средств активизации учебного процесса особое место принадлежит дидактической игре. Дидактическую ценность для изучения природы на уроках естествознания имеют лишь те игры, в котор...

Дидактическая игра к уроку окружающего мира "Что это за листья?"
Дидактическая игра для учащихся 1 класса способствует запонинанию названий растений, определению характерных отличий их кроны и листвы....

Тема: «Дидактическая игра на уроках окружающего мира как условие успешной адаптации первоклассников»
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – дидактическая игра. Цель моего выступления:Рассмотреть основные виды и структуру дидактических игр на уроках окружающ...