Номинация: Биология. Растительный мир. Тема: « Рыбы»
творческая работа учащихся по окружающему миру
Номинация: Биология. Растительный мир.
Тема: « Рыбы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.12 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Тункинская СОШ имени Седова ЮП»
Районная научно-практическая конференция
учащихся начальных классов « Первые шаги»
Номинация: Биология. Растительный мир.
Тема: « Рыбы»
Выполнил : Сороковиков Данил
ученик 4 класса,
с. Тунка, Зелёная,13
Проверила: Лобыцина ТФ
учитель нач. классов
2020 год
Введение.
Летом мы с папой ездили на рыбалку. Сидя за этим увлекательным занятием, я задумался о том, как же устроен мир рыб. Ведь я почти ничего не знаю о них. Они отличаются своей окраской и чешуйками тела, своей ловкостью держаться под водой, каждая рыбка чем - то удивительна. И я решил побольше раскрыть для себя загадочный и удивительный мир рыб. Цель моей работы: узнать какая наука изучает строение организма рыб и их и жизнь , уметь выделять общие признаки и разнообразие рыб , знать какие рыбы водятся в водоёмах нашего края.
Основная часть.
2.1. Это интересно.
Оказывается , читая источники я узнал о том, что на земле около 200 тысяч видов разных рыб, больше, чем лягушек , тритонов, жаб, саламандр, змей , ящериц, всех птиц и всех зверей вместе взятых!
Наблюдая на рыбалке, глядя телепередачу .Ж. И. Кусто о подводном мире и её жителях, очень интересная телепередача : «Рыбалка с увлечением» я убедился в том, что размеры рыб самые разные: от одного сантиметра до двадцати метров. Замечено, что в маленьких водоёмах рыбы не вырастают такими крупными, как в больших. Конечно река Тунка намного меньше, чем река Иркут , поэтому и рыба в Иркуте крупнее. Мне приходилось ловить самую маленькую рыбку – вьюн , в размере 3 сантиметра, а самую большую рыбку поймал мой папа – это налим , размером 1,5 метра. Что ни рыба, то своя, особая форма тела, свой цвет и свой размер. Есть рыбы тонкие и длинные, как хлыст, толстые и круглые, как мячик, крохотные – с муравья и огромные – больше слона. Есть рыбы травоядные, как овцы и козы, и есть хищные, как тигры и львы. Я узнал -самая крупная рыба - китовая акула ( 40т.). Самая маленькая рыба- бычок пандака ( 1 см). Самая быстрая рыба – парусник ( 109 км/ ч)
2.2 Организм рыб.
Тело почти всех рыб покрыто чешуёй, как кольчугой. Разглядывая чешую у рыбы, я заметил, что одни чешуйки широкие, а некоторые узкие. Оказывается, рыба быстро растёт летом - и колечко на чешуе широкое, а зимой почти не растёт - и колечко получается узкое. Оказывается по колечкам, широким и узким, можно сосчитать, сколько рыбе зим и сколько лет. У меня дома жили в домашнем аквариуме карасики, и я наблюдая , действительно в этом убедился. И еще, оказывается нужно каждый день менять воду, и кормить рыб специальным кормом, от другого корма вода быстро закисает, а это угрожает жизни рыбок.
Рыбы прекрасно приспособлены для жизни в воде. Недаром говорят: « Рыбы- дети воды». Тела их обтекаемы, и это облегчает им плавание. Гладкая чешуя, их обтекаемая форма тела позволяют рыбам легко скользить в толще воды. Сильные мышцы волнообразно изгибают тело рыбы вперёд. Плавники помогают ей удерживать равновесие и замедлять ход. Жабры извлекают из воды нужный для дыхания кислород. Хвостовой нужный для дыхания кислород. Хвостовой плавник- весло движет рыбу в воде. Есть у рыб плавательный пузырь (ни у кого, кроме рыб, его нет), который помогает им нырять, всплывать и парить в воде. И даже « разговаривать». И ещё есть удивительный орган - боковая линия. Она позволяет рыбам видеть без глаз и слышать без ушей. У рыб по бокам тела, под кожей, тянутся нервы, воспринимающие самые слабые колебание воды. Они сообщают рыбе о приближении хищника или , наоборот, добычи. У человека пять чувств: зрение, слух, вкус, обоняние, осязание. А у рыб – шесть: ещё и чувство боковой линии. Хищника не видно ещё и не слышно, а рыба уже чувствует его приближение - боками! Ещё добычу свою рыбы находят с помощью обоняния - по запаху. Чувствительные к запахам сосочки находятся у них во рту, так и на морде. Читая ,энциклопедии я узнал,-
Наука, изучающая рыб, называется ихтиология.
Рыба приспособлена к тому месту, в котором живёт. Рыбы, которым приходится много и быстро плавать, - стройные, обтекаемой формы. Те же, для которых важнее понадёжнее спрятаться, быть незаметными, похожи на камни, на водоросли, на комья ила. Например: морские коньки, морские иглы, скаты, бычки. Окраска рыб тоже самая разная. Бывают рыбы белые, чёрные, коричневые. Бывают вовсе бесцветные, почти прозрачные. Немало рыб и многоцветных: в полоску, в крапинку, в пятнышках, в зигзагах.
некоторые рыбы меняют окраску, как хамелеоны. Камбала на песчаном дне становится жёлтой, на – илистом - серой, а на каменистом - пятнистой. Есть рыбки, которые бледнеют, когда пугаются, и краснеют, когда сердятся.
Птицы несут яйца, а рыбы мечут икру. Из икринок выклевываются мальки. рыбы мечут икринки сотнями, тысячами, миллионами. Большинство наших рыб мечут икру весной и летом - щуки, окуни, плотва, лещи, сазаны, сомы. Некоторые мечут осенью (лососи, форели), а то и зимой ( налим).
Икринки созревают на водорослях, корягах, камнях. Но есть такие рыбы, которые устраивают для икры особые гнёзда. Морской конёк и морская игла носит свою икру всегда с собой, в особой сумке на животе. Чем меньше икринок мечет рыба, тем больше о них заботится.
Есть рыбы живородящие: акулы, скаты, бельдюга. Они вынашивают икринки внутри тела и мечут сразу живых рыбят.
И всё - таки большая часть рыбят и икринок гибнет. Но было бы куда хуже, если бы из каждой икринки выклюнулся малёк, а из каждого малька выросла рыба. Тогда бы все реки, озёра и океаны переполнились рыбой, а потом бы она вся погибла от скученности нехватки пищи.
2.3 Рыбы наших рек.
В нашей местности протекает две реки – река Тунка, Иркут. Наши реки богаты рыбой: пескари, налим, окунь, сорога, елец, лещ, карась, хариус, таймень, линок, сиг. Можно встретить и щуку. Рыбаки прозвали её речным волком. Нападает она и на маленьких рыбёшек, и на крупных, если голодная, утащит на дно гусёнка или утёнка. Но ещё одно прозвище есть у щуки- речной санитар. Ведь в первую очередь щука нападает на больных рыб и тем самым очищает водоёмы, не даёт распространяться болезням. Обитает много мелких представителей карповых: гольяны, пескари, караси. лещи. Карась- неприхотлив. Может жить в стоячей воде. Ест всё подряд. Лещ - имеет сплющенное с боков тело. Питается моллюсками, червями, личинками насекомых, водорослями и побегами растений. Пескарь - имеет брусковатое в пестринках тело, зеленовато- бурое на спине, желтовато-серебристое на боках и брюшке, жёлтые глаза, серые плавники. Встречается такая рыба - из семейства лососевых – таймень, сиг, ленок. Единственная пресноводная рыба из семейства тресковых – налим.
Заключение.
Я многое узнал об этих удивительных, прекрасных существах. В будущем я хочу создать фотоальбом « Жители водоёмов нашего края», некоторые фотографии у меня уже есть.
Недаром гласит народная пословица « Рыбе нужна вода, птице – воздух, человеку- Родина». Чтобы наши реки были полноводные, богатые рыбой, нужно бережно относится к ним и их обитателям. Мы конечно ещё маленькие, но тоже можем внести свой вклад. Отдыхая, не засорять берега водоёмов, не бросать мусор в реки, не губить растительный мир водоёмов, рыбачить только тогда, когда разрешено.
Литература.
1. « Рыболов – любитель» И.С. Сороко.
2. « Жизнь обитателей водоёмов» О.Е. Жиренко.
3. «Мир вокруг нас» А.А. Плешаков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2011/04/13/picture-10034.jpg)
Окружающий мир. Урок экспедиция по теме "Рыбы" для 1 класса
Материалы урока-экспедиции по теме "Рыбы" для "Окружающего мира". 1 класс по УМК "Гармония". Целью урока является повторение, закрепление знаний о рыбах, их существенных отличительных признаках. Архив...
Открытый урок, тема "Рыбы"
Повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их отличительные признаки, особенностях строения....
Тест по теме "Рыбы".
Тест проводится в 1 классе после изучения темы "Рыбы" по УМК Гармония....
![](/sites/default/files/pictures/2013/07/27/picture-60333-1374925749.jpg)
Конспект урока по теме "Рыбы".
Конспект урока окружающего мира по теме "Рыбы" для учащихся 2 класса УМК "Перспективная начальная школа". Может быть использован учителями, которые работают по другим комплектам....
Презентация по окружающему миру. Тема "Рыбы"
Презентация урока по теме "Рыбы". УМК "ПЛАНЕТА ЗНАНИЙ"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/22/picture-1015297-1677032795.jpg)
Исследовательская работа ученика 4 класса. Секция: биология (растительный мир) Тема: «Зелёная аптека на подоконнике»
Исследовательская работа ученика 4 класса. Секция: биология (растительный мир) Тема: «Зелёная аптека на подоконнике»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/26/picture-412420-1606369750.jpg)
Научно-практическая конференция "Первые шаги" Номинация:Биология животный мир
Творческая работа учащегося 3 кл. НПК "Первые шаги" Номинация:Биология животный мир...