Открытый урок, тема "Рыбы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их отличительные признаки, особенностях строения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ryby.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Животный мир. Рыбы.
Проблема исследования: Морской конек – рыба ли это?
Тип урока: закрепление и развитие знаний, умений и навыков (урок – исследование)
Дидактическая цель: формирование новых умений и знаний о речных и морских рыбах, создание условий для осознания и осмысления блока учебной информации.
Задачи урока:
- повторение, закрепление и углубление знаний о классе рыб, их отличительные признаки, особенностях строения.
- познакомить с некоторыми морскими рыбами.
- с помощью проблемных вопросов, проведения учебного исследования повышать интерес к учебно – познавательной деятельности.
- формировать у детей представление о необходимости сохранения окружающей природы в экологическом равновесии.
- развивать умение работать сообща и дружно с одноклассниками, вести диалог, таким образом, развивая коммуникативные способности детей, совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
- развивать мелкую моторику кистей рук.
- воспитывать чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания, любознательности; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Формы организации познавательной деятельности: групповые и индивидуальные.
Методы обучения: проблемно – поисковый, исследовательский.
Стиль взаимодействия - диалог.
Средства обучения: рисунок – плакат морского дна, батискафа, таблицы картинного плана, таблички парной и групповой работы, пазлы рыб, раздаточный материал: для парной работы (рыбки и чешуйки) и групповой работы (тексты с дифференцированными заданиями). Для ученика: клеенка, карандаш, ластик, ручка.
Ход урока.
- Организационный момент.
Ребята, готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Все получится у нас!
2.Проверка выполнения домашнего задания.
- Что есть у рыбки? (голова, глаза, плавники, хвост)
- Как называются плавники? (спинной, брюшные, боковые, хвостовые)
3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Отгадайте загадки:
1.В воде жива, на суше мертва. ( Рыба) 3. Большой, с усами под мостом перед грозою 2.У маленькой скотинки бьет хвостом. (Сом)
Сто серебристых монеток на спинке. 4. В реках и озерах, много зарослей в которых,
Рыбка эта обитает и прудов не избегает.
С промерзающей водой…
И серебряной бывает,
И бывает золотой. ( Карась)
Одни из самых многочисленных и интересных жителей воды – это рыбы. Они обитают в озерах и прудах, в реках, в морях и океанах и даже в аквариумах. Сегодня отправимся в подводную экспедицию с определенным заданием. Во время экспедиции мы вспомним отличительные признаки строения раб, понаблюдаем и ответим на « хитрый» вопрос.
4. Актуализация знаний.
На какие группы можно разделить рыб?
5. Первичное усвоение новых знаний. Введение материала с учетом закономерностей процесса познания (восприятие и первичное осознание нового материала), осмысление связей и отношений в объекте изучения.
Подведение к проблеме. ( От известного к неизвестному).
-Ребята, посмотрите, как здесь красиво... Как много рыб! Каких рыб вы узнали?
Разделите на 2 группы серию картин. Учащиеся делят их.
-Чем отличаются эти группы?
В ходе беседы появляется схема:
В водоеме
В аквариуме
Рыбы
В домашних условиях
В природе
Добывают самостоятельно
Кормит человек
Растят сами
Растят сами
5. Первичная проверка понимания.
- К какой группе можно отнести карася? Кто хочет попробовать свои силы и проверить, как он понял новый материал. Рассуждайте по следующему плану:
Название рыбы. |
К какой группе относится? |
Чем питается? |
Где обитает? |
Значение в природе. |
Согласны? Кто хочет предложить свой план размышления?
-К какой группе можно отнести Гуппи? Обсудите свой ответ в паре, не забудьте рассуждать по предложенному плану.
-Какой вывод сделали почему?
6. Организация способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений для ее применения по образцу (первичное закрепление.) Постановка проблемного вопроса.
Ой, а это кто, ребята? Вам знаком этот морской житель? Морской конек. Рыба ли это?
- Вспоминаем строение и отличительные признаки рыб.
-Собираем пазлы. (Проверка знания теории в процессе выполнения практических упражнений).
- Вывод: Каковы же отличительные признаки рыб? ( Жабры, чешуя, плавники, плавательный пузырь).
Работа в парах (интегрированное задание). Закрепление знаний учащихся о принципе расположения чешуек.
7. Физминутка.
Рыбки весело резвятся
В чистой тепленькой воде.
То сожмутся, разожмутся,
То зароются в песке.
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
И никогда покоя
Не знает дно морское.
- Обращение к картинному плану. На какой вопрос мы с вами должны ответить? ( Морской конек – это рыба?)
-поскольку пока мы не можем дать ответ на поставленный вопрос, давайте попробуем провести исследование на тему: « Морской конек», пытаясь, как ученые найти решение проблемы.
Составление плана исследования.
-Давайте вспомним, как проходит работа ученого – исследователя.
*Определение темы, проблемы исследования.
*Выдвижение гипотезы.
*Выбор методов исследования.
*Составление плана
*Сбор, обработка информации.
*Анализ и обобщение полученных материалов.
*Подготовка отчета исследования.
*Защита сообщений.
*Итог завершенной работы.
Тема исследования: Морской конек.
Гипотеза: Морской конек – это рыба?
Методы исследования:
-Для того чтобы ответить на вопрос, выберем методы исследования, то есть способы, с помощью которых можно проверить высказанные гипотезы.
-На этот вопрос вы попытаетесь ответить в группах. Детям раздаются тексты с дифференцированными заданиями. (3 группы)
План исследования
-Идет активная познавательная деятельность учащихся, развитие способностей к анализу, синтезу, обобщению.
Проведение исследования. Обработка информации.
-Учащиеся каждой группы пытаются доказать свою гипотезу. В ходе групповой работы дети создают рисунки, составляют высказывания (морской конек живет в воде, разные по размеру, смотрели отрывок из сказки «Садко», читали в энциклопедии).
Анализ и получение материалов.
-Выберите только нужное. Определите главное для сообщения.
Подготовка отчета.
-Сообщение должно быть кратким и запоминающимся. В этом может помочь использование рисунков, схем, чертежей, высказываний.
Подвидение итогов исследования.
*Защита сообщений.
- Вы все хорошо поработали и пришли к единому выводу, хотя работали в разных группах.
Морской конек – это рыба. Почему у нас закралось сомнение, что это животное не рыба? Верно, и это своеобразие этой рыбы.
*Обсуждение итогов. Поощрение выступающих.
8. Рефлексия. ( Подведение итогов занятия).
- Какова тема урока? Что мы сегодня повторили на уроке? На какой вопрос ответили? К какому выводу пришли? С какими рыбами познакомились? Почему Морской конек вызвал у вас сомнения? Как мы вышли из затруднительного положения?
-Работа с иллюстративным материалом. ( Хорошо усвоили отличия рыб от других животных).
9. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
- Интересна ли была работа? Что вам понравилось на уроке? Попробуйте определить значение рыб в жизни человека.
Открытый урок
По теме: Животный мир. Рыбы.
Проведено учителем начальных классов МОУ НОШ № 29 г. Энгельса Колесниковой Г.В.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие с дошкольниками на дне "Открытых дверей"
Данное открытое занятие позволяет познакомиться с будущими первоклассниками и ознакомить детей в игровой форме с новой для них учебной деятельностью....
Сценарий выступления "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"
Представлен сценарий выступления группы на празднике День гимназии на тему: "История открытий и изобретений. Открытие бумаги"....
Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.
Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы по режиму дня)Цели: - развитие коммуникативных умений в говорении, чтении, ау...
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий»
Конспект открытого классного часа на тему: «Час научных открытий» ...
Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс
Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...
Конспект открытого урока "Великие географические открытия"
Великие географические открытия...
Открытый урок по математике по учебнику Л.Г.Петерсон (4 класс, 2 часть, урок № 3) по теме: «Сложение дробей с одинаковыми знаменателями». Урок открытия новых знаний. в 4 классе
Урок построен в соответствии с технологией деятельностного метода....