технологическая карта урока по окружающему миру. Тема: " Леса России. Растительный мир лесных зон».
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Цели:создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений о лесной зоне; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».
Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта урока окружающий мир, 4 класс | 50.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 17 р.п. Юрты
Школьный конкурс
« Мой лучший урок».
Урок окружающего мира
Тема: « Леса России. Растительный мир лесных зон».
4-а класс
УМК « Школа России».
Подготовила:
учитель начальных классов
Зезюлина Надежда Анатольевна,
высшая квалификационная категория
2020 г.
Технологическая карта урока
Предмет, класс | Окружающий мир , 4-а класс |
Базовый учебник | Окружающий мир 4 класс- М.: Просвещение, 2014., А.А. Плешаков . Рабочая тетрадь окружающий мир , 4 класс, 1 часть, - М.: Просвещение, 2014. |
Тип урока | открытие нового знания |
Раздел | Природа России. |
Тема урока | « Леса России. Растительный мир лесных зон» |
Цели деятельности учителя | Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов, с частями лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания |
Планируемые результаты | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение |
Межпредметные связи | Музыка. |
Методы и формы урока | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесов; презентация, запись голосов птиц; учебник А. А Плешаков «Окружающий мир», часть 1; рабочая тетрадь ч.1 |
Ход урока
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Организационный момент 1 мин | -Здравствуйте! Начинается урок, Только лишь отметку «пять»! [Слайд 1] |
Приветствуют, слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Регулятивные: организация своей учебной деятельности Личностные: мотивация учения |
2. | Актуализация знаний ( 5мин) | Проверка домашнего задания:[Слайд 2] Покажите на карте расположение тундры. Где расположена зона тундры? Что продолжительнее в тундре по времени зима или лето? - Какие особенности у растений тундры? Индивидуальное задание на карточке
Графический диктант Знак согласия/несогласия(- или +) 1. Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей 2. Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето 3.В тундре зимой только полярная ночь, а летом - только полярный день. 4.В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. 5.Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стерха, тундрового лебедя. 6. Растения тундры высоко тянутся к солнцу. 7.Ягель растёт быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. 8.Дикие северные олени обычно живут стадами. 9. В тундре добывают нефть и природный газ. 10.Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек | Отвечают на вопросы учителя( из ресурсного материала) 2 человека работают по карточке индивидуально. Выполняют графический диктант Работают в парах. Проверка. | Познавательные: структурирование собственных знаний. Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Регулятивные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности. Личностные: оценивание усваиваемого материала |
3. | Формулирование темы и целей урока (2 мин) | Звучат в записи голоса птиц.[Слайд 3, ] Читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! – В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока; акцентирует внимание учащихся на значимость темы. [Слайд 4] | Определяют тему урока Ставят цели урока (слайд ) | Познавательные: умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Личностные: самоопределение. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса |
4. | Изучение нового материала. (15 мин) | – Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону России. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? – Где находится зона лесов относительно зоны тундры? – В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? – Какая поверхность у зоны лесов? – Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. – Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? – Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. – Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. – Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.) Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно. Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. – Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. – Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание [Слайды 6-26 ] | Слушают учителя. сравнивают на доске картины «Хвойный лес» Работают по учебнику, смотрят презентацию
| Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению предмета |
4 | Практическая деятельность (5 мин) Составление схемы «Леса России». | - Запишите схему «Леса России» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. – Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» 1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь; 3. Растения → белка → сокол. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации [Слайд 27] | Отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение. Составление цепей питания. Выполняют задания | Познавательные: формирование интереса к данной теме. Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. |
5. | Физкультминутка (1 мин) | Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо Ветерок всё тише, тише Деревцо всё выше, выше | Учащиеся поднимаются с мест, повторяют действия за учителем. | Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью. |
6. | Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.(5 мин) | Учитель контролирует как учащиеся заполняют таблицу в тетради ( р.т с. 47, № 1,2) | Выполняют самостоятельную работу в рабочих тетрадях, затем проверяют работу по эталону; | Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев. Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. |
7. | Итог урока | -Вот и завершилось наше путешествие. -С какой природной зоной познакомились? [Слайд 28,29] | Учащиеся отвечают на вопросы, подводят итог, читают вывод в учебнике (с. 105). анализируют свою работу. | Коммуникативные: выражение своих мыслей Регулятивные: определить смысл поставленной на уроке учебной задачи |
8. | Рефлексия. (2 мин) | Подводит итоги работы класса в целом. Я узнал(а)… | Учащиеся сдают карточки самооценивания | Регулятивные: оценивание собственной деятельности на уроке |
9. | Домашнее задание (1 мин) | Дает комментарий к домашнему заданию Р.т. на с. 49 выполнить задания № 5,6.,учебник с.101 | Записывают в дневник. | Личностные: формирование навыков самоорганизации |
10. | Оценивание (1 мин) | - Ребята, вы хорошо поработали ( оценивание детей) |
Ресурсный материал
1.Природная зона, которая расположена севернее Арктики. (Тундра.)
2. Хищная птица тундры, у которой всегда белое оперение. (Белая сова.)
3. Небольшие зверушки тундры, роют норки в снегу. (Лемминг.)
4. Небольшой гусь, который занесен в Красную книгу России: краснозобая… (Казарка.)
5. Растениеядная птица тундры, меняет оперение в зависимости от времени года. (Белая куропатка.)
6. Невысокий тундровый кустарник с синеватыми ягодами. (Голубика.)
7. Растение тундры, ягоды которого похожи на малину. (Морошка.)
8. Хищник тундры, имеет густой серый мех, его лапы короткие и широкие, питается леммингами и куропатками. (Песец.)
9. Основное занятие населения тундры. (Оленеводство.)
10. Зубовато, серовато, по тундре рыщет, оленей ищет. (Волк.)
11. Олений мох. (Ягель.)
12. Редкая птица с длинной шеей. (Лебедь.)
13. Самое крупное травоядное животное тундры. (Олень.)
14. Вечнозеленое растение с красными ягодами. (Брусника.)
Краткое описание животных зоны лесов России
Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.
Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.
Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.
Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.
Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.
Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока по окружающему миру «Значение лесов» (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий по формированию знаний о значении леса в жизни человека, его пользе в хозяйственной жизни людей, охране леса и правилах пове...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» (УМК "Школа России", 3 класс)
Тема урока: «Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Плес.» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений учащихся о городах России, ...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Деревья леса" (2 класс, УМК" Начальная школа 21 века")
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирования знаний о многообразии представителей растительного мира леса и возможности их совместного обитания Задачи урока Дидактические: 1...
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 1 класс, тема: "Когда изобрели велосипед?"
Цель урока: формирование представлений об истории возникновения велосипедаЗадачи урока:Дидактические:1. Узнать когда изобрели велосипед и как он менялся с течением времени; 2. Научить правил...
Технологическая карта урока по окружающему миру, УМК "Школа России", 3 класс, тема: "Звёздное небо – Великая книга Природы"
Цель урока: формирование у обучающихся представления о звёздах, созвездиях как участков звёздного небаЗадачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с правилами наблюдения звёздного неба, ...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Опасные незнакомцы» (2 класс)
Цель урока: ознакомление учащихся с опасностями, которые могут подстерегать при общении с незнакомыми людьми; формирование умений действовать на практике. Задачи урока Дидактические:— изучить си...
Технологическая карта урока по окружающему миру УМК "Школа России". Тема: «Тела, вещества, частицы» (3 класс)
Цель урока: формирование представления о телах, веществах и частицах.Задачи урокаДидактические:1.Познакомить обучающихся с понятиями «тело», «вещество», «частицы»;2...