Исследовательский проект "Озёра Нижневартовского района 2021год
проект по окружающему миру (4 класс)

Голованова Ия Ивановна

Районная ученическая краеведческая конференция

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация Нижневартовского района

III районная ученическая краеведческая конференция

«Мой край – люби, исследуй, изучай»

Исследовательский проект

        «Озёра Нижневартовского района»

Автор:

 Скорик Илонна – ученица 4б класса

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

Руководитель:

Голованова Ия Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»

2021

План исследования

Возвращаясь из очередного отпуска на самолёте,  глядя с высоты полёта вниз, я обнаружила, что большинство территории Нижневартовского района покрыта водными объектами. Спросила у родителей, как называются большие участки воды, впервые услышала названия озёр: Торм-Эмтор, Самотлор, Элле-Пугол-Эмтор , Имн-Лор, Весь-Эмтор, Сыслор, Окунёвое, Голубое, Сигтынэмтор,  Кымыл-Эмтор, Щучье, Имн-Лор.  

Попросила родителей объяснить, почему озёра  так называются. Тогда мама предложила мне поближе  познакомиться с происхождением названий озёр Нижневартовского района.

 Мне стали интересны следующие вопросы.

- Почему все- таки озёра моего края имеют такие  необычные названия?

- Что обозначают эти названия?

Гипотеза:   предполагаем, что в названиях озёр Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край.

С целью изучения  происхождения  названий озёр Нижневартовского района проведено исследование.  Исследование проводилось поэтапно в течение трех месяцев (октябрь – декабрь 2020 года).

1 этап (октябрь): выбор темы исследования, формулирование цели и задач, определение методов исследования, работа с научной литературой и периодической печатью по проблеме.

 2 этап (ноябрь): анализ и отбор подобранной литературы, статей, периодической печати; работа с материалами сети Интернет; проведение анкетирования.

3 этап (декабрь): анализ полученных результатов.         

Методом исследования стало анкетирование. В нем приняли участие  38 (26 учеников и 12 родителей) респондентов. С помощью вопросов анкеты узнали, что многие ученики и их родители затруднились дать ответы на вопросы анкеты  (прил.1).

Вопросами изучения происхождения озёр Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А.

Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2010 г.

        Содержание        

Введение                                                                                         2

1. Теоретическая часть

 1.1.  Древние насельники Сибири и их названия                                                4

1.2.   История происхождения названия озёр Нижневартовского района                4

2. Практическая часть                                                                        8

Выводы                                                                                                11

Список использованной литературы                                                        12

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.  Разработанная анкета                                                        13

 

Исследовательская работа

Введение

Актуальность.  Возвращаясь из очередного отпуска на самолёте,  глядя с высоты полёта вниз, я обнаружила, что большинство территории Нижневартовского района покрыта водными объектами. Спросила у родителей, как называются большие участки воды, впервые услышала названия озёр: Торм-Эмтор, Самотлор, Элле-Пугол-Эмтор , Имн-Лор, Весь-Эмтор, Сыслор, Окунёвое, Голубое, Сигтынэмтор,  Кымыл-Эмтор, Щучье, Имн-Лор.  

Попросила родителей объяснить, почему озёра  так называются. Тогда мама предложила мне поближе  познакомиться с происхождением названий озёр Нижневартовского района.

  Мне стало интересно:

- Почему всё- таки озёра моего края имеют такие  необычные названия?

- Что обозначают эти названия?

Вопросами изучения происхождения озёр Нижневартовского района занимались такие ученые как: Лёзин В. А.

Рассматриваемая тема встречается в интегрированном курсе краеведения «Мы – дети природы» для 1-4 класс 2010 г.

Цель исследования: изучение истории происхождения  названий озёр Нижневартовского района.

 Задачи:

  • исследовать, что обозначают  названия озёр;
  • узнать, как произошли названия озёр;
  • оформить информационный буклет «История Югры в названии рек Нижневартовского района».

Объект исследования: озёра  Нижневартовского района.

Предмет исследования: историческое происхождение названий озёр Нижневартовского района.

Методы исследования: анкетирование, поиск информации в сети интернет, в печатных изданиях, анализ и обработка полученных данных.

Гипотеза: предполагаем, что в названиях озёр Нижневартовского района отражены национальные корни народов, населяющих наш край.

Новизна. При проведении данного исследования собран  исторический материал по данному вопросу, который может быть применен на практике.

Практическая значимость. Собранный материал можно применять на уроках краеведения, окружающего мира в начальной школе. Мы думаем, что ребята, которые изучают этот предмет, тоже хотят знать о том,  почему озёра имеют такие названия.

1. Теоретическая часть.

  1. Древние насельники Сибири и их названия.

Как известно, русские пришли в Сибирь в XVI—XVII веках и нашли ее заселенною. На Крайнем Севере, в тундре и лесотундре, они столкнулись с ненцами. В лесной полосе познакомились с ханты, манси и селькупами. В южной части лесной зоны, а также в лесостепи они встретились с различными тюркскими народами. [3].

  Кочуя по огромной территории или живя оседло, они прекрасно ориентировались на местности. Особенно хорошо эти народы знали названия рек, так как реки были единственным путем для передвижения в этом таежном крае. Вот почему названия рек передавались от народа к народу. Сибирские названия озёр узнало и русское население, восприняло их и стало употреблять в своей речи. Естественно, что при этом прежние  названия изменялись согласно законам русского языка, а часто просто искажались. Именно поэтому многие из них не только непонятны русскому человеку, но и представляют загадку для специалистов, знающих языки сибирских народов [4].

 В названиях озёр просматривается диалектовая окраска народов ханты и манси. В географических названиях водных объектов нашей местности встречаются повторяющиеся части топонимов географические термины или суффиксы –лор, - тор , -то, - туман, -сор. Эти составляющие говорят о том, что это озеро. При этом первая составляющая слова говорит, что это озеро, а вторая - о его характерной особенности или о его местонахождении. Если в конце слова - лор, оно хантыйского происхождения, а если – то –слово ненецкое по происхождению[6].  

Названия многих озер при произношении в русской транскрипции претерпели такие искажения, что сейчас очень трудно найти истинное звучание топонима [3].

   Таким образом, географические названия - это не случайные слова. Их появление в тот или иной период исторически обусловлено, но ещё недостаточно изучены[2].  

1.2.История происхождения названия рек Нижневартовского района.

  Используя эти сведения, попытаемся выяснить значение и хотя бы краешком глаза заглянуть в историю отдельных названий озёр моей малой родины.

Озеро - это водоём, возникший естественным путём, заполненный водой в границах озёрной чаши, и не имеющий прямого соединения с морем или океаном. Или, согласно географическому определению, озеро - это естественным образом возникнувшее в земной поверхности замкнутое углубление, заполненное водой[1].  

 У народов Севера к озёрам отношение особое, так как озёра – это жизненно необходимый ресурс. Озёра таят в себе огромные богатства. Озёра - это запасы пресной воды и рыбы, добыча полезных ископаемых и транспортные перевозки, источники электроэнергии и курорты. Пресноводные озёра являются важным источником водоснабжения. Не случайно на берегах больших озер располагаются населенные пункты, промышленные предприятия, сельскохозяйственные угодья[2].  

Из интернет – источников и научной литературы   узнала о том, что на территории Нижневартовского района расположено более 2 тысяч озёр, среднем 6,3% от общей площади.  Если посмотреть на земли района с высоты полета, то кажется будто «ажурным платком» разлились эти воды.

Озера распределяются по территории очень неравномерно: наибольшее количество озёр расположено в правобережной части водосбора р. Обь. Преобладают водоемы с площадью зеркала менее 1 км². Наиболее крупные и средние озёра: Торм-Эмтор - 139 км², Самотлор - 64 км², Элле-Пугол-Эмтор — 48 км², Имн-Лор — 38 км², Весь-Эмтор — 36 км²,  Сыслор, Окунёвое, Голубое, Сигтынэмтор,  Кымыл-Эмтор, Щучье, Имн-Лор  [5].  

 Торм-Эмтор (также Тормэмтор) — самое крупное озеро в Нижневартовском районе Ханты-Мансийском автономного округа. Озеро расположено в 150 км в востоку от Нижневартовска, на реке Еккан-Еган, в 21 км к северо-востоку от с. Охте-Урье. В переводе с хантыйского языка означает «журавлиное озеро». Площадь поверхности 139 км². Площадь водосбора 188 км². Имеет неправильную форму нескольких слитых между собой окружностей. Диаметр около 20 км. Берега болотистые, покрытые сфагново-кустарниковой растительностью. В озере обитает речной окунь, щука и другие виды рыб. Озеро является рыбопромысловым объектом [5].  

Самотло́р — озеро в Ханты-Мансийском автономном округе. Названия многих проток, речек, озер и населенных пунктов при произношении в русской транскрипции претерпели такие искажения, что сейчас очень трудно, а иногда просто невозможно найти истинное звучание топонима. В переводе с хантыйского языка означает «мертвое озеро», «худая вода». Правильно произносить следовало бы Самлор, а еще правильнее – Самлар, так как в хантыйском словаре нет слова лор, а есть слово лар (низкое, затопляемое место во время паводка). Некоторые считают, что озеро надо называть Сэмлар. До прихода нефтяников местные жители всегда называли озеро Самлар (разговорное – Самотлар). Самое крупное месторождение Самотлорской группы. Озеро находится недалеко от посёлка городского типа Излучинск и города Нижневартовск. Под озером расположено Самотлорское нефтяное месторождение. Разделено отсыпками на несколько самостоятельных водоемов [5].  

Площадь водного зеркала до 1968 г., т.е. когда озеро практически не было затронуто нефтедобычей, согласно данным Водного кадастра, составляла 61,1 км2, согласно ряду литературных источников, – 64 км2. В 1968 г. по сбросному каналу из озера была спущена вода в р. Люк-Колен-Ёган (правый приток реки Вах), что привело к нарушению его естественного режима. Кроме того, озеро было разделено сетью автодорог, вдоль которых проложены трубопроводы. К настоящему времени суммарная площадь зеркала воды 46,1 км2. Максимальная глубина снизилась с 3 до 1,5 м. Современная длина озера 11 км, ширина – 7 км. Вокруг озера расположено множество болот и мелких озёр. После полувекового непрерывного освоения нефтяного месторождения вокруг озера не осталось лесов [5].  

По форме озеро напоминает неправильный овал, вытянутый с северо-запада на юго-восток. Берега низменные, пологие, преимущественно торфяные. В настоящее время озеро разделено на несколько самостоятельных водоёмов и сотни более мелких прудов. Водное пространство пересечено дамбами, насыпными дорогами и «кустами» (площадками под буровые установки) [5].  

Озеро Имнлор – в  переводе с хантыйского: «священное озеро». На этом озере, согласно хантыйской легенде, поселились семь божеств, что прибежали сюда из Старицы Семи Божеств. Они расположились на семи мысах вокруг озера. «Человек, впервые едущий через озеро зимой на оленях ли, на снегоходе ли, выезжает на озеро — ясная погода, доезжает до середины — буран-метель поднимается» — пишет Юрий Вэлла.
Озеро находится в стороне от дороги города Покачи-Когалым (от города в 17 км) [5].  

Озеро Сыслор - в переводе с хантыйского, «долгое озеро». «Семь божеств через бор из старицы играючи бежали: «Давайте в это озеро нырнем!» Прыгнули с разбега и под водой до того берега наперегонки, как рыбы, сиганули. Возле противоположного берега вынырнули: «Сыс!» — долгое значит. Через перешеек перемахнули и в следующее большое озеро нырнули. До сих пор на том озере Йимын Лор эти семь божеств живут, каждый из них на своем отдельном мысу» — описывает озеро Юрий Вэлла.
На озере (оно ближе к дороге и располагается в 12 км от города Покачи) иногда встречаются сноукайтингисты. Сноукайтинг – вид спорта и активного отдыха, представляющего собой занятия с буксировочным кайтом на снежном покрытии или льду с применением лыж, сноуборда или коньков[5].  

Озеро Окуневое - известное и доступное озеро, находится в 27 км от города. Название, скорее всего, новое. Однако «Окуневое озеро» упоминается и у Юрия Вэллы.
Озеро известно тем, что его воды освящены настоятелем храма Покрова Божией Матери города Покачи. Озеро имеет, по всей видимости, карстовое происхождение, то есть дно водоема опустилось при протаивании вечной мерзлоты после Ледникового периода. [5].  

Озеро Сигтынэмтор находится в 170 км от Нижневартовска на северо-восток и состоит из трех огромных круглых блюдец. Практически вся их обширная поверхность покрыта бляшками-кругляками озерной растительности. Рано или поздно озера исчезнут под зеленым ковром окончательно, а пока это рай для пернатых водоплавающих [5].  

Озеро Голубое - одно из самых излюбленных мест отдыха как жителей города Покачи, так и ближайших населенных пунктов. Озеро искусственного происхождения, несмотря на бытующее мнение о падении в него голубого метеорита. Вода имеет насыщенный голубой оттенок, в отличие от естественного коричневого. По всей видимости, именно поэтому и пошла городская легенда о метеорите.
Озеро создано руками человека при добыче песка для строительных нужд (гидронамыв). Песчаная почва действует как фильтр, очищая воду от примесей.
Ежегодно на Голубом озере проходит слет дайверов со всего округа[5].  

Озеро Вильент: от Нижневартовска на расстоянии  55-60 км, глубина до 2 метров. 

Озеро Блюдце: от Нижневартовска на расстоянии 60-65 км, глубина до 3 метров.

Комсомольское озеро находится в черте города Нижневартовск Ханты-Мансийского автономного округа, на правом берегу Оби. Имеет элипсообразную форму и вытянуто с юго-востока на северо-запад на 1050 метра. В ширину озеро достигает 500 метров, площадь акватории – около 20 гектаров [5].  

Если посмотреть на карту Нижневартовского района,  можно сделать вывод: многоводные озёра и реки настолько плотной сетью покрывают всю территорию Нижневартовского района, что нельзя назвать ни  одного селения, удаленного от водотока более  чем на 100 км.

Следовательно,  люди,  населяющие наш край,  селились по берегам озёр и рек, так как единственное средство передвижения было водное.

   В Нижневартовском районе можно встретить озёра с русским названием. О чем говорят русские названия озёр? Часть из них понятна  каждому человеку, часть также требует специального изучения. Русский человек, называя озеро, прежде всего, обращал внимание на ее признаки. Эти признаки могли быть связаны как с ее природными качествами, так и с отношением человека к ней.  

2. Практическая часть

      В результате  исследования   нами получены следующие результаты.

  Таблица 1.

№ воп-роса

Вопросы анкеты

Результаты

ученики

родители

1.

Назовите реки, протекающие

в Нижневартовском  районе.

Назвали 1-2 озера

Затруднились ответить

Назвали 3 озера

Назвали  4  - 5 озера

15 учеников

11 учеников.

7 родителей

0 родителей

2.

Сможете ли объяснить,

почему они имеют

такие  названия?

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

Смогли объяснить

Затруднились с ответом

1 учеников

25 учеников

0 родителей

12 родителей

3.

Важно ли сохранять историческое наследие  народа?

Все ученики дали положительный ответ – да, важно,  а объяснить, почему – затруднились.

Все родители дали положительный ответ, объяснили  роль истории в  жизни людей.

    С целью изучения  происхождения  названий озёр Нижневартовского района проведено исследование. Методом исследования стало анкетирование. В нем приняли участие  38 (26  учеников и 12 родителей) респондентов. С помощью вопросов анкеты узнали, что многие ученики и их родители затруднились дать ответы на вопросы анкеты.

 

На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы: полученные результаты оказались не совсем утешительными:   мои одноклассники не знают озёра Нижневартовского района, а о происхождении названий озёр не смогли сказать ничего.  Результаты родителей оказались чуть лучше, но о происхождении названий озёр  затруднились что – либо сказать.

Выводы

Из литературных источников узнала об историческом происхождении названия озёр Нижневартовского района.   Исследовав значение названий озёр узнала, что в их названиях отражены национальные корни народов, населяющих наш край в далеком прошлом, сохранившемся до наших дней. Таким образом, можно сделать вывод, что наша гипотеза оказалась верной.  

 Собранный материал дал  возможность  узнать о культурном наследии,  о том, что названия озёрам Нижневартовского района давали люди, живущие рядом, позволил глубже познать свой  край.

С результатами исследования были ознакомлены учащиеся 4-х классов нашего образовательного учреждения на уроках  окружающего мира.

 В дальнейшем планирую продолжить свои исследования и изучить историю населённых пунктов.

 В завершение  хочется, чтобы люди берегли  историческое наследие  малой родины, так как озёра для человека, как и для многих живых существ, жизненно необходимы. По большей части, конечно, из-за огромных запасов пресной воды, которой в мире становится всё меньше и меньше. Озёра нужно ценить и беречь, ведь если допустить их загрязнение, то мы потеряем значительную часть главного природного ресурса. А это сулит большие проблемы. Поэтому, нужно бережно относиться к природе, к водным ресурсам! Стоит лишь приложить капельку усилий, и не только мы, но и наши потомки смогут увидеть красоту окружающего мира, и насладиться ею.

 Всем необходимо соблюдать экологический этикет по отношению к окружающей природе, чтобы и через сотни лет  они могли восхищенно сказать: «Здравствуй, милый мой край! Я вернулся домой!» А для этого мы должны вместе со взрослыми беречь природу! Если мы будем всегда вместе в любом деле, то наша планета будет прекрасной! Человеческая мудрость гласит: «Только та страна, в которой люди помнят о своём прошлом, достойна будущего».

Список использованной литературы

  1. Энциклопедия для детей Аванта +. М.: Аванта +, 2010
  2. Интегрированный курс краеведения.  Мы – дети природы. 1-4 класс. ГУИПП «Полиграфист» , 2010
  3. География Ханты  - Мансийского автономного округа, 8-9 класс, Москва Экопрос, 2006
  4. Лёзин В. А. Реки Ханты-Мансийского автономного округа. Справочное пособие. Издательство "Вектор Бук". Тюмень, 1999. -160 с.
  5. Интернет-ресурсы:   http://ru.wikipedia.org/wiki

                                     http://yandex.ru

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Разработанная анкета

Уважаемый  друг!

Я, Скорик Илонна, изучая историю названия озёр моей малой родины. Прошу Вас ответить на несколько вопросов, которые дадут мне возможность в определении значимости изучения темы «Почему озёра Нижневартовского района имеют необычные названия?»

  1. Назовите озёра, протекающие в Нижневартовском районе:_________________________________________________________
  2. Сможете ли объяснить, почему они имеют такие названия:

           да –

          нет  –

             затрудняюсь -

  1. Согласны ли вы с тем, что от нашего отношения  к природе зависит наше будущее?

Да –                                            не знаю -

Нет-

  1. Как вы  считаете, важно ли сохранять историческое наследие  народа? Почему?

Да –

Нет -

__________________________________________________________________________

Благодарю за помощь.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Лицо района - его газета"

Творческая работа,связанная с региональным компонентом...

Распоряжение администрации Нижневартовского района

О результатах проведенного конкурсного отбора кандидатов для включения в резерв управленческих кадров руководителей муниципальных образовательных учреждений района...

Наш Нижневартовский район..

Нижневартовский район...

ИТОГИ СМОТРА-КОНКУРСА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и славы в Нижневартовском районе

ИТОГИ СМОТРА-КОНКУРСА САМОДЕЯТЕЛЬНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА, посвященного 75-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне, Году памяти и славы в Нижневартовском районе...

Программа летнего дворового клуба "Путешествие по Нижневартовскому району", 2018

Реализация комплексной программы осуществляется с целью создания благоприятных условий для полноценного отдыха детей и непрерывного воспитательного процесса в области краеведческого, экологического и ...

РМО учителей Нижневартовского района (приказы, планы)

Планы заседаний районных педагогических объединений педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений реализующих программу  начальных классов...

Анализ работы районного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу начального образовании за 2020/2021 учебный год

Анализ работырайонного методического объединения педагогических работников муниципальных бюджетных образовательных учреждений Нижневартовского района, реализующих образовательную программу началь...