Мой открытый урок
план-конспект занятия по окружающему миру (2 класс)

Аверина Анна Александровна

Этот урок я разработала и дала во втором классе. Ребятам очень понравилось наше совместное "Путешествие с Москву".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_okruzhayushchiy_mir_2_klass.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Окружающий мир 2 класс

Учитель: Аверина А.А.

Тема урока: Путешествие по Москве

Тип урока: комбинированный с мультимедийной поддержкой

Цели:

- познакомить учащихся со столицей нашей Родины – Москвой, с историей её возникновения,

 с достопримечательностями Москвы.

Задачи:

- обучающие: формировать представление учащихся о столице нашей Родины - Москве, познакомить учащихся с историей возникновения Москвы, формировать у них образ Московского Кремля и Красной площади как комплекса уникальных архитектурно-исторических памятников, формировать понятие «плана местности»;

- развивающие: развивать психологические процессы ребенка (память, внимание, мышление, воображение), интеллектуальные умения (сравнение, обобщение, анализ, классификация);

- воспитательные: воспитывать чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважения к великим свершениям, его славному историческому прошлому.

Планируемые результаты:

Предметные УУД: знать историю возникновения Москвы, ее достопримечательности;

Личностные УУД: проявлять познавательную инициативу на основе жизненного опыта; оформлять свои наблюдения; применять правила делового сотрудничества; сравнивать разные точки зрения; уметь считаться с мнением другого человека; проявлять доброжелательность;

Регулятивные УУД: учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника; следовать инструкции при выполнении задания;

Познавательные УУД: различать изученные объекты; проводить простейшую классификацию; находить дополнительную информацию; высказывать предположения; обсуждать проблемные вопросы;

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; вступать в диалог; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, презентация, учебник «Окружающий мир», рабочая тетрадь «Окружающий мир», карточки-смайлики, конверты со словами пословиц для групп, карточки – пазлы, карточки – смайлики.

Ход урока.

- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

- Как много улыбок засветилось. Спасибо!

- А это мое настроение. Я готова продуктивно сотрудничать с вами.

- Для успешной работы на уроке нам необходимо вспомнить предыдущий материал.

- Ребята, скажите, как называется раздел с которым мы знакомимся? (Путешествия)

- У вас на столах лежат сигнальные карточки. Ваша задача состоит в том, чтобы показать кружок того цвета, который указывает на правильный ответ данного вопроса.

1. Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.

Глобус

Карта

2. Где на карте находится север?

Внизу

Слева

Вверху

3. Каким цветом на карте обозначена вода?

Жёлтым

Коричневым

Голубым

4. Какой город является столицей нашей страны?

Санкт-Петербург

Москва

Орёл

- Совершенно верно. Столицей нашей родины является город Москва.

Введение в тему урока

- Москва! Как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нём отозвалось!

- Это слова великого русского поэта, А.С.Пушкина, который родился в Москве.

- Вот уже несколько минут урока мы говорим о столице нашей Родины. Можете ли вы назвать тему нашего урока?

-Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Что мы узнаем?

- Прочитайте, какие задачи поставил Муравьишка. в учебнике на стр 98.

Сегодня на уроке мы узнаем:

- Когда и кем был основан.

- Что такое план и как по нему ориентироваться.

- Познакомимся с достопримечательностями.

-А что вы уже знаете об этом городе?

- А быть может кто- то из вас был в Москве?

   В нашей столице всегда много гостей. Она по праву считается одним из самых красивых городов мира. Но человеку, впервые попавшему в Москву, хочется увидеть как можно больше интересного.

Сегодня я хочу вас пригласить на экскурсию в главный город нашей страны - Москву.

- Вы побываете в далеком прошлом, увидите и узнаете много нового и интересного.

Но чтобы отправиться в путешествие, нам нужно купить билеты. А для  приобретения билетов на наш самолет  надо всего лишь собрать пословицы о Москве. Будете работать в парах. (дети составляют пословицы).

Москвой-столицей весь народ гордится

Москва - сердце России

Кто в Москве не бывал, красоты не видал.

Итак, путешествие начинается… А на чём мы можем добраться до Москвы? (ответы детей)

Полетим мы с вами на самолете. А вместе с нами отправятся ребята – историки и экскурсоводы.

Физминутка «Самолет»

По трапу самолёта все поднимаемся в салон и удобно усаживаемся в кресло.

В самолёте кто-то из пассажиров отдыхает, кто-то работает, а кто-то читает книги и журналы. Вот и мы с вами во время полета почитаем и познакомимся с историей города Москвы.

Давайте откроем учебники на стр.98 и прочитаем первый абзац под картинкой.

- Кто же основал Москву?

- В настоящее время в центре Москвы установлен памятник Юрию Долгорукому. (Показываю) А теперь – слово нашему историку ……….

1 реб. До нас дошло описание внешности князя: был он роста немалого, плотный, лицом белый, глаза небольшие, нос большой. Прозвище Долгорукий ему дано из-за того, что свои «долгие», т.е. длинные руки князь «протягивал» от Суздаля в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к своим рукам Киев.

- Существует легенда и о месте строительства Москвы. Ехал Великий князь из города Киева в город Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пёстрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого грека – предсказателя. Он растолковал это явление так: «Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда народы разные».

- Это, конечно, сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение, вырос великий город.

Получился город крепкий, и стали его называть по имени реки, у которой он стоял – «город Москвы». 1147 год считается годом основания Москвы.

Трудно представить, что когда-то Москва была маленьким поселком. На крутом холме между реками Москвой и Неглинной срубили люди топорами маленький городок среди могучего бора. Сначала вся Москва умещалась в стенах Кремля. Стены его первоначально были деревянные, потом белокаменные, а пять веков назад их сложили из крепкого красного кирпича.

Город рос, Кремль стал центром большого города, город - центром большого государства. (слайд 5)

- В Москве, как и во всех других городах, есть своя символика: герб, гимн и флаг. (Слайд 6) И снова обратимся к историку – теперь это ………………………

2 реб. Герб города Москвы представляет собой четырехугольный щит с изображением всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии, на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем Змея.

        Ну вот мы и в Москве!

        Москва – огромный город. Число жителей нашей столицы превысило 11 миллионов человек. Каждый день в Москву прибывает больше миллиона человек. Люди приезжают по делам, на учебу, в гости и в отпуск. В нем около 4тыс. улиц и площадей. Ориентироваться в таком городе достаточно сложно, особенно людям, которые приехали в него впервые. Что же может помочь гостям ориентироваться в городе?

Дети: Карта.

Вот карта, а вот и Москва. Сможем ли мы по этой карте ориентироваться в городе?

Поэтому нам нужна не совсем карта, а план города. Подумайте, что такое план?

На странице учебника 99, во 2 абзаце, прочитаем, что такое план.
-Что такое план?
СЛАЙД 9 (План – это чертеж местности)

Рассмотрите план Москвы на стр.99.
- Что мы можем увидеть на плане города? (главные улицы, дороги, реку, рисунки некоторых достопримечательностей, достопримечательности,).

– Поможет ли нам план при путешествии по городу?


-Ребята, а на что приезжают в Москву посмотреть туристы? (на достопримечательности)

Рассказать о них нам помогут наши экскурсоводы:

А сначала скажите, знаете ли вы, что же является главной достопримечательностью Москвы? (Кремль и Красная площадь). Давайте туда и отправимся!

1 ребенок: Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. Красный означало – красивый, главный, славный. Вот и решили люди московские назвать свою самую главную и самую красивую площадь – Красной.

2 реб. Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная. Сейчас на этой площади проходят военные парады, праздники и демонстрации.

3 реб. Московский Кремль - символ нашей Родины, это сердце Москвы. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы - реки. Купола похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

- А сейчас в Кремле работает Президент нашей страны В.В. Путин.

Учитель: В Кремле насчитывается 20 башен. Самая знаменитая, большая, красивая и стройная – Спасская башня.

- На Спасской башне находятся знаменитые Кремлевские куранты - огромные часы. Вес часов 25 тонн. Длина стрелок 2м и 3м

В путешествие по Московскому Кремлю мы отправимся с Вами в ближайшее время! А сейчас отправимся дальше.

4 реб. Большой театр - крупнейший центр русской и мировой культуры. В труппе Большого театра - прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации.

5 реб. А в этом театре артисты – животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.  Театр основан Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем. «Уголок дедушки Дурова» - так этот театр называют в народе.

6 реб. Третьяковская галерея - Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году П.М.Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем.

Учитель: Уже передав галерею городу, он по-прежнему заботился о ней, покупал новые картины, встречался с художниками. Последними словами его были - «берегите галерею».

7 реб. Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре – один из самых старейших цирков России. Открыт был более 100 лет назад. Самые знаменитые артисты выступали и выступают на его манеже. В течение 15 лет, с 1982 по 1997 г. директором и художественным руководителем цирка был Народный артист СССР Юрия Владимирович Никулин. В настоящее время цирком руководит его сын Максим Юрьевич Никулин.

Спасибо нашим помощникам, проходите, садитесь на свои места, а мы закрепим новые знания о достопримечательностям Москвы.

- Сейчас вы пересядете в соответствии с цветом карточек, которые лежат у вас на столах. Вы будете работать в группах.

- У каждой группы будет своё задание.

- На ваших партах лежат конверты. Возьмите их, рассмотрите содержимое.

Голубой цвет – определить по контуру, какая достопримечательность Москвы изображена (Московский Кремль, памятник Юрию Долгорукому).

Оранжевый цвет – из данных достопримечательностей отобрать те, которые относятся к достопримечательностям Москвы (даны картинки: театр зверей имени Дурова, статуя Свободы, Эйфелева башня, улица Арбат, цирк на Цветном Бульваре Большой театр Красная площадь).

Жёлтый цвет – в этих конвертах карточки с описанием достопримечательностей Москвы. Определите, о чём говорится в карточке.

1. В этом месте работали знаменитые клоуны: Карандаш, Олег Попов, Юрий Никулин. Последний из них 15 лет был руководителем этого учреждения культуры. Его вместимость – 2 тысячи человек, станция метро – Цветной бульвар.

2. В коллекции этого музея насчитывается около 150 тысяч экспонатов. Картины знаменитых художников, скульптуры. Музей основал Павел Михайлович Третьяков. (Третьяковская галерея)

- Я думаю, для выполнения этого задания вам потребуется не больше двух минут.

- Давайте проверим нашу работу. Начнём с конверта голубого цвета. Что вам необходимо было сделать?

- Проверим задание из оранжевого конверта.

- А теперь, давайте проверим конверт жёлтого цвета.

- Молодцы, вы со всеми заданиями справились.

- Мы с вами узнали сегодня достаточно много о столице нашей Родины. Давайте выполним задание №1 в тетради на странице 64. Его вы будете выполнять в парах. И если задание выполнено, поднимите руки домиком.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

По Москве идем гулять.          шагаем

Пришли на площадь Красную

Широкую, прекрасную.        (Широко разводят руки.)

А на площади на той –

Кремль высокий и большой. (смотрят из-под ладони вверх.)

Ах, какая высота!     Поочерёдно поднимают вверх.)

Ах, какая красота!    Хлопают в ладоши.

Раз, два, три, четыре, пять.

Дальше мы идем гулять.          шагаем

Собор Покровский, Мавзолей,   загибают пальцы – считают

Исторический музей, 

И в большом театре были,

В цирк зайти мы не забыли

Стало солнышко садиться, (Руки на поясе, приседания.)

Пора обратно возвратиться.

        Отдохнули немного, а теперь давайте подведем итог нашего путешествия.

- Назовите достопримечательности столицы, о которых вы узнали.

- Когда вам пригодятся эти знания?

- Что нужно иметь, чтобы ориентироваться в незнакомом городе?

Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности

- Какая цель урока перед нами стояла?

- Мы её достигли?

- Какая самая главная достопримечательность Москвы?

- На Красной площади находится Спасская башня Кремля. Откройте конверт номер 2, башня перед вами. И вы видите, что звёздочка на ней белого цвета.

Если вы остались довольны своей работой на уроке, то раскрасьте её в красный цвет. Если вы не очень довольны своей работой, то оставьте её белой. И, когда на следующем уроке вы отправитесь в путешествие по Московскому Кремлю, у вас будет возможность закрасить свою звёздочку в красный цвет.

Информирование учащихся о домашнем задании

Дифференцированное домашнее задание

- У. Стр. 98-101, читать. ТПО, стр.64, №3.

Подготовить сообщение об одной достопримечательности Москвы (ТПО, стр.66, №5).

А теперь нам пора возвращаться в наш лицей – занимайте свои места, а во время полета давайте послушаем песню о Москве.

1 ребенок: Когда-то на Руси словом «красный» называли не только цвет. Красный означало – красивый, главный, славный. Вот и решили люди московские назвать свою самую главную и самую красивую площадь – Красной.

2 реб. Раньше на этой площади проводились ярмарки, многолюдные праздники, торжества. Народ одевался в красивую, яркую одежду и площадь была яркой, праздничной, красивой и получила название красная. Сейчас на этой площади проходят военные парады, праздники и демонстрации.

3 реб. Московский Кремль - символ нашей Родины, это сердце Москвы. Его древние стены с зубцами, бойницами, сторожевыми башнями стоят на высоком холме и отражаются в водах Москвы - реки. Купола похожи на шлемы богатырей. В далекие времена Кремль был крепостью, за стенами которой жители древней Москвы спасались от врага.

4 реб. Большой театр - крупнейший центр русской и мировой культуры. В труппе Большого театра - прославленные на весь мир певцы и артисты балета, в его оркестре лучшие музыканты, знаменитые художники готовят к спектаклям декорации.

5 реб. А в этом театре артисты – животные: бегемот, слон, ворон, пеликан, енот и многие другие.  Театр основан Владимиром Леонидовичем Дуровым, основателем знаменитой династии, потомки которого и сейчас работают в театре. Сам Владимир Дуров был известным цирковым артистом, клоуном, дрессировщиком, писателем. «Уголок дедушки Дурова» - так этот театр называют в народе.

6 реб. Третьяковская галерея - Это один из ведущих научно-художественных и культурно-просветительских центров России. Основан в 1856 году Павлом Третьяковым, который передал в дар Москве, народу огромную бесценную коллекцию картин. Здание галереи похоже на сказочный терем.

7 реб. Цирк на Цветном бульваре. Старый Московский цирк на Цветном бульваре – один из самых старейших цирков России. Открыт был более 100 лет назад. Самые знаменитые артисты выступали и выступают на его манеже. В течение 15 лет, с 1982 по 1997 г. директором и художественным руководителем цирка был Народный артист СССР Юрия Владимирович Никулин. В настоящее время цирком руководит его сын Максим Юрьевич Никулин.

До нас дошло описание внешности князя: был он роста немалого, плотный, лицом белый, глаза небольшие, нос большой. Прозвище Долгорукий ему дано из-за того, что свои «долгие», т.е. длинные руки князь «протягивал» от Суздаля в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к своим рукам Киев.

Герб города Москвы представляет собой четырехугольный щит с изображением всадника - Святого Георгия Победоносца в серебряных доспехах и голубой мантии, на серебряном коне с серебряной сбруей, поражающего золотым копьем Змея.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок, проведённый в рамках «Дня открытых дверей» для родителей по теме «Урок здоровья» «Be healthy, wealthy and wise!» Советы, как быть здоровым и успешным.

Тип урока:Закрепление знаний(рекомендация, советы  по режиму дня)Цели:       - развитие коммуникативных умений   в говорении,   чтении,  ау...

Открытый урок по чтению "Умейте делать открытия" 2 класс

Сегодня на уроке чтения мы будем работать над содержанием рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг», узнаем, какие названия существуют у известного вам растения. Девизом урока я предлагаю слова: «...

Конспект открытого урока на районный конкурс-фестиваль « Открытый урок».

Конспект открытого урока по окружающему миру во 2 классе на тему " Вокруг света с фотоаппаратом" с использованием передовых педагогических технологий....

Открытый урок во 2 классе по теме " Clothes" УМК" Forward",открытый урок в 1 классе по теме " Моя семья"

Певый урок апробировался на экспериментальной площадке с 2010-2013...

Конспект открытого урока русского языка. 4 класс. Конспект открытого урока русского языка. 3 класс.

Тема «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже». Тема «Упражнения в правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне»...