Урок окружающего мира в 1 классе
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)

Урок окружающего мира в 1 классе. Тема урока: "Откуда берутся шоколад, изюм, мёд?"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_karta_okr._mir_smirnova_a.i.doc88.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГЛЕБОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

(МОУ Глебовская СОШ)

Урок окружающего мира

в 1б классе

по теме: «Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?»

(с использованием технологий: развивающего обучения,  

игровых, групповых, проблемно- поисковых, ИКТ)

                                                                              Учитель начальных классов

                                                                                       Смирнова Антонина Ивановна

2019г.

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя:          Смирнова Антонина Ивановна

2. Класс:  1    Предмет:    окружающий мир   УМК:     «Школа  России»

3. Тема урока:          Откуда берутся шоколад, изюм и мёд?

4. Место и роль урока в изучаемой теме:  изучение нового материала

5. Технологии:   развивающего обучения, игровые, групповые, проблемно - поисковые, ИКТ

6. Цель урока:   Познакомить детей с производством хорошо известных им сладостей (шоколад, изюм и мёд), показать учащимся    

                           природное происхождение названных продуктов.

7. Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Учащиеся усвоят, что шоколад мы получаем благодаря шоколадным деревьям, изюм — благодаря винограду, а мед — благодаря цветкам и пчелам.

Регулятивные: сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя); выделять из темы урока известные знания и умения.

Познавательные: находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов, иллюстраций; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, применять полученную информацию при выполнении заданий; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; проводить сравнение и классификацию объектов по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: включаться в диалог с учителем и сверстниками; формулировать ответы на вопросы;слушать партнёра по деятельности, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник; договариваться и приходить к общему решению; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, вежливо общаться; распределять функции в группе (паре) при выполнении заданий;

Формирование положительного отношения к школе и учебной деятельности; этических норм на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий; потребности сотрудничества со взрослыми и сверстниками через знакомство с правилами работы в группе.

8. Оборудование:   проектор, компьютер, презентация, фотоматериалы, учебник «Окружающий  мир» (А.А. Плешаков,  

                                М. Просвещение, 2014 г.), карточки, какао-порошок, шоколад,  изюм, виноград, мёд разных сортов. 

Организационная структура урока

Этап урока

Время, мин

Деятельность учителя по ходу урока

Деятельность учащихся

Организационный

1

Приветствует учащихся, организует начало урока: настрой на хорошую, продуктивную работу на уроке.

Актуализация знаний. Введение в тему урока.

3

Ведет подготовительную беседу с учащимися.

- Закончился любимый всеми праздник Новый год. А любят его, потому что этот праздник приносит нам много подарков. Ни один Новый год не обходится без вкусных сладостей.

- Поднимите руки те, кто любит сладости?              

 - Какие?

Загадывает загадки.

- Мы не случайно начали с вами разговор о сладостях, потому что сегодня тема урока у нас сладкая. А чтобы узнать, о каких именно сладостях мы будем говорить с вами, отгадайте загадки:

Бывает горький и молочный,
Во рту он тает быстро очень,
Отведать его каждый рад,
Что это дети?                      (шоколад)    -
вывешивает картинки на доску

Без него не так вкусны

Сдоба и ватрушки.

С этой ягодкой пекутся

Куличи и плюшки.                 (изюм)

 

Сладкий, а не сахар,
Липкий, а не клей,
Вкусный и полезный.
Ешь и не болей!                      (мёд)

- Речь у нас пойдёт именно об этих сладостях.

Отвечают на вопросы учителя.

Отгадывают загадки: шоколад, изюм и мёд.

Постановка учебной проблемы.

2

Читает стихотворение.

- Прочитаю вам одно веселое стихотворение, а почему оно веселое, вы мне потом скажете сами.

Рассказать спешу вам, дети:
Что растёт на белом свете,
Чудо-дерево одно.
И на ветках, как в кино,
Чудо - сладости растут,
Спеют, зреют там и тут!
Я сижу, смотрю на  ветки,
А на них висят конфетки, 
Шоколадки и ирис,
Как желанный всеми приз!

Помогает детям сформулировать проблемный вопрос.

- Что развеселило?

- А могут ли на самом деле шоколадки расти на деревьях? Бывают ли конфетные или шоколадные деревья?  (показывает ёлочку с конфетами)

- А откуда же берутся шоколадки?

- Давайте сегодня на уроке попробуем ответить на вопрос : откуда берутся сладости, о которых говорилось в загадках?

Начинает показ презентации.

Слайд 1.

Отвечают на вопросы.

Открытие нового знания.

4

- Чтобы проверить, есть ли на свете шоколадные деревья, нам нужно мысленно перенестись в Южную Америку. Там жарко и влажно, поэтому растёт много необычных растений. Например, вот таких.    

Слайд 2. 

- Эти деревья необычны тем, что цветы у них растут в основном не на ветках, как у всех деревьев, а на стволе. Потом на месте этих красивых, пахучих цветов появляются плоды прямо на стволе.

Слайд 3. 

- Плоды дерева крупные, продолговатые желтого или красного цвета, сочные. Внутри плода 50-60 семян окружены мякотью, которую можно кушать. 

Слайд 4.

- Когда семена созревают, их сушат, поэтому они темнеют.

Слайд 5.

- Но чтобы получить шоколад, эти зёрна надо сначала перемолоть в порошок и сварить.

Слайд 6.

Слайд 7.

Остановка презентации.

- Откуда же берётся шоколад?

Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя.

Отвечают на вопрос учителя. (Его делают из плодов шоколадного дерева)

Физминутка

1

Проводит физпаузу для глаз.

 (плакат Базарного)

Совместное открытие знаний.

Практическая работа в группах.

5

Готовит детей к исследовательской  работе в группах:

- А сейчас мы с вами представим себя учёными - исследователями и попробуем определить, достаточно ли порошка какао, чтобы получился шоколад?

- Ученые работают в лабораториях, поэтому, мы должны объединиться в группы.

- Перед началом работы, давайте вспомним правила групповой работы.

Вешает на доске правила групповой работы.

Объясняет первое задание практической работы.

1 часть.

- У вас на столе есть стаканчик, в нем порошок какао и ещё перед вами лежат кусочки разного шоколада. Через несколько минут вы группой должны решить: что еще добавляют при изготовлении шоколада?

- Вы можете всё попробовать, для порошка какао у вас есть ложечки.

Результаты первого исследования.

- Что же еще добавляют к порошку какао при изготовлении шоколада?

Проводит фронтальную беседу.

 - Почему шоколад разного цвета и вкуса? (из-за количества какао)

- Какие сорта шоколада вы знаете? (горький, молочный, пористый, белый,…)

- Подведем итог нашего первого исследования.

Помогает детям сформулировать вывод.

Проговаривают правила.

Объединяются в группы по 4 чел.

Выполняют задание в группе.

По одному ученику от группы рассказывают о своих наблюдениях.

Фронтально отвечают на вопросы.

Формулируют  вывод: из зёрен шоколадного дерева делают шоколад, добавляя сахар и молоко.

5

Объясняет второе задание практической работы.

2 часть.

- Многие любят шоколад с изюмом, и сейчас пришла пора перейти к следующему наблюдению. Ученые готовы?

- Перед вами два стаканчика. Сейчас вы попробуете то, что в них находится, определите , что это, и через несколько минут скажете: есть ли связь между этими продуктами?

Результаты второго исследования.

- Вы считаете, что это изюм, и его делают из винограда?

- У вас есть предположения, каким способом это делают? Как вы определили, что виноград сушат? (в нём меньше влаги).

-Что- то ещё изменяется при сушке? (становится меньше, но сок остаётся)

Помогает детям сформулировать вывод.

Давайте подведем итог второго исследования:

- Рассаживаемся на свои места.

Выполняют второе задание в группе.

По одному ученику от группы рассказывают о своих наблюдениях.

Формулируют  вывод: изюм получают из высушенного винограда.

Садятся за свои парты.

Первичное закрепление новых  знаний.

3

Демонстрирует презентацию.

- Чтобы узнать, правильно ли вы все решили, посмотрим продолжение презентации.

Слайд 8.

- Созревший виноград, действительно, собирают, подвешивают и сушат на солнце.

Слайд 9.

Слайд 10.

- Как вы думаете, почему изюм такой разный?

Помогает детям сформулировать вывод.

- Откуда же берётся изюм?

Смотрят презентацию.

Формулируют  вывод: изюм получают из высушенного винограда.

Динамическая пауза.

1

Проводит физпаузу.

(Сидели два медведя…)

Работа с учебником.

Извлечение новых знаний.

3

Читает стихотворение.

- А я знаю еще одного медведя, который любил ходить в гости и напевать такую песенку:

Лучший подарок, по-моему, мед.
Это и ослик сразу поймет.
Даже немножечко,
Чайная ложечка! —
Это уже хорошо!
Ну, а тем более — полный горшок!

- Как звали этого медвежонка?

- А где он взял мёд?

- Давайте откроем учебники на странице 77 и прочитаем,  откуда же берется мед.

Читает текст в учебнике.

Проводит беседу по прочитанному и увиденному на рисунках.

- Рассмотрите рисунки в учебнике. Все ли вам там понятно?

- Правильно ли искал мёд Винни- пух на дереве?

- Как вы думаете, мёд всегда одинакового цвета?

- Отчего зависит цвет мёда? (Цвет, запах и привкус меда зависит от растений, с которых пчелы собирают пыльцу.)

Показывает разные сорта мёда.

Откуда же берётся мёд?

Закройте учебники.

Отвечают на вопросы.

Читают текст в учебнике, рассматривают рисунки.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют  вывод: мёд делают пчелы из нектара, который собирают с цветов.

Первичное закрепление нового знания.

Самостоятельная работа в паре.

4

Объясняет задание для самостоятельной работы в парах.        

- Сейчас вам предстоит выполнить самостоятельную работу, но работать вы будете в парах.

- Перед вами лежат конверты, достаньте из них картинки. (получение шоколада, изюма и меда- у пар картинки разные)

- Вам надо разложить картинки их по порядку.

Вместе с учащимися проверяет выполнение задания.

- Раскладывает карточки на доске, все проверяют.

Проводит фронтальную беседу.

- Как используют шоколад? - Полезен он или вреден?

- Как используют изюм? - Полезен он или вреден?

- Как используют мёд? - Полезен он или вреден?

- Как вы, думаете, какая сладость наиболее полеза и почему?

Слушают задание.

Работают в паре.

Самопроверка.

Отвечают на вопросы.

Обобщение и систематизация знаний

1

Проводит обобщающую беседу.

- На какой вопрос мы сегодня отвечали?

- Давайте дадим еще раз ответ на этот вопрос.

Отвечают на проблемный вопрос.

Игра (резерв)

2

Проводит игру.

Игра  «Верю – не верю»

- Верите ли вы, что бывает хлебное дерево?

Хлебное дерево произрастает в тропических лесах Азии. Его округлые плоды массой до 12 кг содержат внутри беловато-желтую тесто- подобную мякоть. Едят плоды хлебного дерева в сыром, вареном и печеном виде.

- Верите ли вы, что бывает сосисочное дерево?

нет

- Верите ли вы, что бывает дерево пирожных?

Растут на деревьях и пирожные. На островах Океании есть отдельный вид тропических деревьев — « пирожные». На них в изобилии растут желтоватые плоды, которые по своему виду и вкусу очень напоминают сладкие пирожные.

- Верите ли вы, что бывает нефтяное  дерево?

На Филиппинских островах растет дерево ханга, чаще называемое нефтяным деревом. Все дело в том, что плоды этого дерева содержат почти... чистую нефть.

- Верите ли вы, что бывает молочное дерево?

В странах Латинской Америки вблизи жилищ можно встретить небольшие сады с высокими, стройными деревьями. Плоды их несъедобны. Деревья ценятся за их молочный сок, который вытекает из подрезанной коры, а называются эти деревья молочными. На протяжении часа с дерева можно получить около литра «молока». Так как сок быстро густеет и становится горьким, то деревья «доят» по мере необходимости в любое время года.

Высказывают свои предположения.

Рефлексия

1

Подводит итог урока.

Ребята, я хочу поблагодарить вас за урок, за ваше внимание и работу. Вы работали дружно, активно, проявляли ум, смекалку и творчество.

- Чем мы занимались на уроке? 

- В конвертах лежат снеговики. У них нет рта. Оцените свою работу на уроке, нарисовав снеговику «рот».

- А я нарисую рот своему снеговику, оценив вашу работу в целом.
- Ребята, по картинкам в учебнике расскажите дома, откуда берутся шоколад, изюм и мёд.

Нарисуйте обертку своего собственного шоколада.

Оценивают  себя (свою активность и значимость на уроке)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".

Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"

Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...

Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»

Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»

Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...

Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"

Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...

Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.

Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть»,  «мораль»...

Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире

Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...