МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРОЕКТ «ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»
методическая разработка по окружающему миру (4 класс)
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pokormi_ptits_zimoy_2022god_2.docx | 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ПРОЕКТ
«ПОМОГИТЕ ПТИЦАМ ЗИМОЙ»
Разработала: учитель начальных классов
Оскреткова Эльвира Ивановна.
Смоленск 2022 г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….…3
Основная часть…………………………………………………………..4
Список используемых источников……………………………………..12
Введение
Покормите птиц зимой!
Путь со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
А. Яшин
Формирование гуманного отношения к природе – основная задача экологического воспитания, которая реализуется путем развития в детях сострадания, сопереживания и сочувствия ко всем живым существам на планете. Человек – часть природы, но зачастую именно он оказывает пагубное влияние на окружающий мир. Формирование активной позиции «защитника и друга» мира природы является основой в воспитании экологической культуры дошкольников. Дети особенно впечатлительны и отзывчивы, поэтому, активно включаются во все мероприятия по защите тех, кто в этом нуждается. Важно показать детям, что люди занимают более сильную позицию по отношению к миру природы (например, растения завянут без полива, птицы зимой погибнут от холода и от голода). Поэтому нам следует направить все усилия на то, чтобы все живое на земле развивалось и приносило радость (например, утреннее пение птиц под окном будет приятно тем, кто их кормил зимой, а цветущий цветок на окне порадует тех, кто его поливал).
Полученные знания об окружающем мире должны подкрепляться практической деятельностью и наглядными примерами для того, чтобы дети видели положительный результат своей деятельности и имели желание совершенствовать свои достижения.
Основная часть
Актуальность
Идея проекта «Помогите птицам зимой» была предложена обучающимися 4 класса. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, то она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимние холода выживают только две. Поэтому им необходима помощь. Ребята решили спасти от гибели как можно больше птиц и стали думать, как им помочь? Сразу же появилась и цель нашего проекта.
Участники: учитель, ученики 4 класса.
Название и форма итогового мероприятия: проект «Помогите птицам зимой»
Проблема: как мы, можем помочь птицам пережить зиму.
Цель: расширение и обогащение знаний воспитанников о зимующих птицах.
Задачи:
- расширять знания о птицах, зимующих в России;
- изучить птиц, посещающих кормушки: их повадки, и особенности питания;
- провести наблюдения: чем питаются птицы и что влияет на посещаемость ими кормушек;
- развивать любознательность;
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к природе;
- привлечь родителей к процессу изготовления кормушек и подкормки птиц.
Вид проекта: групповой.
Тип проекта: информационно-познавательный, творческий.
Срок реализации проекта: долгосрочный (с 01.12. 2021 г. по 20.01.2022 г.)
Прогнозируемые результаты:
Обучающиеся:
- сформированы элементарные представления о зимующих птицах, их повадках и особенностях питания;
- дети любознательны и проявляют интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы;
- проявляют заботу о птицах в трудный зимний период.
Учитель:
- ведёт активную работу по экологическому воспитанию детей;
- использует различные формы и методы работы, интеграцию образовательных областей;
- распространяет и обобщает опыт.
Использованные в работе педагогические технологии:
- развивающего обучения;
- проблемного обучения;
- обучение в сотрудничестве;
- игровые;
- здоровьесберегающие;
- ИКТ.
Этапы реализации проекта.
1 этап – подготовительный:
- обсуждение целей и задач учителем, детьми;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной:
- внедрение в образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний обучающихся о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей.
3 этап – заключительный:
- презентация проекта;
- оформление отчёта «Дневник наблюдений»
.Планирование проектной деятельности.
1 этап: Построение плана исследования и определение источников информации.
Основопологающий вопрос | Как живется птицам зимой? | ||
Три проблемных вопроса |
| 2. Будут ли птицы пользоваться помощью человека? | 3. Влияет ли правильная подкормка на видовой состав птиц, прилетающих к кормушкам? |
Учебные вопросы | - Какие птицы остаются зимовать? - Почему им не страшны морозы? - Какие птицы зимуют в нашей местности? | - Почему птицы зимой прилетают ближе к жилью человека? - Какую помощь люди оказывают зимой? - Из чего можно сделать кормушку? | - Как правильно подкармливать птиц зимой? - Как мы заботимся о птицах зимой? |
Мероприятия, направленные на реализацию подготовительного этапа проекта
«Помогите птицам зимой».
№ | Мероприятия | Ответственные |
1. | Изучение интереса детей для определения целей проекта. | учитель |
2. | Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников проекта | учитель |
3. | Создание развивающей предметно-пространственной среды для реализации проекта: иллюстрации, картины, пособия, дидактические игры, материалы для творческой и деятельности детей и взрослых | учитель |
5. | Разработка перспективного плана реализации проекта | учитель |
В ходе проекта
- подобрали книги о птицах;
- создали дневник наблюдения о птицах у кормушек и поместили его в уголок природы;
- изготовили и поместили макет кормушки в уголок природы ;
- подобрали трафареты птиц для свободного рисования;
- создали картотеку подвижных игр, считалок.
2 этап. Основной
Мероприятия, направленные на реализацию основного этапа проекта
«Помогите птицам зимой».
№ | Виды деятельности | Содержание | Участники проекта |
1 2 3 4 5 5 6 7 7 8 | Игровая | ||
Учитель, обучающиеся | |||
Коммуникативная | |||
Тематическое занятие Беседы на тему Составление творческих рассказов на тему Ситуативный разговор | «Зимующие птицы» Цель: закрепление знаний о зимующих птицах в наших краях. «Птицы зимой», «Забота о зимующих птицах» Цель: дать представление о том, как зимуют птицы, чем им могут помочь люди. «Расскажи, как вы делали кормушку» Цель: развивать связную речь, совершенствовать умение составлять рассказ-описание. «Что мы знаем о птицах?», «Как живут наши пернатые друзья зимой?» «Жалобная книга птиц» Цель: повторить основные правила поведения на природе, дать представления об особенностях образа жизни птиц в зимний период. | Учитель, обучающиеся Учитель, обучающиеся, родители Учитель, обучающиеся | |
Двигательная | |||
Физкультминутки Гимнастика для глаз Подвижные игры | «Скачет шустрая синица», «Снегири», «Про птиц» Цель: способствовать оздоровлению детей через смену деятельности. «Птичка полетела вверх» Цель: снятие зрительного напряжения. «Совушка», «Собачка и воробьи», «Перелет птиц», «Стайка» Цель: развивать ритмическую и выразительную речь, координацию движений; учить выполнять двигательные задания, стремиться к достижению цели; активизировать словарь по теме «Птицы»; | Учитель, обучающиеся | |
Изобразительная | |||
Выставка детских рисунков Рисование Аппликация Лепка | «Птицы зимой» Цель: учить детей выражать свое отношение к птицам через творчество. «Снегирь» Цель: закреплять умение вырезать части предмета разной формы, составлять из них изображение. «Наши пернатые друзья» Цель: учить передавать образ птиц в лепке, развивать мелкую моторику. | Учитель, обучающиеся | |
Познавательно-исследовательская | |||
Заготовка корма для птиц Ведение дневника наблюдений за птицами Создание картотеки считалок о птицах Создание книги | «Птичья столовая» Цель: дать знания о том, как правильно кормить птиц, какой корм они больше всего любят, а что ни в коем случае нельзя давать птицам. « Дневник наблюдений за птицами у кормушек» Цель: наблюдение за посетителями кормушек и выявление условий, влияющих на численность и видовой состав птиц. «Считалочка» Цель: развитие логического мышления, памяти, речи. «Птицы нашего края» Цель: развивать умение находить нужную информацию из разных источников, воспитывать бережное отношение к птицам. | Учитель, обучающиеся Учитель, обучающиеся Учитель, обучающиеся Учитель, обучающиеся родители | |
Музыкальная | |||
Слушание музыки | «Песня птички», «Песнь жаворонка» П. Чаковский, «Мы хотим, что бы птицы пели», «В мире животных», «Птицы мои птицы», «Пляска птиц» (из оперы «Снегурочка») Н. Римского-Корсакова Цель: обогащать впечатления детей, способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, словарного запаса. | Учитель, обучающиеся музыкальный руководитель | |
Восприятие художественной литературы | |||
Пословицы и поговорки, потешки, загадки Чтение рассказов, стихов и заучивание стихотворения наизусть | Русский фольклор. В.Бианки «Сова», И.Тургенев «Воробей», В. Бианки «Чей нос лучше?», «Лесные домишки», А. Барков «Голоса леса», И. Поленов «Синичкины кладовки», Г.Серебрицкий «Берегите птиц». «Покормите птиц зимой!» А. Яшин Цель: развивать память, речь, учить читать стихотворение выразительно. | Учитель, обучающиеся | |
Конструирование | |||
Изготовление кормушек Оригами Конструирование из природного материала | «Столовая для птиц» Цель: формировать заботливое отношение к птицам. «Зимующие птицы» Цель: учить делать поделку из бумаги путем складывания, стремиться к достижению результата, активизировать познавательные способности, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы, желание оказать посильную помощь. «Птицы» Цель: учить делать поделку, состоящую из природного материала, объединяя его для достижения результата, развивать воображение творчество, воспитывать доброе отношение к объектам живой природы. | Учитель, обучающиеся родители Учитель, обучающиеся Учитель, обучающиеся |
3 этап. Заключительный
- отчет «Дневник наблюдений»;
- участие в акции «Покормите птиц - 2022»;
- презентация проекта на неделе педагогического мастерства, проводимой в учреждении.
Итоги проекта:
В ходе реализации проекта «Наша помощь птицам зимой» у детей обогатились знания о зимующих птицах нашего края, их повадках и особенностях питания. Воспитанники узнали, что у большинства видов птиц любимый корм нежареные подсолнечные семечки. Наблюдая за птицами у кормушек, сделали вывод, что каждому виду птиц нравится определенная кормушка. Заметили, что чем больше кормушка, тем крупнее птицы будут прилетать. Поняли, что для привлечения разных птиц, нужен разнообразный корм.
Дети всегда с большим удовольствием принимали участие в подкормке и с интересом наблюдали за птицами, которые прилетели к нам в гости за угощением. Я надеюсь, мои ученики всегда будут помнить, как трудно птицам зимой и будут им помогать.Птицы - наши друзья! Теперь им не страшны холода и морозы, ведь мы всегда сможем прийти на помощь братьям нашим меньшим.
Список использованных источников:
Автор: Васильева Анна «Птицы в городе». Издательство: Манн, Иванов и Фербер,2020
Автор: Пеллиссье Каролин, Аладжиди «Живая природа.За городом». Издательство: Манн, Иванов и Фербер,2020.
Автор: .Юваль Зоммер: «Большая книга птиц». 2019 г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Помоги птицам зимой"
Зимой гибнет много птиц, особенно в морозы. Холодно, для жизни нужно много энергии, а корм недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. К тому же покормить птиц - несложный и очень приятн...
ПРОЕКТ "ПОМОГИ ПТИЦАМ ЗИМОЙ"
ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО ПРОЕКТУ...
Проект "Помоги птицам зимой!"
Проект по внеурочной работе,направленный на формирование гуманной,социально-активной личности, способной понимать и любить окружаюую природу ....
Педагогический социальный проект «Помоги птицам зимой» (1 класс)
Данный проект "Помоги птицам зимой" первый шаг к приобретению обучающимися знаний о природе, которая окружает их, развитию практических умений и навыков, необходимых для ответственного отношения к при...
Проект "Помоги птицам зимой". Выполнили ученики 1 класса.
Проект "Помоги птицам зимой" выполнен учениками 1 класса. Проект состоял из четырех этапов: погружение, организации деятельности, осуществление деятельности, презентации. Паспорт проекта прилагается. ...
Экологический проект: "Помогите птицам зимой"
Приобщение школьников к организации практической деятельности по оказанию помощи птицам в зимний период...
Проект "Помогите птицам зимой"
Совместно со вторым педагогом (Сонкиной Т.А.) реализовали проект на базе нашей школы и по итогам его проведения была составлена презентация. (пришлось немного уменьшить количество слайдов, для вместит...