Россия вступает в ХХ век
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Создать условия для ознакомления учащихся с событиями Первой мировой войны; определения границ знания
и «незнания»; способствовать формированию представлений учащихся о важнейших событиях в России в начале ХХ века; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к истории своего Отечества, предмету «Окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rossiya_vstupaet_v_hh_vek.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК
Цели | Создать условия для ознакомления учащихся с событиями Первой мировой войны; определения границ знания |
Тип урока | Открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться работать Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: осознают гуманистические, демократические и традиционные ценности многонационального российского общества; проявляют чувство ответственности и долга перед Родиной |
Методы и формы | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, групповая, фронтальная |
Образовательные | http://download8.proshkolu.ru http://zvukoff.ru/song/1533543 |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; схема «Первая мировая война», портрет Николая II |
Основные | Первая мировая война, Николай II, революция, Гражданская война |
Организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Звучит песня «ХX век» (слова И. Резника, музыка – Сегодня на уроке мы узнаем, какие важные события, изменившие судьбу России, произошли в стране в начале ХХ века. Узнаем, чем знаменит 1917 год | Слушают учителя, принимают участие с учителем. Демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка Дидактическая игра «Лента времени» | Предлагает выполнить тест . Проводит дидактическую игру | Выполняют Участвуют | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации, выбор | Устные ответы, карточки |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
III. Изучение | Рассказ учителя с элементами беседы. Работа Рассказ учителя (продолжение). | – Когда Россией стали править цари из рода Романовых? – Николай Александрович Романов был последним русским царем. Царствовал Николай Второй 23 года. При нем, в 1913 году, было пышно отпраздновано 300-летие царского рода Романовых. В феврале 1917 года в России произошла революция. Власть перешла к Временному правительству. Николай II отрекся от престола и решил уехать в Англию к родственникам. Но Временное правительство не разрешило царю с семьей выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск. В октябре 1917 года в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как все произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны. – Прочитайте статью «Последний русский царь» в учебнике (с. 127–128). Какие важные события произошли в начале ХХ века? Почему Николай II отрекся от престола. Какая война началась в начале ХХ века? – Первая мировая война разразилась в 1914 году. В нее были втянуты многие страны, поэтому эту войну называют мировой. Началась война из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Герма- | Отвечают На доске один из учеников соединяет стрелками картинки и названия исторических событий с датами. Читают текст Отвечают | наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют | Устные ответы, записи |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Работа Составление схемы. Работа | нии. Германии были нужны земли, где она могла бы добывать сырье для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделен между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу. – Прочитайте статью «Россия в Первой мировой войне» в учебнике (с. 129). Какое положение было на фронте у русской армии? Что принесла с собой Первая мировая война? Какая обстановка сложилась в тылу? – Население высказывало недовольство властью, попытки властей навести порядок оказались безуспешными. Царская семья потеряла свой авторитет. – Какие события произошли в России в 1917 году? Дополняет и обобщает. – В Петрограде, а затем и по всей стране установилась новая власть. К руководству пришла партия большевиков. – Прочитайте статью «1917 год» в учебнике (с. 130– 131). – Когда Петроград перешел в руки большевиков? – Вскоре в стране началась Гражданская война. Как вы думаете, кто участвовал в этой войне? | Читают текст Делают вывод. Заполняют Отвечают Читают текст | координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения; достигают договорённости и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; адекватно используют речевые средства для решения коммуникационных задач; владеют способами конструктивного взаимодействия. Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Рассказ учителя | Почему она началась? Прочитайте статью «Гражданская война» в учебнике (с. 132). Рассказывает о Гражданской войне | Внимательно слушают | интерес к изучению предмета | |||
IV. Вклю- чение | Фронтальный опрос. Игра «Узнай дату». | – Кто был последним русским царем? – Почему люди стали выступать против царя? – Что такое партия? – Кого называют большевиками? – Что принесла Первая мировая война людям? – Что произошло в феврале 1917 года? – К кому перешла власть? – Когда власть перешла в руки большевиков? – Между кем происходила Гражданская война? – Кто такие белые и красные? | Отвечают На доске стрелками указывают дату каждого исторического события. | Фронтальная, групповая, индивидуальная. | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний; осознанно Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; ориентируются | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Личностные: осуществляют самооценку; понимают причины успеха/неуспеха | ||||||
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Учебник, с. 127–133. Ответить на вопросы рубрики «Проверь себя». Выполнить задание 1 | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач |
Ресурсный материал
Тест
Подчеркни правильный вариант ответа.
1. Прозвище Александра II:
а) Царь-освободитель; б) Мудрый; в) Грозный.
2. Александр II подписал Манифест о крестьянской вольности:
а) в 1861 году; б) 1681 году; в) 1816 году.
3. В конце XIX века в городах появились:
а) церкви; б) банки; в) мечети.
4. Первая железная дорога соединяла:
а) Москву и Петербург; б) Петербург и Смоленск; в) Москву и Смоленск.
5. Первая железная дорога открылась:
а) в 1851 году; б) 1581 году; в) 1815 году.
6. В Москве на Лубянской площади открылся:
а) Политехнический завод;
б) Политехнический институт;
в) Политехнический музей.
Рассказ учителя о гражданской войне
Всякая война является бедствием для людей. В боях гибнут люди, на полях пропадает урожай. Армию надо одевать, кормить, снабжать боеприпасами – это требует больших расходов. Но самая страшная война – гражданская, когда воюют между собой граждане одной страны. Гражданская война расколола народ на белых (тех, кто хотел вернуть прежние порядки) и красных (они провозгласили своей целью создание новой России, государства, где не должно быть богатых). Война шла с переменным успехом. На помощь белым пришли иностранные государства. Они ввели на территорию свои войска – это называется интервенцией. Но этой помощи оказалось недостаточно. Жестокая, кровопролитная Гражданская война, оборвавшая многие жизни, закончилась победой Красной Армии
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век". 4 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Россия вступает в XX век" для 4 класса (Программа "Школа России"). Презентация знакомит учащихся с причинами и предпосылками революции 1917 года....
"Россия вступает в XX век"
Конспект урока окружающего мира.Презентация.Кроссворд "История Отечества"....
Презентация по теме "Россия вступает в XX век. Последний царь из рода Романовых"
Презентация по окружающему миру в 4 классе на тему "Россия вступает в XX век. Последний царь из рода Романовых"...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс «Россия вступает в XX»(УМК Школа России)
Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные:знать важные события XX века;знать и понимать целос...
Конспект урока по теме: ««Россия вступает в XX век»» (4 класс). УМК Школа России
Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные:знать важные события XX века;знать и понимать целос...
КОНСПЕКТ УРОКА по окружающему миру ТЕМА «РОССИЯ ВСТУПАЕТ В ХХ ВЕК» (УМК Школа России), 4 класс
Цели деятельности учителя: формирование представления учащихся о важнейших событиях в России в начале XX века.Планируемые результатыПредметные: Знать: понятия: «политическая партия», &laqu...
Технологическая карта окружающего мира "Россия вступает в 20 век", 4 класс, УМК "Школа России"
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАДата: 20.04.2022Школа: №3Класс: 4Урок: 4Время: 11:20-12:00 Кабинет: 4Студент: Илларионов Григорий ИльичГруппа: 43Учитель: Солдаткина Яна Александ...