ЭТАПЫ УРОКА Методы и приемы | Хрономет-раж |
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА
|
ФОРМИРУЕМЫЕ УУД |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
|
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
I. Этап самоопределения к деятельности Словесный метод: слово учителя. | 1 мин. | – Здравствуйте. - Садитесь, пожалуйста, за парты. - Ребята, умеете ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку те, кто уверен, что он справится со всеми заданиями, какими бы трудными они не были. А трудности можно преодолеть, если человек все делает с хорошим настроением, с уверенностью в своих силах и рядом с ним верные друзья. Прислушайтесь к себе и определите свое настроение. - Молодцы. | Готовят рабочее место. Настраиваются на работу. Слушать учителя и отвечать на вопросы.
| Р: умение организовать свое рабочее место. Л: самоопределение. К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация
Словесный метод: фронтальный опрос, диалог. Наглядный метод: презентация. | 3 мин. | - Ребята, сейчас мы вспомним, о чём же мы говорили на прошлых уроках окружающего мира. - Какое событие произошло в 1812 году?
- Почему это война называется Отечественной?
- Какой полководец командовал русскими войсками? - Французскими войсками? - Какое сражение считается главным в Отечественной войне 1812 года? - Где оно проходило? - Когда произошло это сражение? - Расскажите о Бородинском сражении и о его последствиях.
- Что происходило в России после войны?
- Какой манифест подписал Александр II? - Когда он подписал этот манифест? - Какие изменения начали происходить по конец XIX века?
- Отлично. Молодцы. | Отвечают на вопросы учителя.
- В 1812 году произошла Отечественная война. - В борьбе с захватчиками сплотились все представители русского народа: крестьяне, военные, помещики, дворяне, что и привело к тому, что война 1812 года стала называться отечественной. - Кутузов Михаил Илларионович.
- Наполеон Бонапарт. - Бородинское сражение – главное сражение в Отечественной войне. - У села Бородина в 110 км от Москвы - 26 августа 1812года - Битва была очень ожесточенной из-за больших потерь Кутузов приказал войскам отступить. - Начались восстания декабристов (за освобождение крестьян). - Манифест о крестьянской вольности. - Он подписал манифест в 1861 году. - Возникли крупные фабрики и заводы, изменился городской быт, появилось электрическое освещение, изменился городской транспорт, первая железная дорога. | Р: контроль и самоконтроль. П: умение структурировать знания, анализ ответа одноклассников. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, аргументация своего мнения и позиции, сотрудничество с учителем и сверстниками. |
III. Постановка учебной задачи
Словесный метод: слово учителя. Словесный метод: диалог. Практический метод: карточки, иллюстрации. Проблемное обучение: проблемная ситуация. | 4 мин. | - У вас на столах карточки с портретами наших императоров, их именами и годами правления. Ваша задача в парах соединить столбики. - Кому не понятно здание? - Отлично. Тогда приступайте к заданию. На выполнения вас 3 минуты.
|
Екатерина II Алексеевна (1762 – 1796) |
|
Николай II Александрович (1894 – 1917) |
|
Пётр I Алексеевич (1721 – 1725) |
- Сейчас сверим. Какая пара выйдет и покажет на слайде императора и годы его правления? - Отлично. Молодцы, все свертись с доской. - Скажите, пожалуйста, а всех ли мы императоров знаем? - Верно. Кто определит век, в котором правил Николай II? - Отлично. Кто догадался, какая тема нашего урока? - Какие цели мы можем поставить?
- Замечательно. | Слушают учителя и выполняют задание.
|
Пётр I Алексеевич (1721 – 1725) |
|
Екатерина II Алексеевна (1762 – 1796) |
|
Николай II Александрович (1894 – 1917) |
Сравнивают свои ответы с правильным.
- Нет, мы еще изучили не всех императоров. Мы не знаем пока Николая II. - Николай II стоял у престола в XX веке.
- Тема нашего урока: «Россия вступает в XX век». - Мы можем поставить цели: узнать особенности жизни в XX веке. Узнаем о последнем российском императоре, о вступлении России в XX век.
| П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Р: целеполагание. К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
IV. Открытие детьми нового знания Словесный метод: фронтальный опрос. Наглядный метод: презентация. | 10 мин. | - Давайте откроем учебники на странице 127 и начнем читать. Каждый читает самостоятельно и готовится отвечать на вопросы. - В каком году Николай Второй вступил на престол? - Чем были недовольны жители России во время правления Николая Второго.
- Как возникла партия большевиков?
- Кто был лидером партии большевиков?
- К чему призывала партия большевиков?
- В каком году произошла революция?
- Верно. Возможно, кто-то слышал про это и знает? - В феврале 1917 года в России произошла революция. Власть перешла к Временному правительству. Николай II отрёкся от престола и решил уехать в Англию к родственникам: многие цари, короли и императоры Европы состояли в родстве друг с другом. Временное правительство не разрешило царю с семьёй выехать за границу и распорядилось отправить их в Тобольск. В октябре 1917 года в России произошла другая революция. К власти пришли большевики, и участь Романовых была решена. До сих пор мы не знаем, как всё произошло на самом деле. Но точно известно, что царскую семью перевезли из Тобольска в Екатеринбург. В ночь на 17 июля 1918 года бывший император и его семья были тайно расстреляны. - Продолжаем читать дальше. Теперь читает один, остальные внимательно слушают и в любой момент, я могу остановить и сказать читать любому из вас. - Война началась из-за того, что столкнулись интересы Великобритании и Германии. Германии нужны были земли, где она могла бы добывать сырьё для своих заводов и фабрик. Весь мир в те времена уже был поделён между крупнейшими державами, поэтому Германия решила применить силу. Заложив в 1703 году новый город, которому впоследствии суждено было стать столицей Российской Империи, Пётр I назвал его Санкт-Петербургом. В переводе с немецкого – город святого Петра. Это название город носил до 1914 года. - Какие важные события произошли в начале XX столетия? - Почему он был вынужден это сделать? - Какая война началась в 1914 году? - Молодцы. |
- Николай II вступил на престол в 1894 году.
- Им казалось несправедливым , что на вершине власти находится один человек и от его воли зависит решение важнейших государственных вопросов. - Одна партия раскололась на две части и большая из групп стала партией большевиков. - Лидером большевиков был Владимир Ильич Ульянов (Ленин). - Она призывала к решительным действиям – революции. - В феврале 1917 года в России произошла революция. Варианты ответов детей.
Читают учебник со страницы 129 по 131.
- Николай II отрёкся от трона.
Предположения детей - В 1914 году началась первая мировая война. | К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; умение слушать и вступать в диалог. Логич.: анализ объектов с целью выделения признаков. П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
V. Первичное закрепление
Словесный метод: диалог. Наглядный метод: презентация. | 3 мин. | - Сейчас выполним интересное задание. У вас на столе карточке. Ваша задача в парах соединить название города Санкт-Петербург с датой. 1703 – 1914 гг. | Санкт – Петербург | 1914 – 1924 гг. | Санкт – Петербург | 1924 – 1991 гг. | Петроград | С 1991 года | Ленинград |
- Сейчас мы с вами проверим. Какая пара хочет прочитать, как у них получилось?
- Отлично. Основными противниками в этой войне были Россия и Германия. Нашлись люди, которые потребовали заменить немецкое название города русским и город стал Петроградом. - После Октябрьской революции многие города стали менять свои названия. Им давали имена руководителей Коммунистической партии. Вятка стала Кировом, Царицын – Сталинградом. Нижний Новгород в честь великого русского писателя переименовали в Горький. - Петроград сохранил свое название до 1924 г., когда умер В.И. Ленин – руководитель Коммунистической партии и Советского государства. В память о нём город переименовали в Ленинград. В 1991 году было возвращено его первое имя – Санкт Петербург. - Сейчас мы с вами немного разомнемся. Все встаем. Вот мы на зарядке – (Хлопки в ладоши) Раз, два, три! (Прыжки на месте.) Утром на площадке – (Хлопки в ладоши) Раз, два, три! (Ходьба на месте) Все вокруг стараются, (Хлопки в ладоши) Спортом занимаются! (Прыжки на месте) - Молодцы. Садитесь, пожалуйста. | Слушают учителя. Выполняют задание.
- С 1703 г. до 1914 г. – Санкт – Петербург. - С 1914 г. до 1924 г. – Петроград. - С 1924 г. до 1991 г. – Ленинград. - С 1991 г. – Санкт – Петербург. Слушают учителя.
Учувствуют в физкультминутке. | П: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, сравнение, наблюдение, обобщение. К: умение вступать в учебный диалог, аргументация своего мнения.
|
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Практический метод: выполнение работы в парах. | 10 мин. | - Сейчас вы сможете почувствовать себя участниками тех событий. Кто как не журналист всегда находится в курсе всех событий? - Сейчас мы с вами поделимся на группы и почувствуем себя в роли журналистов. - Сейчас по представителю от команды подходите за темами: 1 – редакция газеты «Вести» расскажет нам о Первой мировой войне. 2- газета «Искра» ее издавала партия большевиков, поделиться событиями революции 1917 г. 3 - журналисты газеты «Правда» поделятся с читателями информацией о Гражданской войне. 4 – у нас будет группа ребят, которые взглянут на эти события глазами людей 21 века. - Отлично. У вас будут небольшие памятки, чтобы посмотреть нужную информацию. - Но для начала давайте вспомним правила работы в группах и приступим к работе.
- Давайте обсудим результаты нашей работы. Каждая из групп должна представить свою газету, рассказав нам о событиях того времени. Все остальные должны оценить работу выступающих. - На выполнения газеты у вас 10 минут. Схематично изобразите главную информацию. - Удачи. | Выполняют задание учителя.
Выбирают лидера и тему газеты.
- Правила работы в группе:
Делают стенгазету.
| П: структурирование знаний. Р: умение контролировать и оценивать учебные действия. К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение. |
VII. Включение в систему знаний, повторение
Словесный метод: беседа. | 6 мин. | - Отлично. Сейчас каждая группа представляет свою газету. На выступление у вас по 2 минуты. - Молодцы. - У вас получились очень яркие и красочные газеты. Ну а сейчас подведем небольшой итог и поучаствуем в викторине. Отвечаем по поднятой руке, только такие ответы будут засчитываться. По итогам викторины получат отметки те, кто хорошо работал. 1. Что отмечалось в феврале 1913 года?
2. Когда последний царь отрёкся от престола?
3. А кто был последним русским государем?
4. Почему люди стали выступать против царя? 5. Что такое партия? 6. Когда началась Первая мировая война? 7. Почему она называется мировой? 8. Почему в 1915 г. Россия начала терпеть военные неудачи?
9. Почему в стране стали происходить беспорядки? 10. Что происходило в стране в феврале 1917 г.?
11. Когда власть перешла в руки большевиков? - Молодцы. - Двадцатое столетие стало для России временем тяжких испытаний и жестоких потрясений: войны, череда революций, неисчислимые жертвы. На руинах прежней империи выросла новая страна – Советский Союз, которому история отмерила всего семь десятилетий. | Выступают со своими газетами.
- 300 лет со дня избрания Романовых на престол. - В 1917 году последний царь отрёкся от престола. - Последним русским государем был Николай II. - Им казалось несправедливым, что на вершине власти находится один человек - Партия – это группа единомышленников. - Первая мировая война началась в 1914 году. - В неё были вовлечены многие государства. - Русская армия оказалась без снарядов, винтовок, сапог. Деревня осталась без работников. Зимой не хватало топлива. - Люди во всех бедах винили министров, генералов и самого царя - Перебои с продажей хлеба, рабочие вышли на улицы, на сторону народа перешли войска. Император был вынужден отречься от престола. - 25 октября 1917 года.
| К: умение строить речевое высказывание и аргументировать своё мнение, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. П: структурирование знаний. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный метод: беседа. | 3 мин. | - Ребят, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Какая тема у нас была?
- Какие цели мы ставили?
- Реализовали ли мы эти цели? - Кто сегодня работал наиболее активно? - На слайде вы видите фразы, вы можете выбрать любую из них и дополнить её. Что сегодня получилось… В чем были затруднения… О чём можешь рассказать дома родителям… - Отлично. Сейчас запишите домашнее задание: прочитать учебник со страницы 129 по 132. Устно ответь на все вопросы на страницы 132. - Молодцы. Спасибо за хорошую работу. | Ответы детей.
- Тема нашего урока: «Россия вступает в XX век». - Мы можем поставить цели: узнать особенности жизни в XX веке. Узнаем о последнем российском императоре, о вступлении России в XX век. - Все поставленные цели мы реализовали.
Что сегодня получилось… В чем были затруднения… О чём можешь рассказать дома родителям… Записывают домашнее задание. | Р: оценка; умение контролировать и оценивать учебные действия. П: рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности. К: умение слушать и вступать в диалог. |