Путешествие по материкам
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

формировать представление детей о понятиях «материк» и «части света»; научить узнавать и показывать на карте все материки; рассказать об особенностях каждого из них;

-  развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом; развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению энциклопедической литературы;

-  прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Путешествие по материкам

Цель: 

- образовательная:  формировать  представление детей  о понятиях  «материк» и «части света»; научить узнавать и показывать на карте все материки; рассказать об особенностях каждого из них;

- развивающая: развивать умение работать с картой полушарий, глобусом, учебным текстом; развивать познавательный интерес, кругозор, интерес к чтению энциклопедической литературы;

- воспитательная: прививать уважительное отношение друг к другу, к народам, живущим на Земле.

Оборудование: предметные картинки, карта путешествия, глобус.

Хронометраж

  1. Организация начала урока
  2. Актуализация опорных знаний
  1. Минутка синоптиков
  2. Беседа
  1. Сообщение темы и целей урока
  2. Восприятие и осознание учениками нового материала
  1. Евразия
  2. Африка
  3. Австралия

Физкультминутка

  1. Северная Америка
  2. Южная Америка
  3. Антарктида
  1. Обобщение и систематизация знаний
  1. Викторина «Путешествие по материкам»
  1. Подведение итогов
  2. Сообщение домашнего задания

Ход урока

  1. Организация начала урока

Здравствуйте, дети! Садитесь! Меня зовут Марина Анатольевна,  сегодня урок окружающего мира мы проведем вместе!

  1. Актуализация опорных знаний
  1. Минутка синоптиков

Но для начала проведем минутку синоптиков.

- Какое сейчас время года?   - Какой месяц?    - Какое число?

- Какое состояние неба?  (ясно, облачно, пасмурно)

- Есть ли осадки?

- Какие изменения произошли в жизни растений и животных? ( растения позеленели, цветут;  животные вышли из спячек, прилетают птицы)

- Какие изменения произошли в жизни человека? (Стали одеваться менее тепло, люди сельское местности готовят огороды к посадке)

  2.2 Беседа

   На прошлом уроке вы изучали тему «Путешествие по планете»

- Скажите, с помощью чего можно путешествовать по планете? ( С помощью карты мира)

-  Что такое океан? ( Огромное водное пространство)

- Сколько океанов есть на планете  Земля? Назовите их.  (Тихий, Атлантический, Северно-Ледовитый, Индийский)

- Что такое материк? ( Участок суши, со всех сторон окруженный водой)

- Сколько  материков на планете Земля? Назовите их. (6 материков: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Антарктида, Австралия)

 Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть и суша и вода. Земля имеет форму шара. Более тёмные участки – это вода, а светлые – суша. (Показ глобуса)

На синем фоне океанов яркими пятнами выступают огромные участки земной суши – материки.

      3. Сообщение темы и целей урока

      Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел «Путешествия» и совершим большое и интересное кругосветное путешествие по материкам.

- Как понимаете слово «кругосветное»? (Вокруг планеты Земля)

Ребята, для путешествия нам понадобится карта, так как с глобусом путешествовать не так удобно (он дает общее представление о планете, но не показывает ее детали).

  - Что такое карта? (Карта — это уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков.)  (Вывешиваю карту на доску).

Карта есть, тогда начнем наше путешествие по материкам.

4.Восприятие и осознание учениками нового материала

   4.1 Евразия

    Ребята, мы отправляемся на первый материк, а чтобы узнать, как он называется, давайте отгадаем загадку.

Здесь горы-великаны –

Тибет, Алтай, Памир,

Карпаты и Балканы.

Их знает целый мир.

Здесь реки – Обь и Ангара,

Дон, Волга, Лена и Кура.

Лесов многообразие

В родной для нас ...

(Евразии.)

Правильно! Первый материк – это Евразия. 

Ребята, на все материки невозможно добраться на одном и том же транспортном средстве, поэтому для каждого материка у нас оно будет разное.  В Евразию мы поедем на автомобили!

4.1.1 Рассказ о Евразии

 Евразия – это самый большой материк. Он так велик, что его делят на две части света – Европу и Азию. Омывается четырьмя океанами: на юге - Индийским, на севере  - Северным Ледовитым, на западе  - Атлантическим, на востоке - Тихим. Здесь самые высокие горы на Земле – Гималаи и величайшая вершина – Эверест (8848м).  Евразия богата реками и озерами. Самое глубокое озеро – Байкал. Каспийское море — крупнейшее озеро мира.  

Мир растений и животных разнообразен. Самым редким животным является большая панда. Длина тела около полутора метров. Мех густой и очень красиво окрашен. Большую панду часто называют бамбуковым медведем. Она питается тонкими ростками бамбука и является близким родственником медведя. Евразия наш дом, мы здесь живем!

             Прочитайте в своих учебниках на с. 118 о Евразии.

4.2. Африка

А мы отправляемся на другой материк, на какой, узнаете, отгадав загадку.

Там снуют акулы, прыгают гориллы.

Страшные «большие злые крокодилы

Будут вас кусать, бить и обижать».

Помните то место, где нельзя гулять?

(Африка)

В Африку мы полетим на самолете.

     Африка – это второй по величине материк после Евразии, самый жаркий материк. Круглый год там жарко, никогда не бывает морозов, и местные жители никогда не видели снега.

Самая крупная река Африки – Нил. Здесь встречаются огромное количество пустынь, где нет ни кустика зелени. И самая большая пустыня Африки и всего мира – Сахара.

      В вечнозелёных тропических лесах водятся гориллы и шимпанзе, а в водах реки Нил – крупные крокодилы.

- Какие еще животные обитают в Африке? ( Зебры, жирафы, слоны, лев, гепард, гиена и др.)

Отличительная особенность Африки - египетские пирамиды. Они представляют собой огромные каменные сооружения, которые использовались в качестве гробниц для фараонов Древнего Египта.

4.3. Австралия

У нас мало времени, отправляемся на следующий материк.

Лишь в стране большой, зелёной

Кенгуру живёт смышлёный.

Он своих детей не бросит,

Он с собой их в сумке носит.

(Австралия.)

В Австралию мы поплывем на корабле.

      Австралия – самый маленький материк земли. Название Австралия – означает «Южная земля». На нём размещается только одно государство – Австралия. Это же и самый сухой материк: на большей части его территории выпадает мало осадков. Поэтому на материке нот крупных рек, климат сухой, поэтому растительность на её большей части скудная.

      Однако некоторые растения встречаются лишь в Австралии. Это гигантский эвкалипт, бутылочное дерево и др.

Удивительный животный мир Австралии. Это царство сумчатых животных они носят детенышей в сумках на животе: коала, кенгуру. Только здесь встречаются утконос и ехидна.

Физкультминута

Мы устали, засиделись,  (Одна рука вверх, другая вниз)

Нам размяться захотелось. (Рывками менять руки)

То на стену посмотрели,

То в окошко поглядели.

Вправо, влево поворот,  (Повороты корпусом)

А потом наоборот.

Приседанья начинаем,  (Приседания)

Ноги до конца сгибаем.

Вверх и вниз, вверх и вниз,

Приседать не торопись!

И в последний раз присели,

А теперь на место сели.    (Дети садятся)

4.4. Северная Америка

Отправляемся скорее на следующий материк.

На шаре воздушном в компании дружной

Мы долго летели к Америке Южной,

Но ветер сменил направленье и, вмиг,

Отнес нас совсем на другой материк.  На какой?

                                               (Северная Америка)

Я уже сказала, на чем мы полетим в Северную Америку? (На воздушном шаре)

Северная Америка – материк, большую часть которого занимают две страны – Соединённые Штаты Америки (США) и Канада. На материке очень много достопримечательностей – как природных, так и созданных человеком:

Одни из самых удивительных деревьев нашей планеты — секвойи. Эти величественные гиганты тысячелетиями растут ввысь и вширь. Их высота может достигать более 110 метров

          Здесь мы можем увидеть самые высокие в мире дома – небоскрёбы, портреты американских президентов, вырубленных в скалах и Диснейленд — парк развлечений.

   Посмотрите на с. 120 изображения.

- Что изображено на 2 рисунке? (Небоскребы)

- Под ним рисунок? (Портреты Американских президентов из камня)

4.5. Южная Америка

      - Ребята, а какой материк находится южнее от Северной Америки? (Южная Америка)   

    В Южную Америку мы  полетим на вертолете.

Южная Америка – это самый мокрый материк, потому что самый дождливый. Здесь протекает много рек. Среди них река Амазонка – самая длинная и полноводная река мира. В водах Амазонки обитают хищные рыбы – пираньи. Коренные жители материка раньше использовали челюсти этих рыб, как ножницы.

Так же здесь находятся самые длинные горы Анды.

В тропических лесах обитает много ярких птиц – какаду, и почти все жители говорят на испанском языке.

Посмотрите на с. 121 – какаду.

4.6 Антарктида

    И наконец, отгадаем, как же называется последний материк.

Мы найдём на глобусе

Два различных полюса!

А у Южного найдём

Материк, покрытый льдом!

                       (Антарктида.)

На Антарктиду мы доберемся на ледоколе. Как вы думаете, почему? (Там много льда)

Антарктида – это континент, который находится на самом юге Земли. Самый холодный материк. Средняя температура зимних месяцев от -60 до -70 градусов, летних от -30 до -50.

Антарктида – это и самый высокий материк. Его покрывает слой льда толщиной более 2 км. Там дуют самые сильные ветры на земле. Суровый климат Антарктиды препятствует её заселению. Материк не принадлежит ни одному государству. Здесь разрешена только научная деятельность и на её территории расположены научные станции, на которых, в зависимости от сезона, живёт от 4000 человек.

Распространённые обитатели Антарктиды – это пингвины, морские львы, тюлени.

5. Обобщение и систематизация знаний

    5.1 Викторина «Путешествие по материкам»

Ребята, мы побывали с вами на всех материках. Пришло время возвращаться обратно домой. На какой материк мы вернемся? (В Евразию)

И проведем викторину, чтобы узнать, как вы усвоили материал.

Для этого я разделю вас на 3 команды, по рядам. Каждому ряду свой вопрос. Если вы неправильно ответили, или не дали ответ, то ход переходит к другой команде.

За каждый правильный ответ вы набираете 1 балл.  

  • На каком материке протекает самая длинная река в мире и как она называется? (Южная Америка, Амазонка)
  • На каком материке  расположена величайшая вершина мира и как она называется? (Евразия, Эверест)
  • На каком материке летом температура от -30 до -50 градусов? (Антарктида)
  • На каком материке находятся самые длинные гор и как они называются? (Южная Америка, Анды)
  • На каком материке находятся самые высокие горы и как они называются? (Евразия, Гималаи)
  • Какой материк самый маленький? (Австралия)
  • На каком материке расположено самое глубокое озеро  и как оно называется? (Евразия, Байкал)
  • Какой материк называют самым холодным? (Антарктида)
  • Какой материк состоит из двух частей света и как они называются? (Евразия, Европа и Азия)
  • На каком материке растет это удивительное дерево  как оно называется? (Северная Америка, секвойя)
  • На каком материке есть египетские пирамиды? (Африка)
  • На каком из материков обитают пингвины? (Антарктида)
  • На каком материке есть вот эти рыбы и как они называются? (Южная Америка, пираньи)
  • Как называются эти горы и на каком материке они находятся? (Гималаи, Евразия)
  • На каком материке больше всего пустынь? (Африка)

(Выбор команды, у которой больше всего баллов)

6. Подведение итогов

- Ребята, наше путешествие подошло к концу.

-  По чем мы путешествовали сегодня? ( По материкам)

- Сколько всего материков есть на планете Земля? (6).  Перечислите их.

- На каком из материков находится наша страна? (В Евразии)

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что больше всего запомнилось и понравилось?

7. Сообщение домашнего задания

       Дома вам необходимо прочитать еще раз про материки в учебнике на с. 118-123. По желанию подготовить небольшое сообщение (5-6 предложений) про любой понравившейся материк.

Наш урок окончен! До свидания!  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по окружающему миру 2 класс "Путешествие по материкам"

Данная работа направлена на выявление знаний обучающихся о материках, их месторасположениях, особенностях....

Путешествие по материкам

Повысить мотивацию учащихся при изучении темы «Путешествие по планете»;Усилить эффективность восприятия материала за счет реализации принципа наглядности и увеличение степени самостоятельности р...

Описание проекта по окружающему миру "Путешествие по материкам"

Информационный проект по окружающему миру "Путешествие по материкам" повысит познавательную активность и расширит кругозор младших школьников. Возраст учащихся 9-10 лет....

"Путешествие по материкам"

Презентация по окружающему миру по теме "Путешествие по материкам" 2 класс, УМК "Школа России"...

«Путешествие по материку Евразия».Урок окружающего мира 4 класс.

Цель: Создание условий для самостоятельного усвоения учащимися  особенностей материка, которые делают его неповторимым, отличным от всех других материков.Задачи:Образовательная: изучит...

Презентация к уроку Окружающий мир 4 класс "Путешествие по материку Евразия".

Я призываю вас сегодня попробовать доказать, что материк, на котором мы живем – удивительный и неповторимый и  принять участие в проекте «Материк Евразия – самый, самый, самый».  У нас...