Конспект урока по окружающему миру. 3 класс. Урок "Свойства воды". "Школа России".
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в помощь учителю начальных классов. Урок "Свойства воды". 3 класс. "Школа России". Коспект содержит цель, задачи, УУД, ход урока.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок "Свойства воды". 3 класс. "Школа России". | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: 3 класс, окружающий мир (программа «Школа России»).
Тема: Вода. Свойства воды.
Цель: определить свойства воды и их значение для растений, животных, человека.
Задачи:
образовательные: экспериментальным путем выявить свойства воды;
развивающие: развивать навыки практической деятельности, наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности;
воспитательные: способствовать воспитанию любви к природе, необходимости бережного отношения к воде.
Универсальные учебные действия (УУД):
Познавательные:
– рассматривание объекта в соответствии с намеченным планом наблюдения;
– анализ и оценка получаемой информации;
– сравнение результатов наблюдения, полученных разными участниками учебного процесса;
– обобщение результатов наблюдения.
Регулятивные:
– «удержание» цели наблюдения от ее постановки до получения результата деятельности;
– соотнесение пошагового алгоритма действий с имеющимся планом наблюдения;
– оценка получаемого результата (соотношение цели и результата).
Коммуникативные:
– участие в учебном диалоге по ходу наблюдения (сомнения–рассуждения);
– участие в учебном диалоге по анализу результатов наблюдения (вопрос–ответ–рассуждение);
– оформление результатов наблюдения в схеме, рисунке, таблице, аналитическом тексте.
Личностные:
– осознание значения наблюдения для расширения и углубления знаний;
– оценка собственного знания–незнания.
Время урока: 45 минут.
Форма проведения: урок-практикум.
Основной метод обучения: практическая деятельность с целью установления существенных свойств воды.
Основной структурный элемент: опыт и анализ его результатов.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Повторение пройденного материала.
Мини-тест. У учащихся карточки-тесты. Учащиеся отмечают верные ответы:
1. При нагревании воздух сжимается.
2. Воздух не имеет цвета.
3. Воздух хорошо проводит тепло.
4. При охлаждении воздух сжимается.
5. Воздух – голубого цвета.
6. При нагревании воздух сжимается.
7. Воздух прозрачен.
8. При охлаждении воздух расширяется.
9. Воздух хорошо проводит тепло.
10. Воздух не имеет запаха.
3. Сообщение темы и задач урока.
- Отгадайте загадки. О каком веществе в них говорится?
- Серебристая Морковка
Прицепилась к крыше ловко.
Уцепилась за карниз
И растёт зимою вниз. (Сосулька)
- С неба падают крупинки,
Это маленькие льдинки.
Им вообще никто не рад,
Потому что это .... (Град)
- Зимой греет,
Весной тлеет,
Летом умирает,
Осенью оживает. (Снег)
- Сквозь густую пелену
Ничего я не пойму.
Дом, деревья, водоем
Серый гость накрыл плащом. (Туман)
- Какое вещество «спряталось» в загадках? (Вода). Сегодня мы будем говорить о воде и проведем практическую работу, чтобы лучше узнать свойства воды.
4. Групповая работа под руководством учителя.
- Проведём опыты с водой. Для чего, как вы думаете? (чтобы определить свойства воды).
- Группам раздаются таблички для заполнения результатов опытов:
№ п/п | Вопрос | Предполагаемые ответы | Ответы после опыта |
1 | Какова прозрачность воды? | ||
2 | Имеет ли вода цвет? | ||
3 | Имеет ли вода запах? | ||
4 | Что произойдет с солью, если ее бросить в воду? | ||
5 | Можно ли очистить мутную воду? | ||
6 | Что произойдет с водой при нагревании? | ||
7 | Что произойдет с водой при охлаждении? |
Опыт 1. Прозрачность воды.
- Ответьте на первый вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.
- Подумайте, как можно проверить прозрачность воды? Какой можно поставить опыт?
(В стакан с водой опустить предмет. Поставить за стакан с водой этот предмет. Стакан с водой поставить на рисунок.)
- Опустите в стакан с водой карандаш. Виден ли он? О каком свойстве воды это говорит?
- К какому выводу вы пришли?
Вывод: вода прозрачна. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.
- Когда люди используют это свойство воды? (Когда рассматривают камешки на дне реки, рыбок в аквариуме и т.д.).
Опыт 2. Какого цвета вода?
- Ответьте на второй вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.
- Подумайте, как определить цвет воды? Какой можно поставить опыт? (с помощью полосок цветной бумаги).
- Ознакомьтесь с опытом в учебнике. Приложите полоски цветной бумаги к стакану с водой.
- Сделайте вывод.
Вывод: цвет воды не совпадает с цветом полосок. Вода бесцветна. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.
- Когда мы используем это свойство? (Когда готовим пищу, пьём чай и т.д.).
Опыт 3. Какой у воды запах?
- Ответьте на третий вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.
- Подумайте, как определить запах воды? Какой можно поставить опыт? (понюхать воду).
- У вас стоят два стакана с жидкостями разного цвета (чистая вода и сок). (Правила вдыхания запаха: ладонью создать движение струи воздуха от пробирки к носу, вдохнуть воздух, почувствовать запах). Понюхайте сначала жидкость в одном стакане, а потом в другом.
- Сделайте вывод.
Вывод: вода не имеет запаха. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда отличает одну жидкость от другой).
Опыт 4. Вода-растворитель.
- Ответьте на четвертый вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.
- Подумайте, как определить, растворяет вода вещества или нет? Какой можно поставить опыт? (бросить соль в воду).
- Ознакомьтесь с опытом в учебнике. Перед вами два стакана с водой. В один стакан насыпьте соль, а в другой измельченный мел. Помешайте.
- Сделайте вывод.
Вывод: вода растворяет многие вещества: соль растворяет, а мел не растворяет. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).
Опыт 5. Вода фильтрует грязь.
- Ответьте на пятый вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.
- Ознакомьтесь с опытом в учебнике. Этот опыт я покажу сама. Из специальной бумаги я заранее сделала фильтр и теперь через него пропущу грязную воду. Что увидели? (В стакан капает чистая вода).
- Сделайте вывод.
Вывод: вода фильтрует грязь, отделяя чистые вещества от грязных. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда попадает в поход).
Опыт 6. При нагревании вода расширяется.
- Ответьте на шестой вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.
- Ознакомьтесь с опытом в учебнике и рассмотрите иллюстрацию к этому опыту.
- Сделайте вывод.
Вывод: вода при нагревании расширяется. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда готовит пищу, т.д.).
Опыт 7. При охлаждении вода сжимается.
- Ответьте на седьмой вопрос таблицы и запишите предполагаемый ответ.
- Ознакомьтесь с опытом в учебнике и рассмотрите иллюстрацию к этому опыту.
- Сделайте вывод.
Вывод: вода при охлаждении сжимается. Ответ запишите в таблицу. Сравните ответы до опыта и после.
- Когда человек использует это свойство воды? (Когда наступает зима, жизнь животных в зимних водоемах).
5. Проверка работы в группах.
- Учащиеся каждой группы рассказывают об изученных свойствах воды по плану, который записан на доске:
1. Свойство воды.
2. Как определить его.
3. Как человек использует его.
6. Закрепление знаний.
- Я буду показывать отдельные предметы опытов, а вы будете называть опыт, и какое свойство он доказал.
7. Самоконтроль самооценка.
- Проверьте себя, как вы запомнили основные свойства воды в тетради. (Дети отвечают на вопросы опытов). Поставьте себе оценку за урок.
8. Итог (рефлексия).
- Перед каждым из вас 2 карточки: синяя и красная. Поднимите красную карточку, если у вас возникли трудности в течение урока, и синюю - если трудностей не было.
- Какие трудности у вас возникли? Почему?
- Что бы ещё вам хотелось узнать о воде?
9. Домашнее задание.
- Выполните с родителями задание в тетради (растворить вещества в воде и результаты записать в таблицу).
- В дополнительной литературе найдите применение знаний о свойствах воды в окружающем мире.
Самоанализ.
- Учащиеся с удовольствием работали коллективно; активно обсуждали план работы и алгоритм действий; в течение урока сами предлагали несколько опытов по определению свойств воды; делали самостоятельные выводы.
- Оборудование для опытов были заготовлены заранее.
- При обсуждении использования свойств воды человеком дети опирались на свой жизненный опыт.
- Урок опирался на методы самонаблюдения и взаимонаблюдения.
- На уроке общение с учащимися опиралось на беседу, обмен мнениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру "Государственный бюджет"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру "Семейный бюджет"(УМК "Школа России", 3 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру "Разнообразие животных". УМК Школа России 3 класс.
Урок освоения нового материала по ФГОС....
Конспект урока по окружающему миру "Водные богатства" (УМК "Школа России", 2 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о водных богатствах.Планируемые результаты:Предметные:Знать:разнообразие водоёмов;части реки;Уметь:различать по происхождению искусственные и естественны...
Конспект урока по окружающему миру "Музей путешествий" (УМК Школа России, 3 класс)
Конспект урока по окружающему мируТема: «Музей путешествий» Цель деятельности учителя: формирование представления учащихся о достопримечательностях и культуре городов мира; формирован...
Конспект урока по окружающему миру " Почему идёт дождь " (Школа России 1 класс)
Конспект урока по окружающему миру...
Конспект урока по окружающему миру "На севере Европы" (Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: создание ситуации для знакомства с северными европейскими странами. Планируемые результаты: Предметные: - знать названия стран Скандинавии, их столицы и особенности. - уметь...