Статья "Экологическое воспитание у младших школьников".
статья по окружающему миру (3 класс)
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания в младшем школьном возрасте, работа в классе, участие детей, воспитание отвественности в экологическом направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экологическое воспитание у младших школьников. | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Чичулина С.А.
Учитель начальных классов
МБОУ СОШ №88 с УИОП
г.Воронеж
Экологическое воспитание у младших школьников.
Тема экологии беспокоит человечество уже не одно десятилетие. Особенно остро стоит вопрос о сохранении жизни на Земле для будущих поколений в настоящее время.
Мы обычно радуемся новым достижениями науки, гордимся победами человека над природой. Но многие из этих достижений уже обернулись бедой.
О последствиях неразумного и варварского использования ресурсов многие люди не задумываются или не осознают в полной мере значение. Продолжается вырубка лесных массивов, добыча из недр земли полезных ископаемых и т.д. В атмосферу, в водные бассейны, в подземные воды нашей не такой уж большой планеты миллионами тонн выбрасываются различные отходы, ядохимикаты, радиоактивные вещества. Сейчас в результате человеческой жизнедеятельности в окружающей среде накопилось несколько десятков тысяч различных химических соединений, не свойственных и чужеродных природе. Их трудно учитывать и контролировать, до конца не изучено и непонятно их воздействие на природу и человека. Многие вредные соединения накапливаются в окружающей среде и в организме человека и действуют медленно.
Появились новые виды заболеваний и отравлений. В специальных исследованиях убедительно показано, что загрязнение воздуха является причиной острых и хронических респираторных заболеваний у детей и взрослых.
Одним из наиболее серьезных нарушений окружающей среды является изменение газового баланса нашей планеты. Это возникает, потому что возросло потребление и сгорание кислорода в результате развития промышленного производства и транспорта. С другой стороны, человечество одновременно производит несравненно больше углекислого газа, чем его могут ассимилировать растения. В какой-то степени зеленые растения и водоросли, которые поглощают углекислый газ и выделяют кислород, восстанавливают газовый баланс. Все это очень беспокоит как обычное сообщество, так и научное. И, несмотря на то, что на международных конференциях, круглых столах и прочих встречах поднимаются и обсуждаются накопившиеся вопросы учеными, врачами, экологами, загрязнения продолжаются и экологическое бедствие замечено во многих уголках нашей планеты. Почему так ведут себя люди? Неужели в погоне за большими деньгами совсем не думают о завтрашнем дне? Что оставим в наследство будущему поколению?
Природа тоже не дремлет и давно «мстит» за такое варварское отношение к себе, показывая нам, что мы гости на этой земле.
Возникает еще одни вопрос, что можно изменить, как воспитывать в экологическом и человеческом плане детей?
Я хочу поделиться своей работой с ребятами младшего школьного возраста. Прежде всего это регулярные беседы, различного рода выступления ребят с подготовленными докладами, сообщениями о природе, об экологии, о культуре экологического характера. Очень часто дети с удовольствием подбирают материал интересный, доступный по возрасту о проблемах и их разрешении. Так пример из доклада совместной моей работы и ученицы, как люди находят пути, чтобы улучшить ситуацию и борются за свою полноценную жизнь.
«В Москве около дести лет назад построили табачную фабрику, чистенькие аккуратные здания, вокруг елочки посажены. Но периодически из труб этого предприятия долгое время в воздух выбрасывались какие-то кислые, тошнотворные испарения, заполняющие округу спального района. Народ, общественность, газеты долго и упорно «поднимали вопрос, требовали». И добились, производство не свернули, но видно поставили эффективные очистные фильтры и запах исчез».
А это небольшой отрывок из темы озеленения, изменение газового баланса.
«В Амазонии дети и взрослые участвуют в проекте, смешивают найденные семена, под названием «Мувука», разбрасывают около 20 тонн семян, чтобы выращивать новые джунгли, участники за 6 лет восстановили площадь лесов размером с 30000 футбольных полей.
В пустыне Сахара в Африке был создан один удивительный проект. Высадка деревьев, устойчивых к засухе типа Акаций. Деревья препятствуют выдуванию верхнего слоя почвы, а их корни разрастаются под землей, образуя сеть каналов, в которых сохраняется вода после дождей. Уже посажено 12 миллионов деревьев и результаты поражают. Колодцы полны водой и урожаи зеленеют. Разрастаясь они вытягивают углекислый газ из воздуха. Растения поглощают углерод, чтобы вырасти. Высадка деревьев и спасение диких животных – это отличное решение для суши».
Из таких сообщений дети узнают как можно бороться с экологической катастрофой, что можно предпринимать посильные действия для изменения ситуации. Такие примеры вдохновляют на свои маленькие, но важные дела в этой сфере.
Также мы всем классом собираем крышки от бутылок, соков и т.д , батарейки, макулатуру. Сдаем материалы в пункты приема и сбора подобных отходов. На постоянной основе работаем бок о бок с благотворительными организациями по сбору такого материала для переработки.
Чтобы вовлечь других ребят, участвуем в региональных конференциях, проводим декады по экологическим направлениям. Так, в октябре 2021 года дети выступали с докладами и сообщениями в декаде, приуроченной к Международному дню животных и Всемирному дню охраны мест обитаний, демонстрировали подготовленные презентации. Такие встречи необходимы, дети после прослушивания и просмотра обсуждают и даже дискутируют. У них пробуждается интерес к темам по экологии. Дети предлагают свое участие в различных Акциях. Так, например, ежегодно проводим Акцию «Спаси зимой птиц». Вместе с родителями делаем скворечники, вешаем на территории школы и за ее пределами, регулярно подсыпаем корм для птиц. И, конечно, стараемся делать посильный вклад к бережному отношению к природным ресурсам, экономно пользуемся водой, электроэнергией.
Безусловно, работы с ребятами в этом направлении много. Каждый из нас несет ответственность за все происходящее на Земле. И детям я говорю о том, что всегда надо начинать с себя. Просто не мусорить, не рвать для забавы растения, беречь окружающую нас красоту.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О воспитании у младших школьников интерес к чтению
Родительское собрание для 2 класса....
Деятельностный подход в воспитании нравственности младших школьников.
Во все времена перед людьми стояла задача, как воспитать подрастающее поколение, чтобы оно было опорой в будущем, несло в себе, то положительное, что уже испытано. Сейчас, когда столь бурно прот...
Реализация ФГОС НОО средствами системы учебников "Школа России": цели и задачи воспитания, социализации младших школьников.
В статье рассматриваются задачи формирования личностной, социальной, семейной культуры а так же три подхода к организации нравственного уклада школьной жизни....
Реферат на тему: «Игра как средство нравственного воспитания у младших школьников»
Игра есть упражнение, при посредстве которого ребенок готовится к жизни. Игры составляют самое выгодное занятие для ребенка, при посредстве которого он обыкновенно приучается к тем действиям, которые ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию для младших школьников "Будь человеком!"
Данный проект направлен на воспитание гражданской социальной компетентности, пробуждение у детей интереса к нравственным вопросам, раскрывает мир внутренних ценностей человека,...
Проект на тему:" Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий"
Проект на тему: " Воспитание организованности младших школьников средствами ИКТ-технологий"...
Патриотическое воспитание у младших школьников
Патриотизм-одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.У младших школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ....