Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс Программа "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pz_okruzhayushchiy_mir.docx | 34.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» для 1Б класса составлено на основе рабочей программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») и методических рекомендаций к учебнику М. Плешаков., М. Новицкая «Окружающий мир». 1 класс, издательство «Просвещение», 2018 год.
Предмет «Окружающий мир» рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю).
Особенности класса
Изучение предмета окружающий мир в 1Б классе идет с опорой на
эмпирический опыт детей, полученный ими в дошкольном возрасте. Это
помогает устанавливать быстро и целесообразно связь между имеющимися у
первоклассников знаниями и новой информацией. Многие дети часто
путешествуют с родителями по России и за рубежом, обогащая свой кругозор
и делясь полученными знаниями с другими ребятами.
Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника. Задания, предлагаемые разработчиками программы, предусматривают взаимодействие с родными и близкими детей. А это ведёт к совместной их деятельности. Вместе с родителями ребята находят ответы на вопросы, которые интересны всем.
Используемые учебники и методическая литература
- М. Плешаков, М. Новицкая Окружающий мир. Учебник в 2-х ч.
«Просвещение», 2018 - М. Плешаков, М. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-х ч.
«Просвещение», 2018. - Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к
УМК «Перспектива» «ВАКО», 2018
Требования к планируемым результатам
Программа обеспечивает достижение учащихся 1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
У ученика будут сформированы:
- первичное представление о гражданской идентичности в форме
осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно
осознающего свою принадлежность к определённому этносу; - умение использовать позитивную лексику, передающую
положительные чувства в отношении своей Родины; - ценностные представления о своей семье и своей малой Родине;
- общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы — как духовной ценности, важной для разных народов);
- эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
- целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
- представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе
(селе), стране);
- положительное отношение к школе, учебной деятельности;
- представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной
жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира -
ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к
школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;
- первичное представление о личной ответственности за свои поступки
через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие природы,
культуры, произведений устного народного творчества, традиционного
костюма и пр.;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе
взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;
- этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через
знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать
успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со
взрослыми;
- освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к
сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться
к мнению одноклассников;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное
соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в
домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.
Ученик получит возможность для формирования:
- использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
- моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
- планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Ученик научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные знания и умения.
- планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание,
проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению
учителя); - фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,
предложенных учителем), объективно относиться к своим
успехам/неуспехам; - оценивать свою деятельность, используя «Странички для
самопроверки»; - сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или
записанному учителем на доске.
Познавательные
Ученик научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
цветом, оформление в рамки и пр.); - находить и выделять под руководством учителя необходимую
информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.; - понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной
форме; - понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых
схем; - анализировать объекты окружающего мира с выделением
отличительных признаков; - проводить сравнение и классификацию объектов по заданным
критериям; - устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
урока в соответствии с возрастными нормами; - проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.; - располагать культурные события и явления на шкале относительного
времени «раньше - теперь».
Коммуникативные
Ученик научится:
- включаться в диалог с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не
обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
собеседник; - договариваться и приходить к общему решению;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
- интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,
вежливо общаться; - признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
указывают другие; - употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
замечание, я его обязательно учту» и др.; - понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой
работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при
выполнении заданий; - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
речи (с учетом возрастных особенностей, норм); - готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей,
воспитателя Г ПД и пр.) по теме проекта.
Ученик получит возможность научиться:
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
- ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
- наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
- проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
- определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные результаты
Ученик научится:
- различать природу и культуру;
- различать живую и неживую природу;
- отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
- различать некоторые внешние признаки в облике людей разного
возраста; - соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его
внутреннего мира, характера, настроения; - называть и выделять три составные части окружающего мира,
которыми являются природа, культура и люди; - распознавать и называть комнатные растения;
- ухаживать за комнатными растениями на основе практической
деятельности; - различать деревья, кустарники, травянистые растения;
- устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и
деятельности человека; - называть наиболее распространенные растения своей местности;
- различать культурные и дикорастущие растения;
- различать лиственные и хвойные деревья;
- называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
- называть фрукты, овощи, ягоды;
- отличать животных от растений;
- распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
- перечислять группы животных и их существенные признаки;
- различать домашних и диких животных;
- приводить примеры растений и животных из Красной книги России и
Красной книги своего региона;
- называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных
заповедных местах и современных заповедниках; - приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;
- ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
- называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
- правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
- определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
- правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
- определять ближайшие родственные связи в семье;
- работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей
семьи; - находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе - в творчестве
народов своего края; - перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми
для каждой из них качествами и способностями человека.
Ученик получит возможность научиться:
- определять особую значимость в культурной преемственности
профессии учителя как наставника в жизни; - понимать особую значимость в развитии человека таких
просветительских учреждений как библиотеки и музея; определять
значение книги и музейного предмета для расширения знаний об
окружающем мире; - узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь
первичное представление о соотношении символических образов
флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры
России; - определять достопримечательности Москвы и своего региона;
- определять некоторые особенности традиционной культуры народов
своего края; - находить место России на земном шаре.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"....
пояснительная записка-окружающий мир 3 класс
пояснительная записка-окружающий мир 3 класс...
Пояснительня записка "Окружающий мир", 3 класс
Пояснительная записка по окружающему миру 3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные...
пояснительная записка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4 классы Школа России ФГОС
Материал содержит пояснительную записку по окружающему миру, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует Федеральным государственным обр...
Пояснительная записка (Окружающий мир 1 класс) О.Т.Поглазова УМК "Гармония"
Курс является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России....
Окружающий мир. Пояснительная записка 1-4 классы ПНШ
Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1-4 классов. Программа соответствует ФГОС. Подробно прописаны планируемые результаты....