Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)

Савина Елена Александровна

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс Программа "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pz_okruzhayushchiy_mir.docx34.68 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

            Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий мир» для 1Б класса составлено на основе рабочей программы, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (приказ МО РФ от 6.10.2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования») и методических рекомендаций к учебнику М. Плешаков., М. Новицкая «Окружающий мир».  1 класс, издательство «Просвещение», 2018 год.

Предмет «Окружающий мир» рассчитан на 66 часов (2 часа в неделю).

Особенности класса

Изучение предмета окружающий мир в 1Б классе идет с опорой на
эмпирический опыт детей, полученный ими в дошкольном возрасте. Это
помогает устанавливать быстро и целесообразно связь между имеющимися у
первоклассников знаниями и новой информацией. Многие дети часто
путешествуют с родителями по России и за рубежом, обогащая свой кругозор
и делясь полученными знаниями с другими ребятами.

Окружающий мир как учебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с личной жизнью младшего школьника. Задания, предлагаемые разработчиками программы, предусматривают взаимодействие с родными и близкими детей. А это ведёт к совместной их деятельности. Вместе с родителями ребята находят ответы на вопросы, которые интересны всем.

Используемые учебники и методическая литература

  • М. Плешаков, М. Новицкая Окружающий мир. Учебник в 2-х ч.
    «Просвещение», 2018
  • М. Плешаков, М. Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь в 2-х ч.
    «Просвещение», 2018.
  • Т.Н. Максимова Поурочные разработки по курсу Окружающий мир к
    УМК «Перспектива» «ВАКО», 2018

Требования к планируемым результатам

Программа обеспечивает достижение учащихся 1 класса следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

У ученика будут сформированы:

  • первичное представление о гражданской идентичности в форме
    осознания «Я» как юного гражданина России, одновременно
    осознающего свою принадлежность к определённому этносу;
  • умение использовать позитивную лексику, передающую
    положительные чувства в отношении своей Родины;
  • ценностные представления о своей семье и своей малой Родине;
  • общее и первичное представление о ценностях многонационального российского общества (образ Родины России как семьи разных народов, образ Москвы — как духовной ценности, важной для разных народов);
  • эмоционально-положительное отношение к внутреннему смыслу государственной символики России;
  • целостный взгляд на окружающий мир через последовательное практическое знакомство с формулой «окружающий мир – это природа, культура и люди», раскрытой в последовательно расширяющихся сферах (школа, дом, город (село), страна);
  • представление о необходимости бережного отношения к культуре других народов России;
  • представление о навыках адаптации в мире через осознание взаимной связи людей в разных социальных сферах жизни (в школе, дома, городе

(селе), стране);

  • положительное отношение к школе, учебной деятельности;
  • представление о новой социальной роли ученика, правилах школьной

жизни (ответственно относиться к уроку окружающего мира -

ежедневно быть готовым к уроку), готовность бережно относиться к

школьным принадлежностям - учебнику, рабочей тетради и пр.;

  • первичное представление о личной ответственности за свои поступки

через бережное отношение к природе и окружающему миру в целом;

  • эстетические чувства, впечатления через восприятие природы,

культуры, произведений устного народного творчества, традиционного

костюма и пр.;

  • этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь) на основе

взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий;

  • этические чувства на основе знакомства с культурой народов России;
  • потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через

знакомство с правилами поведения на уроке для того, чтобы не мешать

успешной работе товарищей, правилами работы в паре, группе, со

взрослыми;

  • освоение правил работы в группе, доброжелательное отношение к

сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться

к мнению одноклассников;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни через осознанное

соблюдение правил безопасности при работе с электроприборами в

домашнем быту и школьных занятиях, соблюдение распорядка дня.

Ученик получит возможность для формирования:

  • использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
  • моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
  • пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
  • выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Метапредметные результаты

Регулятивные

Ученик научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;
  • сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя);
  • выделять из темы урока известные знания и умения.
  • планировать своё небольшое по объему высказывание (продумывать, что сказать вначале, а что потом);
  • планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание,
    проблемная ситуация, работа с информацией и пр. по усмотрению
    учителя);
  • фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств,
    предложенных учителем), объективно относиться к своим
    успехам/неуспехам;
  • оценивать свою деятельность, используя «Странички для
    самопроверки»;
  • сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или
    записанному учителем на доске.

Познавательные

Ученик научится:

  • понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в
    учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения
    цветом, оформление в рамки и пр.);
  • находить и выделять под руководством учителя необходимую
    информацию из текстов, иллюстраций, учебных пособий и пр.;
  • понимать схемы учебника, передавая содержание схемы в словесной
    форме;
  • понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать
    прочитанную информацию в виде элементарных таблиц или простых
    схем;
  • анализировать объекты окружающего мира с выделением
    отличительных признаков;
  • проводить сравнение и классификацию объектов по заданным
    критериям;
  • устанавливать элементарные причинно-следственные связи;
  • строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме
    урока в соответствии с возрастными нормами;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении
    рисунков, схем, подготовке сообщений и пр.;
  • располагать культурные события и явления на шкале относительного
    времени «раньше - теперь».

Коммуникативные

Ученик научится:

  • включаться в диалог с учителем и сверстниками;
  • формулировать ответы на вопросы;
  • слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не
    обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит
    собеседник;
  • договариваться и приходить к общему решению;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
  • интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с
    собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими,
    вежливо общаться;
  • признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки
    указывают другие;
  • употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини,
    пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за
    замечание, я его обязательно учту» и др.;
  • понимать и принимать совместно со сверстниками задачу групповой
    работы (работы в паре), распределять функции в группе (паре) при
    выполнении заданий;
  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой
    речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
  • готовить небольшие сообщения с помощью взрослых (родителей,
    воспитателя Г ПД и пр.) по теме проекта.

Ученик получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, социума, этноса, страны;
  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
  • определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты

Ученик научится:

  • различать природу и культуру;
  • различать живую и неживую природу;
  • отличать человека от других живых существ и понимать его особое место в окружающем мире;
  • различать некоторые внешние признаки в облике людей разного
    возраста;
  • соотносить внешние признаки в облике человека и особенности его
    внутреннего мира, характера, настроения;
  • называть и выделять три составные части окружающего мира,
    которыми являются природа, культура и люди;
  • распознавать и называть комнатные растения;
  • ухаживать за комнатными растениями на основе практической
    деятельности;
  • различать деревья, кустарники, травянистые растения;
  • устанавливать связь живой и неживой природы, природы, культуры и
    деятельности человека;
  • называть наиболее распространенные растения своей местности;
  • различать культурные и дикорастущие растения;
  • различать лиственные и хвойные деревья;
  • называть некоторые растения ботанического сада, животных зоопарка;
  • называть фрукты, овощи, ягоды;        
  • отличать животных от растений;
  • распознавать наиболее распространенные виды аквариумных рыбок;
  • перечислять группы животных и их существенные признаки;
  • различать домашних и диких животных;
  • приводить примеры растений и животных из Красной книги России и
    Красной книги своего региона;
  • называть, сравнивать и следовать правилам поведения в старинных
       заповедных местах и современных заповедниках;
  • приводить примеры развивающих игр, в том числе - игр народов своего края;
  • ухаживать за домашними животными - собаками, кошками;
  • называть бытовые приборы и опасности, связанные с ними;
  • правильно обращаться с огнем, водой и электроприборами в доме;
  • определять значение слов «земляки», «горожане», «односельчане»;
  • правильно называть родной город, село; иметь первичные представления о его историческом прошлом;
  • определять ближайшие родственные связи в семье;
  • работать с семейным архивом как с одной из основных ценностей
    семьи;
  • находить пословицы о семье, отце, матери, в том числе - в творчестве
    народов своего края;
  • перечислять известные профессии и соотносить их с необходимыми
    для каждой из них качествами и способностями человека.

Ученик получит возможность научиться:

  • определять особую значимость в культурной преемственности
    профессии учителя как наставника в жизни;
  • понимать особую значимость в развитии человека таких
    просветительских учреждений как библиотеки и музея; определять
    значение книги и музейного предмета для расширения знаний об
    окружающем мире;
  • узнавать государственную символику Российской Федерации, иметь
    первичное представление о соотношении символических образов
    флага, герба, гимна с ценностями, традиционными для культуры
    России;
  • определять достопримечательности Москвы и своего региона;
  • определять некоторые особенности традиционной культуры народов
    своего края;
  • находить место России на земном шаре.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения

Пояснительная  записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...

Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс "Школа России"

В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"....

пояснительная записка-окружающий мир 3 класс

пояснительная записка-окружающий мир 3 класс...

Пояснительня записка "Окружающий мир", 3 класс

Пояснительная записка по окружающему миру  3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные...

пояснительная записка ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1-4 классы Школа России ФГОС

Материал содержит пояснительную записку по окружающему миру, преподаваемому в начальных классах по программе "Школа России", автор Плешаков А.А. Соответствует Федеральным государственным обр...

Пояснительная записка (Окружающий мир 1 класс) О.Т.Поглазова УМК "Гармония"

Курс является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России....

Окружающий мир. Пояснительная записка 1-4 классы ПНШ

Пояснительная записка к рабочей программе по окружающему миру по программе "Перспективная начальная школа" для 1-4 классов. Программа соответствует ФГОС. Подробно прописаны планируемые результаты....