урок окружающего мира в 4 классе
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Урок
окружающего мира в 4 классе
Тема: Зона степей
Цели: 1. Формировать знания учащихся об особенностях природы степей,
животном и растительном мире.
Расширять представление учащихся об использовании природных
богатств степной полосы, о занятиях населения.
Формировать умение определять природную зону по основным при-
знакам.
2. Развивать речь, логическое мышление учащихся, умение сравнивать
и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус,
уважение к труду людей.
Оборудование: карта природных зон, гербарий степных растений и злаковых
культур; тестовые задания,план характеристики природной зоны; карточки с заданиями, мультимедийный проектор (слайд-шоу:); эмблемы с надписью
«Географы» ,
«Ботаники»,
«Зоологи»,
«Социологи».
Презентация.
Ход урока
1. Организационный момент
-Сегодня на уроке мы познакомимся со следующей природной зоной, с ее положением на карте, животным и растительным миром, занятиями населения. К концу урока вы должны будете: знать особенности природы и занятия населения новой природной зоны; уметь определять по основным признакам природную зону.
Сегодня мы работаем в научных группах, которые изучают природные зоны. Это группа географов, ботаников, зоологов, социологов.
-Ребята, а кто из вас знает, что изучают эти ученые?
-Прежде чем приступить к изучению новой природной зоны, мы должны вспомнить природные зоны, с которыми познакомились раньше. Для этого мы поработаем в наших научных группах.
(Каждая группа получает лист с тестовым заданием и 2 минуты на его выполнение)
Задание географам: установить соответствие
Природная зона | Расположение зоны | Климат |
Арктические пустыни | Вдоль берегов Северного Ледовитого океана | Лето тёплое, зима холодная. |
Тундра | К югу от зоны тундры | Полгода полярный день, полгода полярная ночь |
Лесная зона | Северный Ледовитый океан и острова, расположенные в нём | Короткое прохладное лето. Длинная морозная зима, глубокие снега и сильные метели |
Задание ботаникам:: установить соответствие
Природные зоны | Растения |
Арктические пустыни осина, | Ель, сосна, кедр, липа, береза, дуб, клен. |
Тундра
| Мхи, лишайники |
Лесная зона ива, | Карликовая береза, карликовая морошка, голубика, брусника |
Задание зоологам: : установить соответствие
Животные | Природная зона | Птицы |
Барсук, лисица, белка, рысь, лось, куница, бурый медведь | Арктические пустыни | Чистик, кайра, тупик,гагарка |
Морж, тюлень, белый медведь, касатка, кит, | Тундра | Филин, кукушка, дрозд, сорока, иволга, дятел |
Северный олень, песец, куропатка, лемминг, волк | Лесная зона | Белая сова, гуси, утки, лебеди |
Задание социологам: установить соответствие.
Природные зоны | Занятия населения |
Арктические пустыни | Оленеводство, охота, рыболовство, |
Тундра | Добыча полезных ископаемых. земледелие, |
Лесная зона | Охота, лесозаготовки, животноводство, добыча полезных ископаемых, изготовление товаров |
3.Проверка тестовых заданий
4. Объяснение нового материала.
Работаем мы, как обычно по плану характеристики природной зоны
План характеристики природной зоны |
1.Расположение. 2. Климат: -продолжительность зимы и лета; -какая зима и какое лето; -осадки; -ветер и т.д. 3. Растения. 4. Животные. 5. Занятия населения. |
- Итак, вы установили соответствие между природными зонами и объектами природы, расположенными в ней, её расположением, климатом и занятиями населения.
Продолжаем путешествовать по природным зонам нашей страны.
- Послушайте загадку о новой природной зоне.
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь – полей раздолье.
Южнее полосы лесов
Лежит ковер из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам,
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь.
А зовется это…
(Степь)(Слайд 2,)
- Итак, что это за зона? Предположите, каким цветом может быть показана степь на карте природных зон?
- Ребята, посмотрите на карту, где находится зона степей. (Учитель показывает).
- Скажите устно, где располагается зона степей? (Южнее лесной зоны).
- А сейчас слово предоставляется географам, которые, как и другие ученые, заранее изучили степь и теперь расскажут о ней.
Географы
Степи расположены южнее зоны лесов. Это большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Средняя температура летом +22, +24 градуса, в июле может подниматься до +40. Погода летом стоит сухая, солнечная. Дожди имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая просочиться в почву, и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях не растут деревья, они встречаются только по берегам рек. Летом часто дуют суховеи. Суховей- это сухой, горячий ветер. Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до -20-30 градусов. Снеговой покров маленький. Весна в степи начинается рано, в феврале- марте снег уже растаивает, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут травы, особенно луковичные растения. В это время поражает красочный вид степи. Как она красива в этот период времени!(Слайд 3)
В степях очень плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы. Нетронутых степей почти не осталось. Сохранены они в основном в заповедниках.
Ботаники
Как уже сказали географы, степь- царство трав. Так как лето в степи сухое, то растения степей, как и растения тундры, имеют свои особенности: длинные ветвистые корни, которыми растения добывают воду из глубоких слоёв почвы, и узкие листья, помогающие экономно расходовать влагу. К таким относится ковыль, который цветёт в самое жаркое время. Когда ковыль колышется, кажется, что по степи бегут серебряные волны.(Слайд 4),
В степи растет типчак В полдень горько пахнет полынью.(Слайд5) (сообщение о полыни- подготовленный ученик) К концу лета степь почти выгорает. Тогда можно увидеть перекати – поле.(Слайд 6) Осенью их стебель ломается у самого основания, и ветер гонит легкие, почти прозрачные шары по ровному пространству степей. Так перекати – поле переносит свои семена на дальние расстояния. Особенно красива степь весной, когда сойдет снег.
В это время зеленая степь покрыта разноцветными огоньками тюльпанов, ирисов, гиацинтов
А вот как выглядят некоторые растения в гербарии
Зоологи
Богат и своеобразен животный мир степей и отличается от животного мира лесной полосы. Многие животные имеют окраску сухой травы. Это им помогает прятаться от врагов, а также незаметно подкрадываться к своей добыче. Самые распространенные животные степи
- грызуны: сурки, суслики, хомяки. (Слайд :7)Сурок никогда не сгрызает весь стебель растения: там листик откусит, там побег или веточку. Поэтому сурки не наносят большого вреда растениям. К осени, когда степь скудеет, и начинаются холода, сурки забираются в норы и засыпают до весны. Засыпает на зиму и хомяк. Только спит он некрепко. Он запасает на зиму до 15 кг зерна, которое переносит в кладовку в защечных мешочках, а, зимой проснувшись, лакомится своими запасами. Хомяки и суслики – вредители полей, в отличие от сурков. А ещё в степи есть один удивительный обитатель - уши, ноги, голова, тело и зубы как у зайца, возится под землёй, но не крот. Заяц, не заяц. (Сообщение о тушканчике – подготовленный ученик)
Сообщения детей о сайгаке, джейране и кулане.(Слайд 8)
Сообщения детей о лисице- корсаке, степном волке, зайце (Слайд 9)
В степи обилие насекомых, которыми питаются птицы. (Слайд 10)
В огромном количестве их поедает розовый скворец (сообщение о розовом скворце). Весь день поёт – заливается паривший в синеве степной жаворонок
(сообщение о степном жаворонке) Журавли – красавки, так называют степных журавлей, настороженно смотрят по сторонам: не приближается ли кто к их гнезду.(сообщение о журавле – красавке)
В отдаленных от поселений местах сохранилась большая степная птица дрофа. Она около метра высотой, с длинными ногами, плохо летает. Питается семенами растений и насекомыми, которых в степи очень много. Эта редкая птица, которая охраняется законом. Она занесена в Красную Книгу.
Социологи
Основное занятие населения степи – земледелие, так как в степи очень плодородные почвы, богатые перегноем. Люди выращивают культурные ценнейшие растения: пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу, подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами.(Слайд 11) Чтобы защитить поля от пыльных бурь, люди сажают леса, чтобы напоить поля водой – проводят каналы . Распахивают целинные земли (Слайд 12) В созданных заповедниках помогают животным (Слайд 13)
Почему нужно сберечь сохранившиеся участки степи? Учитель обобщает знания детей, дополняет и делает вывод об особенностях зоны степей. Делая вывод, учитель ставит проблему перед детьми.
- Давайте подумаем, есть ли причины, которые отрицательно влияют на природу в степи?
(На слайде 14 таблица, которую заполняет учитель после ответов детей).
: - Вырубка лесных полос.
: - Какие следствия?
Ветры суховеи.
- Неправильная распашка почвы.( Разрушение почвы, рост оврагов, нарушение плодородной почвы).
: - Суховеи. (Ветер будет выдувать верхний , плодородный слой почвы. Пыльные бури).
: -Смыв почвы водными потоками.(Нарушение почвы, смыв
перегноя).
- Итак, с помощью научных групп мы провели исследование новой природной зоны – степи.
6. Обобщение сведений о степной зоне
Описание степи в книге Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»
«…Вся поверхность степи представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы разноцветных цветов. Сквозь тонкие, высокие стебли травы сквозили голубые, синие, лиловые васильки, белая кашка шапками пестрела на поверхности. Воздух был наполнен тысячью разных свистов. Высоко в небе неподвижно стояли ястребы, широко распластав крылья и неподвижно устремив взор свой в траву…»
-Какое время года описал Гоголь?
-Что он услышал в степи?
-Каких хищных птиц он увидел в степи?
-Почему ястребы смотрели в траву?
7.Самостоятельная работа с самопроверкой.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.
Небольшой объем самостоятельной работы выполняется письменно.
( Разноуровневые задания).
Детям задание с цветными карточками знакомо: самое трудное задание -красный цвет карточки, самое легкое – зеленый цвет. Дети выбирают по желанию.
ЗЕЛЕНАЯ КАРТОЧКА.
1.Растения степи :
ирис ковыль береза тюльпан типчак полярная ива
2.Животные степи :
Суслик дрофа соболь белая сова рысь степной хорек
3.Занятия людей степи:
Охота рыболовство земледелие садоводство разведение дроф
СИНЯЯ КАРТОЧКА.
1.Перечисли растения степи.
2.Перечисли животных степи.
3.Занятия людей степи.
КРАСНАЯ КАРТОЧКА.
1.Как приспособились такие растения, как ковыль, полынь, к степным условиям обитания?
2.Составьте 1-2 цепи питания животных, характерные для зоны степи.
3.Представьте, что вы в поезде проезжаете зону степей. Как внешне определить, что это степь?
8. Работа с учебником
Чтение текста «Степи и человек».
Вопросы по содержанию
- Какая важная задача зоны степей?
9. Работа в рабочих тетрадях
Выполнение задания № 1, 2
10. Итог урока
11. Выставление отметок
12. Домашнее задание
Пересказ статьи «Степи и человек» и составить две цепи питания, которые сложились в степи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира, 1 класс "Разнообразие животного мира".
Урок окружающего мира для учащихся 1 класса разработан в технологии - творческая мастерская по программе УМК "Начальная школа - 21 века". Расписано поэтапное выполнение деятельности учеников в процесс...
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"
Конспект урока окружающего мира 1 класс УМК "Планета знаний" Тема: "Как мы воспринимаем окружающий мир"...
Урок окружающего мира 2 класс УМК ПНШ «Разнообразие животного мира»
Паспорт урока Тип урока – Урок изучения нового материалаФорма урока – групповая, индивидуальнаяВремя реализации занятия – 45 минутУчебно-методическое обеспечениеЧуракова Р.Г. УМК “Перспективная н...
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА 3 КЛАСС ТЕМА: «ПО ЗНАМЕНИТЫМ МЕСТАМ МИРА»
Цели деятельности учителя:Образовательная: создать условия для ознакомления со знаменитыми местами мира; расширения кругозора и углубления страноведческих знаний; приобщения к мировой культуре.Развива...
Урок окружающего мира 1 класс "Воздействие человека на окружающую среду (экологические проблемы)"
Урок по предмету Окружающий мир для 1 класса по развивающей системе Л.В. Занкова...
Урок окружающего мира (4 класс) по теме: «Как жить в мире людей?» Учебник Вахрушев А.А.
Урок помогает овладению картиной мира: объяснить, что такое правила поведения. Познакомить учеников с первичными представлениями о таких понятиях, как «совесть», «мораль»...
Урок окружающего мира, 1 класс, УМК "Гармония". В подводном мире
Технологическая карта урока окружающего мира "В подводном мире" в соответствии с ФГОС, 1 класс, УМК "Гармония"...