Конспект урока "Береги воду" Учебник А.А.Плешаков
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Кабакова Светлана Алексеевна
Предмет : окружающий мир Раздел: Эта удивительная природа Тема: «Берегите воду» Класс: 3 Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть. Время реализации занятия: 40 мин. Цель: доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить бережно относиться к воде и экономить воду. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные УУД: 1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей; 2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность. Коммуникативные УУД: 1)развивать умения работать в парах, группах, 2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, 3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Познавательные УУД: формулировать тему урока; искать и выделять необходимую информацию; адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты; устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи; рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregi_vodu.docx28.26 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет : окружающий мир

Раздел: Эта удивительная природа

Тема: «Берегите воду»

Класс: 3

Учебно-методическое обеспечение: учебник А.А.Плешакова «Окружающий мир» 1 часть.

 Время реализации занятия: 40 мин.

Цель:  доказать необходимость бережного отношения к воде как источнику жизни и здоровья человека

Задачи: ознакомить детей с мерами охраны водоемов от загрязнения; учить

бережно относиться к воде и экономить воду.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

Регулятивные УУД:

1)формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей;

2) умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Коммуникативные УУД:

1)развивать умения работать в парах, группах,

2)внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой,

3)умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные УУД:

формулировать тему урока;

 искать и выделять необходимую информацию;

адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;

анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, распознавать объекты;

устанавливать причинно-следственные связи, строить логические цепи;

рассуждать, доказывать; самостоятельно создавать алгоритм действия при решении проблем поискового характера.

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок-диспут с элементами просмотрово-поискового чтения.

Формы обучения:

      1)        индивидуальная работа

      2)         парная работа 

      3) фронтальная работа.

Методы:

      1) объяснительно-иллюстративный

       2) продуктивный

      3) репродуктивный.

Технологии:

1)здоровьесберегающая

2)технология игровых методов обучения

3)проблемное обучение

 4) информационо-коммуникативные (система контроля и мониторинга качества знаний)

Оборудование:

1) интерактивная доска;

2) ноутбук учителя;

3) «капли» настроения у каждого учащегося для самооценки;

4) рисунок реки с источниками загрязнения;

5)схема «Круговорот воды в природе»;

6) глобус;

Пояснительная записка

     Современное образование в России перешло на Федеральный государственный стандарт второго поколения (ФГОС).Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной  образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Также изменяются  технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету.

        Сегодня мы являемся свидетелями процесса перехода от «школы объяснения» к «школе развития». Важнейшей характеристикой новой школы является проблемное обучение. Это способ активного взаимодействия учащихся с проблемно представленным содержанием обучения, в ходе которого они дети учатся мыслить, творчески усваивать знания.

     В качестве организационного принципа проблемного урока выступает принцип совместной деятельности, в основе которого лежит групповой и индивидуальный  метод обучения с элементами  обсуждения и игры.

Наряду с этим на уроке использовались элементы таких современных технологий ИКТ (информационно-коммуникативные технологии), иллюстративный материал, что немаловажно для учащихся младших классов.

      Данная разработка урока включает в себя поэтапный план занятия с учетом временной реализации и урока.

       Для мотивации к учебной деятельности урок начинается с проблемного вопроса : « Без чего невозможна жизнь на Земле? Почему?»

      Тема урока не объявляется учителем , а обучающиеся определяют сами, послушав сказку. Послушав сказку определяют  какая проблема стоит перед человечеством и формулируют тему урока.

       На уроке используются различные формы и методы с целью удержания внимания и интереса к изучаемой теме.

       Таким образом, творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. А проблемное обучение создает условия для формирования положительной мотивации учения и глубокого усвоения знаний. Благодаря принципу проблемности, реализованном на уроке, ученики открывают знания, а не получают их в готовом виде.

План занятия

3. Актуализация знаний .

1.Проверка домашнего задания

2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе».

6 минут

4.Самоопределение к деятельности. Целепологание.

Прослушивание сказки. определение темы и задачи  урока. Ответы на вопросы.

8 минут

5.Физкультминутка

2 минуты

6.Работа по теме урока Рассказ учителя. Ответы на вопросы по группам. Работа по глобусу и рисунку реки с источниками загрязнения. Игра: «Собери пословицу». Работа в группах. Решение экологических задач.

15 минут

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Беседа.

7 минут

8. Самоанализ и самооценка ученика

Капельки

2 минуты

9. Домашнее задание

1. - Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»

2. «Проверь себя» стр.63 в учебнике.

3. Сочинить экологическую сказку о Капельке.

1 минута

Ход урока:

1. Организационный момент

Начинаем ровно в срок,

Наш любимейший урок.

Дружно за руки возьмѐмся,

И друг другу улыбнѐмся.

Пусть сегодня для нас всех,

На урок придет успех!

Поприветствуем гостей,

С ними нам вдвойне теплей!

Пожелайте нам удачи, И успешности в придачу!

2.Мотивация к учебной деятельности

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай!»

- Как понимаете эти слова? ( На уроке не только уметь высказывать свое мнение, но и уметь слушать собеседника.)

- Чему будет посвящен наш урок? (Открытию новых знаний)

- Какие мы делаем шаги, когда открываем новые знания? Что я не знаю?

Буду стараться узнать новое.

- Сегодня на уроке вас ждет много нового и интересного

3. Актуализация знаний .       1.Проверка домашнего задания.

1.-На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями

воды, узнали о ее путешествиях. Сейчас проверим, что вы знаете о воде.

Отгадывание загадок. (слайд № 1 )

1.С неба звезды падают,

Лягут на поля.

Пусть под ними скроется

Черная земля.

Много-много звездочек

Тонких как стекло;

Звездочки холодные,

А земле тепло. (Снежинки)

2. Прозрачен, как стекло,

А не вставишь в окно. (Лёд)

3.Седой дедушка у ворот

Всем глаза заволок. (Туман)

4.Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу. (Вода)

5.Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем,

Ищем, ищем – не найдем.(Роса)

- О каких состояниях воды говорится в этих загадках?

2.Работа со схемой «Круговорот воды в природе». Дети рассказывают стихотворения о «Круговорот воды в природе» , подготовленные самостоятельно.

4.Самоопределение к деятельности. Целепологание. (слайд № 2 )

- Сегодня на уроке мы продолжим разговор о воде. Тему урока вы сможете

определить сами, послушав мою сказку.

В одном царстве жило-было Красивое озеро. И много в нем водилось рыбы.

Люди приходили в гости к нему. Одни любовались красотой озера, другие – купались в его водах, третьи - ловили рыбу. Но случилось так, что каждый, кто приходил в гости к озеру, оставлял там много мусора. Обиделось оно на людей и спрятало всю рыбу под своим обрывистым берегом, а само покрылось густой тиной. Пришли утром люди к озеру и заплакали. Ни рыбы они не увидели, ни чистой воды.

От грязи пропала вся чистота и красота моя. Теперь, сами думайте, что делать будете.

-Так о чем же мы будем говорить? Какая проблема стоит перед человечеством?

(Воду нужно беречь, не загрязнять)

-Итак, тема урока: «Берегите воду!» (Интерактивная доска)

- Сегодня мы с вами должны ответить на вопрос:

Почему нужно беречь и охранять ВОДУ? Почему вода находится в опасности?

- Сегодня у нас в гостях Капелька из сказочного Красивого озера. Она очень любознательная и наблюдательная. Мы вместе с ней отправимся спасать озеро.

У.- Чтобы выполнить данные задачи, нам нужно ответить на вопросы, которые принесла наша гостья -Капелька из сказочного Красивого озера.

Вопросы:

1.Где на планете встречается вода?

2.Для чего человеку нужна вода?

3.Почему чистой воды становится меньше?

4.Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

5.Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в водоемах?

6.Что значит «экономно расходовать воду»?

Вода – голубая кровь планеты. Если быстро раскрутить глобус планеты, то он покажется одноцветным – голубым. Казалось бы  воды на земле сколько угодно. Она покрывает большую часть нашей планеты. Но пресной воды остается все меньше и меньше

1.Где на планете встречается вода? (слайд №3 )

- Вода – одно из самых важных для человека веществ. Без нее не обойтись никому и никогда, и заменить ее нечем. В природе на каждые 100 литров воды приходится лишь 3л пресной.

Вода является домом для множества растений и животных. Вода – важный друг и помощник для человека. Она нужна не только для питья и приготовления пищи, но и для работы заводов, вода - удобная дорога.

А чтобы узнать еще больше о воде и ее значении откройте учебник на стр. 57. 1 группа читает 1 абзац, 2 группа – 2 абзац, 3 группа – 3 абзац, 4 группа – 4 абзац.

- Найдите и обсудите, какова главная мысль вашего текста.

- Воды в природе много, но чистой воды не хватает. Какие существуют причины ее загрязнения, мы узнаем, сделав задание №1 в тетради на с. 25.

Прочитайте меры, которые надо принимать по охране и сбережению воды. Выберите из них те, которые каждый из вас может реально сделать по спасению и сбережению воды.

5.Физкультминутка (слайд №4 )

Виноватая тучка.

6.Работа по теме урока

Вопрос 2: Что значит «экономно» использовать воду?

Капелька приготовила для вас задачи.

Задача 1 (слайд № 5 )

В квартире неисправен кран, из которого за час вытекает 1 стакан воды. Сколько чистой воды утекает за сутки?

- Как узнали? Каким действием? (демонстрация 1 стакана)

Задача 2 (слайд № 6 )

Вова чистит зубы 3 минуты при открытом кране. За это время из крана вытекает по 1000гр. воды каждую минуту. Сколько потратил воды Вова ?

Задача 3 (слайд № 7 )

Если вода течет струйкой величиной со спичку, то за сутки утечет 40 ведер, а в ведре 10 литров. Сколько литров вытечет за сутки?

- Как узнали? Каким действием?

Задача 4 (слайд № 8)

1 литр сточных вод, попадая в водоемы, приводит в негодность 100 литров хорошей воды. Сколько литров хорошей воды испортят 10 литров сточных вод?

- Как узнали? Каким действием?

Вас впечатлили эти цифры? Представьте , что эту воду использовать больше нельзя.

Вопрос 3: Для чего человеку нужна вода?

У. - А вы знаете, для того чтобы получить одну тонну стали, необходимо

израсходовать 150 тонн воды, а для того чтобы получить одну тонну бумаги,

нужно 250 тонн бумаги.

-А кто еще нуждается в воде? (Животные, растения)

Н-р: Слону в сутки необходимо 90 литров воды.

Вывод: Вода нужна всему живому. Без воды нет жизни.

- Мы сделали второй шаг по очистке воды в реке.

Знаете ли вы пословицы о воде?

- Многие люди посвятили воде песни, стихотворения, пословицы.

На доске:

"Нет на земле напитка лучше, чем стакан чистой холодной воды." Василий

Михайлович Песков.

- Вы согласны с его словами?

-А сколько пословиц о воде?

Игра: «Собери пословицу». (Найдите начало и концовку пословицы). (слайд №9 )

- Не забывайте, что работаем в парах.

Тише воды,                                         не суйся в воду.

Под лежачий камень                          молодецкая еда

В марте вода,                                      ниже травы

Хлеб да вода —                                  в апреле трава .

 Не зная броду,                                   вода не течет.

(Ответы)

Тише воды, ниже травы.

Под лежачий камень вода не течет.

В марте вода, в апреле трава.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Не зная броду, не суйся в воду.

-Капелька благодарит вас за ответы.

- Работаем дальше по очистке реки.

Вопрос 4: Почему чистой воды становится меньше?

- Покажите, что группа готова.

-Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает

столько вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тысяч товарных поездов.

- Мы сделали третий шаг по очистке воды в реке.

Вопрос 5: Чем опасна загрязненная вода и для кого опасна?

Ответ: От загрязненной воды гибнут растения и животные в реках, озерах,

морях. Погибают растения на берегу. Заболевает человек.

-Такой вопрос: можно пить воду из реки, озера, пруда?

(В ней могут быть вредные вещества и болезнетворные бактерии)

Знаете, что …

- более 5млн. людей ежегодно умирают от болезней, вызванных употреблением плохой воды;

-2,5 млрд. живут в условиях антисанитарии.

- Мы сделали четвертый шаг по очистке воды в озере.

- Капелька благодарит вас за ответы.

Вопрос 5: Что могут сделать люди для сохранения чистоты воды в

водоемах?

- Покажите, что группа готова.

У.- Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод.

Загрязненную воду там очищают и снова используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду.

- А что вы могли бы сделать для сохранения чистоты воды в вашем водоеме?

- Мы сделали пятый шаг по очистке воды в озере.

Дети рассказывают как они ухаживают за родниками.

Вопрос 6: Что значит «экономно расходовать воду»?

- Мы сделали шестой шаг по очистке воды в реке.

-На все вопросы ответили. Капелька благодарит нас. Пожелаем Капельке

быть всегда чистой.

7. Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Посмотрите, у вас на партах лежат капельки воды - большие и маленькие. Давайте устроим дождик.

Большая капелька будет обозначать , что урок понравился, было интересно.

Маленькая капелька будет обозначать, что возникали трудности, не всё было понятно

- Подумайте и поднимите свою капельку. Какой замечательный дождик у нас получился.

8. Самоанализ и самооценка ученика

.

9. Д/з. (Интерактивная доска) (слайд № 10 )

1. - Нарисовать экологический знак «Берегите воду!»

2. «Проверь себя» стр.63 в учебнике.

3. Сочинить экологическую сказку о Капельке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира с использованием ИКТ в 3 классе по теме:Разнообразие животных. УМК "Школа России" учебник: А.А. Плешаков"

Урок природоведения проведён в 3 классе. УМК «Школа России», учебник «Мир вокруг нас» 3 кл. часть 1  А.А. Плешаков.При составлении урока были использованы материалы:методическое пособ...

Тест по окружающему миру по теме "Основной закон России и правао человека" ( УМК "Школа России" учебник А.А. Плешаков)

С помощью тестового материала можно быстро и точно оценить знания учащихся и вявить слабые места....

Конспект урока по окружающему миру учебник А. А. Плешаков

Урок закрепления знаний учащихся об осеннихизменениях в неживой и живой природе....

Наша безопасность.Обобщение.К учебнику 3 класса по окружающему миру.Автор учебника А.А. Плешаков.

Презентацию рекомендуется использовать по окончании радела "Наша безопасность" по учебнику Плешакова "Окружающий мир". УМК "Школа России"...

Урок окружающего мира 3 класс, "Свойства воды", учебник А.А. Плешаков, Школа России

Задачи урока: образовательные: через практическую деятельность познакомить обучающихся со свойствами воды, показать необходимость употребления воды; развивающие: развивать познавательный интерес к пре...

Технологическая карта по окружающему миру по теме: "Зачем люди осваивают космос?" (1 кл.) «Школа России» (учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А., 1 класс 2 часть; рабочая тетрадь Плешаков А.А., 1 класс 2 часть).

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся знаний о космонавтике; познакомить с искусственными спутниками Земли, с космическими научными станциями и их ролью...