Возвышение Москвы
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Определение причин, способствующих превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozvyshenie_moskvy_okr.mir_3_klass.docx | 25.91 КБ |
vozvyshenie_moskvy.pptx | 336.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Возвышение Москвы
Выполнила: Ланг Каролина Вячеславовна
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 3 В
УМК: В. Занкова
Тема: Возвышение Москвы
Тип урока: открытие новых знаний
Цель: определение причин, способствующих превращению Москвы в центр объединения северо-восточных русских земель.
Задачи урока:
Образовательные задачи:
- познакомить учащихся с основными историческими фактами, событиями, связанными с основанием Москвы;
- охарактеризовать деятельность московских князей: Юрия Долгорукого, Ивана Калиты.
Развивающие задачи:
- развивать кругозор учащихся, интерес к истории;
- развивать умение анализировать географические факты;
- развивать навыки контроля и самоконтроля, навыки практической работы в группах.
Воспитательные задачи:
- воспитывать чувство патриотизма;
- прививать уважительное отношение друг к другу;
- формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая связь изучаемых предметов с жизнью.
Формирование УУД.
- Личностные: самоопределение, оценивание усваиваемого материала, нравственно- этическая оценка усваиваемого содержания
- Коммуникативные: определение способов взаимодействия с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли;
- – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций
- в сотрудничестве.
- Познавательные: выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи.
- ориентироваться в своей системе знаний для решения учебной задачи.
- Регулятивные:
- определять цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки.
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация;
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | -Здравствуйте ребята. Я Каролина Вячеславовна. Присаживайтесь. -Ребята, посмотрите на доску (Висят изображения князей). Назовите, чем прославились эти князья (Ярослав Мудрый, князь Владимир, княгиня Ольга, князь Юрий Долгорукий) | Приветствуют учителя. Отвечают, говорят свои предаположения. |
Сообщение целей и уточнение темы урока | - Итак, тема нашего урока «Возвышение Москвы». На уроке мы будем искать ответы на следующие вопросы: 1) Какая существует версия о происхождении названия города Москвы? 2) В каком году был основан город Москва? 3) Каким князем была основана Москва? 4) Почему основатель города выбрал именно это место для основания города? 5) Почему произошло возвышение Москвы? | |
Изучение нового материала Физкультминутка | -Начнем искать ответы на наши вопросы. Послушайте меня внимательно и постарайтесь ответить на первый вопрос.
- Назовите версию о происхождении названия города Москвы? (По названию реки Москвы) -Теперь ответим на 2 вопрос. 2) Когда появилось селение, сказать трудно. - Ехал великий князь Юрий, прозванный Долгоруким, со своей дружиной из славного города Киева в град Владимир. Дорога шла через дремучие леса, топкие болота. Вдруг увидел князь посреди болот огромного зверя. Было у чудесного зверя три головы, шерсть пестрая, много цветов. В изумлении остановились князь и его спутники, глядя на это чудо. А зверь, явившись людям, исчез, словно растаял в тумане. Спросил князь ученого предсказателя. Он растолковал это явление так: – Встанет поблизости сих мест град превелик, и распространится вокруг него царство великое. А пестрая шкура значит, что сойдутся сюда народы разные. – Это сказка, но с большим смыслом. Ведь сбылось знамение – вырос великий город. – Князья и их дружины встретились в Москве. А Москва в то время была маленькой деревушкой, каких немало было на Руси, держали совет, и Юрий Долгорукий, как гостеприимный хозяин, устроил в честь Святослава пир – “обед силен”, по словам летописца. Было это в 1147 году, и эту дату принято считать годом основания Москвы. - В каком году и в каком веке произошло это событие? (Отметьте на ленте времени) (1147 году, 12 век) 3) -Так, на 2 вопрос мы ответили, теперь на 3. Встретились два князя – Юрий Долгорукий и Святослав. Вот разговор, который произошел между ними. Мне нужно 2 мальчика, чтобы разыграть сценку. Кто хочет быть за Юрия, а кто за Святослава? (Выходят 2 ученика к доске, я раздаю слова) Святослав: Присылал ты мне гонцов: «Приходи ко мне в москву», - И решил я поспешить, Новый город навестить. Юрий: Святослав, мой друг и брат, Как я видеть тебя рад! Святослав: Над Москвой-рекой, на круче, Где стоит твой кремль теперь, Был когда-то бор дремучий, А в бору водился зверь. Почему ж решили вы Поселиться у Москвы? - Ребята, подумайте и скажите, что ответил князь Юрий? (Дети высказывают свои предположения.) - Давайте послушаем разговор до конца и узнаем, кто оказался ближе к истине. Юрий: Мы сюда пришли ладьями, И верхами и пешком. Посидели, обсудили, Осмотрели все кругом. Здесь стояла деревушка Над большой рекой Москвой. И решили: «Места много, Есть, что есть, и есть, что пить!» Помолились дружно богу, Стали строиться и жить. -И так, чьи предположения оказались верными? -Ну так ребята, каким же князем был основан город Москва? (Юрием Долгоруким) -Кто же такой князь Юрий и почему его прозвали Долгоруким? (Варианты детей) Князь Юрий был роста немалого, толстый, лицом белый, глаза небольшие, нос длинный и кривой. Прозвали его долгоруким. Это прозвище было ему дано из-за того, что свои «долгие», т.е. длинные, руки князь от Суздаля «протягивал» в разные концы Руси. Он стремился завладеть Новгородом, не прочь был прибрать к рукам и Киев. 4) - По какой причине основатель города Москвы заинтересовался его местоположением? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте изучим схему. (Схема на слайде) Задание: -Опираясь на схему, назовите город, через который проплывали купцы, путешествуя:
(Многие торговые водные пути проходили через Москву, поэтому Юрий Долгорукий и заинтересовался этим местом.) Мы сейчас бревно распилим. Пилим, пилим, пилим, пилим. Мы сейчас дрова наколем. Колем, колем, колем, колем. Раз-два, раз-два, Будут на зиму дрова. 5) Как произошло, что маленький безызвестный городок возвысился над всеми городами Руси? Возвышению Москвы очень помогло её более выгодное расположение среди других русских княжеств. Опасно было в то время жить на окраинных землях. Каждый час можно ждать набега врагов, пожаров, плена, смерти. Подальше от многочисленных недругов, под защиту глухих лесов переселялись люди. Особенно охотно селились крестьяне и ремесленники на Москве-реке. Здесь было много свободных земель. В реках водилась рыба, в густых лесах – звери, птицы, дикие пчёлы. Земля давала хорошие урожаи трудолюбивым крестьянам. До Москвы монголо-татары доходили редко. Соседние княжества, расположенные к югу, прикрывали Москву от набегов татарских ханов. Но хотя Москва и была убежищем для спасающихся от орды, но и она натерпелась много от набегов татар. Во время нашествия хана Батыя Москва была разграблена и сожжена, но через годы отстроилась вновь. - Свободнее вздохнули москвичи при князе Иване Даниловиче Калите, внуке Александра Невского Прозвали его Калитой, то есть “кошельком с деньгами”. В этот памятный год москвичи неспроста Дали прозвище князю Иван Калита. “Калита” – это значит мешок для монет, И точнее для князя названия нет! Богатейших даров наготовил Иван И повез их в Орду... Хан доселе не видел даров – Изумрудов, алмазов, куниц и бобров. - Что сделал Иван Калита? Как вы думаете, а зачем он повёз монголо-татарам такие богатые дары? (Ответы учеников) Хитростью и дорогими подарками князь Иван Данилович Калита добился от хана права самому собирать дань на Руси. Часть дани для монголо-татар Иван Калита оставлял для пополнения своей московской казны. На эти деньги он возводил укрепления вокруг Кремля, строил в нем каменные соборы и покупал новые земли. Если удавалось, покупал город. Если дани хватало только на село, покупал село или предлагал жителям соседних княжеств переселяться на земли Московского княжества. Калита всеми возможными способами расширял свои владения. Он всеми средствами заботился о развитии торговли и ремесел в Москве. Учитывая роль церкви в укреплении власти, Иван Калита способствовал переезду главы русской церкви в Москву. Так в Москву повели все дороги земли, Враждовать с Калитой уж князья не могли... И Москва собрала вкруг себя города, Лишь с Москвою считалась отныне Орда. -Итак, почему Москва, ранее не имевшая даже собственного князя, стала столицей великого княжества? (Мнения детей:
Очень сильно изменился облик Москвы при внуке Калиты Дмитрии Ивановиче. В очередной раз пожар сжег дубовую крепость московскую. Город остался без защиты. А Москва – уже столица большого княжества, и негоже ей без кремля стоять. В летописи сказано: «Князь великий Дмитрий Иванович заложил град Москву каменну». На подводах мужики окрестных деревень возили в Москву белый камень-известняк. За один год крепость была возведена и охватила кольцом всю Москву. С тех пор и прозвали Москву белокаменной. Надежно были прикрыты крепостной стеной княжеские хоромы и сборы. Стало москвичам спокойнее. | |
Итог урока | Объясните слова: Где теперь Москва-столица, Жили раньше зверь и птица. -Ребята, посчитайте, сколько на данный момент лет Москве? -Москва – столица нашей Родины, город-герой. За что и когда Москва получила звание Героя? (много войн было, много побед) |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1) Какая существует версия о происхождении названия города Москвы? 2) В каком году был основан город Москва? 3) Каким князем была основана Москва? 4) Почему основатель города выбрал именно это место для основания города? 5) Почему произошло возвышение Москвы?
Юрий Долгорукий
Памятник Юрию Долгорукому в Москве
Раскрасьте звезду красным, если вы сегодня все поняли и вам было интересно Раскрасьте звезду желтым, если вам сегодня было не все понятно Раскрасьте звезду зеленым, если вы сегодня совсем ничего не поняли.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возвышение Москвы. История основания города Москвы.
Исторические события, связанные с обединением земель вокруг Москвы. Программа Л.В.Занкова....
Цикл передач" Моя Москва" ( "Культурная Москва".)
В этой передаче представлены интересные материалы о самом известном и любимом кукольном театре им. С. В. Образцова....
Презентация Возвышение Москвы.
Когда же она образовалась?????? И ка???...
Возвышение Москвы.
К уроку окружающего мира по системе Занкова...
Презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе по теме «Возвышение Москвы»
Презентация к уроку по окружающему миру в 3 классе по теме «Возвышение Москвы». Место урока в теме: Данный урок изучается в разделе «Объединение русских земель вокруг Москвы», 2-й урок...
Валдайская возвышенность. Фотоальбом.
Учебный материал по краеведению. Новгородская область....
Урок окружающий мир 3 класс "Возвышение Москвы"
Урок-исследование, окружающий мир, 3 класс "Возвышение Москвы"....