Рабочая программа по литературному чтению 3класс УМК"Школа21 века"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс)
Рабочая программа по литературному чтению 3класс автор Л.А.Ефросинина.4раза в неделю,всего часов136.Соответствует требованиям ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
literatura_3kl.docx | 71.6 КБ |
izo_3kl.docx | 42.95 КБ |
okruzhayushchiy_3_klass.docx | 37.78 КБ |
Предварительный просмотр:
3.Тематическое планирование.
№п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Всего часов | В том числе | Домашнее задание | |||
план | факт | Уроки | Контроль ные | Тестирова ние | ||||
«Устное народное творчество». | 9 | |||||||
1 | Какие бывают загадки. | 2 | 1 | придумать загадку. | ||||
2 | Загадка – сказка. В Даль «Старик – годовик» | 3 | 1 | Стр.8-9 | ||||
3 | Загадка – сказка. В Даль «Старик – годовик». Пословицы. Загадки, пословицы. | 6 | 1 | Стр.10-12 Написать пословицу о Родине. | ||||
4 | Русская народная сказка. «Самое дорогое». | 1 | Стр.13-16 | |||||
5 | Русская народная сказка. «Про Ленивую и Радивую» | 1 | Подготовить рассказ о Зеленом старике. | |||||
6 | «Про Ленивую и Радивую». Выразительное чтение диалогов. | 1 | Стр.17-21 | |||||
7 | Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич» | 1 | Стр.21-22 | |||||
8 | Сказки с загадками. «Дочь-семилетка». Русская народная сказка. | 1 | Стр.22-27 | |||||
9 | Волшебные сказки. «Царевич Нехитёр-Немудёр. | 1 | Стр.28-36 | |||||
Русские народные сказки. | 3 | |||||||
10 | О присказках. | 1 | Стр.37 | |||||
11 | Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова) ненецкая сказка «Хозяин ветров», чукотская сказка «Девушка и Месяц». | 1 | Принести сборник сказок | |||||
12 | Входной контроль. | 1 | 1 | Стр.37-38 | ||||
Былины | 6 | |||||||
13 | «Добрыня и Змея». | 1 | Стр.39-42 | |||||
14 | Былины. «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 1 | Подготовить выразительное чтение. | |||||
15 | Былины. «Алеша Попович и ТугаринЗмеевич. | 1 | Стр.49-52 | |||||
16 | Былины. «Вольга и Микула» | 1 | Стр.52-54 | |||||
17 | Слушание и работа с детскими книгами. Былины. Внеклассное чтение. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча», «Первый бой Ильи Муромца», «Алёша Попович». | 1 | Написать характеристику, одного из понравившихся богатырей. | |||||
18 | Урок-обобщение по теме «Былины» Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.55-57 | ||||
«Басни». | 4 | |||||||
19 | «Лисица и виноград»; И.А. Крылов. «Лиса и виноград». | 1 | Стр.58-60 | |||||
20 | Басни. И.А. Крылов. «Ворона и Лисица». Внеклассное чтение. Эзоп. «Ворон и Лисица». | 7 | 1 | Стр.60-61 | ||||
21 | Слушание и работа с детской книгой. Внеклассное чтение. Эзоп. «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лисица» А.Е.Измайлов. «Филин и чиж». | 1 | Читать «Филин и чиж» | |||||
22 | Урок-обобщение по разделу Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.62 | ||||
«Произведения А.С.Пушкина. | 9 | |||||||
23 | Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». «У лукоморья дуб зелёный...». | 1 | Выучить наизусть. | |||||
24 | Произведения А.С.Пушкина. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила». | 1 | Стр.65-75 | |||||
25 | Произведения А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане...». | 1 | Стр.75-80 | |||||
26 | Произведения А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане...» Характеристика героев. | 1 | Стр80-90 | |||||
27 | Произведения А.С.Пушкина. «Сказка о царе Салтане…». Сравнение «Сказки о царе Салтане» и сказки «Царевич Нехитер-Немудер». | 1 | Выучить наизусть понравившийся отрывок. | |||||
28 | Слушание и работа с детской книгой. К.Г.Паустовский. «Сказки Пушкина». Внеклассное чтение. А.С. Пушкин. «Сказка о попе и о работнике его Балде» | 1 | Написать характеристику любого из героев сказки. | |||||
29 | А.С. Пушкин. «Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер | 1 | Выучить наизусть стр.95 | |||||
30 | А. С. Пушкин «Няне».Контроль техники чтения. | 1 | Стр.98 | |||||
31 | Урок-обобщение по разделу . «Произведения А.С.Пушкина." Проверочная работа. | 2четв. | 1 | 1 | Стр.101 | |||
Стихи русских поэтов. | 5 | |||||||
32 | Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», «Чародейкою зимою...» | 1 | Стр.102-104 | |||||
33 | А.Н.Майков «Осень» | 1 | Стр.104-105 | |||||
34 | АЛ. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря. | 1 | Стр.106 | |||||
35 | Слушание и работа с детской книгой. Стихи русских поэтов. Внеклассное чтение. И.А. Бунин. «Листопад». | 1 | Стр.108 | |||||
36 | Урок-обобщение по разделу "Стихи русских поэтов"Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр102-108 | ||||
«Лев Николаевич Толстой» | 8 | |||||||
37 | Произведения Л.Н.Толстого. «Два брата» (сказка), «Белка и волк» (басня). | 1 | Стр.109-111 | |||||
38 | Слушание и работа с детскими книгами. Внеклассное чтение. Л.Н. Толстой. «Работник Емельян и пустой барабан». | 1 | Хрестоматия | |||||
39 | Произведения Л.Н.Толстого. Научно-познавательные и художественные рассказы. «Лебеди», «Зайцы». | 1 | Стр.111-113 | |||||
40 | Произведения Л.Н.Толстого. Внеклассное чтение. «Лев и собачка». | 1 | Стр.113-114 | |||||
41 | Рубежный контроль. | 1 | 1 | Стр.115-118 | ||||
42 | Л.Н.Толстого. Былина «Как боролся русский богатырь». | 1 | Стр.118-120 | |||||
43 | Слушание и работа с детской книгой. Книги Л.Н. Толстого. Внеклассное чтение: «Ореховая ветка». | 1 | Стр.121 | |||||
44 | Урок-обобщение по разделу Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.121-122 | ||||
Стихи Н.А. Некрасова. | 7 | |||||||
45 | Стихи Н.А. Некрасова о детях. «Крестьянские дети» (отрывок). | 1 | Стр.123-124 | |||||
46 | Н.А. Некрасов «Мужичок с ноготок» (отрывок) | 1 | Стр 125-126 | |||||
47 | «Мужичок с ноготок». Выразительное чтение. | 1 | Стр 125-126- | |||||
48 | Слушание и работа с детской книгой. Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (в сокращении). | 1 | Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. | |||||
49 | Стихи Н.А. Некрасова о природе. «Мороз-воевода» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»). | 1 | Стр.129-130 | |||||
50 | Слушание и работа с детской книгой. К. И. Чуковский. «О стихах Н.А. Некрасова». Внеклассное чтение. Н.А. Некрасов. «Саша», «Перед дождём». | 1 | Стр.131-132 | |||||
51 | Урок-обобщение по разделу Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.132-133 | ||||
« Антон Павлович Чехов» | 7 | |||||||
52 | А.П. Чехов. «Степь» (отрывок из повести). | 1 | Стр.134-136 | |||||
53 | Внеклассное чтение. А.П. Чехов. «Белолобый»; И.С. Тургенев. «Лес и степь». | 1 | Нарисовать природу родного края. | |||||
54 | А.П. Чехов. «Ванька». | 1 | Подготовить чтение по ролям. | |||||
55 | А.П. Чехов. «Ванька». Чтение по ролям. | 1 | Стр.140-143 | |||||
56 | Н.С. Шер. «О рассказах А.П. Чехова | 1 | Стр.144 | |||||
57 | Слушание и работа с детскими книгами. Книги о животных. Внеклассное чтение. Л. Андреев. «Кусака». | 1 | Стр.143 | |||||
58 | Урок-обобщение по разделу Контроль техники чтения. | 1 | повторить изученные произведения | |||||
« Сказки зарубежных писателей» | 4 | |||||||
59 | Ш. Перро. «Подарки феи». | 23.12 | 1 | Стр.145-150 | ||||
60 | Ц. Топелиус «Солнечный Луч в ноябре». | 3четв. | 1 | Стр.151-152 | ||||
61 | Внеклассное чтение. Ц. Топелиус. «Зимняя сказка» | 1 | Стр. 152-155 | |||||
62 | Слушание и работа с книгами зарубежных сказочников. Внеклассное чтение. Х.-К. Андерсен. «Снеговик»; братья Гримм. «Умная дочь крестьянская». | 1 | Назвать сказки Б. Гримм. | |||||
« Стихи русских поэтов» | 7 | |||||||
63 | И. С. Никитин. «Русь». | 1 | Часть 2 стр.4-7 | |||||
64 | И. С. Никитин. «Утро». | 1 | Стр.8-9, выучить наизусть. | |||||
65 | И.З. Суриков. «Детство». | 1 | Стр.10-13 | |||||
66 | Внеклассное чтение. И. С. Никитин. «Помню я: бывало, няня...». | 19 | 1 | Стр.14-15 | ||||
67 | С.Д. Дрожжин. «Зимний день». «Привет», | 20 | 1 | Стр.15-16 | ||||
68 | Слушание и работа с детскими книгами. Внеклассное чтение. Ф.Н. Глинка. «Москва». | 24 | 1 | хрестоматия | ||||
69 | Урок-обобщение по разделу . Проверочная работа. | 25 | 1 | 1 | Стр.16 | |||
« ДмитрийНаркисовичМамин-Сибиряк | 7 | |||||||
70 | Д.Н.Мамина - Сибиряка Рассказ «Приёмыш». | 1 | Стр.17-21 | |||||
71 | Д.Н.Мамина – Сибиряка Рассказ «Приёмыш». Что такое сюжет и план. | 1 | Стр.21-24 | |||||
72 | Сказка «Умнее всех». | 31.01 | 1 | Стр.24-28 | ||||
73 | Сказка «Умнее всех». Что такое своя точка зрения. | 1 | Подготовить пересказ. | |||||
74 | Сказка «Умнее всех». Подробный пересказ. | 1 | Стр.31-36 | |||||
75 | Слушание и работа с детской книгой. Дополнительное чтение. Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Постойко». | 1 | Подготовиться к проверочной работе. | |||||
76 | Урок-обобщение по разделу Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.37 | ||||
« Александр Иванович Куприн» | 8 | |||||||
77 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда». | 1 | Стр.37-42 | |||||
78 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда» Понятие о композиции и сюжете рассказа. | 7 | 1 | Стр.42-48 | ||||
79 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Синяя звезда». Эскизно-модельный план рассказа. | 8 | 1 | Стр.48—53 | ||||
80 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». Словесный план рассказа. | 1 | Стр.54-57 | |||||
81 | Произведения А.И. Куприна. Рассказ «Барбос и Жулька». Авторская точка зрения. | 1 | Стр.57—61 | |||||
82 | «Собачье счастье». | 10.02 | 1 | Написать характеристику героев с помощью эпитетов. | ||||
83 | Слушание и работа с детскими книгами о животных. Внеклассное чтение. | 1 | Стр.62 | |||||
84 | Урок-обобщение по разделам «Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка», «Произведения А.И. Куприна» («Проверьте себя»). Проверочная работа. | 1 | 1 | |||||
« Сергей Александрович Есенин» | 7 | |||||||
85 | Стихи С.А. Есенина. Стихи о Родине «Я покинул родимый дом...». | 17.02 | 1 | Стр.63-64 | ||||
86 | Стихи С.А. Есенина. «Нивы сжаты, рощи голы...». | 1 | Нарисовать иллюстрацию к стихотворению. | |||||
87 | Стихи С.А. Есенина. «Берёза». Внеклассное чтение. Стихи о берёзе | 19.02 | 1 | Найти в тексте эпитеты, сравнения, олицетворение. | ||||
88 | Стихи С.А. Есенина. «Бабушкины сказки». | 1 | Стр.66-67 | |||||
89 | Слушание и работа с детскими книгами стихов русских поэтов. Внеклассное чтение. С.А. Есенин. «Топи да болота..» | 1 | Подготовиться к проверочной работе. | |||||
90 | Урок-обобщение по разделу(«Проверьте себя»). Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.68 | ||||
91 | Стихи русских поэтов. | 1 | Стр.68 читать выразительно. | |||||
«Константин Георгиевич Паустовский. | 8 | |||||||
92 | «Константин Георгиевич Паустовский».Сказка «Стальное колечко». | 1 | Стр69-73 | |||||
93 | Сказка«Стальное колечко». Деление текста на смысловые части. | 1 | Стр.73-76 | |||||
94 | Сказка«Стальноеколечко». Понятие «рассказ-повествование». | 1 | Стр.76-77 | |||||
95 | Юмористические рассказы. К.Г. Паустовский«Кот-ворюга». | 1 | Стр.78-83 | |||||
96 | Научно-познавательные рассказы. К.Г. Паустовский «Какие бывают дожди». | 1 | Стр.84-87 | |||||
97 | Внеклассное чтение. «Заячьи лапы». | 1 | Найти главных и второстепенных героев. | |||||
98 | Слушание и работа с книгами К. Г. Паустовского. Внеклассное чтение «Тёплый хлеб». | 1 | Подготовиться к проверочной работе. | |||||
99 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.85-88 | ||||
« Самуил Яковлевич Маршак» | 3 | |||||||
100 | Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Урок родного языка». | 1 | Стр.88-90 наизусть. | |||||
101 | Произведения С.Я. Маршака. Стихотворение «Ландыш». | 1 | Стр.90-92. Написать, как природа относится к ландышу. | |||||
102 | Слушание и работа с книгами С.Я. Маршака. Внеклассное чтение. Пьеса- сказка «Кошкин дом». Контроль техники чтения. | 1 | Стр.93-95 | |||||
ЛеонидПантилеев». | 6 | |||||||
103 | Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ «Честное слово». | 23.03 | 1 | Стр.96-98 | ||||
104 | Произведения Л. Пантелеева о детях. Рассказ«Честноеслово». | 1 | Стр.98-99 | |||||
105 | Исторические рассказы Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель». | 1 | Стр.100-103 | |||||
106 | Л. Пантелеева. Рассказ «Камилл и учитель». Понятие «автор – герой произведения» | 1 | Стр.104-107 | |||||
107 | Слушание и работа с детской книгой. Внеклассное чтение. «Фенька», «Новенькая. | 1 | Подготовиться к проверочной работе. | |||||
108 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Проверочная работа. | 1 | 1 | Стр.108 | ||||
«Аркадий Петрович Гайдар» | 10 | |||||||
109 | Произведения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень». | 1 | Стр.109-111 | |||||
110 | Произведения А.П. Гайдара о детях. Рассказ «Горячий камень». Понятие «автор- рассказчик». | 1 | Написать, как Женя относилась к игре? Почему? | |||||
111 | Итоговый контроль | 1 | Стр.117-120 | |||||
112 | . Произведения А.П. Гайдара о детях. Повесть «Тимур и его команда». | 1 | Стр121-123 | |||||
113 | Повесть «Тимур и его команда». Пересказ отдельных эпизодов | 1 | Написать правила, своей любимой игры. | |||||
114 | Повесть «Тимур и его команда».Понятие «Сюжет и план рассказа» | 1 | Стр125 | |||||
115 | Стихотворение С.В. Михалкова «Аркадий Гайдар». | 1 | Стр126-127 | |||||
116 | Очерк К.Г. Паустовского «Об Аркадии Петровиче Гайдаре». Внеклассное чтение. С.В. Михалков. «Ошибка | 1 | Подготовиться к проверочной работе. | |||||
117 | Слушание книг о детях и работа с ними. Внеклассное чтение. В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». | 1 | 1 | Стр.128 | ||||
118 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»).Проверочная работа. | 1 | ||||||
« Михаил Михайлович Пришвин» | 5 | Стр.129-130 | ||||||
119 | Произведения М.М. Пришвина. Очерк «Моя Родина». | 1 | Стр.128 | |||||
120 | Произведения М.М. Пришвина о животных. Внеклассное чтение. Рассказ «Двойной след | 1 | Стр.131-135 | |||||
121 | Произведения М.М. Пришвина о животных. Рассказ «Выскочка». | 1 | Стр.139 | |||||
122 | Слушание и работа с детскими книгами о природе. Внеклассное чтение. В. В. Бианки. «По следам». | 1 | Стр.135-137 | |||||
123 | Рассказ-описание «Жаркий час». | 1 | ||||||
«Произведения зарубежных писателей» | 13 | 1 | Стр.140-142 | |||||
124 | Дж. Лондон. «Бурый волк». | 1 | Стр.142-143 | |||||
125 | Дж. Лондон.«Бурый волк» (глава 1-2) | 1 | Выучить наизусть описание волка. | |||||
126 | Дж. Лондон.«Бурый волк» (глава 3-4) | 1 | Стр.146-160 | |||||
127 | Дж. Лондон.«Бурый волк» (глава 5-6) | 1 | Стр.161-163 | |||||
128 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». | 1 | Стр.164-166 | |||||
129 | Э.Сетон-Томпсон. «Чинк». Положительные и отрицательные герои | 1 | Придумать историю о дружбе человека и животного. | |||||
130 | Э. Сетон-Томпсон. «Чинк». Смысловая часть произведения. | 1 | ||||||
131 | Слушание и работа с детскими книгами зарубежных писателей.Внеклассное чтение. Дж. Чиарди. «Джон ДжейПленти и кузнечик Дэн». | 1 | Стр.172 | |||||
132 | Урок-обобщение по разделу («Проверьте себя»). Контроль техники чтения | 1 | 1 | Стр.88 -90 | ||||
133 | Анализ работ. | 1 | Стр.129-130 | |||||
134 | Повторение по разделу «Произведения зарубежных писателей». | 1 | Стр.140-161 | |||||
135 | Урок обобщение. Викторина. | 1 | Стр.129-130 | |||||
136 | Итоговый урок. Задания на лето. | 1 | ||||||
Итого: | 136 | 136 | 13 | 3 |
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
Личностные результаты :формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметныерезультаты :овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить
текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; - овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; формирование умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог; готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- формирование готовности конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- формирование умения работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- осознания значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;
- понимания роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); способности осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
- достижения необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих
понятий;
4)способности самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
критерии оценивания
Система контроля и оценки уровня знаний и умений учащихся реализует следующие функции:
- социальную (позволяет установить соответствие личных достижений каждого ученика требованиям программы, познакомить учащихся и их родителей с направлениями и критериями оценивания успехов в учении, опираясь на результаты проверки; учесть все факторы, влияющие на учебно-познавательный процесс и уровень обученности ученика, чтобы наметить перспективу развития его индивидуальных возможностей);
- воспитательную (учитель отслеживает динамику продвижения каждого ученика в обучении и развитии, а также сформированность его личных качеств; система проверочных и контрольных работ выполняет не только контролирующую, но и обучающую роль; вовлечение учащихся в оценочную деятельность снимает у них страх и тревожность, побуждая к решению задач различных видов и поиску ответов даже на сложные вопросы);
- образовательную(учитель определяет уровень усвоения материала, анализирует успехи и просчеты, вносит коррективы в содержание и планирование учебного материала; каждый ученик, зная результат своей работы, знакомится с допущенными ошибками, осознает, что он уже умеет, а что нужно еще повторить или доучить);
- эмоционально-развивающую (эмоциональная реакция каждого ученика на полученный результат - радость, огорчение, безразличие - может укрепить его учебную мотивацию или породить неуверенность в себе и нежелание учиться дальше).
Объектом оценки предметных результатов служит способность третьеклассников решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение ребенком требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребёнка. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. При этом итоговая оценка ограничивается контролем успешности освоения действий, выполняемых третьеклассниками с предметным содержанием. В соответствии с требованиями Стандарта, составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по литературному чтению.
Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. ,
Это
- комплексные разноуровневые работы (для текущей проверки);
- тесты по изученному произведению, теме, разделу;
- тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного;
- диагностические задания и тесты для проверки сформированности учебной и читательской деятельности;
- тексты и задания для индивидуальной проверки навыка чтения вслух (в конце каждого полугодия);
- тексты и задания для проверки навыка чтения молча (в конце 3 класса);
- комплексные разноуровневые итоговые работы по проверке уровня начитанности и читательских умений (в конце каждого полугодия);
- итоговые тесты (вид комплексных разноуровневых контрольных работ).
Отметки за выполнение тестовых заданий (если ученик набрал более шести баллов, работа считается выполненной):
«5» - ученик набрал 9-10 баллов;
«4» - ученик набрал 7-8 баллов;
«3» - ученик набрал 5-6 баллов;
«2» - ученик набрал менее 5 баллов.
Для индивидуализации проверки и оценки текущие и контрольные работы даны в трех вариантах, различающихся тремя уровнями сложности. Первый вариант заданий соответствует обязательному минимуму содержания программы и, следовательно, первому уровню подготовки. Второй и третийварианты включают задания повышенной сложности и соответствуют второму и третьему уровням подготовки.
Работы с заданиями приблизительно одинаковой сложности можно оценивать по сумме верных ответов:
«5» - если все задания выполнены верно;«4» - если выполнено не менее 1/4 всех заданий;
«3» - если выполнено не менее 1/2 всех заданий;2» - если выполнено менее 1/2 всех заданий.
В третьем классе проверяются умение читать целые слова, словосочетания и фразы, понимание содержания текста при чтении молча, выразительное чтение подготовленного текста и чтение наизусть стихотворения. О замере времени учащимся не сообщается.
Отметка «5» - ученик читает целыми словами, со скоростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в минуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказывать о нем собственное обоснованное суждение.
Отметка «4» - ученик читает текст вслух целыми словами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонационно правильно; умеет передать содержание прочитанного; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.
Отметка «3» - ученик читает целыми словами со скоростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях переходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.
Отметка «2» - ученик не выполняет требований, установленных для отметки «3».
«Технические» ошибки: замена и искажение читаемых слов; замена и перестановка букв, слогов, слов; пропуски или добавления слов; ошибки ударения.
Понимание слова: включает верное объяснение его прямого и переносного значения, значения в данном предложении, тексте.
Понимание текста: проверяется с помощью ответов на вопросы, пересказа, выразительного чтения (показатель целостного восприятия и осмысления текста).
Ошибки понимания: тон и темп чтения не соответствуют содержанию произведения; интонация не соответствует знакам препинания.
Основные требования к результатам обучения в третьем классе
Учащиеся должны научиться:
- читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух (темп чтения не менее 60 слов в минуту) и про себя (темп чтения не менее 80 слов в минуту);
- читать наизусть шесть-семь стихотворений и два-три отрывка из прозы;
- определять смысл событий и поступков героев, выражать своё отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно, кратко, выборочно) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми разделами, темами, жанрами, писателями;
- работать в библиотеке и пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
2.Содержание учебного предмета
Основные разделы:
Устное народное творчество. Пословицы, скороговорки, загадки, русские народные сказки («Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую», «Дочь-семилетка», «Царевич Нехитёр-Немудёр»); былины («Добрыня и Змея», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Алёша Попович и ТугаринЗмеёвич», «Вольга и Микула»).
Басни. Эзоп «Лисица и виноград»; И.А. Крылов «Лиса'и виноград», «Ворона и лисица».
Произведения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» (отрывок), «Сказка о царе Салтане...», стихи («Вот север, тучи нагоняя...», «Зимний вечер», «Няне»); К.Г. Паустовский «Сказки Пушкина».
Стихи русских поэтов. Ф.И. Тютчев «Есть в осени первоначальной..,», «Чародейкою Зимою...»; А. Майков «Осень», А.А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка...», «Кот поёт, глаза прищуря...»; И.О. Никитин «Русь», «Утро»; И.З. Суриков «Детство»; С.Д. Дрожжин «Привет», «Зимний день».
Произведения Л.Н. Толстого «Два брата», «Белка и Волк», «Лебеди», Прыжок», «Зайцы», «Как боролся русский богатырь».
Произведения Н.А. Некрасова «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз-воевода» (отрывок), «Мужичок с ноготок» (отрывок), «Славная осень! Здоровый, ядрёный...»; К.И. Чуковский «Мужичок с ноготок»; «О стихах Н.А. Некрасова».
Произведения А.П. Чехова. Рассказы «Степь», «Ванька». Н.С. Шер «О рассказах А.П. Чехова».
Произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка«Умнее всех», «Приёмыш».
Произведения А.И. Куприна «Синяя звезда», «Барбос и Жулька».
Произведения С.А. Есенина «Стихи о Родине» (отрывки), «Я покинул родимый дом...», «Нивы сжаты, рощи голы...», «Стихи о берёзе» (отрывки), «Берёза», «Бабушкины сказки».
Произведения К.Г. Паустовского «Стальное колечко», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди».
Произведения С.Я. Маршака «Урок родного языка», «Ландыш»; 8. Субботин «С Маршаком».
Рассказы Л. Пантелеева «Честное слово», «Камилл и учитель».
Произведения А.П. Гайдара «Горячий камень» (в сокращении), «Тимур и его команда» (отрывок); С.В. Михалков «Аркадий Гайдар». К.Г. Паустовский «Об Аркадии Петровиче Гайдаре».
Произведения М.М. Пришвина «Моя Родина», «Выскочка», «Жаркий час»; в. Чалмаев«Воспоминания о М.М. Пришвине».
Произведения зарубежных писателей Ш. Перро «Подарки феи»; Ц. Топелиус«Солнечный Луч в ноябре»; Дж. Лондон «Волк»; Э. Сетон-Томпсон «Чинк» (в сокращении).
Предварительный просмотр:
3.Тематическое планирование.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Всего часов | В том числе | Домашнее Задание | ||||
план | факт | уроки | Контрольные | Тестирование | |||||
Природные объекты в творчестве художника. | 10 | ||||||||
1 | Введение. «Букет из осенних листьев». | 1 | Стр.4-5 | ||||||
2 | Природа в разных жанрах изобразительного искусства. | 1 | Подготовить сообщение о птицах нашего края. | ||||||
3 | Открытое и закрытое пространство. «Облака и птицы в небе». | 1 | Стр.14-19 | ||||||
4 | Водный мир. Входной контроль. | 27 | 1 | 1 | Стр. 20-21 | ||||
5 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму «Корабли в море». | 1 | Нарисовать композицию «Корабли в море» по мотивам работ И.К Айвазовского. | ||||||
6 | Знакомство с разнообразием подводного мира. Создание своего кораллового острова и заселение его растениями и животными. | 1 | С.23-24 | ||||||
7 | Развитие дифференцированного зрения: перевод наблюдаемого в художественную форму «Морской натюрморт с ракушкой» | 1 | Стр.24-25 | ||||||
8 | «Играющие животные» | 25.10. | 1 | Наблюдение за природой в парке. | |||||
9 | Композиция «Прогулка в парке». | 2чет | 8.11 | 1 | Стр.30 | ||||
10 | Декоративно-прикладное искусство. Создание вазы из «камня». Лепка из цветного пластилина. Выставка работ. | 1 | Стр.31-34 | ||||||
Развитие фантазии и воображения. Декоративно-прикладная деятельность. | 6 | ||||||||
11 | «Бусы в подарок». | 30.11 | 1 | Прочитать сказку «Хозяйка медной горы» | |||||
12 | Создание композиции по мотивам литературных произведений, например, по сказке «Хозяйка медной горы». | 7.12 | 1 | Стр.36-38 | |||||
13 | Композиция на передачу контраста в рисунке. «Дюймовочка в жилище полевой мыши». | 14.12 | 1 | Стр. 38-39 | |||||
14 | Ритм в природе. «Журавлиная стая на восходе солнца». | 21.12 | 1 | Стр. 40 | |||||
15 | «День и ночь». Рубежный контроль. | 20.12 | 1 | 1 | Стр.39-40 | ||||
16 | Изображение человека в движении. | 3четв. 10.01 | 1 | Рисование человека в нескольких положениях. | |||||
Величие природы на языке изобразительного искусства. | 7 | ||||||||
17 | Отображение природы в музыкальном произведении. | 17 | 1 | Стр.48-56 | |||||
18 | Гризайль | 24 | 1 | Стр.58-60 | |||||
19 | Монотипия. | 31 | 1 | Стр.60-62 | |||||
20 | Представление о контрасте и нюансе в объёмных формах: «Хоккеист и балерина» | 7.02 | 1 | Стр.62-68 | |||||
21 | «Детский городок». Работа в малых группах. | 14 | 1 | Принести восковые мелки. | |||||
22 | Воскография. | 1 | Стр.68-72 | ||||||
23 | Воздушная перспектива. «Военные корабли в море» | 1 | Стр.72-76. | ||||||
Выразительные средства изобразительного искусства. | 6 | ||||||||
24 | Шрифт. Буквица. | 1 | Нарисовать иллюстрацию и буквицу с изображением Змея Горыныча | ||||||
25 | Форма, объём, цвет, ритм. | 14 | 1 | Стр.78-79 | |||||
26 | Создание алфавита. | 21 | 1 | Стр.80-81 | |||||
27 | Дизайн. | 1 | Придумать свое дизайнерское решение мобильного телефона. | ||||||
28 | Итоговый контроль | 1 | 1 | Стр.82-84 | |||||
29 | Освоение приёмов лепки фигуры человека «Артисты на арене цирка». | 1 | Назвать великих художников России. | ||||||
30 | Музей в твоей книжке | 5 | 1 | Стр.88-89 | |||||
31 | Великие художники России. Развитие фантазии и воображения. Орнамент. Изразцы. | 1 | Стр.90-95 | ||||||
32 | Архитектура и декоративно-прикладное искусство. | 1 | Стр.95-100 | ||||||
33 | Архитектурные достопримечательности | 1 | Стр.102-118 | ||||||
34 | Виртуальное знакомство с крупными музеями России. | 1 | |||||||
Итого: | 34 | 34 | 3 |
2.Содержание учебного предмета
1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (17 часов)
1.1. Освоение человеком природного пространства (среды). Знакомство с разнообразием, красотой и своеобразием природы.
1.2. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы и его отражение в изобразительном искусстве. Природа в разных жанрах изобразительного искусства.
1.3. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водное пространство, земная поверхность, подземный мир (горы, долины, 4русла рек, озера, моря, поля, леса создают в природе свой особый рисунок).
1.4. Ритм и орнамент в природной среде и в искусстве и др. Каждый предмет имеет свое строение (конструкцию). Рассматриваем деревья. Рисунок земной поверхности показан на карте или глобусе (суша, возвышенности, моря, реки, океаны).
1.5. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа.
1.6. Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов. Воздушная перспектива.
1.7. Образы, построенные на контрасте формы, цвета, размера. Глухие и звонкие цвета. Главные и дополнительные цвета.
1.8. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический.
1.9. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению: краткие зарисовки (наброски и портрет по наблюдению).
1.10. Передача объёма в живописи и графике.
1.11. Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объемной формы: создать летающий объект на примере насекомого, выделяя характерные особенности.
1.12. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал).
1.13. Передача динамики в объемном изображении - лепка по памяти фигуры человека в движении.
1.14. Лепка объемно-пространственной композиции из одноцветного пластилина или глины с помощью каркаса из проволоки и палочек.
1.15. Создание эскизов архитектурных сооружений с использованием материалов природных форм в технике рельефа.
1.16. Равновесие в изображении и выразительность формы в декоративном искусстве. Обобщенность, силуэт.
1.17. Выявление декоративной формы: растительные мотивы искусства. Кораллы -одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые.
1.18. Рождение художественной формы по мотивам природных наблюдений. «Одежда жителей цветочного города», «Лесные феи».
2.Развитие фантазии и воображения ( 11 часов)
2.1. Раскрытие взаимосвязи элементов в композиции (музыкальной, предметной, декоративной). Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии.
2.2. Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения. Смысловая зависимость между форматом и материалом.
2.3. Самостоятельно решать поставленную творческую задачу в разных формах и видах изобразительного искусства (на плоскости, в объеме). Разнообразие художественно-выразительного языка различных искусств. Заполнение пространства листа.
2.4. Взаимосвязь содержания художественного произведения и иллюстрации. Связь урока с внеклассным чтением.
2.5. Взаимосвязь содержания литературного произведения с иллюстрацией и шрифтом. Роль и значение буквицы в сказочных и былинных произведениях.
2.6. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и решением необходимых атрибутов сцены, костюмов героев. Цветовое и световое оформление спектакля.
2.7. Изменение пространственной среды в зависимости от ситуации (содержание, звуковое оформление). Создание необычного сказочного игрового пространства (эскиза): решения уголка в классе, на сцене для проведения художественного события. Освоение разнообразия форм в архитектуре (путешествие «Исторические походы» в прошлое и будущее, например: в среду, в которой жил писатель-сказочник (время, архитектура, страна, декоративное искусство, одежда)).
2.8. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами.
2.9. Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки, их связью с природой и особенностями растительного и животного мира. Отображение природных мотивов в орнаменте и элементах декоративного украшения игрушек.
2.10. Освоение разнообразия форм в архитектуре. Понимание влияния исторического времени и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Осваивание особенностей работы на небольших форматах.
2.11. Разнообразие художественно-выразительного языка в декоративно-прикладном искусстве. Декоративные украшения, как важный элемент народного и современного костюма: украшения, броши, бусы, подвески.
3.Восприятие искусства (музейная педагогика) ( 6 часов)
1. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства): форма, объём, цвет, ритм, композиция, мелодика, конструкция.
2. Применение музыкального и литературного материала для углубления и развития образно-эстетических представлений учащихся во время практической деятельности и восприятия произведений искусства.
3. Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция произведения: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет). Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники: Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега, К. Моне, А. Сислей, Чарушин.
4. Жанры изобразительного искусства: пейзаж, портрет, анималистический, исторический, бытовой, натюрморт, мифологический. Русский музей, Эрмитаж (Санкт-Петербург), Музей изобразительного искусства им. А.С. Пушкина (Москва), музеи, находящиеся в регионе.
5. Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства.
6. Красота архитектурных сооружений. Уникальность памятников архитектуры. Связь архитектуры с природой. История возникновения и развития архитектурных ансамблей и рассказ о жизни их создателей.
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к истории и культуре разных народов, иному мнению;
3) развитие творческого потенциала, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств, сенсорных способностей;
5) воспитание интереса к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
1) процесс освоения способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении; формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; умение накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести диалог;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) становление понимания связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; развитие представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения программы по изобразительному искусству. У третьеклассника продолжится:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) развитие индивидуального чувства формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательного использования цвета и формы в творческих работах;
3) развитие коммуникативного и художественно-образного мышления в условиях полихудожественного воспитания;
4) воспитание проявления эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения;
5) формирование умения использовать в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) формирование представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации по мотивам разных видов искусства;
8) формирование нравственных, эстетических, этических, общечеловеческих, культурологических, духовных аспектов воспитания на уроках изобразительного искусства.
Третьеклассник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
- различать основные виды и жанры пластических искусств;
- эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры одного-двух ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- создавать простые композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;
- использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России;
- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта - природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. - в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цвето-ведения, усвоенные способы действия.
Третьеклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
- видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т.д. в природе, на улице, в быту);
- высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
- моделировать новые формы, различные ситуации путём трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, выражая к ним своё отношение;
- изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы;
- применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, использовать в творчестве различные ИКТ-средства.
Муниципальное общеобразовательное учреждение-
средняя общеобразовательнаяшкола с. Интернациональное
Краснокутского района Саратовской области
«Согласовано» Руководитель МО учителейначальныхклассов _________И. П. Пащенко Протокол № от « 29» августа 2021 г. | «Согласовано» Зам. директорапо ВР МОУ-СОШ с. Интернациональное ______/Н.Ш.Тлевалиева/ «30» августа 2021 г. | « Утверждено» Директор МОУ-СОШ С.Интернациональное ___________О.Н Шеховцова Приказ № от«31» августа 2021 г. |
Рабочая программа
3 класс(ФГОС)
«Изобразительное искусство»
2021-2022учебный год
рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от 30.08.2021г
Предварительный просмотр:
3.Тематическое планирование.
N п/п | Наименование разделов и тем | Дата | Кол-во часов | В том числе | Домашнее задание | |||
план | Факт | уроки | Контрольные | Тести рование | ||||
Введение | ||||||||
1. | Введение. Как работать с учебником. Условные обозначения. | 1 | 1 | Стр.3-5 | ||||
Земля – наш общий дом. | 6 | |||||||
2. | Где и когда ты живёшь. Счёт лет в истории. | 1 | Выучить римские цифры. | |||||
3. | Солнечная система. Какие бывают природные тела. Искусственные тела. | 1 | Стр.10-12 | |||||
4. | Солнечная система. Солнце – огненный шар. Земля – шар. | 1 | Стр.13-16 | |||||
5. | Условия жизни на Земле. Значение Солнца для жизни на Земле. | 1 | Стр.17-21 | |||||
6. | Условия жизни на Земле. Значение воды для жизни на Земле. Входной контроль. | 1 | 1 | Стр. 21-25 | ||||
7. | Условия жизни на Земле. Воздушная оболочка Земли. | 1 | Стр.26-28 | |||||
Человек изучает Землю | 2 | |||||||
8. | Человек познаёт мир. Как изображают Землю. О меридианах и параллелях | 1 | Стр.30-32 | |||||
9. | Зачем нужны карта и план? Географическая карта . | 1 | Нарисовать карту нашего села. | |||||
Бактерии и грибы | 2 | |||||||
10. | Бактерии. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии. | 1 | Стр.38-39 | |||||
11. | Грибы. Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. | 1 | Сообщение «Любимые грибы нашей семьи» | |||||
Растительный мир Земли | 13 | |||||||
12. | Растения встречаются повсюду. Растения дикорастущие и культурные. | 1 | Стр. 46-48 | |||||
13. | Защита проектов«Если бы на Земле не было бы растений» | 1 | Стр.50-51 | |||||
14. | Растения прекрасные, но опасные. | 1 | Стр.52-54 | |||||
15. | Разнообразие растений на Земле. Водоросли, мхи, папоротники. | 1 | Сделать гербарий «Растения нашего село». | |||||
16. | Разнообразие растений на Земле. Хвойные растения. Цветковые растения. | 1 | Стр.57-59 | |||||
17 | Растения – живые тела (организмы). | 1 | Стр.59-60 | |||||
18 | Как живёт растение. Корень, его значение. | 1 | Стр.60-61 | |||||
19. | Побег – сложный надземный орган растения. Лист – орган питания. Стебель – часть побега. | 1 | Стр.61-65 | |||||
20. | Цветок – самый красивый орган растения. Какие бывают плоды. | 1 | Стр.65-67 | |||||
21. | Размножение растений. Как плоды и семена попадают на новые территории. | 1 | Стр. 67-70 | |||||
22. | Как долго живут растения. | 1 | Стр.71-72 | |||||
23. | Человек и растения. Культурные растения в жизни человека. | 1 | Стр.74-77 | |||||
24. | «Красная книга» России. | 1 | Стр.78-84 | |||||
Животный мир Земли | 14 | |||||||
25. | Какова роль животных в природе. | 1 | Стр.86-88 | |||||
26. | Разнообразие животных. Животные – живые существа (организмы) | 1 | Стр. 88-89 | |||||
27. | Как животные ориентируются. Как животные питаются. | 1 | Стр.90-93 | |||||
28. | Как животные передвигаются. Как животные дышат. | 1 | Стр.93-94 | |||||
29. | Кровеносная система. Органы выделения. | 1 | Стр.95-96 | |||||
30. | Размножение животных. Как животные приспосабливаются к условиям жизни. Поведение животных. | 9 | 1 | Стр.96-100 | ||||
31. | Беспозвоночные животные. | 1 | Стр.102-108 | |||||
32. | Позвоночные животные. | 1 | Стр.108-111 | |||||
33. | Земноводные. Пресмыкающиеся. | 1 | Стр.112-118 | |||||
34. | Птицы. | 1 | Стр.119-122 | |||||
35. | Млекопитающие (звери) | 1 | Стр123-126 | |||||
36. | Что такое природное сообщество? | 1 | Стр.127-132 | |||||
37. | Человек и животные. Тестирование. | 1 | 1 | Стр.134-136 | ||||
38. | Повторение. Анализ работ. | 1 | Стр.134-137 | |||||
Наша Родина: от Руси до России | 7 | |||||||
39. | Древняя Русь. | 1 | Ч.2 Стр.6-8 | |||||
40. | Древнерусское государство. | 1 | Стр.9-13 | |||||
41. | Московская Русь. | 1 | Стр.14-17 | |||||
42. | Российская империя. Пётр I Великий. | 1 | Стр.18-22 | |||||
43. | Российская империя. Екатерина II Великая. | 1 | Стр23-24 | |||||
44. | Российская империя. Последний российский император Николай II. | 1 | Стр.25-26 | |||||
45. | Советская Россия. СССР. Российская Федерация.Ф.Г.»Что такое деньги?» | 1 | Подготовить родословную. | |||||
Как жили наши предки | 9 | |||||||
46. | Имя, отчество, фамилия. Защита проектов «Моя родословная» Промежуточный контроль. | 1 | Стр.29-33 | |||||
47. | Какими людьми были наши предки. Как выглядели. Как работали. | 1 | Стр.34-36 | |||||
48. | Какими людьми были наши предки? Как защищали Родину. Как помогали друг другу. | 1 | Стр36-37 | |||||
49. | Какими людьми были наши предки? Как принимали гостей. Как отдыхали. | 1 | Стр.38-40 | |||||
50. | Какие предметы окружали русских людей. «Скажи, какой у тебя дом» | 1 | Стр.41-47 | |||||
51. | По одёжке встречают. | 1 | Стр.48-55 | |||||
52. | Русская трапеза | 1 | Стр56-59 | |||||
53. | Боги древни славян. | 1 | Стр.60-64 | |||||
54. | Принятие христианства на Руси. | 1 | 1 | Стр.65-70 | ||||
Как трудились наши предки | 14 | |||||||
55. | Что создавалось трудом крестьянина. | 1 | Стр.72-78 | |||||
56. | Что создавалось трудом ремесленника. Что такое ремесло.Ф.Г.»Современные деньги России и других стран». | 1 | Стр.79-87 | |||||
57. | О гончарном круге, керамике и фарфоре. | 1 | Стр.88-89 | |||||
58. | О веретене, прялке и ткацком станке. | 1 | Стр.90-91 | |||||
59. | Итоговый контроль. | 1 | Стр91-94 | |||||
60. | Русские оружейники | 1 | Стр.95-97 | |||||
61. | Что создавалось трудом рабочего. О первых мануфактурах, завода и фабриках России. | 1 | Стр.97-101 | |||||
62. | Наличие полезны ископаемых – условие работы промышленных предприятий. О первых железных дорогах. | 1 | Стр.101-104 | |||||
63. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (пароход) | 1 | Стр.105-107 | |||||
64. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (автомобиль) | 1 | Стр.108-112 | |||||
65. | Открытие, которое совершил человек в XIX-XX веках. (самолёт) | 1 | Стр.113-114 | |||||
66 | Время космических полётов | 1 | Стр.113-114 | |||||
67 | Россия ХIХ-ХХ века. Повторение. | 1 | Стр.108-114 | |||||
68 | 1 | Стр.114-116 | ||||||
Итого: | 68 | 68 | 3 |
2.Содержание учебного предмета.
Земля — наш общий дом (7 ч)
Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю(4 ч)
Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении жизни на Земле. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (26 ч)
Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.
Как человек одомашнил животных.Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика. Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края.Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Как люди жили в старину (12 ч)
Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.
Как трудились в старину (7ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб —главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отменакрепостного права.Ремесла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты.Торговля. Возникновение денег.Развитиетехники в России (на примере авиации, автостроения). Освоениекосмоса. Строительство. Первые славянские поселения, древние города(Великий Новгород, Москва, Владимир).Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные историческиеэпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родногокрая. Как дом «вышел» из-под земли.
Урок-обобщения.(1ч)
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие допровозглашения первого русского царя); Россия (основные историческиесобытия, произошедшие до 1917 года).Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.5
1.Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника. Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир. Это:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры;
- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, её истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учётом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета.
Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием, повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, оп
К концу обучения в третьемклассеобучающиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и т.п. разных эпох;
называть даты образования Древней Руси, венчания на царство первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные свойства воды и воздуха;
- проводить несложные опыты по размножению растений;
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена;
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремёсел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 3класс
Рабочая программа по УМК"Школа России" , авторы учебника Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий. Программа составлена на 3 часа в неделю...
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению 3класс "Перспектива"
Рабочая программа по литературному чтению 3класс "Перспектива"...
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»
Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...
Рабочая программа по литературному чтению 3класс
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа России"...
рабочая программа по литературному чтению 3класс
рабочая программа по литературному чтению 3класс...
рабочая программа по литературному чтению 3класс
Школа России...