Наш школьный двор
опыты и эксперименты по окружающему миру (1 класс)
В материале представлено краткое изложение программы для первого классса из десятилетнего курса "Отечествоведение", отражено значение школьного двора для целостного развития школьника. Представлена лирическая зарисовка, построенная на основании школьных сочинений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nash_shkolnyy_dvor.docx | 27.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Наш школьный двор
Из моего дневника 11 июня 2005 г. «Школьный двор, оранжевая клумба. Стремление к результатам человеческой деятельности. И именно она, эта клумба, является измерителем хорошей результативной педагогики. Если у нас во дворе 10 клумб, воспитание в школе налажено, хорошее. Но для нас гораздо важнее научить хранить целомудрие земли, ее первозданность. В нашей школе с педагогической точки зрения гораздо большую ценность имеет нетронутый газон травы».
Эта глава необычна. Она носит двоякий характер. С одной стороны – именно так называется предмет в первом классе в программе Отечествоведение, с другой – хотелось бы поговорить о школьном дворе, правда несколько опережая события, как о важнейшей составляющей в воспитательном процессе, как важной составляющей атмосферы школы, духа школы…
Начну, пожалуй, с первого. Долгое время наш предмет «Отечествоведние» отличался от курса Песталоцци не только проблемным изучением края (курсами «Народный календарь», «Мир русской деревни» «Сеятели и хранители», «Русский народ», но и отсутствием первой ступеньки «Наш школьный двор», изучаемой в первом классе. Программа курса была разработана давно, а вот места в расписании на протяжении почти 16 лет мы не могли найти. И вот с введением системы внеурочной работы на уровне министерства у нас появилась возможность преподавать и этот предмет.
В дореволюционных учебниках школьному двору уделялось немало места, во всяком случае в разделе «Школа». Мне не доводилось видеть воочию программу швейцарского педагога, но почти не сомневаюсь, что мы пошли при построении программы тем же самым путем, что и наш великий предшественник.
Этот предмет у нас начинает изучаться со здания самой школы, с класса и других вспомогательных помещений школы всех наших пяти зданий, их функций. Обеспечение жизнедеятельности школы. Профессии людей, работающих в школе: директора, учителя, библиотекаря, повара, кочегара, водителя автобуса, дворника, уборщицы… Учебный участок. Школьный сад. Березовые аллеи. Природа школьного двора. Растительный мир. Насекомые, птицы. Птичья столовая. Рельеф школьного двора. Прилегающие территории. Поля, луга. Музей школы. Музей-блиндаж. История школы. А четыре года назад добавились еще и новые площадки, на которых осуществляются такие проекты, как «Аптекарский огород», «Дендрарий», «Птичья столовая», «Школьное лесничество». Эти проекты непосредственно касаются и первоклассников, ведь у них есть и собственные владения в «Аптекарском огороде» - две-три грядки, которые они сажают, за которыми они ухаживают, наблюдают… И в птичьей столовой есть микроквартал, принадлежащий им и в котором расположены кормушки, за которыми они не только присматривают, обеспечивают кормом, но и ведут первые свои научные наблюдения: сколько птиц прилетало за определенное время, сколько корма съели, какие птицы… Некоторые уроки и кружки из внеурочки проходят так же на школьном дворе.
Правило №1. Школьный двор при изучении родного края непременно должен быть первой ступенькой в череде предметов, нацеленных на это изучение.
Едва звучит звонок с урока - и вся детвора устремляется на улицу. Учителя бессильны, чтобы ограничить эту страсть к приволью своих воспитанников. И в жару, и в мороз, и в снег, и в дождь. А может быть педагоги только делают вид, что они бессильны и сознательно не ограничивают ребятишек, вспоминая свои школьные годы и видя, какое место школьный двор занимает в этой детской непосредственности, привольности. А как воспитательные возможности у школьного двора, особенно у такого, как наш. Одно дело, ученик проводит перемену в здании школы в тесном коридоре, другое - на горке, здесь же под окнами класса. Здесь и лужайка, и спортивная площадка, городок для игр. Школьный двор для учащихся – это место их отдыха, игр, вдохновения. Дети должны и на переменах быть на природе - это наша принципиальная позиция, что … Это неотъемлемая часть школы. Именно поэтому оформлению школьного двора мы уделяем пристальное внимание.
Правило №2. Школьный двор – это неотъемлемая часть самой школы, как для отдыха детей, так и для урочной и внеурочной деятельности, это важнейшая составляющая в воспитательном процессе.
Совершим и мы небольшую экскурсию по нашей территории. Итак, вы въезжаете в нашу школу (к сожалению, единственный подъезд ведет на хоздвор), но уже при въезде вы можете настроиться на лирический лад: справа вас встречает 70-летняя березовая аллея, она как рама обрамляет весь наш в три гектара школьный двор. Вдоль небольшого отрезка дороги справа вас радует аптекарский огород, слева – молодая аллейка дендрария: каждая грядочка, каждое деревце имеет именную, со снимком произрастающего, табличку. Постараемся не задерживаться на территории хоздвора, а сразу пройдем на фасадную часть территории-парка, пройдя между столовой и каменным зданием школы. Если повернем направо, окажемся перед фасадом школы, над входом которой – наш фирменный знак, наш пароль, наш принцип: «С миром принимаем». Но давайте осмотрим сначала левую и центральную часть нашего парка-двора. Несколько фотографий-щитов вводят вас в жизненную атмосферу школы: лица детей. Вот они в костюмах петровского времени подбрасывают треуголки, встречая молодоженов-учителей, фрагменты работы поискового отряда, встреча Патриарха Кирилла, фрагмент бала, зимнего крестного хода… И слева же еловая аллейка, упирающаяся в крест. Это наш небольшой мемориал. Здесь огромный щит с именами погибших наших учителей и учеников, начиная с Русско-японской войны, Первой мировой, Отечественной… Под щитом и крестом - каски, осколки снарядов, пулеметные диски, колючая проволока… Возвращаемся по тропинке и слева видим основную часть дендрария. А дальше, между зданием школы и березовой аллеей спортивная площадка на грунте. За футбольной площадкой и за еще одной аллеей - музей-блиндаж с траншеями, с дзотом, с ежами и колючей проволокой… Сюда мы вернемся в другой раз, так как этот музей представляет интерес и для наших читателей – подобные у нас в стране можно буквально по пальцам посчитать.
Возвращаясь от музея видим здание кадетского корпуса, за ним – наш школьный сад, дальше – древнее, конца 19 века, здание начальной школы. Напротив ее, в маленьком садочке – птичья столовая.
Правило №3. Школьный двор - это своего рода лаборатория под открытым небом. Здесь ребенок может получить основные начальные системные знания о природе, живом мире, инфраструктуре школы.
Нетрудно наш школьный двор, эту добрую мастерскую детских душ, представить в одеянии каждого времени года… У меня хранится немало на этот счет и собственных, и детских зарисовок, то есть я готов представить портрет нашего школьного двора от коллектива. Послушаем?!
Наш школьный двор красив во все времена. Зимой березки, покрываясь густым инеем, бывают похожи на мохнатые белые ели. Мне кажется, что зимнее царство в фильме «Морозко» снимали именно на нашем школьном дворе. Хочется, чтобы такие волшебные дни продолжались как можно дольше и подольше не было ветров. Здесь бывает достаточно и самого легкого дуновения, которое может разрушить весь этот сказочный мир. В такие дни, кажется, и ребята наши гуляют по двору как-то особенно осторожно и кротко. А если и устраивают снежный дождь, то подальше от школы: подбегают к березе, стучат по стволу или дергают за ветку, и серебряный водопад отгораживает на несколько секунд нас от неба, поля, от людей. Но, если попал кто под него, то тому несдобровать - осыпан будет инеем с головы до ног. А озорники и выбирают непременно момент, когда кто-то из мальчишек или девчонок находится под березами. То-то радость - насыпать за ворот другу снега…
Но бывает, что березы серебрятся коротким, игольчатым инеем. Тому и ветер не страшен. Это тоже царство, но оно не приветливо, не радостно, какое-то колкое...
А еще наши березовые аллеи красивы, когда после оттепелей подморозит. Все превращается в ледышки: каждый сучок, каждая веточка, каждая сережка и даже стволы. Вот и стоят толстые ледяные деревья с ледяными сучьями и с тысячами переливающимися радужным светом ледяшками. И здесь, если легкий ветерок, то в красоту: каждое легкое дуновение заполняет двор хрустальной музыкой. И это тоже волшебное царство, но иное. Остановишься и будто завороженный .. Среди этого волшебного зимнего царства перед школой мы строим крепости, лепим фигуры людей и животных, играем в снежки...
Наступает весна, и березки покрываются молодыми клейкими листочками, и тогда наш школьный двор находится в окружении зеленой дымки, деревья кажутся прозрачными. Сквозь них просматриваются прозрачные очертания нашего храма. И на душе тоже прозрачно и светло. Но это состояние природы ненадолго. Зеленая завеса листвы берез густеет и тяжелеет. И еще какое-то время светло-зелеными крапинами выделяются на березках сережки, а затем наш школьный двор превращается в изумрудное царство. На день зеленый луг покрывается желтыми огоньками одуванчиков. Изнутри берез, прямо как из динамиков, играет музыка соловьиной трели. Льется она нескончаемо днем и ночью. Послушать соловьев приезжают сюда даже москвичи.
Ко второй половине мая, когда природа приходит в равновесие и деревья набирают полную силу, под сенью аллей своя, отдельная от всего Ивановского, особая жизнь. В ветер здесь затишье, в дождь – надежная крыша, а в знойные дни царит прохлада. Во время сомоподготовки из аллеи слышно декламирование стихов, и где еще лучше уединиться, чтобы никто не мешал выучить очередное задание на дом, а ближе к вечеру, когда у школьников появляется свободное время, доносится музыка гитары и пение романсов.. Наступает время экзаменов у старшеклассников, и они с книжками в руках, гуляя по аллеям, что-то зубрят, надеясь получить свои «пятерки». По аллеям неторопливо прохаживаются и учителя, находя здесь уединение для серьезной беседы с коллегами, учениками или родителями…
На лето школьный двор превращается в спортивную площадку. Все каникулы ивановские мальчишки и девчонки играют здесь в лапту, футбол, волейбол… А когда в конце июля к нам в Ивановское приходит крестный ход, наш школьный двор становится пристанищем для паломников: здесь среди берез устанавливаются для них огромные армейские палатки, размещается столовая под открытым небом.
К началу осени, к очередному первому сентября школьный двор хранит все еще свое летнее одеяние и, в принципе, вся та летняя жизнь в нем продолжается. Но это ненадолго. Через две-три недели на зеленом сарафане появляются желтые, золотистые, коричневые, бурые, каштановые, багряные, красные, оливковые заплаты. Но еще через неделю-другую наряд белых стволов, омывшись первыми осенними дождями, желтеет, а затем, обсохнув, и вылиняв, превращается в золотые россыпи. Утрата их на самих деревьях пока не заметна и, лишь вступив в саму аллею, видишь, как это золотое одеяние постепенно укрывает и землю. В аллеях спозаранку, пока еще есть время до начала занятий, бродят взрослые и дети с корзинками, наполняя их свежими боровиками, подосиновиками, подберезовиками... Я люблю дожди, но сейчас, в такую пору хочется, чтобы небо с дождями повременило. Так как за одну ночь он может лишить нас этой невиданной красоты. Хочется, как в детстве воскликнуть и приказать природе: «Замри!»
Но лес роняет багряный свой убор, роняют его и наши любимые березки с кленовым подростом, и вскоре весь школьный двор напоминает нам золотой ковер. Все покрыто толстым слоем листвы. На переменах дети выбегают на улицу, охапками загребают листву, подбрасывают ее вверх, ветер подхватывает листья, поднимая ее вновь на высоту деревьев и вновь у нас на школьном дворе листопад...
Лишь на короткое время жизнь школьного двора замирает, переселяясь в здания школы. Осеннее ненастье. Ребятишки, перебегая на переменах в кабинеты соседнего здания, лишь ненадолго появляются на улице, спеша укрыться в теплых уютных классных комнатах. Все в ожидании первых морозов, первого льда. Впрочем, лед, это уже за пределами школьного двора…
Мы убеждены, чтобы душа человека тянулась к красоте и он творил красоту, он должен быть окружен красотою с рождения, он должен видеть эту красоту постоянно, каждый миг, каждую минуту. Наши предки это понимали. И поэтому неслучайно школы в прежние времена, как и храмы, строились на самих красивых местах. Это подтверждает расположение старинных школ и в наших селах, например, в Кондаково, Яковцево, Неверково, Ляхово... Да здания были старые, но всю эту неустроенность скрашивала природа. Сегодня, к сожалению, на место расположения при строительстве школ внимания не обращают. Наверное, точно так же, как и на многие другие важные педагогические условия при воспитании подрастающего поколения.
В большинстве перечисленных селений школ уже нет, но сохранились школьные дворы, парки, деревья и, спустя уже десятки лет, к ним приезжают бывшие ученики, утоляя здесь ностальгию. Вот и у нас, кто уже закончил школу, может быть, три десятка лет, а может и полсотни, когда приезжают, то для них важны большей частью не наши перестроенные апартаменты, коридоры и классные комнаты, а наш школьный двор, который все такой же, каким был и полсотни лет назад, и сто. Разве что деревья подросли, состарились. Впрочем, как и сами бывшие ученики.
Правило №4. Школьный двор - важная составляющая в связи поколений выпускников и педагогов школы, между теми, кто учился, и современными обучающимися..
Эти лирические зарисовки и описание двора, конечно, можно было бы поместить и попозже, но благодаря значимости в методическом плане «школьному двору», которому отведен у нас в программе краеведения (отечествоведения) целый годовой курс, мы решили и наш школьный двор презентовать досрочно. Но продолжим разговор о постижении своих исторических корней. Правда, у кого-то возникнет некоторое недоумение: а разве еще не все сказано в отношении изучения малой родины? Нет, в нашей школьной системе знаний еще не все. Ведь истории края предшествуется, а часто и являет его составляющей еще и история семьи, рода…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
сценарий Масленицы в школьном дворе
в рамках литературного фестиваля проведена Масленица для учеников и родителей....
Учебный проект по окружающему миру "Растения школьного двора"
Одним из приоритетных направлений развития науки, технологии и техники Российской Федерации является рациональное природопользование. В концепции модернизации образования отмечается, что школа п...
Социальный проект "Благоустройство школьного двора"
В требованиях нового Федерального государственного образовательного стандарта отмечается, что сегодняшний образовательный процесс-это процесс развития личности, способной реализовать творч...
Социальный проект" Самый красивый школьный двор".
Это четырехгодичный проект. Дети вместе с родителями изготовили кормушки для птиц, скворечники, Выращиваем рассаду цветов для школьной клумбы.Ухаживаем за цветами....
Сценарий защиты проекта "Цвети, наш школьный двор"
Разработка сценария защиты ученического проекта на областном фестивале презентаций учебных проектов...
Проект "Зимующие птицы школьного двора".
Проект....