Название урока | Природная зона России – Тундра |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 4 класс |
Технология | Проектно-исследовательская деятельность |
Тип урока | Формирование новых знаний (урок-исследование) |
Образовательные результаты | Предметные - получить представление о природной зоне тундры;
- познакомиться с географическим положением тундры;
- познакомиться с климатическими условиями зоны;
- узнать особенности растительного и животного мира тундры;
- познакомиться с населением тундры и его деятельностью.
|
Метапредметные Регулятивные – прогнозируют результаты уровня усвоения изученного материала. Познавательные – воспроизводить по памяти информацию, добывать новые знания, используя учебник, дополнительную литературу, ресурсы интернет и информацию, полученную на уроке; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы. Коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути её достижения, строить монологические высказывания, вести диалог, слушать собеседника. |
Личностные выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь в конкретных ситуациях; осознавать потребность в бережном отношении к природе. |
Образователь ная среда урока | - карточки-помогайки;
- карточки с вопросами;
- текст с ошибками;
- презентация учителя;
|
Форма работы на уроке | группы постоянного состава (4 групп по 5- 6 учеников) |
Этап | Действия учителя | Действия ученика |
Организаци онный
| - Добрый день! Я рада видеть на уроке окружающего мира. Нас сегодня ждет дорога, И узнать нам надо много. Так возьмемся, ребята, скорей за работу, Чтобы времени зря не терять. О том, как потрудились дома, Поспешим друг другу рассказать. | рассаживаются по группам, определенным заранее (на предыдущем уроке учащиеся уже разделились на 4 группы: географы, зоологи, ботаники, экологи; каждая группа располагается за своим отведенным рабочим местом, отмеченным специальной карточкой-названием) |
Актуализа ция знаний | - С какой природной зоной мы познакомились на прошлом уроке? СЛАЙД 1 - Покажите эту природную зону на карте. - Чем запомнилась эта природная зона? А сейчас я предлагаю вам поработать в паре. Возьмите карточку и прочитайте задание. Объясните, как вы поняли задание? Исправь географические ошибки в тексте: Арктика – огромное пространство, расположенное на площади Северного Ледовитого океана с морями и полуостровами (правильно - островами). Солнце направляет на зону арктических пустынь свои прямые (правильно – косые, наклонные) лучи. Зимой в Арктике полярный день (правильно – полярная ночь), а летом – полярная ночь (правильно – полярный день). Температура воздуха зимой опускается до -60оС, а летом не поднимается выше нуля (правильно – поднимается на несколько градусов выше нуля). С помощью светофоров проверим выполненное задание. | Зона Арктических пустынь
работают с текстом, исправляют ошибки, объясняют свою точку зрения (приложение 1) |
Введение знаний
| - Сегодня мы поговорим о новой природной зоне России, которая граничит с Арктикой. - Ребята, а может кто-нибудь знает, как она называется? СЛАЙД 2 - Совершенно верно – это зона Тундры. В переводе с финского языка тундра означает “бесплодная” или “враждебная”. А почему? Мы сегодня попробуем это узнать. - По какому плану изучаем любую природную зону? (Учащиеся называют основные пункты, по которым идет изучение каждой природной зоны, а учитель добавляет схему). В результате на доске составляется кластер. Тундра Местоположение Климат Животный мир Растительный мир Деятельность человека Так какова цель нашего урока? - Для достижения данных целей, я предлагаю включиться в работу наших географов, ботаников, зоологов, экологов. - Где расположена?
- Что растёт?
- Кто живёт?
- Как живут?
- Чем занимаются?
- Местоположение тундры и особенности неживой природы тундры (группа географов).
- Растения тундры (группа биологов).
- Животные тундры (группа зоологов).
- Тундра и человек (группа экологов).
Ребята, а каким источником информации мы воспользуемся для того, чтобы ответить на поставленные вопросы Остальные группы внимательно слушают выступающих. - Молодцы! Было очень приятно работать с наблюдательными исследователями! |
ТУНДРА
в помощь были даны карточки–помогайки (приложение 2)
|
Физминутка музыкальная | Песня «Увезу тебя я в тундру» |
|
Систематизация знаний | - Правда ли, что Тундра «бесплодная» и «враждебная»? - А Н. Сладков назвал Тундру «Седая земля». И вы сейчас, ребята, почитаете в кружок. Седая земля (Тундра) Николай Сладков Равнина серая и сырая. И небо над ней серое и сырое. Мох, кочки, лужи. Все плоско и бесконечно. Но встречаются и леса - высотой по колено! Ивы, березы толщиной с карандаш. Грибы в таком лесу и то выше деревьев. Грибы-надберезовики, а уж олень или человек совсем великаны. Тут на дню пять погод: сеет, веет, поливает и посыпает. Приползет туча - накроет тундру холодная тень. За ней вторая - спрыснет частым дождем. Третья пробарабанит крупной ледяной. Четвертая снегом засыплет. Хорошо, если пятая мимо пройдет, - тогда опять солнышко и тепло. Ярче всего тундра летом. На лужах пестрые птицы: белые, черные, рыжие. На кочках яркие цветы: синие, красные, желтые. Но лучше всего тундра в весенние вечера. Равнина становится темной, а все огромное небо над ней - золотым. Чумы пастухов тогда кажутся далекими горами-вулканами. Олени лежат лениво, рога их ветвистые на золотом закате как сказочный костяной лес. И лужи горят, словно окна в домах. Бесконечная тишина. И время остановилось. Задают вопросы после прочтения абзаца. |
|
Рефлексия
| Какие цели мы ставили перед собой вначале урока? А удалось ли их достичь, мы сейчас проверим. Вы очень внимательно слушали выступления своих товарищей. Вам предстоит задать друг другу вопросы (можете использовать карточки помогайки. Если вы согласны с отвечающим, поднимаете зелёные светофоры, если нет красные. Положите перед собой лист самооценки и оцените свою работу на уроке. Критерии | Показатели | Хорошо | Не уверен(а) | Затрудняюсь | Знаю | Где расположена зона тундры? |
|
|
| Животные и растения тундры и их приспособленность к суровым условиям жизни. | Умею | Показать эту зону на карте. |
|
|
| Могу | Назвать экологические проблемы зоны тундры. |
|
|
|
|
Домашнее задание | Прочитать текст, с.94, подготовить сообщения 1в. - о растении 2в.- о животном | Записывают домашнее задание, задают уточняющие вопросы |