Внимание и память
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Цель: ознакомление учащихся с ролью внимания в жизни человека, с ролью памяти в жизни человека, расширить знания учащихся о памяти, развивать память.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnimanie_i_pamyat.docx266.39 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж»

Конспект урока по окружающему миру

«Внимание и память».

                                                                                                                                                    Выполнила:

Воронова Анастасия Сергеевна

г. Нижний Новгород, 2019 год

Тема урока: «Внимание и память».

Цель: ознакомление учащихся с ролью внимания в жизни человека, с ролью памяти в жизни человека, расширить знания учащихся о памяти, развивать память.

Задачи

1.Предметные: формировать понятие о внимании, уметь сосредотачиваться, концентрироваться, не отвлекаться.

2.Метапредметные: принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий, контролировать выполнение учебных действий, вносить необходимые коррективы, формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные высказывания.

3.Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять способность к самооценке на основе наблюдения; понимать причины успехов в учёбе.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Методы и приёмы: словесный, наглядный, практический; беседа, работа с текстом.

Средства и оборудования: учебник, тетради, карточки с заданиями, презентация.

Дата: 21.10.19

Класс: 4 В

План урока:

1. Мотивация учебной деятельности (3 мин)

2. Актуализация знаний (4 мин)

3. Постановка учебной задачи (12 мин)

4. Решение учебной задачи (13 мин)

5. Закрепление и обобщение (10 мин)

6. Рефлексия (3 мин)

Этап

Урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Мотивация

учебной

деятельности

Здравствуйте, меня зовут Анастасия Сергеевна.

Сегодня я проведу урок окружающего мира.

Ребята, проверьте готовность к уроку на столе долен лежать:

А сейчас подарим друг другу положительные эмоции, сыграем в игру зеркало, выполняем в парах, по очереди показываем положительные эмоции своему соседу по парте, напарник должен повторить, затем наоборот.

Приветствуют учителя.

Выполняют задание.

Личностные УУД: самооценка готовности к уроку, положительная мотивация и настрой на урок Регулятивные УУД: самоконтроль

Актуализация

знаний

Для того чтобы узнать, какая сегодня тема урока, вы должны выполнить задание. Я разделю вас на 3 группы и дам каждой группе задание (1 ряд – 1 вариант, 2 ряд- 2 вариант, 3 ряд- 3 вариант).

Задание для 1 варианта.

Вам дано зашифрованное слово. Вам нужно его расшифровать.

САНВНИМАНИЕЭРТ    

Задание для 2 варианта.

Вам нужно прочитать внимательно слова, лишнее слово объяснить.  

 НОС, ПАЛЕЦ, ПАМЯТЬ, НОГОТЬ. 

Задание для 3 варианта.

У вас на столе карточки с буквами. Составьте из этих букв слово.

Е

А

Н

И

Н

И

В

М

Ребята, какие слова вы нашли?

Слушают.

Внимание.

Память.

Внимание.

Память и внимание.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание; формулировать собственное мнение

Постановка

учебной

задачи

 Ребята, для чего нужно быть внимательным?

Какая бывает память?

Память может быть кратковременной и долговременной.

В кратковременной памяти сохранение материала ограничено определенным, небольшим периодом времени.

Долговременная память рассчитана на длительное хранение информации (в нужный момент человек вспоминает то, что когда-то запомнил).

Сформулируем тему урока: «Внимание и память».

Отвечают.

Отвечают.

Слушают.

Личностные УУД: смыслообразование (мотивация); учебно-познавательный интерес к новому материалу Регулятивные УУД: умение формулировать цель урока

Решение

учебной

задачи

Ребята, давайте представим, что мы находимся исследовательской лаборатории. Каждый из вас будет в роли исследователя. Вы занимаетесь одной научной темой – изучаете свойства внимания и пытаетесь первыми сделать «научное открытие».

Эксперимент 1.    Определение объема внимания.

             А     Ж    Я    Ш    У    Г    Ю    К

На короткое время (5 сек.) я покажу вам рисунок, на котором будет несколько букв, посмотрите внимательно, какие буквы написаны, а когда я уберу рисунок, запишите буквы, которые вы запомнили.  

Эксперимент 2.   Переключение внимания.

В данном тексте букву  А  подчеркните одной чертой; букву  И обведите в кружок.

          На берегу реки сидела лиса. Ярко светило солнце. В его лучах резвились в воде рыбки. Лисе очень хотелось наловить рыбок для завтрака.

Эксперимент 3. Устойчивость внимания.

Ребята, откройте учебник стр.54, рассмотрите рисунок и найди 5 отличий.

 Давайте сделаем выводы:

1.Внимательным человека делает умение замечать главное, важное.

2.Внимание есть у всех, но не у всех оно развито хорошо.

Ребята, что же означает слово внимание?

Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно одновременно отвлекаясь от всего другого.

Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят вокруг.

Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы.

Ребята, вы знаете как развить внимание?

Правильно, нужно выполнять специальные упражнения.

А сейчас мы выполним одно упражнение на внимание.

Вам нужно назвать цвет слова, не читая слова.

Упражнение для памяти "Цветные слова"

А сейчас откройте учебник на стр. 55 (читаем по цепочке).

Если у человека нет памяти, что с ним может произойти?

С чем можно сравнить память?

Как вы понимаете «У него хорошая память».

Также полезно знать особенности своей памяти и использовать их. Есть задания для проверки особенностей памяти. Сейчас некоторые из них мы выполним.

  Откройте тетради.

Эксперимент 1.Проверка слуховой памяти.

Прослушайте 10 слов. (Каждое слово читается 1 секунду.) Все запомнившиеся вам слова запишите в столбик.

    альбом                                 пассажир

    аллея                                    свобода

    сумма                                   шоссе

    огонь                                    металл

    ссора                                    капитан

(Задание выполняется 3-4 минуты). Сосчитайте, сколько слов вы написали и запишите количество цифрой.

Эксперимент 2. Проверка зрительной памяти.

Внимательно прочитайте слова, высветившиеся на слайде. (Затем слова закрываются.) Запомнившиеся слова запишите в столбик рядом с первым.

    зима                         заповедник

    малина                     ответ

    буфет                       магазин

    василёк                    задача

    ежевика                   книга

   Сосчитайте и запишите цифрой количество записанных слов, которое вы запомнили.

 Сравните свои результаты. Поднимите руки у кого больше баллов при проверке слуховой памяти. О чем это говорит?

 - Поднимите руки те, у кого больше баллов при проверке зрительной памяти. У этих ребят лучше развита зрительная память (и так далее)

Ребята, так что же такое память?

Способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.

Благодаря своей памяти, её совершенствованию, человек выделился из животного царства и достиг тех высот, на которых он находится сейчас. Да и дальнейший прогресс человечества без постоянного улучшения этой функции немыслим.

Ребята как вы думаете можно ли развить память?

Правильно давайте выполним упражнение.

Вам нужно запомнить расположение точек на картинке, а затем нарисовать их в тетради.

память развитие упражнения тренировка https://yourspeech.ru/wp-content/uploads/2016/07/yourspeechru_303.jpg

Слушают.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Слушают.

Отвечают.

Отвечают.

Слушают.

Упражнения.

Выполняют упражнение.

Читают текст.

Отвечают.

Память как магнитофон, который сначала записывает, сохраняет и при необходимости вспоминает то, что ему в этот момент нужно.

Это когда человек легко запоминает, долго не забывает и быстро вспоминает.

Выполняют задание.

        

Выполняют задание.

Выполняют задание.

Что у этих ребят лучше развита слуховая память.

Отвечают.

Можно.

Предметные УУД: уметь применять знания на практике. Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу; широкая мотивационная основа Регулятивные УУД: учет выделенных учителем ориентиров действия в новом материале; самоконтроль; самоанализ; планирование собственной деятельности; принимать и сохранять учебную задачу Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации; использовать знаково-символические средства; осуществлять анализ Коммуникативные УУД: построение речевого высказывания; умение задавать вопросы; умение слушать и слышать других.

Закрепление

и обобщение

 Давайте вспомним, о чем же мы говорили на уроке?  

 Что такое внимание?

       

Что такое память?

 

Почему одних людей называют внимательными, а других невнимательными?

Можно ли развивать внимание и память?

 О внимании, о памяти.

Внимание – это способность человека выделять что-нибудь в окружающем мире, одновременно отвлекаясь от всего другого.

Способность человека запоминать то, что он воспринимает с помощью органов чувств.

Внимательные умеют лучше замечать изменения, которые происходят вокруг.

Невнимательные замечают только особенно яркие события или предметы.

Да можно. Для этого существуют специальные игры и упражнения.

Предметные УУД: умение применять знания на практике Регулятивные УУД: учет выделенных учителем ориентиров действия; самоконтроль.

Рефлексия

А сейчас определите, пожалуйста, как, по вашему мнению, вы работали на уроке.

Оцените свою деятельность на уроке. Вам нужно нарисовать подходящий смайл.

Задание на дом: подготовить по одному упражнению на развитие памяти и внимания.

Ребята, вы молодцы, урок окончен.

Слушают и выполняют.

Прощаютя.

Регулятивные УУД: самооценка Коммуникативные УУД: построение речевого высказывании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать внимание и память

Рекомендации родителям....

внимание,смекалка,память

Занятие в виде игры-соревнования,включает в себя разминку и 4 тура.Направлено на развитие познавательных способностей,развитие интеллектуальных способностей. Задания предлагаются из различных областей...

Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление

В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...

урок "Внимание и память"

урок-исследование  по предмету "Окружающий мир" (программа "Начальная школа 21 века")...

Развивающее занятие "Развиваем внимание и память"

Данный материал будет интересен учителям начальной школы....

Презентация к развивающему занятию "Развиваем внимание и память"

Презентация к развивающему занятию "Развиваем внимание и память"...

Тренируем внимание и память.

Соединены рисунки со словами. Запомнить. Воспроизвести....