Развивающее занятие "Развиваем внимание и память"
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Фарафонова Юлия Федоровна

Данный материал будет интересен учителям начальной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развивающее занятие "Развиваем внимание и память". 1-й класс

Разработчик: Фарафонова Ю.Ф.

Оборудование: проектор, интерактивная доска, резиновый мяч,  разноцветные стикеры, для детей – тетради в клетку, цветные карандаши, бланки к упражнению “Поросята”.

Цель:  развитие у детей познавательных  способностей (внимание,  восприятие,  воображение, зрительную память и мышление)

Задачи занятия:

  • развитие зрительной памяти и произвольности внимания;
  • развитие двигательной сферы ребёнка, умения выполнять несколько действий одновременно;
  • развитие мелкой моторики средствами продуктивной деятельности.
  • развитие коммуникативных навыков.
  • формирование и развитие общеучебных навыков (умение работать в заданном темпе самостоятельно, умение контролировать и оценивать свою работу).

Ход занятия

1.Организационый момент

Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности. (Слайд 2)

Здравствуйте, ребята! Сегодня вы будете работать над разными заданиями все вместе и каждый сам. Постарайтесь выполнять мои задания как можно лучше. Это поможет вам  быть более внимательными, лучше запоминать и мыслить.

3. Начнем наше занятие с упражнения “Мой любимый фрукт”. (Слайд 3)

Ученики класса представляются по очереди, передавая мяч друг другу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт. После того, как последний назовет свое имя и любимый фрукт, педагог задает вопросы всему классу:

  • Какой любимый фрукт у Сережи?
  • Кто из ребят назвал яблоко? И т.д.

4. “Интеллектуальная разминка”. (Слайд 4) 

В качестве разминки я предлагаю ответить вам на следующие вопросы:

  • Сколько дней в недели? (7)
  • Какое число больше? 7 или 9
  • Назови день недели после воскресенья? (понедельник)
  • Назови дни недели, в названии которых есть звук [с] (среда, суббота, воскресенье)
  • У собаки есть шерсть, а что есть у рыбы? (чешуя)
  • Вилка, тарелка, кастрюля… назови одним словом? (посуда)
  • Яблоко, груша, помидор, банан… что лишнее?  (помидор – это овощ)

5. Тренировка зрительной памяти. (Слайд 5) 

Установка: в течение15 сек. смотрите внимательно на картинки, запомните их. После того как дети выполнят это задание, предложите ответить на следующие вопросы:

  • Сколько картинок было представлено?  (6)
  • Какого цвета самолет?(желтый с белым и красный носик)
  • Сколько птенцов в гнезде? (три)
  • Какого цвета трактор? (синий)
  • Какие картинки двигались? (мальчик, трактор, цыплёнок)
  • Сколько грибов было? Знаешь ли ты его название? (два, мухомор)

6. Физминутка

Игра «Правильно выполнить» (Слайд 6) 

Постарайтесь правильно выполнить движения:

  • Если услышишь название цветка – хлопни в ладоши,
  • Если услышишь название птицы – потопай ногами,
  • Если услышишь название дерева – подними руки вверх.

Дятел, ромашка, береза, воробей, осина, сова, одуванчик, василек, голубь, тополь, гвоздика, дуб, ель, ласточка, роза, сосна, подснежник, аист, василек, пальма, цапля, колокольчик.

7. Упражнение “Заячьи дорожки” (Слайд 7)  изображение фигур под диктовку (педагог заранее проставляет красные точки в тетрадях).

Однажды спешил зайчонок домой, да вот беда – по пятам гнался за ним серый волк. Вот и пришлось ему бежать до ближайшего домика.…А кто хозяин дома, мы сейчас узнаем.

Откройте тетради, найдите красную точку, поставьте на нее карандаш. Надо внимательно слушать меня. Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводите только те линии, которые я буду диктовать. Когда проведете линию, подождите, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинайте там, где закончилась предыдущая, не отрывайте карандаш от бумаги. Итак, начнем.

1 клетка вправо; 2 вверх; 1 клетка вправо; 1 клетка вверх; 3 клетки вправо; 1 вниз; 1 клетка вправо; 7 вниз; 3 клетки вправо; 1 клетка вверх; 1 вправо; 1 клетка вверх; 1 вправо; 5 клеток вниз; 1 влево; 1 клетка вниз; 1 влево;1 клетка вниз; 5 влево; 1 вверх; 1 клетка влево; 1 вверх; 1 клетка влево; 3 вверх; 1 клетка вправо; 4 вверх; 3 клетки влево; 1 верх.

 (Читается загадка.) Красные лапки, щиплет за пятки, беги без оглядки.

- Так кто хозяин домика к которому прибежал наш зайчик? Правильно, это гусь. Дорисуйте своему гусенку глазки.

8.(Слайд 8) Игра “Пожалуйста”.

Ребята, сейчас мы поиграем. Вы должны внимательно слушать меня и выполнять задания в том случае, если мое обращение к вам будет со слов “Пожалуйста”. Выиграет тот, кто не допустит в течение всей игры ни одной ошибки:

  • Пожалуйста, вытяните в сторону правую руку;
  • Поверните голову влево;
  • Пожалуйста, опустите правую руку;
  • Хлопните в ладоши как я;
  • Пожалуйста, хлопните в ладоши два раза;
  • Поднимите вверх две руки как я;
  • Пожалуйста, присядьте;
  • Встаньте;
  • Пожалуйста, встаньте;
  • Сядьте за парты;
  • Пожалуйста, сядьте тихо на свои места.

- Победителям дарим аплодисменты. (без смайликов)

- Что же помогло ребятам выиграть в этой игре? (Выслушиваются ответы детей).

Сделаем вывод: что же значит быть внимательным – замечать все вокруг, быть сосредоточенным на нужном деле, не отвлекаться, работать без ошибок.

9 Упражнение “Поросята” детям раздаются бланки корректурной пробы. (Слайд 9)

- А теперь, когда вы уже знаете, что значит быть внимательным, проверим, умеете ли вы быть такими? Ребята, посмотрите на доску, здесь изображены поросята. Пока ничего писать не нужно. Рассмотрите, чем отличаются поросята. (Поиск различий вместе с педагогом). После этого дается инструкция 1: “Найди и зачеркни всех поросят, только веселых с двумя ушками и без челки”.

После выполнения задания ребята обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.

Инструкция 2: “Найди и подчеркни всех поросят, только у которых одно правое ушко, нет челки и при этом он веселый”.

После выполнения задания ребята опять обмениваются бланками с соседом по парте для проверки ошибок друг у друга.

10 Игра “Счёт”. (Слайд 10)

- Сегодня при счёте запрещается говорить число, в записи которого есть цифра  “2”, вместо неё необходимо хлопать в ладоши. Например, 1, хлопок ,3,4,5,,6,7,8,9,10,11, хлопок,13, 14, 15, 16, 17, 18, 19,хлопок. Считать будем до 20. Давайте попробуем поиграть. Сейчас запрещается говорить цифру “5”. Далее цифру “3”потом цифру “1”.

11. Рефлексия занятия. “Коробочка эмоций”. (Слайд 11-12) 

- Вот и закончилось наше занятие. Понравился ли вам урок? Что особенно запомнилось, показалось интересным? Какое задание было для вас самым легким? А какое самым трудным?

А теперь оцените свое настроение, выбрав прямоугольник соответствующего цвета.

  • Розовый – получилось все отлично;
  • Оранжевый – старался, но были некоторые ошибки, что-то не получилось сегодня.
  • Желтый – был в настроении, не получилось сегодня, получится на следующем занятии.

- Всем спасибо. Ну а теперь подсчитайте, пожалуйста, количество смайликов.

Литература

  1. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  2. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Начальная школа (Первый год обучения)./ Под ред. И.В.Вачкова – М.: Издательств “Ось-89”, 2003.
  3. Глазунов Д.А. Психология. 1 класс. Развивающие занятия. Методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.
  4. Екжанова Е.А., Фроликова О.А. Эффективная коррекция для первоклассников в играх и упражнениях: Научно – методическое пособие. – Спб.: КАРО, 2007.
  5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. – М.: “Ось – 89”, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как развивать внимание и память

Рекомендации родителям....

внимание,смекалка,память

Занятие в виде игры-соревнования,включает в себя разминку и 4 тура.Направлено на развитие познавательных способностей,развитие интеллектуальных способностей. Задания предлагаются из различных областей...

Дидактические игры направленные на коррекцию психических процессов: внимание, восприятие, память, мышление

В младших классах коррекционной школы VIII вида одним из эффективных методов, активно воздействующих на познавательную деятельность, является дидактическая игра. Цель ее – способствовать более прочном...

урок "Внимание и память"

урок-исследование  по предмету "Окружающий мир" (программа "Начальная школа 21 века")...

Презентация к развивающему занятию "Развиваем внимание и память"

Презентация к развивающему занятию "Развиваем внимание и память"...

Тренируем внимание и память.

Соединены рисунки со словами. Запомнить. Воспроизвести....

Выступление на тему "Как помочь ребенку развить внимание и память.Демонстрация упражнений, направленных на развитие внимания и памяти у детей с ДЦП"

Доклад на данную тему был представлен на Семейном ресурсном объединении "Взаимодействие". Автор: Пономаренко Л.Н....