Глоссарий основный экологических понятий для младших школьников
материал по окружающему миру
Содержит всебе определения экологических понятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glossariy_osnovnyy_ekologicheskih_ponyatiy_dlya_mladshih_shkolnikov.docx | 19.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Глоссарий основный экологических понятий для младших школьников
АТМОСФЕРА- газообразная оболочка Земли и других небесных тел. У земной поверхности в основном состоит из азота (78,08%), кислорода (20,95%), аргона (0,93%), водяного пара (0,2-2,6%), углекислого газа (0,03%).
БИОЛОГИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ - (Б. р.) - живые источники получения необходимых человеку материальных благ (пищи, сырья для промышленности, материала для селекции культурных растений, сельскохозяйственных животных и микроорганизмов, для рекреационного использования). Б. р. - важнейшая составляющая среды обитания человека, это - растения, животные, грибы, водоросли, бактерии, а также их совокупности - сообщества и экосистемы (леса, луга, водные экосистемы, болота и др.). К Б. р. относятся также организмы, которые окультурены человеком: культурные растения, домашние животные, использующиеся в промышленности и сельском хозяйстве штаммы бактерий и грибов.
БИОМ — (от греч.bios— жизнь и лат.оma — окончание, совокупность) — высшая единица классификации экосистем, совокупность различных групп организмов и среды их обитания в определенной ландшафтно-географической зоне. Район с преобладанием растений одной жизненной формы. По объему Б. совпадает с понятием «природная зона». Наиболее важные Б. суши: тундры (арктические и альпийские), тайга; листопадные леса умеренной зоны (широколиственные леса); степи умеренной зоны; тропические степи и саванны; пустыни; полувечнозеленые сезонные тропические леса («зимнезеленые» леса, сбрасывающие листья летом); тропические дождевые леса (вегетируют круглый год и являются самыми продуктивными экосистемами Земли). Каждый Б. формируется под воздействием комплекса условий среды.
БИОСФЕРА(от греч.bios- жизнь; sphaire — шар) — оболочка Земли, в которой совокупная деятельность живых организмов проявляется как геохимический фактор планетарного масштаба. Б. — самая крупная экосистема Земли — область системного взаимодействия живого и косного вещества на планете. Включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть литосферы Земли, населённые живыми организмами.
ВИРУС(Ы)— неклеточные формы жизни, способные проникать в определённые живые клетки и размножаться только внутри этих клеток. В. — внутриклеточные паразиты на генетическом уровне.
ВОДА ОЧИЩЕННАЯ — вода, доведённая до содержания в ней количества примесей, не превышающего естественного фона или допустимой величины.
ВОДА ЧИСТАЯ— вода, не содержащая загрязнений. С санитарной точки зрения В.ч. — не вызывающая у человека ухудшения здоровья.
ВОДООХРАННАЯ ЗОНА - территория, прилегающая к водным объектам, на которой устанавливается специальный режим хозяйственной и иной деятельности для предотвращения их загрязнения, засорения и истощения, а также для сохранения среды обитания объектов животного мира и произрастания объектов растительного мира.
ВОДОПОЛЬЗОВАНИЕ— порядок, условия и формы использования водных ресурсов: 1) использование водных объектов для удовлетворения нужд населения и народного хозяйства; 2) использование воды в хозяйственных или бытовых целях без изъятия их из водных объектов, путём «пропускания её через себя» (гидроэлектростанций или водяной мельницей). Возможно В. без изменения качества воды и с изменением её качества (в том числе видового состава животного и растительного мира).
ВОДОПОТРЕБЛЕНИЕ— потребление воды из водного объекта или из систем водоснабжения. Отличают возвратное В. — с возвращением забранной воды в источник и безвозвратное В. — с расходом её на фильтрацию, испарение и т.п.
ВОДОСНАБЖЕНИЕ— технологический процесс, обеспечивающий забор, подготовку, транспортировку и передачу абонентам питьевой воды.
ВОДОХРАНИЛИЩЕ – искусственный водоем, образованный водоподпорным сооружением в целях хранения воды и регулирования стока.
ГИДРОСФЕРА— водная оболочка Земли. Она образует прерывистую водную оболочку. Средняя глубина океана составляет 3800м, максимальная (Марианская впадина Тихого океана) — 11 022метра.Свыше 96% объёма гидросферы составляют моря и океаны, около 2% — подземные воды, около 2 % — льды и снега, около 0,02% — поверхностные воды суши(реки, озера, болота, водохранилища). Часть воды находится в твёрдом состоянии в виде ледников, снежного покрова и в вечной мерзлоте, представляя собой криосферу.
ДЕГРАДАЦИЯ (фр.degradation - ступень) - постепенное снижение сложности, энергетического потенциала и емкости системы, практически необратимое в реальных масштабах времени, постепенное ухудшение, утрата исходных качеств.
ДЕЗИНФЕКЦИЯ — уничтожение возбудителей инфекционных заболеваний человека и домашних животных во внешней среде физическими, химическими и биологическими методами.
ДЕМОГРАФИЯ (от греч.demos — народ,grapho — пишу) — наука о народонаселении и закономерностях его развития.
ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ - резкое увеличение скорости роста народонаселения. Д. в. связан с социально-экономическими условиями: увеличением ресурсов пищи, энергии, улучшением медицинского обслуживания и т. д. В настоящее время Д. в. имеет место в развивающихся странах Африки, Азии и Южной Америки.
ДОЗА ОБЛУЧЕНИЯ - величина излучения, измеряемая по ионизации воздуха. Радиация, проникающая из мест ее генерирования в жилые районы или районы, прямо не связанные с производством и использованием ядерной энергии, не должна превышать 0,5 бэр в год на одного человека. В районах распространения радиоактивных минералов доза фонового облучения, получаемая человеком, может превышать 2 бэр в год. Если человек подвергался кратковременному облучению величиной примерно 20 бэр, последствия облучения сразу не сказываются на организме. Значительные изменения в кроветворной системе наступают при дозе облучения свыше 150—200 бэр. Доза кратковременного облучения, превышающая 1000 бэр, обычно смертельна. Небольшие дозы, получаемые в течение многих месяцев или лет, переносятся организмом лучше.
ДОМИНАНТНЫЕ ВИДЫ - виды лидирующие, виды, представленные в биоценозе наибольшим числом особей и биомассой. Их доминирование определяется по формуле:Di= ni/N,гдеDi— индекс доминирования;ni— число особей популяций данного вида;N — общее число особей в биоценозе
ЗАГРЯЗНЕНИЕ- привнесение в среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных для нее физических, химических, биологических факторов, приводящих к превышению в рассматриваемое время естественного среднемноголетнего уровня концентраций перечисленных агентов в среде, и, как следствие, к негативным воздействиям на людей и окружающую среду. В наиболее общем виде З. - всё то, что не в том месте, не в то время и не в том количестве, какое естественно для природы, что выводит её системы из состояния равновесия, отличается от обычно наблюдаемой нормы и/или желательного для человека.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АНТРОПОГЕННОЕ- загрязнение, возникающее в результате хозяйственной деятельности людей.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЕ- привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека организмов. Случайное или происходящее как следствие деятельности человека проникновение в экосистемы или технические устройства видов животных (бактерий) и/или растений, обычно там отсутствующих.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ГЛОБАЛЬНОЕ- биосферное загрязнение внешней для загрязняющего объекта среды физическими, химическими или биологическими агентами, обнаруживаемыми вдали от источников загрязнения и практически в любой точке планеты.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ СВЕТОВОЕ- форма физического загрязнения окружающей среды, связанная с периодическим или продолжительным превышением уровня естественной освещенности местности, в том числе и за счет использования источников искусственного освещения.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ТЕПЛОВОЕ (термальное) - форма физического загрязнения среды, характеризующаяся периодическим или длительным повышением ее температуры против естественного уровня.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ТРАНСГРАНИЧНОЕ - загрязнение среды, охватывающее территорию нескольких государств или целые континенты и формирующееся за счет трансграничного переноса загрязнителей.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ- загрязнение среды, характеризующееся отклонениями от нормы ее температурно-энергетических, волновых, радиационных и других физических свойств.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ХИМИЧЕСКОЕ -загрязнение окружающей среды, формирующееся в результате изменения ее естественных химических свойств или при поступлении в среду химических веществ, несвойственных ей, а также в концентрациях, превышающих фоновые (естественные) среднемноголетние колебания количеств каких-либо веществ для рассматриваемого периода времени.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ШУМОВОЕ- форма физического загрязнения, возникающего в результате увеличения интенсивности и повторяемости шума сверх природного уровня, что приводит к повышению утомляемости людей, снижению их умственной активности, а при достижении 90 - 100 дБ - постепенной потере слуха.
ЗАГРЯЗНЕНИЕ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЕ- форма физического загрязнения окружающей среды, связанная с нарушением ее электромагнитных свойств.
ЗАПОВЕДНИК - особо охраняемая законом территория или акватория, нацело исключённая из любой хозяйственной деятельности (в том числе посещения людьми) ради сохранения в нетронутом виде природных комплексов (эталонов природы), охраны видов живого и слежения за природными процессами. В России насчитывается 101 природный заповедник. Старейший - Баргузинский государственный природный биосферный заповедник - организован в 1916 как соболиный охотничий заповедник, созданный для спасения от хищнического истребления ценнейшего пушного зверя – баргузинского соболя. Крупнейший- Большой Арктический государственный природный заповедник (площадь равна 4 млн. 169,2 га) - самый большой в Евразии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»
Методическая разработка.Тема: Формирование экологических понятий у младших школьников по предмету «Окружающий мир»...
«ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНЫХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»
Статья посвящена анализу научных основ формирования научных понятий у младших школьников. В ней дается обоснование значимости современных подходов для современной практики образования в начально...
Выступление на тему: «Формирование лингвистических понятий у младших школьников»
Грамматическое понятие...
Статья: "Экологический проект, как средство формирования основ экологической культуры у младших школьников с задержкой психического развития."
Статья представлена в сборнике:Актуальные проблемы образования: позиция молодых, часть 2, Челябинск, 2014....
Экологическая игра для младших школьников «Экологическая ромашка».
Игра помогает детям задуматься о нашем общем доме и о том, что этот дом надо любить и беречь...
ФОРМИРОВАНИЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ФУЗИОНИЗМА
В статье рассмотрены идеи изучения геометрии по теории фузионизма. Установлено, что основными идеями программ по изучению и формированию геометрических понятий выступает акцентирование внимания на раз...
Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира
Теоретические основы проблемы формирования естественнонаучных понятий у младших школьников в процессе изучения окружающего мира...