«Надёжная защита организма - кожа»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Урок окружающего мира в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок окружающего мира в 3 классе | 36.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 3 классе
Тема урока: «Надёжная защита организма - кожа»
Цель урока:
дать представление об органе осязания; познакомить обучающихся с
понятием «кожа» и ее функциями.
Задачи:
расширить представление обучающихся о функциях кожи;
пополнять словарный запас обучающихся;
обучить правильному уходу за кожей;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Личностные
• определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы)
• в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить
• организовать и упорядочить знания;
• принимать самостоятельные решения и выдвигать идеи;
Метапредметные
Регулятивные УУД:
• определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Коммуникативные УУД:
• слушать и понимать речь других;
• совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им.
Познавательные УУД:
• перерабатывать полученную информацию;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Предметные
• получить представление о коже, как об органе человеческого тела;
• познакомиться с основными функциями кожи;
• познакомиться со строением кожи;
• узнать о правилах оказания первой помощи при повреждении кожного покрова.
Технологии: технология групповой работы, технология личностно-ориентированного обучения.
Формы работы: индивидуальная, групповая
Оборудование:
-презентация «Надёжная защита организма-кожа»;
-карточка- опора: «наружная оболочка», «кожа», «подкожный жир»;
-лупа, зеркало – на каждой парте;
- учебник А.Плешакова «Окружающий мир» 3 класс
Ход урока
- Организационный момент
Знакомство с классом
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать, -
Научитесь наблюдать!
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
- Психологическая поддержка.
-Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Давайте пожелаем друг другу добра.
- Актуализация знаний обучающихся
На прошлом уроке вы говорили о том, как вы воспринимаете окружающий мир. Вы познакомились с органами чувств и их значением, учились беречь эти очень важные органы.
Давайте посмотрим как вы усвоили эту тему.
Блиц-опрос
- Сколько органов чувств у человека? Перечислить их. (5)
глаза уши нос язык кожа
орган зрения орган орган орган орган осязания
слуха обоняния вкуса
- С помощью какого органа ты узнаешь о том, что залаяла собака, зазвенел будильник? (ухо)
- С помощью какого органа ты видишь все, что тебя окружает? (глаза)
- Какой орган нам помогает почувствовать запах хлеба, аромат цветка, духов? (нос)
- С помощью чего ты узнаёшь холодный или тёплый предмет? (кожа)
- С помощью какого органа ты отличаешь сладкую пищу от горькой, кислую от соленой? (язык)
- Какое общее название подойдет к этим словам? (органы чувств )
Молодцы!
Предлагаю проверить свои знания об органах чувств.
Сейчас предлагаю выполнить задание в на листах.
Шаг 1
Соедини стрелочкой слова левого столбика со словами правого столбика. | |
ОРГАН ЗРЕНИЯ | ЯЗЫК |
ОРГАН СЛУХА | КОЖА |
ОРГАН ОБОНЯНИЯ | ГЛАЗА |
ОРГАН ВКУСА | УШИ |
ОРГАН ОСЯЗАНИЯ | НОС |
Взаимопроверка
4) Введение в тему
Сегодня у нас будет необычный урок. Ваш класс превратится в научную лабораторию. Ну, а вы – станете учеными-исследователями.
- Работать будем в группах, будем проводить опыты, наблюдать и делать выводы.
Правила работы в группе.
- Ребята, в любой научной лаборатории при проведении опытов, исследований должен быть идеальный порядок.
- Говорить друг с другом тихо, чтобы не мешать другим.
- Постараться, чтобы в группе сложилось единое мнение, которое вы выскажите вслух.
- После выполнения задания, нужно взяться за руки и поднять их вверх.
Постановка проблемы
– Ребята предлагаю вам поиграть.
- У вас на столе лежит волшебный мешочек с предметами.
- Вы видите предметы, лежащие в мешочках?
- А как можно узнать, какие предметы там лежат, не заглядывая в него? (на ощупь, кончиками пальцев).
Совместное «открытие» знаний
Поиграем в игру «Волшебный мешочек». У каждой группы есть такой мешочек, попробуйте угадать на ощупь, что в нём лежит.
(шишка, прищепка, посудная губка, кусочек меха и др…)
- Какой орган чувств вам помог?
Вывод: Кожа человека, помогает нам узнать предмет, даже если мы его не видим.
– Правильно. Мы ощущали, осязали. Эти слова близкие по значению. Как называются в русском языке такие слова?
- Синонимы.
– Как же называется это чувство?
- Осязание. (На магнитную доску карточку «осязание»)
– Да, верно. Послушайте, как дает объяснение «осязанию» Сергей Иванович Ожегов в толковом «Словаре русского языка».
Осязание – ощущение давления, тепла, холода, возникающее при прикоснове-нии кожи к чему-нибудь.
Помогает нам осязать орган сложнейшей структуры – кожа.
Итак, назовите тему нашего урока.
Тема урока Надёжная защита организма – кожа.
5) Постановка целей и задач урока
- Что вы бы хотели узнать о коже?
- Как построили бы план работы?
6) Работа по теме урока
Что обозначает слово «кожа»?
Информацию об этом мы можем найти в толковом словаре
Кожа- это наружный покров тела человека, животного.
Шаг 2
7) Практическая работа. Исследовательская работа
- Кожа равномерно покрывает все наше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган со многими функциями. Сейчас мы выполним практическую работу, а о своих наблюдениях, как настоящие исследователи, будем записывать в дневник наблюдений.
Для выполнения данной работы вам понадобятся такие предметы: зеркало,
лупа (Лупа – это прибор, главной частью которой, является увеличительное стекло).
Задание 1. Рассмотри кожу своей руки. Потрогайте её, потяните. Что ты можешь сказать о коже?
______________________________________________________________________
Слова для справок: кожа мягкая, колючая, гладкая, упругая, жёсткая.
Задание 2. Проведи пальцем по лбу, затем приложи палец к зеркалу. Что осталось на зеркале?
______________________________________________________________________
Слова для справок: ничего не осталось, остался след
Задание 3. Рассмотри кожу через лупу. Что ты на ней видишь? Постарайся увидеть маленькие отверстия –поры. Как ты думаешь, какое значение они имеют?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Проверка выполнения.
1) Упругая, тонкая – мы видим сосуды, мягкая, прочная.
2) (пятно жира, значит, кожа выделяет жир).
- Кто догадался, зачем коже жир? Жир смазывает кожу, не дает ей пересыхать, делает ее мягкой.
3) Наверное, кожа через них дышит. Через поры выделяется жир и пот. У вас на руке растут маленькие волоски. Это тоже часть кожи. Волоски покрывают всю нашу кожу. Зачем они человеку? Волоски на коже защищают кожу от одежды.
Если бы их не было, одежда стирала бы жир, выделяемый кожей, и кожа бы пересыхала.
Оцените цель выполнения практической работы. Достигнута ли цель?
Что вы узнали о свойствах и функциях кожи?
Схема на доске
Кожа мягкая, гладкая,
дышит,
выделяет жир и пот
Шаг 3
Наблюдение. Опыт.
- Какие интересные особенности имеет наша кожа?
Обратите внимание, что на местах сгибов (на суставах пальцев рук, ног, коленей) кожа имеет складки.
- Случайно ли это?
Опыт
Положите руку на парту ладонью вниз. Правой рукой захватите складки кожи на суставах, а теперь медленно согните палец.
- Что происходит с кожей?
(Кожа растягивается и собирается в складки. Складки нужны для того, чтобы не затруднять движение пальцев рук, ног, других частей тела. Без складок на коже мы не смогли бы сгибать и разгибать руки и ноги.)
Дописать к схеме слово - растягивается
Кожа мягкая, гладкая, растягивается
дышит,
выделяет жир и пот
Физкультминутка «Мальчик»
- Скажите, а хорошо ли, что кожа выделяет жир и пот?
За ответом обратимся к учебнику на стр. 130 1-ый абзац.
После прочтения дать ответ на вопрос.
(Жир, покрывая кожу тонким слоем, делает ее более мягкой и упругой. Пот испаряется с поверхности кожи, и тело человека от этого охлаждается. Человек легче переносит жару и выполняет тяжелую работы. С потом выделяются из организма некоторые вредные вещества.)
Я думаю вам интересно будет узнать строение кожи.
- Наша кожа состоит из трех слоев
1 слой – наружная оболочка,
которая предохраняет нашу кожу от повреждений. В ней поры, через которые кожа дышит.
2 слой – сама кожа.
В ней находятся сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. А нужны ли нам пот и жир, которые выделяет кожа? (Дети высказывают свое мнение.)
3 слой – подкожный жир.
Он предохраняет кожу от ушибов и сохраняет тепло.
Шаг 4 Строение кожи.
наружная оболочка защитную |
сама кожа Сальные железы выделяют жир |
подкожный жир защищает кожу от ушибов и сохраняет тепло. |
Состав и функции кожи.
- Защитная функция
– Кожа равномерно покрывает ваше тело, но это не просто оболочка нашего тела, а сложный орган с определенным строением, со многими функциями.
- Первый слой – верхняя наружная оболочка.
- Какую функцию он выполняет? (защитную)
-Кожа защищает организм от вредных микробов, от повреждений внутренних органов.
2. Выделительная функция
– Второй слой – сама кожа. В ней находятся специальные сальные железы, которые смазывают кожу и волосы. Сальные железы выделяют жир.
- Третий слой – подкожный жир.
- Он защищает кожу от ушибов и сохраняет тепло.
– Итак, из каких слоев состоит кожа?
3.Чувствительная функция
- Кожей мы чувствуем тепло, холод, боль, давление.
- Орган осязания.
4.Теплорегулятор (регулирует тепло организма)
- Когда на улице холодно кровеносные сосуды кожи сужаются – кожа бледнеет (тепло в организме), жара – сосуды расширяются, отдают лишнее тепло – кожа краснеет.
- Подкожный жир предохраняет от переохлаждения, а пот в жаркое время испаряется и охлаждает тело.
Шаг 5
Уход за кожей.
Информация из опыта детей + памятка от учителя.
Памятка
- Ежедневно мыться, а мылом и мочалкой не реже одного раза в неделю.
- Умываться дважды в день.
- Руки мой с мылом несколько раз в день.
Шаг 5 Первая помощь при повреждении кожи.
Работа по группам ( учебник стр. 132)
1 группа – ранка
2 группа- ушиб
3 группа – солнечный ожог ( выписать)
4 группа – ожог
5 группа – обмораживание
Выступление спикеров групп.
- Подведение итогов исследования. Оценивание
Составление квеста «Кожа»
Оцените свою работу на уроке (обвести цифру)
Шаг 5
Оценивание 3 4 5
9) Рефлексия
- С каким настроение вы уходите с урока?
- Оцените своё настроение при помощи рисунка:
Солнышко – было интересно, всё понял (а)
Тучка - было неинтересно
10)Д/з
ПАМЯТКА №1
ЧИСТОТА – ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ! Надо обязательно мыться хотя бы раз в неделю, но гораздо лучше делать это каждый день, особенно летом. Только представь, сколько на тебе оседает грязи и пыли, когда ты гуляешь, бегаешь, катаешься на велосипеде и роликах! И уж совсем неприятно и тебе и окружающим, когда от тебя пахнет потом. Умываться нужно дважды в день – утром, чтобы проснуться и освежиться, и вечером, чтобы смыть с лица всю грязь, осевшую на коже лица за день. Руки мой с мылом несколько раз в день, особенно перед едой и после туалета. |
ПАМЯТКА №2
ЛЕЧЕНИЕ ПРИ ОЖОГАХ
ЛЕЧЕНИЕ ПРИ СОЛНЕЧНОМ ОЖОГЕ
ВАШИ ДЕЙСТВИЯ ПРИ ОБМОРОЖЕНИИ
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ
О своих проблемах в первую очередь сообщайте взрослым! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок окружающего мира по теме "Кожа - надёжная защита организма"
В ходе практической работы учащиеся узнают состав кожи, знакомятся с её функциями....
"Кожа - надёжная защита организма"
Урок по окружающему миру....
КОЖА – надёжная защита организма. 3 класс
Урок-презентация в неделю биологии и географии в 3 классе начальной школы Подготовила воспитатель ГПД Калинини Ксения Геннадиевна...
Презентация " Кожа - надёжная защита организма"
Презентация для 3 класса " Кожа - надёжная защита организма"...
Презентация "Кожа - надёжная защита организма"
Материал может быть использован в рамках внеурочной деятельности "Школа докторов природы"...
«Надёжная защита организма - кожа»
Урок окружающего мира в 3 классе....