технологическая карта урока Окружающий мир по теме: "Что такое хвоинки?", 1 класс, Школа России
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс)
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Технология построения урока:
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Технология проблемного обучения.
- Технология исследовательской деятельности.
- Здоровьесберегающие технологии.
Тема урока: «Что такое хвоинки?»
Цель урока: формирование представлений о хвойных деревьях, их отличии друг от друга.
Задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.
- Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе, расширять словарный запас.
- Сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Основные термины, понятия: хвойные деревья, хвоинки, вечнозеленые, экологические знаки, пешеходный переход, гигиена.
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, литературное чтение, изобразительное искусство.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, цветные карандаши, лупы, экологические знаки, рисунки, лесные ягоды, влажные гигиенические салфетки, одноразовая посуда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_romanenko_n.n._shkola_270.doc | 100 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект.
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1
Тип урока: урок по изучению и первичному закреплению знаний и способов деятельности.
Технология построения урока:
- Технология обучения в сотрудничестве.
- Технология проблемного обучения.
- Технология исследовательской деятельности.
- Здоровьесберегающие технологии.
Тема урока: «Что такое хвоинки?»
Цель урока: формирование представлений о хвойных деревьях, их отличии друг от друга.
Задачи:
- Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.
- Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в группе, расширять словарный запас.
- Сформировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Основные термины, понятия: хвойные деревья, хвоинки, вечнозеленые, экологические знаки, пешеходный переход, гигиена.
Межпредметные связи: основы безопасности жизнедеятельности, литературное чтение, изобразительное искусство.
Материалы и оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация; ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, цветные карандаши, лупы, экологические знаки, рисунки, лесные ягоды, влажные гигиенические салфетки, одноразовая посуда.
Планируемые результаты:
Личностные умения Проявлять: - интерес к изучению темы; - осознание собственных достижений при освоении учебной темы; - желание помочь Лесовичку; - развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; - развитие умения работать в группах. | Метапредметные умения Познавательные – усвоить новые понятия и термины; - определять основание для распределения заданных элементов на группы; регулятивные – выполнять учебное задание в соответствии с целью; - проверять выполненное задание; - оценивать выполненное учебное задание; коммуникативные – формулировать высказывание, мнение с использованием терминов в рамках учебного диалога; - учитывать чужую точку зрения; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в школе). | Предметные умения - знать, что хвоинки – это листья хвойных деревьев; -различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам; - научиться приводить примеры съедобных, несъедобных грибов и ягод. |
Организация пространства.
Межпредметные связи Основы безопасности жизнедеятельности, литературное чтение, изобразительное искусство. | Дидактические материалы и средства обучения Информационный материал 1. Учебник А.А. Плешаков «Мир вокруг нас» 1 класс. – М.: «Просвещение», 2012. Демонстрационный материал
7. Одноразовая посуда. | Формы работы Фронтальная, индивидуальная, работа в группах. Используемые образовательные технологии, методы и приемы; их место в уроке
Используемые приемы оценивания словесная оценка учителя, взаимооценка, самооценка |
Технологическая карта урока.
№ | Этапы образовательной деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Организационный момент. Цель – активизация учащихся. | Создает эмоциональный настрой, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке. - Закройте глаза… Представьте себе яркое осеннее солнышко. Пусть лучи его согреют вас своим теплом. Представьте, что солнечный луч наполнил ваше сердце энергией доброты, нежности и любви. Подарите свой свет любви вашим родным, друзьям. Откройте глаза… Улыбнитесь своим одноклассникам, гостям, мне. Дарите радость, будьте сами источником света, добра и любви. | Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала | |
Воспроизведение и коррекция знаний для решения поставленных задач. Динамическая пауза. | Организует повторение правил поведения в лесу, правил дорожного движения. - Мудрая Черепашка и Муравьишка сегодня привели к нам своего друга. Узнали? Кто это? А зовет он нас к себе в гости. Где же живет наш Старичок – Лесовичок? Ну что, берем маршрут в лес. Но вначале надо одеться. Я решила нарядиться в летнее платье, возьму очки от солнца, обую сандалии. /Картинка / - А как правильно? - Молодцы! Надо одеваться по сезону! /Демонстрация плаката/ - Ой, а ведь мы идем в лес, а там свои правила. Давайте их вспомним, а помогут нам экологические знаки /Демонстрация/ - Ура, в путь! Встали. В лес шагаем, в лес шагаем. Разбежались, побежали. Стоп! Преграда! /1 слайд. Пешеходный переход/ Как быть? Идем дальше. В лес шагаем, в лес шагаем. Разбежались, побежали. Мы на месте! Мы устали! Наконец – то в лес попали. /2 слайд. Лес, шум листвы, пение птиц/ | Отвечают на вопросы учителя. Лесовичок. В лесу. Нет. По сезону.
Говорят правила перехода через дорогу. | |
Постановка учебной проблемы. | Ой, кто нас в лесу встречает? Узнали ? /3 слайд. Соловей + пение/ - Ребята, а вы знаете, что трели соловья лечат головные боли! - Ой, еще одна птичка! /4 слайд. Синица./ А вот синицы являются санитарами: они уничтожают мух, которые являются разносчиками дизентерии и других кишечных заболеваний. Птички приготовили для вас загадки. Что же это за девица У меня длинней иголки, чем у елки, - У одних деревьев листья имеют вид пластинок. Это лиственные деревья. У других деревьев листья имеют вид иголок. Такие листья называются хвоинками, а сами деревья – хвойными. /7 слайд. Схема/ - Как вы думаете к какой группе деревьев относятся ель и сосна? Рассмотрите рисунок на стр.30. Перечислите названия деревьев, какие вы знаете Какое дерево здесь лишнее? Почему? Какие еще вы знаете хвойные деревья? - Как вы думаете, почему ее так назвали? Лиственница тоже хвойное растение. /8 слайд/ Она также как ель и сосна имеет хвоинки, но осенью хвоинки, как листья, падают на землю. Отсюда и такое название у дерева. Внутренние детали соборов Московского Кремля /9 слайд / сделаны из лиственницы и служат уже по 400 – 500 лет. Древесина этого дерева со временем не гниет, а наоборот становится тверже – как бы каменеет. | Соловей. Синица. Ель. Сосна. Береза, дуб, клен, ель. Ель, потому что вместо листьев у нее иголки. Сосна, лиственница. | |
Фиксация темы и задач урока. | Организует работу по формулированию темы и учебной задачи урока. - Ребята, какой вопрос подготовил сегодня для нас Муравей Вопросик вместе с Лесовичком? Прочитайте. | Совместно с учителем формулируют тему и учебную задачу урока.
| |
Актуализация знаний. 1.Знакомство с хвойными деревьями, понятием «хвоинки». Цель – Познакомить учащихся с хвойными деревьями, научить. различать листовую пластинку и хвою. | Организует исследовательскую работу в группах по определению названий хвойных деревьев – сосны и ели. Работа в группах. На партах у вас остались веточки незнакомых деревьев. С помощью атласа – определителя узнайте их название. (12-14 слайды). Исследовательская работа по атласу – определителю. Организует беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний. - Как можно одним словом назвать эти деревья? (15 – 16 слайды). Вывод: хвойные деревья. Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса. Дает точное определение. - Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (18 слайд). Вывод: у хвойных деревьев вместо листиков иголочки – хвоинки. Проблемный вопрос. - Что такое хвоинки? Вывод: Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи. (19 слайд). Включает учащихся в обсуждение проблемного вопроса. Проблемный вопрос. - Хвойные деревья называют «вечнозелеными». Почему? (20 слайд). Толкование слова «вечный». Работа с толковым словарем. Организует исследовательскую деятельность учащихся. Гипотеза. - Предположим, что у хвойных деревьев хвоинки не меняются, живут столько же, сколько и дерево. (21 слайд). Рассмотрите фотографии. /22 слайд/. Что мы видим на ветках и под деревьями? (23 слайд). - На ветках мы видим желтые хвоинки. (24 слайд). - Под деревьями мы нашли желтые опавшие хвоинки. (25 слайд). - Какой вывод мы сделаем? Вывод: Наша гипотеза не подтвердилась. | Участвуют в практической работе по определению названий хвойных деревьев. Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свое мнение. Хвойные деревья. Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение. Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение, находят нужную информацию в толковом словаре. Участвуют в исследовательской деятельности, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | |
Применение знаний и умений в решении учебной задачи. Исследовательская деятельность. Цель – научиться различать ель и сосну по основным признакам. | Организует исследовательскую работу в группах, обеспечивает контроль за выполнением задания. Работа в группах. Сравните расположение веток у этих деревьев. Вывод: Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу. (27 слайд Проблемный вопрос. - Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели? (28 слайд). Вывод: Сосны больше других деревьев любят свет. Поэтому ветки и расположены на самой макушке. Сосновые леса более светлые, там много кустарников и трав, грибов и ягод. (29 слайд). Ель любит тень. (30 слайд). 1 группа. Наблюдение 2. “Ветки”. Рассмотрите ветки ели и сосны и определите, что у них общего и чем они различаются. Вывод: И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному. У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. (31 слайд) 2 группа. Наблюдение 3. “Хвоинки”. Рассмотрите хвоинки деревьев. Сравните их. Вывод: Длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. (32 слайд). 3 группа. Наблюдение 4. “Шишки”. Рассмотрите шишки деревьев. Вывод: Шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее. Шишки ели длиннее и вытянутой формы. (33 слайд). | Участвуют в исследовательской работе, формулируют собственное мнение и аргументируют его. | |
Контроль усвоения учебного материала. | Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания. Работа по учебнику с 31. Сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану. | Работают с информацией, представленной в форме рисунка. Описывают каждое дерево по предложенному плану. | |
Итог и рефлексия учебной деятельности. Цель – подвести итог проделанной работе на уроке, определить эмоциональное состояние каждого учащегося на уроке. | Проводит беседу по вопросам: – Какие деревья называются лиственными, а какие -хвойными? Как можно различить ель и сосну? У каждого на парте лежат картинки шишек. Возьмите еловую шишку, нарисуйте ей соответствующую мордочку.
Прикрепите свою еловую шишечку на Елочку Успеха. Возьмите сосновую шишку. Раскрасьте ее в соответствующий цвет. Желтый – мне светло, радостно. Зеленый – спокойно. Синий – грустно. Прикрепите свою сосновую шишечку на Сосну Настроения. Игра съедобное – несъедобное. Баба – Яга. - Вы, наверно, проголодались. Я угощу вас лесными дарами! /Предлагает отведать поганки/. - А вы знаете грибы? /Демонстрация плакатов/ - Молодцы! Тогда я угощу вас ягодами! - Да вы и ягоды знаете! Угощение и отгадывание лесных ягод (черника, клюква, брусника). А прежде чем их есть надо соблюсти правила гигиены. Какое? Давайте попрощаемся с нашими лесными друзьями. | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Рисуют мордочку. Прикрепляют шишку на Елочку Успеха. Раскрашивают. Прикрепляют шишку на Сосну Настроения. Перечисляют съедобные и несъедобные грибы. Перечисляют ягоды съедобные и ядовитые. Вымыть руки. Протирают руки влажными салфетками, пробуют ягоды, называют их. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Путешествие по Москве» ( УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЗадачи урока по практической части ВКР: создание условий для ознакомления обучающихся с понятием «Географическая карта», с уловными обозн...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Путешествие по Москве" УМК "Школа России" 2 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представлений учащихся о столице нашей Родины – Москвы, об истории её возникновения и об ее достоприм...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Проект «Музей путешествий»» (УМК «Школа России» 3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования представления о городах нашей Родины. Задачи урокаДидактические:формировать умение показывать города п...
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)
Технологическая карта урока "Окружающий мир" на тему "Будь природе другом" (УМК "Школа России", 2 класс)...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Как живут растения?" (УМК "Школа России" - 1 класс)
Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: формирование представления о растениях, как о живых организмах, об их жизненном цикле и правилах ухода за комнатными растениями;Задач...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме: "В широкой степи" (УМК: "Школа России" 4 класс)
Цель:формирование представлений у обучающихся о зоне степей, знакомство с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром.Планируемые результаты:Предметные:1. В...
Технологическая карта урока окружающего мира по теме "Зона арктических пустынь", УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся представление о зоне арктических пустынь; о животном и растительном мире АрктикиЗадачи урокаПланируемые результаты...