Пояснительная записка_окружающий мир 4 класс
материал по окружающему миру (4 класс)
Пояснительная записка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
poyasnitelnaya_zapiska_okruzhayushchiy_mir.docx | 66.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая образовательная программа
по предмету «Окружающий мир»
для 4 Б класса
на 2020/2021 учебный год
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
(Автор: Плешаков Андрей Анатольевич)
4 класс
Пояснительная записка
к тематическому планированию по окружающему миру
Нормативно – правовые документы, обеспечивающие реализацию программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации" п.6 часть 3 ст.28;
- Федеральный Государственный образовательный стандарт Начального Общего Образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (п. 19, 5);
- Федеральный базисный учебный план;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин Минобрнауки РФ от 11.12.2006 г. № 06 – 1844;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Планируемые результаты Начального Общего Образования;
- «Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе» (письмо Минобразования России и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ от 28.03.2002 г. № 199/13);
- Приказ Министерства Просвещения России от 28.12.2018 N 345 (ред. от 18.05.2020) "О Федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих Государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях". Действует с 01.09.2011 г.;
- Постановление Главного санитарного врача от 30.06.2020 г. № 16 «Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4.3598 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19)";
- Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторская программа А. А. Плешакова «Окружающий мир», утвержденные МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.
Нормативно – правовые документы локального уровня:
- Устав МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан», утвержденной приказом МБОУ СОШ № 2 г. Алдан № 01-17/308 от 30.08.17г;
- Учебный план МБОУ «СОШ № 2 г. Алдан» на 2020 /2021 учебный год, утвержденный приказом № 01-17/287 от 31.08.20 г.;
- Положения о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в МБОУ СОШ № 2, утвержденного приказом МБОУ СОШ № 2 № 01-17/304 от 30.08.2016 г.;
- Адаптивная образовательная программа начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья МБОУ СОШ №2 утвержденной приказом «МБОУ СОШ №2 г. Алдан» №01-17/301 от 30.08.2016г.
Я работаю по программе «Школа России». Данная программа Министерства образования РФ., утвержденная МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, взята за основу. Ценность УМК «Школа России» состоит в том, что ему присущи такие характеристики, которые очень значимы для учителя не только сегодня, но и всегда, а именно: фундаментальность, надежность, открытость новому.
УМК «Школа России» сориентирован на личностно – развивающее образование, граждански – ориентированное образование, глобально – ориентированное образование младших школьников.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования. Учебно – методический комплекс «Школа России» - один из наиболее известных в стране проектов издательства «Просвещение». Система учебников «Школа России» на основании экспертных заключений РАН и РАО, реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Эта программа охватывает все образовательные области учебного плана ФГОС, включает учебники и учебные пособия нового поколения, которые отвечают требованиям к современной учебной книге.
Программа модифицирована для работы в МБОУ СОШ № 2, ориентирована на контингент обучающихся данной школы и составлена с учётом среднего уровня подготовки и общего развития обучающихся 4 «А» класса, добавлен интегрированный материал с использованием регионального компонента.
Уровень программы базовый.
Взяв за основу программу комплекта «Школа России» и исходя из особенностей класса, ставлю для себя следующие задачи:
1. Развивать интеллектуальную, творческую личность.
2. Формировать потребность к познанию и высокую школьную мотивацию.
3. Создать условия для сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 часов.
В 4 классе — 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели).
Программа курса обеспечена учебно-методическим комплектом:
- Сборник рабочих программ «Школа России». 1 - 4 классы. - М.: Просвещение, 2011. – (ФГОС)
- Концепция учебно – методического комплекса «Школа России»
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: учебник с приложением на электронном носителе: в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М: Просвещение.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс: рабочая тетрадь: в 2 ч. / А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. – М.: Просвещение, 2020.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Тесты: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, Н. Н. Гара, З. Д. Назарова. – М.: Просвещение
- Плешаков, А. А. От земли до неба: атлас-определитель для начальной школы / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение..
- Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. – М.: Просвещение.
- Плешаков, А. А. Зелёные страницы: книга для учащихся начальных классов / А. А. Плешаков. – М.: Просвещение.
Данная линия учебников имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки РФ»
Цели и задачи изучения курса «Окружающий мир»
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Цель изучения курса «Окружающий мир» для учащихся 4 класса:
- помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве;
- подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни.
- Осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём.
- Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
- Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Окружающий мир»
В основе учебно-воспитательного процесса лежат следующие ценности окружающего мира:
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
- Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика учебного предмета
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся начать освоение основ адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин, изучаемых в первом классе. Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомясь с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, первоклассник осмысливает личный опыт познания явлений окружающего мира, что будет способствовать обеспечению в дальнейшем его личного и социального благополучия.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены стандартом начального общего образования и представлены в программе тремя содержательными блоками:
- Человек и природа.
- Человек и общество.
- Правила безопасной жизни.
Само название «Окружающий мир» свидетельствует об интегрированном подходе к изучению своей страны, своего края, включает сведения из таких областей знаний, как география, история, биология, экология, этнография и др.
Сведения из указанных областей знаний рассматриваются во взаимосвязи. Идея «всё связано со всем» как бы цементирует разнообразные элементы содержания курса, значительно усиливая его воспитательный и развивающий потенциал. «Красной нитью» через всё содержание курса проходит тема гражданского образования школьников.
Ташикулов Фирдавс АООПННОО для обучения с ЗПР вариант 7.2 приказ 01-01 /383 от 04.09.17
Количество часов соответствует учебному плану. Коррекция осуществляется не за счет изменения количества часов, а за счет технологии обучения и индивидуального подхода с учетом психофизиологических особенностей ребенка.
Особенности Фирдавса:
По национальности узбек. Плохо понимает русскую речь, поэтому низкие познавательные интересы, узкий кругозор, низкий уровень развития речи, примитивный активный словарь, нарушена лексическая и грамматическая сторона речи.
Цель обучения детей с ОВЗ: помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве; подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Реализовать данные цели обучения возможно через:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Для того, чтобы школьники усвоили программный материал, обучающимся с ЗПР нужно гораздо более развёрнутое объяснение с опорой на наглядность, выполнение большого количества упражнений с очень медленно, постепенно повышающейся трудностью, многократный возврат к уже изученному.
Методы и приёмы обучения:
- словесный (рассказ, беседа, звукозапись)
- практическая работа
- самостоятельная работа
- объяснительно-иллюстративный
В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам ( актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки
В ходе изучения курса «Окружающий мир» происходит тройная интеграция (курс «Окружающий мир», курс «Культура народов Якутии» и курс «Основы безопасности жизнедеятельности), которая реализуется на уроках окружающего мира. Основным является курс «Окружающий мир», на изучение остальных курсов отводится 10-15 минут от общего времени урока. Если темы курсов не просто близки, а полностью совпадают, то они изучаются в единстве на протяжении всего урока.
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика единого, целостно окрашенного образа мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребёнка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личные качества культурного человека – доброта, терпимость, ответственность.
К числу важнейших задач курса относятся также воспитание любви к своему городу, к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественно - научных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
При этом средствами учебного предмета целенаправленно создаются условия для развития у обучающихся познавательных процессов (развитие мышления, внимания, памяти, воображения), речи, эмоциональной сферы, творческих способностей, формирование учебной деятельности.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органическом единстве.
Курс краеведения «Культура народов Якутии» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир». Его изучение на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Курс краеведения «Культура народов Якутии» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у обучающихся личной ответственности за сохранение природных богатств края, их приумножения.
Главная цель курса – формирование у обучающихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания её ценности, формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств своего края.
В соответствии с поставленной целью определяются конкретные задачи курса:
- дать знания о природных богатствах края, быте, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве;
- развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
- формировать образное представление о прошлом и настоящем республики, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Содержание и методика преподавания курса направлены на развитие личности младшего школьника с учётом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобретения основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также ликвидировать негативные последствия и оказывать само- и взаимопомощь. Главное здесь – научить детей избегать необоснованного риска, замечать опасности и предотвращать их проявление, а если беда случилась, не растеряться и действовать быстро и грамотно.
Программа учитывает психологические и физиологические особенности обучающихся, поэтому в начальной школе изучаются в основном правила дорожного движения, правила поведения на воде, безопасности в помещении и окружающей среде, а также основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что содержание, цели и задачи всех трех интегрированных курсов тесно взаимосвязаны и представляют собой единое целое, поэтому их изучение реализуется в одном курсе «Окружающий мир».
В процессе освоения содержания «Окружающего мира» учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.
Важную роль в обучении курсу играет целенаправленная работа по развитию у младших школьников общих учебных умений, навыков и способов деятельности:
- Интеллектуальных (обобщать, классифицировать, сравнивать и др.);
- Познавательных (учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности и потребности в творческом самовыражении, а также умений принимать, сохранять, ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением);
- Организационных (организовать сотрудничество и планировать свою деятельность).
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
В рабочей программе возможны изменения сроков изучения тематических разделов, отдельных тем по объективным причинам
(актированные дни, апробация ОГЭ, ЕГЭ на базе ОО ППЭ) и целесообразности их корректировки.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе
Программа обеспечивает достижение обучающимися четвертого класса личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или как плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Регулятивные УУД
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служат учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Средством формирования этих действий служит технология продуктивного чтения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 4 классе является формирование следующих умений:
- Знать государственную символику и государственные праздники современной России; что такое Конституция; основные права ребенка.
- Замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения (морали и праву), правам человека и правам ребёнка. Предлагать, что ты сам можешь сделать для исправления видимых нарушений.
- Понимать особую роль России в мировой истории; проявлять чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы.
- Иметь первоначальное представление об уникальности России как единого неделимого многонационального и многоконфессионального государства, об исторической роли многонационального народа России как народа-созидателя, хранителя российской государственности. Приводить примеры народов России.
- Знать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время.
- Знать, что изучает история, как историки узнают о прошлом, как ведется счет лет в истории; особенности исторической карты.
- Уметь соотносить год с веком, определять последовательность исторических событий.
- Приводить примеры патриотизма, доблести, благородства на материале отечественной истории.
- Знать важнейшие события и великих людей отечественной истории.
- Понимать суть исторических побед России, сыгравших решающую роль в мировой истории: борьба с монгольским нашествием и спасение Европы, борьба с нашествием Наполеона, заграничный поход русской армии и влияние этого события на судьбу Европы, Великая Отечественная война и решающий вклад нашей страны в разгром фашизма. Иметь представление о вкладе России в развитие мировой культуры и науки.
- Выявлять причинно-следственные связи между различными историческими событиями, явлениями социальной действительности (например, принятие Русью христианства и расцвет культуры, монгольское нашествие и потери в культуре и хозяйстве, Вторая мировая война и создание ООН).
- Проявлять уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни.
- Объяснять, какие интересы объединяют тебя с твоими родственниками, друзьями, земляками, гражданами твоей страны, что объединяет всех людей на Земле в одно человечество.
- Осознавать целостность окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Владеть основами экологической грамотности. Выявлять экологические связи в окружающем мире, моделировать эти связи, применять знания о них при объяснении необходимости бережного отношения к природе – знать некоторые современные экологические проблемы.
- Уметь в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости; определять возможные причины отрицательных изменений в природе, необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения; предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу.
- Приводить примеры животных Красной книги России и Международной Красной книги.
- Владеть доступными способами изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
- Иметь представление о Земле – планете Солнечной системы, причинах смены дня и ночи и времен года.
- Знать способы изображения Земли, ее поверхности: глобус, географическая карта.
- Иметь представление о природных зонах России, уметь устанавливать причины смены природных зон в нашей стране.
- Иметь представление об особенностях природы своего края: формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, природные сообщества.
- Распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать важнейшие полезные ископаемые своего края, растения и животных, характерных для леса, луга, пресного водоема, основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных своего края.
- Проводить наблюдения природных тел и явлений.
- Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме природоведческого и обществоведческого характера, излагать их в виде сообщения, рассказа.
- Применять иллюстрацию учебника как источник знаний, раскрывать содержание иллюстрации.
- Владеть элементарными приемами чтения географической и исторической карты.
- Знать и соблюдать правила безопасности дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов).
- Уметь адекватно оценивать ситуацию на проезжей части, тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).
- Объяснять роль основных органов и систем органов в организме человека.
- Применять знания о своём организме в жизни (для составления режима дня, правил поведения и т. д.).
- Оценивать, что полезно для здоровья, а что вредно.
Содержание изучаемого курса
Земля и человечество
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля – планета Солнечной системы. Луна – естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времен года. Звездное небо – великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на Земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счет лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды – задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: знакомство с картой звездного неба; поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте; знакомство с историческими картами.
Природа России
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озера и реки нашей страны (в форме путешествия по физической карте России).
Природные зоны нашей страны: зона арктических пустынь, зона тундры, зона лесов, зона степей, зона пустынь, субтропики. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесенные в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учета в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов; поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России; рассматривание гербарных экземпляров растений различных природных зон, выявление признаков их приспособленности к условиям жизни.
Родной край – часть большой страны
Наш край на карте Родины. Карта родного края. Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края (восстановление земель на месте карьеров, предупреждение появления свалок, борьба с оврагами). Водоемы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоемов в результате деятельности человека. Охрана водоемов нашего края. Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края (подзолистые, черноземные и т. д.). Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества (на примере леса, луга, пресного водоема). Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли (полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство). Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, ее значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли (разведение крупного и мелкого рогатого скота, свиноводство, птицеводство, рыбоводство, пчеловодство и др.). Породы домашних животных.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений различных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы всемирной истории
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения – свидетельства прошлого. Средние века; о чем рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен в XX веке. Достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории Отечества
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси. Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь – страна городов. Киев – столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в XIII–XV веках. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья – собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва. Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в XIII–XV веках.
Наше Отечество в XVI–XVII веках. Иван Грозный и его правление. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в XVI–XVII веках.
Россия в XVIII веке. Петр Первый – царь-преобразователь. Новая столица России – Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII веке.
Россия в XIX – начале XX века. Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. И. Кутузов. Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX – начале XX века.
Россия в XX веке. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй – последний император России. Революции 1917 года. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20–30-е годы. Великая Отечественная война 1941–1945 годов. Героизм и патриотизм народа. День Победы – всенародный праздник.
Наша страна в 1945–1991 годах. Достижения ученых: запуск первого искусственного спутника Земли, полет в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е годы XX века. Культура России XX века.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, поселков, улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: поиск и показ изучаемых объектов на исторических картах.
Современная Россия
Мы – граждане России. Конституция России – наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребенка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное Собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Структура курса «Окружающий мир»
4 класс (69 часов)
Учебно-тематическое планирование программы:
Земля и человечество - 10 час.
Природа России - 11 час.
Родной край – часть большой страны - 12 час.
Страницы всемирной истории - 6 час.
Страницы истории Отечества - 22 час.
Современная Россия - 8 час.
Проекты: по выбору
Контролирующие материалы, контроль уровня обученности по окружающему миру в 4 классе
Контролирующие материалы, позволяющие оценить качество уровня учебных достижений обучающихся, содержатся в проверочных тетрадях, которые есть у каждого ученика.
Контрольно – измерительные материалы
Для оценки усвоения школьниками планируемого содержания используется литература:
КИМ ВПР. Окружающий мир. 4 класс. Контрольно – измерительные материалы: Всероссийская проверочная работа. ФГОС / Е. М. Тихомирова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Экзамен», 2018.
Литература для обучающихся:
- Плешаков А. А. Окружающий мир. 4 кл.: учебник. – М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А. А. Окружающий мир: рабочая тетрадь. 4 класс. – М.: Просвещение, 2019.
- Тихомирова Е.М. Окружающий мир. 4 кл. КИМ ВПР – Изд. Экзамен, 2020.
Литература для учителя:
- Окружающий мир Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России» – М.: Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).
- Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 4 класс О. Б. Логинова, С. Г. Яковлева (Стандарты второго поколения).
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической грамотности. – М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А. А. Атлас – определитель. От земли до неба. – М.: Просвещение, 2013.
- Плешаков А. А. Зеленые страницы. – М.: Просвещение, 2013.
- Ситникова Т. Н. Школьный словарик. Животные России. – М.: ВАКО, 2015.
- Ситникова Т. Н. Школьный словарик. Птицы России. – М.: ВАКО, 2015.
- Ситникова Т. Н. Школьный словарик. Растения России. – М.: ВАКО, 2015.
- Ситникова Т. Н. Школьный словарик. Реки, моря, озера, горы России. – М.: ВАКО, 2015.
- Ситникова Т. Н. Школьный словарик. Города России. – М.: ВАКО, 2015.
- Интернет.
МУЛЬТИМЕДИА - ПОДДЕРЖКА:
- Окружающий мир. 3 – 4 класс: поурочные планы по программе «Школа России» (электронный ресурс) - Волгоград: Учитель.
- Электронное приложение к учебнику.
- Личный архив.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс. ФГОС 2 поколения...
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс "Школа России"
В данном материале вы найдёте пояснительную записку к тематическому планированию по окружающему миру для 1 класса по программе "Школа России"....
пояснительная записка-окружающий мир 3 класс
пояснительная записка-окружающий мир 3 класс...
Пояснительня записка "Окружающий мир", 3 класс
Пояснительная записка по окружающему миру 3 класс УМК "Планета знаний" в рамках ФГОС: пояснительная записка, характеристика учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, ценностные...
Пояснительная записка (Окружающий мир 1 класс) О.Т.Поглазова УМК "Гармония"
Курс является интегрированным, объединяющим знания о природе, человеке и обществе, об истории России....
пояснительная записка окружающий мир 1 класс
пояснительная записка к ктп по окружающему миру 1 класс программа "Гармония"...
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс
Пояснительная записка. Окружающий мир 1 класс Программа "Перспектива"...