Технологическая карта урока окружающего мира. "Москва-преемница Владимира" 4 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

 

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
  2. Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;
  3. Формирование исторических понятий: междоусобица, ярлык, митрополит, Золотая Орда.

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  2. Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.

 

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь; раздаточный материал, учебная презентация.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 23.03.2021

Школа: МАОУ «СОШ №104»

Класс: 4 «В»

Урок: 4

Время:  10.40- 11.20  Кабинет: 103

Студент: Золотова Ирина Александровна

Группа: 31

Учитель: Слуднова Наталья Викторовна

Руководитель практики: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Москва – преемница Владимира»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

Задачи урока

Дидактические:

  1. Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
  2. Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;
  3. Формирование исторических понятий: междоусобица, ярлык, митрополит, Золотая Орда.

Развивающие:

  1. Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
  2. Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.

Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь; раздаточный материал, учебная презентация.

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне

Словесный:  психологический настрой


Фронтальная

  1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.
  2. Приветствие, психологический настрой на работу.

- Здравствуйте, ребята.

-Я вас рада видеть, меня зовут Ирина Александровна, и я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь на места.

Прочитайте высказывание на слайде:

«Надо много учиться, чтоб знать хоть немного».

Шарль Луи Монтескье (французский философ)

-Как понимаете эту фразу?

- Как думаете, почему я ввела эту фразу на урок?

-Верно.

  1. Показывают готовность к уроку.
  2. Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

- для того, чтобы научиться чему-то, надо много стараться.

- чтобы мы помнили о том, что надо учиться и стараться.

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность.

Учебная презентаци

Актуализация знаний и мотивация

(4 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Словесный: беседа

Практический: упражнение

Наглядный: 
демонстрация слайдов

Фронтальная форма работы.

  1. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

- Ребята, перед тем как узнать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вспомнить некоторые моменты по прошлой. Готовы?

1) Вспомните и назовите наследницу Киевской Руси.

2) Почему князя Ярослава назвали Мудрым?  

3) О чём заботился князь Владимир?

4) Какие дела своего деда продолжил князь Владимир Мономах?  

5) Как продолжили потомки Владимир Мономаха его дело?

- Посмотрите на слайд, какие города Вы видите?

- На что же это похоже? Что напоминает схема?

- Верно, это Золотое Кольцо.

Оно проходит по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России.

6) Кто, сохраняя преемственность с Киевом, центром государственной и духовной власти сделал город Владимир?

- Молодцы, ребята!

Отвечают на вопросы

1) Владимиро-Суздальская Русь

2) он знал 5 иностранных языков

3) укреплял границы родной земли: возводил города-крепости, строил крепкие заставы, набирал воинов-богатырей

4) крепил православную веру, расширял границы государства, возводили новые города: Ярославль, Владимир – подымалась Владимиро-Суздальская Русь

5)  старались ладить со степными кочевыми народами, строили новые города – золотое кольцо древнерусских городов

- Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир- на кольцо

6) Андрей Боголюбский, день памяти – 17 июля

Предметные: повторить уже имеющиеся знания.

Метапредметные: 

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности.

Р: саморегуляция

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(5  мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Словесный: беседа

Фронтальная

Наглядный: составление плана с опорой на слайд

1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.

- Итак, Владимиро-Суздальская Русь – была наследницей Киевской Руси.

- А вот преемницей Владимира стал город, который основал Юрий Долгорукий в 1147 году.

- Назовите этот город.

Кто догадался, какова тема урока? 

-Верно. Мы вспомнили важные события нашей истории и можем двигаться дальше.

- А какие цели мы поставим перед собой?

Познакомиться …

Узнать …


- Ребята, а почему Москва – преемница Владимира? Что вообще значит слово «преемница, преемник»?

- Кто мне покажет на современной карте, где находится Москва, а где Владимир.

- Как вы понимаете смысл слова «Москва - преемница»?

Отвечают на вопросы учителя

- Князь Владимир

- Москва

- Москва – преемница Владимира

- Познакомиться с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.

Узнать новое об истории Москвы, о его основателях, со знаменитым сражением Куликовская битва.

- Преемник - продолжатель; тот, кто занял чье-нибудь 
место, чью-нибудь должность.

Один ученик выходит к доске и показывает на карте города Москву и Владимир 
- Москва приняла дела владимирских князей, заступила на место Владимира, стала исполнять завещания князей Владимиро-Суздальской Руси. преемственность – когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы

Метапредметные:

Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план.

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебная презентация

Учебная презентация

«Лист достижений»

«Открытие» нового знания

(14 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Словесный : фронтальная беседа

Практический: демонстрация слайдов

  1. Организует беседу по новой теме

- «Не будет добра, коль меж своими вражда» - гласит народная мудрость. Как вы думаете, что это значит?

- Правильно.  В те годы не все потомки Рюрика хотели жить в мире. Все чаще между ними вспыхивали междоусобицы.

- Ребята, а что такое междоусобицы?

- Вот из-за таких междоусобиц и распалась Русь на множество княжеств. Случилась и другая беда: с востока пришло монголо–татарское войско.

- Давайте выясним, кто такие монголо-татары.  Это кочевые монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Жили они в юртах. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях.

- Посмотрите на слайд. Обратите внимание на то, как выглядели монголо-татары. У них было лучшее снаряжение.

- Ребята, почему монголо-татары смогли захватить русские города?

- Монголо-татары захватили Рязань, Коломну, Москву, Тверь и Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. С запада пришла ещё одна беда: прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей.

- Когда монголо-татары напали на Рязань, князь просил помощи у других князей, но он услышал отказ. Рязань была захвачена.

- Александр Невский - Князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец. Он решил так: на западе – сражаться! Битва на реке Неве в 1240 году со шведами, под командованием Александра Ярославовича, войско одержало победу.

Видео об Александре Невском + вопрос (Почему Александр Ярославович получил прозвище «Невский»?)

-С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу.

- Кто знает, что такое ярлык?

- Ярлык – это разрешение на великое княжение во Владимире.

2. Организует работу с текстом учебника

- Откройте учебник на странице 29 и прочитайте «Календарь памятных дней» про себя. Когда будете готовы руку поставьте на локоток.

- Хорошо. О ком же говориться в этом календаре?

- Первый московский князь, младший сын великого владимирского князя Александра Невского.

- Начал дело собирания русских земель вокруг своего города.

- Дело князя Даниила продолжили его потомки московские князья Даниловичи. Они поставили перед собой цель – сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли.
Юрий Даниилович по примеру деда, Александра Невского, укреплял западную границу Руси, строил крепость Орешек. Он бился со шведами и, победив их, заключил с ними мир. Иван Данилович, второй сын князя Даниила, прославился как великий строитель Москвы. Не зря его прозвали Калита – кошель: по поручению ордынского хана он собирал дань со всех русских князей.

- Посмотрите на слайд. Это кошель. Там хранилась дань.


  В 1326 году из Владимира в Москву была перенесена резиденция главы церкви митрополита Петра, после чего Москва стала духовным центром Руси.

- А кто такой митрополит?  


- Своими владениями великие владимирские князья стали управлять из Москвы. Московский князь Дмитрий Донской, внук Ивана Калиты, включил Владимирское княжество в свою отчину и тем закрепил руководящую роль Московского княжества.

Ответы учеников

- Междоусобицы – это ссоры, споры, несогласия между кем-либо.

Один из учеников читает со слайда

- Монгольские воины имели лучшее снаряжение.

- из-за междоусобиц, а также у них было лучшее снаряжение

Ответы детей











Смотрят видеофрагмент и анализируют его

- О Данииле.

- Высший духовный сан в православной церкви.

Первичное закрепление

(5 мин)

Усвоение нового способа действий

Словесный: беседа

Объяснительно-иллюстративный: показ слайдов

1. Организует физминутку на уроке

- Ребята, думаю что вы уже устали. Давайте встанем и немного отдохнём.

(видеофрагмент с физминуткой)

2.  Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Обратите внимание на слайд. Здесь изображена битва двух богатырей – Пересвета и Челубея. Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории. Его часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы. Именно эта битва предшествовала Куликовской битве в 1380 году. Это крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском части Золотой Орды Мамая.

- Золотая Орда – это многонациональное государство, которое объединяло множество народов, племен и стран.

- В Куликовской битве сражались вместе москвичи, ростовцы, владимирцы, суздальцы, новгородцы, псковичи и муромцы. Они объединись, чтобы сразиться и побелить, и у них это получилось.

За победу в Куликовской битве Александр получил прозвище «Донской».

Делают разминку

Открывают учебник

Читают вместе с учителем

- Куликовская битва

Л: понимание и выражение в речи цели задания

Р: принятие учебной задачи  к исполнению

Учебная презентация

Карта успеха

Самостоятельная работа с самопроверкой

(5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание

Словесный: беседа

Практический: выполнение задания

Самостоятельная форма работы

1. Организует работу по закреплению знаний учащихся.

- Сейчас вы выполните задание и проверите свои знания. Сначала давайте разделимся на группы по 6 человек.

- Давайте вспомним правила работы в группах.

- Я каждой группе раздам кроссворд. Вы должны будете разгадать его. На решение его я вам даю 5 минут. Можете приступать.

  1. Кто был основателем Троице-Сергиева монастыря? Запишите фамилию. (Радонежский)
  2. Высший духовный сан в православной церкви (Митрополит)
  3. Первый московский князь, младший сын великого владимирского князя Александра Невского. Кто это? Запишите имя. (Даниил)
  4. Кто решил : на западе – сражаться! С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу. Запишите фамилию (Невский)
  5. Продолжатель; тот, кто занял чье-нибудь место, чью-нибудь должность. ( Преемница)
  6. Какой город основал Юрий Долгорукий в 1147 году? ( Москва)
  7. Кто, сохраняя преемственность с Киевом, центром государственной и духовной власти сделал город Владимир? Запишите фамилию. (Боголюбский)
  8. Кто знал 5 иностранных языков? Запишите фамилию. (Мудрый)

- Давайте проверим, что у вас получилось.

- Я вам буду читать вопрос, а та группа, которая поднимет руку быстрее – будет называть ответ.

Работают в группах

- уважать других, выслушивать каждого, своё несогласие высказывать вежливо и спокойно, работать активно.

Диктуют свои ответы

Включение в систему знаний, повторение

(2 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Словесный: беседа

Фронтальная работа

  1. Проводит работу с изученным материалом.
  2. Организует работу в учебнике.

Найдите на странице 31 заголовок «Подумаем!» и обсудите вопрос в парах.

- Так почему же князя Даниила Московского со временем в народе назвали хозяином земли Русской? Кто знает?

- Пользуясь учебником, ответьте на вопросы

- Что значит слово «междоусобица»?

- Какая беда шла на Русь с Запада?

- Какая беда пришла на Русь с Востока?

- Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский?

 

-Какое прозвище получил князь Дмитрий после победы в Куликовской битве?

Открывают страницу

Отвечают на вопросы

Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием.

Ссора

- прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей

- нагрянула могучая монгольская конница

- На западе – сражаться! С ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы на свободу.

- Донской

Метапредметные:

П: обобщение и структурирование знаний в речи

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности.

Учебник

Рефлексия деятельности

(4 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесный: обобщающая беседа

Фронтальная работа

  1. Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Подведём тоги сегодняшнего урока.

- Какая тема была у нас на уроке?

- Вспомним цели. Достигли ли мы их?

- Что нового Вы узнали?

- А теперь записываем домашнее задание:

Учебник стр. 28 – 31, рабочая тетрадь стр.16 упр.1 – 4

- Оцените свою работу на уроке.

- Перед вами находится лесенка успеха. Поставьте себя на ступень.

Первая ступень – я доволен своей работой на уроке, я все понял,

Вторая – я не совсем доволен своей работой на уроке,

Третья – я не доволен своей работой на уроке.

- Кто Поставил себя на первую ступень, вторую? Ну а если есть те. Кто поставил себя на третью ступень – я вам посоветую в следующий раз работать активнее.

- Ребята, вы хорошо поработали сегодня.

- Спасибо вам за сегодняшний урок, можете быть свободны.

Отвечают на вопросы

Записывают домашнее задание

Оценивают себя на лесенке успеха

- прощаются

Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

К: построение речевого высказывания

Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества; осознавать личностный смысл учения

Учебная презентация

«Лист достижения»



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"

технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"

Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...

Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.

Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....

Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.

Тема урока, место в общей теме.  Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что  общество – люди, которых соединяет общая культу...

Конспект урока окружающего мира "Москва - преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских  кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада...

Технологическая карта урока окружающего мира «Москва – преемница Владимира», УМК "Перспектива", 4 класс

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востокамонголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада.Задачи урокаПланируемые р...

Технологическая карта урока окружающего мира "Москва – преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо-татарских кочевых племён, об угрозе с северо-запада.Планируемые результаты:Предметные...