Технологическая карта урока окружающего мира. "Москва-преемница Владимира" 4 класс, УМК "Перспектива"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
- Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;
- Формирование исторических понятий: междоусобица, ярлык, митрополит, Золотая Орда.
Развивающие:
- Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
- Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.
Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь; раздаточный материал, учебная презентация.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 23.03.2021 Школа: МАОУ «СОШ №104» Класс: 4 «В» Урок: 4 Время: 10.40- 11.20 Кабинет: 103 | Студент: Золотова Ирина Александровна Группа: 31 Учитель: Слуднова Наталья Викторовна Руководитель практики: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока «Москва – преемница Владимира»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада; ознакомление с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств.
Задачи урока
Дидактические:
- Формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц на Руси XII века;
- Знакомство учащихся с историей нашествия на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада в XII веке;
- Формирование исторических понятий: междоусобица, ярлык, митрополит, Золотая Орда.
Развивающие:
- Развивать у детей умение сравнивать, анализировать через содержание учебных заданий, то есть способствовать развитию мыслительных процессов и развитию речи;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину;
- Воспитывать культуру поведения на уроке, эмоционально-положительное отношение к истории России.
Оборудование: УМК «Перспектива», учебник 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь; раздаточный материал, учебная презентация.
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Планируемые результаты | Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно -значимом уровне | Словесный: психологический настрой
|
- Здравствуйте, ребята. -Я вас рада видеть, меня зовут Ирина Александровна, и я проведу у вас урок окружающего мира. Присаживайтесь на места. Прочитайте высказывание на слайде: «Надо много учиться, чтоб знать хоть немного». Шарль Луи Монтескье (французский философ) -Как понимаете эту фразу? - Как думаете, почему я ввела эту фразу на урок? -Верно. |
- для того, чтобы научиться чему-то, надо много стараться. - чтобы мы помнили о том, что надо учиться и стараться. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: включение в учебную деятельность. | Учебная презентаци |
Актуализация знаний и мотивация (4 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Словесный: беседа Практический: упражнение Наглядный: Фронтальная форма работы. |
- Ребята, перед тем как узнать тему нашего сегодняшнего урока, предлагаю вспомнить некоторые моменты по прошлой. Готовы? 1) Вспомните и назовите наследницу Киевской Руси. 2) Почему князя Ярослава назвали Мудрым? 3) О чём заботился князь Владимир? 4) Какие дела своего деда продолжил князь Владимир Мономах? 5) Как продолжили потомки Владимир Мономаха его дело? - Посмотрите на слайд, какие города Вы видите? - На что же это похоже? Что напоминает схема? - Верно, это Золотое Кольцо. Оно проходит по древним городам Северо-Восточной Руси, в которых сохранились уникальные памятники истории и культуры России. 6) Кто, сохраняя преемственность с Киевом, центром государственной и духовной власти сделал город Владимир? - Молодцы, ребята! | Отвечают на вопросы 1) Владимиро-Суздальская Русь 2) он знал 5 иностранных языков 3) укреплял границы родной земли: возводил города-крепости, строил крепкие заставы, набирал воинов-богатырей 4) крепил православную веру, расширял границы государства, возводили новые города: Ярославль, Владимир – подымалась Владимиро-Суздальская Русь 5) старались ладить со степными кочевыми народами, строили новые города – золотое кольцо древнерусских городов - Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир- на кольцо 6) Андрей Боголюбский, день памяти – 17 июля | Предметные: повторить уже имеющиеся знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; проявлять мотивы к учебной деятельности. Р: саморегуляция К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа Фронтальная Наглядный: составление плана с опорой на слайд | 1. Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока. - Итак, Владимиро-Суздальская Русь – была наследницей Киевской Руси. - А вот преемницей Владимира стал город, который основал Юрий Долгорукий в 1147 году. - Назовите этот город. - Кто догадался, какова тема урока? -Верно. Мы вспомнили важные события нашей истории и можем двигаться дальше. - А какие цели мы поставим перед собой? Познакомиться … Узнать …
- Кто мне покажет на современной карте, где находится Москва, а где Владимир. - Как вы понимаете смысл слова «Москва - преемница»? | Отвечают на вопросы учителя - Князь Владимир - Москва - Москва – преемница Владимира - Познакомиться с исторической ролью древнерусских князей: Александра Невского, Данилы Московского в объединении разрозненных княжеств. Узнать новое об истории Москвы, о его основателях, со знаменитым сражением Куликовская битва. Один ученик выходит к доске и показывает на карте города Москву и Владимир | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план. Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебная презентация Учебная презентация «Лист достижений» |
«Открытие» нового знания (14 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный : фронтальная беседа Практический: демонстрация слайдов |
- «Не будет добра, коль меж своими вражда» - гласит народная мудрость. Как вы думаете, что это значит? - Правильно. В те годы не все потомки Рюрика хотели жить в мире. Все чаще между ними вспыхивали междоусобицы. - Ребята, а что такое междоусобицы? - Вот из-за таких междоусобиц и распалась Русь на множество княжеств. Случилась и другая беда: с востока пришло монголо–татарское войско. - Давайте выясним, кто такие монголо-татары. Это кочевые монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Жили они в юртах. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. - Посмотрите на слайд. Обратите внимание на то, как выглядели монголо-татары. У них было лучшее снаряжение. - Ребята, почему монголо-татары смогли захватить русские города? - Монголо-татары захватили Рязань, Коломну, Москву, Тверь и Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные русские города. С запада пришла ещё одна беда: прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей. - Когда монголо-татары напали на Рязань, князь просил помощи у других князей, но он услышал отказ. Рязань была захвачена. - Александр Невский - Князь новгородский, великий князь киевский, великий князь владимирский, полководец. Он решил так: на западе – сражаться! Битва на реке Неве в 1240 году со шведами, под командованием Александра Ярославовича, войско одержало победу. Видео об Александре Невском + вопрос (Почему Александр Ярославович получил прозвище «Невский»?) -С Ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы за свободу. - Кто знает, что такое ярлык? - Ярлык – это разрешение на великое княжение во Владимире. 2. Организует работу с текстом учебника - Откройте учебник на странице 29 и прочитайте «Календарь памятных дней» про себя. Когда будете готовы руку поставьте на локоток. - Хорошо. О ком же говориться в этом календаре? - Первый московский князь, младший сын великого владимирского князя Александра Невского. - Начал дело собирания русских земель вокруг своего города. - Дело князя Даниила продолжили его потомки московские князья Даниловичи. Они поставили перед собой цель – сделать великим княжеский стол в Москве. Цели своей они достигли. - Посмотрите на слайд. Это кошель. Там хранилась дань.
- А кто такой митрополит?
| Ответы учеников - Междоусобицы – это ссоры, споры, несогласия между кем-либо. Один из учеников читает со слайда - Монгольские воины имели лучшее снаряжение. - из-за междоусобиц, а также у них было лучшее снаряжение Ответы детей Смотрят видеофрагмент и анализируют его - О Данииле. - Высший духовный сан в православной церкви. | ||
Первичное закрепление (5 мин) | Усвоение нового способа действий | Словесный: беседа Объяснительно-иллюстративный: показ слайдов | 1. Организует физминутку на уроке - Ребята, думаю что вы уже устали. Давайте встанем и немного отдохнём. (видеофрагмент с физминуткой) 2. Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний. - Обратите внимание на слайд. Здесь изображена битва двух богатырей – Пересвета и Челубея. Поединок Александра Пересвета с непобедимым татаро-монгольским воином Челубеем является одной из загадок истории. Его часто называют битвой Сил Света и Сил Тьмы. Именно эта битва предшествовала Куликовской битве в 1380 году. Это крупное сражение между объединённым русским войском во главе с московским великим князем Дмитрием Донским и войском части Золотой Орды Мамая. - Золотая Орда – это многонациональное государство, которое объединяло множество народов, племен и стран. - В Куликовской битве сражались вместе москвичи, ростовцы, владимирцы, суздальцы, новгородцы, псковичи и муромцы. Они объединись, чтобы сразиться и побелить, и у них это получилось. За победу в Куликовской битве Александр получил прозвище «Донской». | Делают разминку Открывают учебник Читают вместе с учителем - Куликовская битва | Л: понимание и выражение в речи цели задания Р: принятие учебной задачи к исполнению | Учебная презентация Карта успеха |
Самостоятельная работа с самопроверкой (5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание | Словесный: беседа Практический: выполнение задания Самостоятельная форма работы | 1. Организует работу по закреплению знаний учащихся. - Сейчас вы выполните задание и проверите свои знания. Сначала давайте разделимся на группы по 6 человек. - Давайте вспомним правила работы в группах. - Я каждой группе раздам кроссворд. Вы должны будете разгадать его. На решение его я вам даю 5 минут. Можете приступать.
- Давайте проверим, что у вас получилось. - Я вам буду читать вопрос, а та группа, которая поднимет руку быстрее – будет называть ответ. | Работают в группах - уважать других, выслушивать каждого, своё несогласие высказывать вежливо и спокойно, работать активно. Диктуют свои ответы | ||
Включение в систему знаний, повторение (2 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа Фронтальная работа |
Найдите на странице 31 заголовок «Подумаем!» и обсудите вопрос в парах. - Так почему же князя Даниила Московского со временем в народе назвали хозяином земли Русской? Кто знает? - Пользуясь учебником, ответьте на вопросы - Что значит слово «междоусобица»? - Какая беда шла на Русь с Запада? - Какая беда пришла на Русь с Востока? - Какой пример показал своим потомкам князь Александр Невский?
-Какое прозвище получил князь Дмитрий после победы в Куликовской битве? | Открывают страницу Отвечают на вопросы Даниил укрепил и увеличил его, но не путем неправды и насилия, а милосердием и миролюбием. Ссора - прибалтийские и северо-западные русские земли манили к себе шведских и немецких рыцарей - нагрянула могучая монгольская конница - На западе – сражаться! С ордой вступить в союз, добывать от ордынских ханов ярлык и копить силы для борьбы на свободу. - Донской | Метапредметные: П: обобщение и структурирование знаний в речи Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности. | Учебник |
Рефлексия деятельности (4 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: обобщающая беседа Фронтальная работа |
- Подведём тоги сегодняшнего урока. - Какая тема была у нас на уроке? - Вспомним цели. Достигли ли мы их? - Что нового Вы узнали? - А теперь записываем домашнее задание: Учебник стр. 28 – 31, рабочая тетрадь стр.16 упр.1 – 4 - Оцените свою работу на уроке. - Перед вами находится лесенка успеха. Поставьте себя на ступень. Первая ступень – я доволен своей работой на уроке, я все понял, Вторая – я не совсем доволен своей работой на уроке, Третья – я не доволен своей работой на уроке. - Кто Поставил себя на первую ступень, вторую? Ну а если есть те. Кто поставил себя на третью ступень – я вам посоветую в следующий раз работать активнее. - Ребята, вы хорошо поработали сегодня. - Спасибо вам за сегодняшний урок, можете быть свободны. | Отвечают на вопросы Записывают домашнее задание Оценивают себя на лесенке успеха - прощаются | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, устанавливать связи между целью учебной деятельности и ее мотивом К: построение речевого высказывания Личностные: проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества; осознавать личностный смысл учения | Учебная презентация «Лист достижения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"
технологическая карта урока окружающего мира "Красная книга" 2 класс УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Что такое хвоинки ?" . " Школа России"
Технологическая карта урока окружающего мира в 1-м классе "Школа России"...
Технологическая карта урока. Окружающий мир. "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3.
Технологическая карта урока по окружающему миру. УМК "Школа России". Тема урока: "Что такое БеНиЛюкс?" Класс: 3....
Технологическая карта урока окружающего мира проведенного в 4 классе.
Тема урока, место в общей теме. Общество. Права человека в обществе. Цель урока Довести до сознания учащихся, что общество – люди, которых соединяет общая культу...
Конспект урока окружающего мира "Москва - преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада...
Технологическая карта урока окружающего мира «Москва – преемница Владимира», УМК "Перспектива", 4 класс
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востокамонголо – татарских кочевых племён, о военной угрозе с северо-запада.Задачи урокаПланируемые р...
Технологическая карта урока окружающего мира "Москва – преемница Владимира" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель урока: формирование представлений об эпохе княжеских междоусобиц, о нашествии на Русь с востока монголо-татарских кочевых племён, об угрозе с северо-запада.Планируемые результаты:Предметные...