Полезные ископаемые
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру
1. Тема урока: Свойства полезных ископаемых.
2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)
3. Класс: 3
4. Автор: Антонова К.П.
5. Тип урока: практическая работа
6. Форма урока: урок-исследование
Цель урока: изучить свойства полезных ископаемых.
Задачи урока:1. Расширить знания о строительных полезных ископаемых, о месторождениях в Республике Калмыкия
2.Познакомить со свойствами песка, известняка, гранита и их использовании.
УУД: Коммуникативные: формировать умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу.
Регулятивные: анализировать и самостоятельно составлять таблицы; правильно воспроизводить образцы выполнения учебных действий; безошибочно применять усвоенные алгоритмы и правила при решении учебных задач.
Познавательные: в ходе опытов выявить свойства известняка, гранита и песка и их использование человеком; представить результаты в таблице.
Личностные: формировать позитивное отношение к охране полезных ископаемых, формировать умение общаться, как умение говорить и слушать
Оборудование: учебник, тетрадь для самостоятельных работ, образцы известняка, песка, гранита, ручные лупы, раздаточный материал (таблицы, памятки), салфетки, компьютерная презентация.
№ п/п | Этап урока | Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результат |
1 | Организационный | Подготовить учащихся к работе на уроке. Психологический настрой. | Ребята, давайте поприветствуем улыбкой наших гостей. Желаю сохранить радостное настроение на протяжении всего урока. Открытия новых знаний и отличных отметок. -Дежурный, расскажи о погоде на сегодняшний день. | Приветствуют | Полная готовность класса к работе |
2 | Мотивация и актуализация знаний | Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся наглядные материалы и дополнительные источники информации | Сегодня на урок я принесла различные предметы, которые можно приобрести в магазине, те которые необходимы в быту. Вот они: ножницы, глиняная ваза, набор школьных мелков, стакан, мыло, таблетки активированного угля, фарфоровая статуэтка. Как вы думаете кто создал эти изделия? Из чего они созданы? Почему они так называются? (слайд1) Приветствую вас на нашем уроке, на котором вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. Для того чтобы, узнать, как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус (слайд2) ГЕ + , КОЛОС ,+ Г Геологи – (от греч. geo-земля, logos - учение) - это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их. Что такое полезные ископаемые? Какие бывают полезные ископаемые? (слайд4) Существует другая классификация: горючие, рудные, … ( строительные). Как называется 3 группа, мы узнаем на уроке и приведем примеры. Постараемся ответить на проблемный вопрос: почему эти полезные ископаемые так называют? Ребята, сегодня я предлагаю вам стать геологами и отправиться в экспедицию, чтобы изучить свойства полезных ископаемых (слайд5) - Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать? 1.Он очень нужен детворе, Он на дорожках во дворе. Он и на стройке и на пляже, И он в стекле расплавлен даже. (песок) 2. Покрывают им дороги, Улицы в селении, А еще он есть в цементе, Сам он – удобрение. (известняк) 3. Он очень прочен и упруг, Строителям – надежный друг: Дома, ступени, постаменты Красивы станут и заметны. (гранит) Молодцы! У нас будет 3 геологических группы | Они созданы человеком. Из полезных ископаемых. Их добывают глубоко под землей, они являются нашим богатством. Геолог. Горные породы и минералы, которые человек использует для хозяйственных нужд. Твердые (торф, песок, гранит, алмаз…) жидкие ( нефть, минеральная вода), газообразные (природный газ) Горючие – те полезные ископаемые, которые горят. Рудные - содержащие металлы руды черных (чугун, сталь), цветных (медь, цинк, свинец, алюминий) Дети отгадывают загадки. | Активность познавательной деятельности учащихся на последующих этапах; эффективность восприятия и осмысления нового материала; понимание учащимися практической значимости изучаемого материала |
3 | Этап целеполагания | Постановка учебной задачи, разработка плана действий | Итак, какая общая цель стоит перед нами? Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Давайте определим план нашего урока, для этого добавьте слова из предложенного задания в незаконченные предложения. -У каждой группы свое задание, вы представите результаты практической деятельности в таблице, подготовите сообщение. Начинать свой рассказ будете со слов: «Мы геологи, только что вернулись с экспедиции…» | Изучить свойства полезных ископаемых. Учащиеся добавляют слова (на доске) 1.Определить … полезных ископаемых. (свойства) 2.Представить результаты … (в таблице) 3. Узнать … полезных ископаемых. (об использовании) | Правильная постановка цели урока, разработка плана действия |
4 | Общий инструктаж | Показать необходимость применения инструкции при выполнении данной практической работы Музыкальная пауза (Э.Григ «В пещере горного короля») | Вспомните, в чем залог успеха работы группы? | Необходимо правильно распределить работу. Будем выслушивать мнение каждого. Следовать плану и следить за временем | Полное соблюдение инструкции |
5 | Исследования в группах | В ходе опытов выявить свойства известняка, гранита, песка; представить результаты в таблице; подготовить сообщение. | Учитель оказывает помощь, наблюдает за организацией детьми своей деятельности | Учащиеся работают в группах | Организованная работа в группах |
6 | Представление результатов | Умение представить и оценить результаты групповой работы в соответствии с планом | Ребята, пока вы работали над своими заданиями звучала фоновая музыка норвежского композитора Эдварда Грига «В пещере горного короля». (слайд 6,7,8) Учитель заполняет таблицу на доске Скажите, какое свойство известняка и гранита дает возможность использовать их так многогранно? Где чаще используют? | Учащиеся по очереди рассказывают о свойствах полезных ископаемых по группам. Предоставляют «коллаж» где они применяются. Твердость, в строительстве. | Правильность ответов и действий учащихся в процессе представления своей работы, активное участие класса в подведении итогов самостоятельной работы. |
ФИЗМИНУТКА.
Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).
7 | Отвечают на проблемный вопрос. Познакомить с условными обозначениями, месторождениями полезных ископаемых Республики Калмыкия, с. Троицкое Наметить перспективу на будущее. | Как вы думаете, в нашей республике есть месторождения изучаемых нами полезных ископаемых ? (слайд9) Какими полезными ископаемыми богата наша республика? Ребята в нашем селе есть такой край называют «геолого». А вы знаете почему он так назван? Здесь была организация, которая занималась разведкой месторождения полезных ископаемых в республике: песок, вода, газ, нефть, известняк. В этом краю жили те, кто работал в этой организации, поэтому и назвали поселок Геологический. В нашем селе 2 Песчаных карьера и месторождение пресной воды. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Что должны делать мы, чтобы по-хозяйски использовать подземные богатства? Об охране полезных ископаемых мы продолжим говорить на следующем уроке. | Работают с картой Республики Калмыкия Ответы детей Охрана: - отходы металлургических заводов(шлаки) пригодны для изготовления стройматериалов . -Дети собирают металлолом, из которого выплавляют металл, экономно используют газовые и электрические приборы, берегут тепло дома и в школе; собирают коллекции природных богатств и отмечают на картах места их залегания. | ||
8 | Подведение итогов | Дать оценку успешности достижения цели. | А теперь давайте вернемся немного назад и в самом начале урока я вам показала предметы. А теперь скажите мне, есть ли здесь изделия из тех полезных ископаемых, которые мы с вами изучили? А теперь внимание на доску и давайте с вами подставим нужные слова. (слайд10) | Стакана из песка, мел из известняка… | Осознание достижения цели урока |
9 | Рефлексия | Учитель выставляет оценки Так как наш край развивается и богат полезными ископаемыми, нам нужны грамотные геологи. Специалистов такой профессии готовят в Российском университете дружбы народов. Но для вас это пока будущее. И наверняка кто-то выберет себе другой путь. Но пусть в вашей памяти останется наш урок-поиск, с трудными задачами с которыми вы прекрасно справились. А сейчас я предлагаю оценить наш урок, на столе лежат разноцветные камушки – самоцветы. 1.Если вам понравился урок, вы выбираете самоцвет – зеленого или синего цвета 2.Если вам хотелось бы узнать немного больше, то самоцвет желтого цвета. 3. Если вам было немного скучно, то самоцвет красного цвета. | Дети выбирают понравившийся самоцвет | ||
10 | Домашнее задание | Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения | Р.Т. с. 6-7, №6.7 Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом. | Дети записывают задания в дневник | Понимание цели и методики выполнения домашнего задания |
Приложение №1
План изучения свойств известняка и создания коллажа 1. Рассмотрите под лупой образец известняка. 2. Определите состояние вещества, подчеркните в таблице. 3. Запишите в таблице какой цвет имеет данный образец? 4. Составьте коллаж и заполните в таблице использование известняка. Рассмотрите иллюстрации, приклейте на лист. | План изучения свойств гранита и создания коллажа. 1. Рассмотрите образцы под лупой. 2. Определите состояние вещества, подчеркните в таблице. 3. Запишите в таблице какой цвет имеет данный образец? 4. Составьте коллаж и заполните в таблице использование гранита. Рассмотрите иллюстрации, приклейте на лист. |
План изучения свойств песка и создания коллажа. 1. Рассмотрите под лупой образец песка. 2. Определите состояние вещества, подчеркните в таблице. 3. Запишите в таблице какой цвет имеет данный образец? 4. Составьте коллаж и заполните в таблице использование известняка. Рассмотрите иллюстрации, приклейте на лист |
Приложение №2
Памятка по подготовке сообщения «Свойства известняка и его использование» Мы геологи только что вернулись с экспедиции и изучили свойства известняка.
| Памятка по подготовке сообщения «Свойства гранита и его использование» Мы геологи только что вернулись с экспедиции и изучили свойства гранита.
|
Памятка по подготовке сообщения «Свойства песка и его использование» Мы геологи только что вернулись с экспедиции и изучили свойства известняка.
|
Приложение №3
Группа № 1
Полезные ископаемые | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ |
Известняк | 1) мягкий твердый очень твердый 2) тяжелый легкий | 1) цвет: ___________ ___________ 2) блеск без блеска 3)прозрачный непрозрачный | 1. 2. 3. 4. 5. |
Группа № 2
Полезные ископаемые | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ |
ГРАНИТ | 1) мягкий твердый очень твердый 2) тяжелый легкий | 1) цвет: ___________ ___________ 2) блеск без блеска 3)прозрачный непрозрачный | 1. 2. 3. 4. 5. |
Группа № 3
Полезные ископаемые | СОСТОЯНИЕ | ЦВЕТ | ИСПОЛЬЗОВАНИЕ |
ПЕСОК | 1) мягкий твердый очень твердый 2) вязкий сыпучий в виде крупинок | 1) цвет: ___________ ___________ 2) блеск без блеска 3)прозрачный непрозрачный | 1. 2. 3. 4. 5. |
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗВЕСТНЯКА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГРАНИТА
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПЕСКА
СВОЙСТВА
В ТАБЛИЦЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Добыча полезных ископаемых. Полезные ископаемые Архангельской области.""
Конспект урока "Добыча полезных ископаемых" с использованием краеведческого материала "Полезные ископаемые Архангельской области" 4 класс. Программа Занкова....
Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые, 4 класс, УМК "Гармония" (Поглазова)
Презентация выполнена к уроку окружающего мира в 4 классе, УМК "Гармония" (Поглазова) по теме "Полезные ископаемые: Как образуются металлы. Как человек использует полезные ископаемые"....
Урок по кубановедению "Полезные ископаемые краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Презентация к уроку по кубановедению "Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование (строительные полезные ископаемые - песок и глина)."
Материал к уроку может быть использован не только на уроках кубановедения в 4 классе, но и на уроках окружающего мир в 3 классе по теме "Полезные ископаемые". К конспекту прилагается презентация....
Конспект урока: "Полезные ископаемые родного края. Полезные ископаемые Мордовии
На предложенном занятии младшие школьники получат возможность продолжить формирование географических представлений в процессе ознакомления с природой родного края; расширить представление о полезных и...
Конспект урока по окружающему миру Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые
Предмет: окружающий мирКласс: 3-7Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемыеЦель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü П...
Конспект урока по окружающему миру 3 класс "Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые"
Предмет: окружающий мирКласс: 3-2Тема урока: Свойства полезных ископаемых. Почему надо беречь полезные ископаемые.Цель урока: Закрепить знания учащихся, о полезных ископаемых;Планируемые результаты:ü ...