Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса на 2021-2022 учебный год.
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс)
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса составлено с УУД и в соответствии с ФГОС и расчитано на 1 час в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ktp_okruzh.mir_.docx | 55.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
№ | Тема урока | Часы | Характеристика деятельности учащихся.УУД | Оборудование | Дата | |
План | Факт | |||||
1 четверть | ||||||
1 | Земля и человечество. Мир глазами астронома. Организация работы над проектом: “Всемирное наследие” Планеты Солнечной системы. | 5 ч 1 | Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу “Окружающий мир” для 4 класса, выбирать направления работы над проектом. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о мире, с точки зрения астронома. Работать в паре: изучать по схеме строение Солнечной системы, перечислять планеты в правильной последовательности, моделировать строение Солнечной системы. Извлекать из текста учебника цифровые данные о Солнце, выписывать их в рабочую тетрадь. Работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе, Интернете научные сведения о Солнце и Солнечной системе, кометах и астероидах, готовить сообщения. Различать планеты и их спутники. Работать в паре: анализировать схемы вращения Земли вокруг своей оси и обращения вокруг Солнца. Практическая работа: моделировать движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Устанавливать причинно-следственные связи между движением Земли и сменой дня и ночи, сменой времен года. Работать со взрослыми: наблюдать Луну невооруженным глазом и с помощью бинокля (телескопа); находить в дополнительной литературе, Интернете информацию об исследованиях астрономов и готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Строить сообщения в устной форме. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе; принятие образа «хорошего ученика». Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. | Учебник,тетрадь. Таблички с названиями планет солнечной системы. | 1-4.09 | |
2 | Мир глазами географа. Мир глазами историка. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать глобус и карту полушарий. Находить условные знаки на карте полушарий. Обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества. Составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и карты полушарий. Извлекать информацию о географических объектах из дополнительных источников и Интернета и готовить сообщения о них. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы | Учебник,тетрадь.Глобус,карта полушарий.Энциклопедия.Предметы исторического быта . | 6-10.09 | |
3 | Когда и где? История- путешествие в глубь времен. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события. Обсуждать сроки начала года в разных летоисчислениях. Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Строить рассуждения в форме простых суждений. Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Формулировать свои затруднения; обращаться за помощью. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Способность к оценке своей учебной деятельности | Учебник,тетрадь.Лента времени.Энциклопедия путешествий. | 13-17.09. | |
4 | Мир глазами эколога. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия. Различать объекты Всемирного природного и культурного наследия. Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фотографиям; знакомиться по рисунку учебника с животным из Международной Красной книги. Читать в учебнике тексты об одном из объектов Всемирного наследия, о животном из Международной Красной книги и использовать их как образец для подготовки собственных сообщений. П. Ставить и формулировать проблемы. Устанавливать причинно-следственные связи. Строить рассуждения в форме простых суждений. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. К. Формулировать собственное мнение и позицию; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. Строить понятные для партнёра высказываниЭкологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 20-24.09 | ||
5 | Международная Красная книга. | 1 | . П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р.Проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К. Формулировать собственное мнение и позицию; проявлять активность во взаимодействии. Посетить заповедник своего края. Оценивать личную роль в охране природы. Мотивационная основа учебной деятельности, включающая учебно-познавательные мотивы Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Учебник,тетрадь.Энциклопедия путешествий. | 27.09-1.10. | |
6 | Природа России. Равнины и горы России. Моря, озера и реки России. | 5 ч 1 | Находить и показывать на физической карте территорию России, её государственную границу, равнины и горы. Моделировать формы земной поверхности из песка, глины или пластилина. Находить и показывать на физической карте России разные водоёмы и определять их названия. Сравнивать и различать разные формы водоёмов. П. Ставить и формулировать проблемы. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Р. Принимать и сохранять учебную задачу. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. К. Формулировать своё мнение и позицию; задавать вопросы, слушать собеседника. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. | Учебник,тетрадь.Карта природных зон России.ИКТ «Презентация» | 4-8.10 | |
7 | Природные зоны России. Зона арктических пустынь. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку. Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны арктических пустынь и её освещенности солнечными лучами. Работать в паре: определять по рисунку учебника, какие организмы обитают в зоне арктических пустынь, объяснять как они приспособлены к условиям жизни; рассказывать по рисунку об экологических связях в изучаемой природной зоне, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и заповедниках. Характеризовать зону арктических пустынь по плану. знакомиться по рисунку учебника с животным миром тундры, обнаруживать экологические связи в зоне тундры, рассказывать о них, моделировать характерные цепи питания. Рассказывать об освоении природных богатств в зоне тундры и возникших вследствие этого экологических проблемах, о природоохранных мероприятиях и Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон | Учебник,тетрадь.Карта «Природные зоны России» | 11-15.10 | |
8 | Тундра. Леса России. | 1 | Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. Описывать климат, особенности растительного и животного мира, труда и быта людей разных природных зон. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники, Интернет) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. Объяснять влияние человека на природу изучаемых природных зон. П. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. К. Проявлять активность во взаимодействии, ставить вопросы, обращаться за помощью. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций | Учебник,тетрадь.Карта природных зон России. | 18-22.10 | |
9 | Лес и человек. Зона степей. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сравнивать общий вид леса и степи, описывать степь по фотографиям. Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте. Устанавливать зависимость степной зоны от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром степей, рассказывать по рисунку об экологических связях в степи, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать зону степей с природой лесов и тундры. Обсуждать экологические проблемы зоны степей и пути их решения. Находить и показывать на карте природных зон зону полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте. Устанавливать зависимость природы полупустынь и пустынь от распределения тепла и влаги. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром пустынь, рассказывать по рисунку об экологических связях в пустыне, моделировать характерные цепи питания. Сравнивать природу пустынь с природой степей. Обсуждать экологические проблемы полупустынь и пустынь и пути их решения. Характеризовать зону пустынь по плану. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Вести диалог, слушать и слышать собеседника. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» «Природные зоны России» | 25-29.10 | |
10 | 2 четверть Пустыни. У Черного моря. | 1 | Находить и показывать на карте природных зон зону субтропиков, рассказывать о ней по карте. Устанавливать причины своеобразия природы субтропической зоны. Работать в паре: знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа, рассказывать по рисунку об экологических связях, моделировать характерные цепи питания. Обсуждать правила безопасного поведения во время отдыха у моря, экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа. Характеризовать зону субтропиков по плану. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета сведения о загрязнении воды в морях, озёрах и реках, в том числе и сведения о родном крае, готовить сообщения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации. Строить сообщения в устной форме. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Устанавливать причинно-следственные связи. Р. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. К. Проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативно-познавательных задач. Чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе. Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выход из спорных ситуаций. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» «Природные зоны России» | 8-12.11 | |
11 | Родной край – часть большой страны. Поверхность нашего края. | 7 ч | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: знакомиться с политико-административной картой России; находить на политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой своего региона, рассказывать по ней о родном крае. Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану. Оценивать свои достижения.Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края; находить на карте региона основные формы земной поверхности, крупные овраги и балки; извлекать из краеведческой литературы необходимую информацию о поверхности края. Обсуждать меры по охране поверхности своего края. Работать со взрослыми: интервьюировать взрослых о формах поверхности рядом с городом (селом), о наличии оврагов и истории их возникновения. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учебник,тетрадь.ИКТ. Презентация »Поверхность нашего края. » | 15-19.11. | |
12 | Водные богатства нашего края. | |||||
13 | Наши подземные богатства. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах. Работать в паре: извлекать из краеведческой литературы информацию о типах почв своего региона; доказывать огромное значение почвы для жизни на Земле, осуществлять самопроверку. Извлекать из краеведческой литературы информацию об охране почв в регионе. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учебник,тетрадь. Образцы полезных ископаемых. | 22-26.11 | |
14 | Земля-кормилица | |||||
15 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: определять с помощью атласа-определителя растения смешанного леса в гербарии; узнавать по иллюстрациям в учебнике представителей лесного сообщества; выявлять экологические связи в лесу. Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края. Моделировать цепи питания, характерные для лесного сообщества региона. Обсуждать нарушения экологических связей в лесном сообществе по вине человеке, предлагать пути решения экологических проблем. Характеризовать лесное сообщество региона по данному в учебнике плану. Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью леса, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учебник,тетрадь.Карта природных зон России. ИКТ Презентация «Лес –природное сообщество» | 29.11 -3.12 | |
16 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Работать в паре: описывать луг по фотографии, определять растения луга в гербарии; знакомиться с животными луга по иллюстрации учебника; выявлять экологические связи на лугу. Рассказывать по своим наблюдениям о луговых растениях, животных и грибах своего региона. Моделировать цепи питания на лугу, осуществлять взаимопроверку и коррекцию. Характеризовать луговое сообщество региона по данному в учебнике плану. Приводить примеры правильного и неправильного поведения человека на лугу, выявлять нарушения экологических связей по вине человека, предлагать пути решения экологических проблем. Составлять памятку “Как вести себя на лугу”. Моделировать цепи питания в пресноводном сообществе своего региона. Характеризовать пресноводное сообщество региона по данному в учебнике плану. Обсуждать способы приспособления растений и животных к жизни в воде. Работать со взрослыми: наблюдать за жизнью пресного водоема, определять его обитателей с помощью атласа-определителя. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. | Учебник,тетрадь. Плакат «Луг-природное сообщество» | 6-10.12 | |
17 |
Жизнь пресного водоёма. | 1 | ||||
18 | Страницы Всемирной истории. Мир древности: далекий и близкий. Средние века. | 3 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Определять по “ленте времени” длительность периода истории Древнего мира. Находить на карте местоположение древних государств. Извлекать информацию из учебника, анализировать иллюстрации, готовить сообщения и презентовать их в классе. Обобщать сведения о древних государствах, их культуре, религиях, выявлять общее и отличия. Понимать роль появления и развития письменности в древности для развития человечества, сопоставлять алфавит древности. Понимать роль археологических находок для изучения истории древних государств. Работать с терминологическим словариком. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Сопоставлять длительность исторических периодов Древнего мира и Средневековья, определять по “ленте времени” длительность Средневековья. Находить на карте местоположение крупных городов, возникших в Средневековье. Описывать по фотографиям средневековые достопримечательности современных городов. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация»Энциклопедия путешествий. | 13-17.12 | |
19 | Новое время: встреча Европы и Америки. | 1 | Сопоставлять жизненную философию людей в Средневековье и в Новое время. Прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий. Обсуждать методы изучения истории Древнего мира и Нового времени. Выявлять по фотографиям различия в архитектуре городов Древнего мира, Средневековья и Нового времени. Обсуждать роль великих географических открытий в истории человечества. Характеризовать научные открытия и технические изобретения Нового времени. Развивать воображение, реконструируя историю технических изобретений в Новое время. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 20-24.12 | |
20 | Новейшее время: история продолжается сегодня. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить на “ленте времени” начало Новейшее времени. Характеризовать значение исследования Арктики и Антарктики для развития науки. Характеризовать изменения в политическом устройстве мира. Рассказывать о научных открытиях и технических изобретениях XX – XXI веков. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Составлять план рассказа на материале учебника. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | 10-14.01 | ||
21 | 3 четверть Страницы истории России. Государство Русь. Страна городов. | 10 ч 1 ч | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Обсуждать роль создания славянской письменности для распространения культуры в Древней Руси. Характеризовать состояние грамотности на Руси после создания славянской азбуки. Выявлять роль летописей для изучения истории России. Характеризовать оформление рукописных книг как памятников древнерусского искусства. Сопоставлять оформление древнерусских книг с современными. Обсуждать роль рукописной книги в развитии русской культуры. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке Работать с терминологическим словариком. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Различать способ и результат действия. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | Учебник,тетрадь. Историческая карта. | 17-21.01 | |
22 | Из книжной сокровищницы Руси. Трудные времена на Русской земле. | 1 | Прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь. Обсуждать причины поражения Древней Руси в ходе монгольского нашествия. Описывать по иллюстрациям учебника вооружение древнерусских и монгольских воинов. Рассказывать о монгольском нашествии по плану учебника. Находить на карте места сражения Александра Невского со шведскими и немецкими захватчиками. По иллюстрации в учебнике сравнивать вооружение русских воинов и немецких рыцарей. Высказывать своё отношение к личности Александра Невского. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Ставить и формулировать проблемы. Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 24-28.01 | |
23 | Русь расправляет крылья. Куликовская битва. | 1 | Составлять план рассказа о Куликовской битве. Отмечать на “ленте времени” дату Куликовской битвы. Обсуждать, почему была так важна для Дмитрия Донского поддержка Сергия Радонежского. Рассказывать о поединках богатырей. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Осознавать роль Куликовской битвы в истории России. Подготавливать небольшие рассказы по иллюстрациям учебника, описывая важнейшие изученные события из истории Отечества. Самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определённой теме, излагать их в виде сообщения, рассказа. . | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 31.01-4.02 | |
24 | Иван Третий. Россия в правление царя Ивана Васильевича Грозного. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать об изменении политики в отношении Золотой Орды. Описывать по иллюстрациям в учебнике изменения в облике Москвы. Обсуждать значение освобождения от монгольского ига. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Отмечать на “ленте времени” даты освобождения от монгольского ига, венчания Ивана Грозного на царство. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Обсуждать, как повлияло начало книгопечатания на развитие просвещения и культуры в России. На основе самостоятельного изучения материала учебника (по группам) рассказывать о первопечатнике Иване Фёдорове и издании первых русских учебников. Сопоставлять современные и первопечатные учебники по иллюстрациям. П. Ставить и формулировать проблемы. Строить рассуждения в форме простых суждений об объекте. Р. Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата. К. Задавать вопросы, обращаться за помощью. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Учебник,тетрадь. Фото древней Москвы. | 7-11.02 | |
25 | Патриоты России. Пётр Великий. | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Рассказывать о реформах Петра I на основе материала учебника. Извлекать из дополнительной литературы и Интернета информацию о Петре I, которой нет в учебнике. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Обсуждать, заслуженно ли Пётр I стал называться Великим. Отмечать на “ленте времени” год основания Санкт-Петербурга, год, когда Россия стала империей. Находить на карте приобретения города, основанные Петром I. Высказывать свое отношение к личности Петра Великого. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции своего действия К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Учебник,тетрадь. Презентация «Петр-Первый» | 14-18.02 | ||
26 | Михаил Васильевич Ломоносов. Екатерина Великая. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове. Прослеживать по карте путь М.В.Ломоносова из Холмогор в Москву. Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры. Отмечать на “ленте времени” дату основания Московского университета. Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им.М.В.Ломоносова. Высказывать свое отношение к личности М.В.Ломоносова. Обсуждать, заслуженно ли Екатерина Вторая стал называться Великая. Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Сравнивать положение разных слоев российского общества. П. Осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции своего действия К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. | Учебник,тетрадь.ИКТ. Презентация «Екатерина Великая» Историческая карта. | 21-25.02 | |
27 | Отечественная война 1812 года. Страницы истории XIX века. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. На основе самостоятельной работы по учебнику рассказывать о Бородинском сражении. Отмечать на “ленте времени” Отечественную войну 1812 года. Заполнять “Героическую летопись России” (вкладка в Рабочей тетради) Обсуждать, почему война 1812 года называется Отечественной. Обсуждать, почему после Отечественной войны 1812 года был воздвигнут на Красной площади памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Извлекать из Интернета сведения о биографиях героев Отечественной войны 1812 года, готовить доклады, презентовать их в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Отмечать на “ленте времени” начало Первой мировой войны, Февральской и Октябрьской революций. Составлять план рассказа о событиях начала XX века и рассказывать о них по плану. Интервьюировать взрослых членов семьи о том, какую роль сыграли Октябрьская революция и Гражданская война в судьбе семьи. Развивать воображение, составляя от лица журналиста начала XX века интервью с ученым, каким он видит наступивший век. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 28.02-4.03 | |
28 | Россия вступает в XX век. Страницы истории 1920-1930-х годов. | 1 | . Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны. Сравнивать гербы России и СССР по иллюстрациям в рабочей тетради, знакомиться с символикой герба СССР. Сравнивать тексты гимнов дореволюционной России, СССР и Российской Федерации. В ходе внеурочной экскурсии по городу выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают. Знакомиться по фотографиям в Интернете с обликом довоенных станций метро. Прослушивать в записях песни 1930-х годов. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Учиться высказывать своё предположение. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 7-11.03 | |
29 | Великая Отечественная война и великая Победа. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны, рассказывать о ней по плану. Обсуждать, в чём значение Победы в Великой Отечественной войне для нашей страны и всего мира. Встречаться с ветеранами войны, интервьюировать их. Прослушивать в записи песню “Вставай, страна огромная” и другие песни времен войны. Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы. Выяснять в краеведческом музее, какой вклад внес город (село) в Победу. Собирать материал о мероприятиях празднования годовщины Победы в родном городе (селе), в регионе. Интервьюировать старших членов семьи об участии их в войне, как они встретили День Победы в 1945 году. Готовить праздник ко Дню Победы. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. К. Формулировать свои затруднения. Достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действий. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 14-18.03 | |
30 | 4 четверть Страна, открывшая путь в космос.. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Извлекать из дополнительной литературы, Интернета информацию об освоении космоса. Интервьюировать старших членов семьи о том, как они запомнили день 12 апреля 1961 года. Прослушивать в записи песни, посвященные полёту Юрия Гагарина. Знакомиться с репродукциями картин космонавта А.Леонова на космическую тему. Интервьюировать старших членов семьи о послевоенной истории страны и их участии в развитии страны, о проблемах страны и семьи, отбирать в семейном архиве необходимые фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю. Широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 4-8.04 | |
31 | Современная Россия. Основной закон России и права человека. Мы – граждане России. | 4 ч | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Находить на политико-административной карте РФ края, области, республики, автономные округа, автономные области, города федерального значения. Анализировать закрепленные в Конвенции права ребёнка. Обсуждать, как права одного человека соотносятся с правами других людей. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Различать права и обязанности гражданина, устанавливать их взаимосвязь. Различать прерогативы Президента, Федерального собрания и Правительства. Следить за государственными делами по программам новостей ТВ и печатным средствам массовой информации. Работать с терминологическим словариком. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Принимать и сохранять учебную задачу. Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи. | Учебник,тетрадь.ИКТ Конституция РФ. | 11-15.04 | |
32 | Славные символы России. | 1 | Обсуждать особенности Государственного флага России (последовательность расположения полос, цвета флага). Объяснять символический смысл основных изображений Государственного герба России, узнавать его среди других гербов. Знать текст Государственного гимна России, уметь выразительно декламировать (петь) его. Узнавать по этим признакам российский флаг среди флагов других стран. Подбирать информацию об отдельных фактах истории флагов России. П. Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона. Р. Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса. К. Координировать и принимать различные позиции во взаимодействии; контролировать действия партнёра. Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). | Учебник,тетрадь.Изображение герба и флага России. Аудиозапись Гимна России. | 18-22.04 | |
33 | Такие разные праздники. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Различать праздники государственные, профессиональные, церковные, народные, семейные. Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого гражданина. Выяснять, используя краеведческую литературу, какие праздники отмечаются в крае, где живут учащиеся. Рассказывать о своих любимых праздниках. Работать со взрослыми: составлять календарь профессиональных праздников в соответствии с профессиями родителей. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. П. Владеть основами смыслового восприятия познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов). Р. Оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи. К. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Мотивация учебной деятельности, внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе. | Учебник,тетрадь.ИКТ. Презентация «Русские народные праздники» | 25-29.04 | |
34 | Путешествие по России. | 1 | Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить. Знакомится по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России. Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры. Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, выяснять их символику. Пользуясь информацией из различных источников, готовить сообщения (сочинения) о регионах, городах, народах России, знаменитых соотечественниках (по своему выбору). Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Узнавать исторические памятники, культовые сооружения, соотносить их с определённой эпохой, событием, фактом. П. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием различных источников. Р. Самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. Использовать речь для регуляции для регуляции своего действия К. Строить монологическое высказывание. Целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов и культур. Осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России). | Учебник,тетрадь.ИКТ.»Презентация» | 16-20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру 1 класс
Календарно - тематическое планирование по Окружающему миру в 1 классе "Школа России" по новым стандартам с УУД...
Календарно- тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка. Данное планир...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Представлено планирование уроков по учебнику Поглазовой О.Т. (комбинированный курс) в 4 классе...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру 3 класс "Школа России".( с универсальными учебными действиями)...
Рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовского района Ставропольского края Остренко Л. П.
Данные рабочая программа и календарно- тематическое планирование по окружающему миру 3 класс по программе "Перспективная начальная школа" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с.Тахта Ипатовског...
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" 68 часов
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по окружающему миру 4 класс на 2016-2017 учебный год УМК "Школа России" составлены в соответствии с ФГОС нового поколения и с учетом изменений ...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс на 2021/2022 уч.год
Рабочая общеобразовательная программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), основной ...