Курс краеведения
рабочая программа по окружающему миру
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты – Мансийского автономного округа.
Изучение курса краеведения «Мы – дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатства края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовными нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Главная цель курса краеведение «Мы – дети природы»:
Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности. Формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_my_deti_prirody.doc | 373 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА
интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы».
1-4 класс.
ПРОГРАММА
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными документами и методическими материалами:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрированный Минюстом России 22.12.2009г. №15785, «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010г. №1241, от 22.09.2011г. №2357, от 18.12.2012г. №1060), с изменениями (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 года № 1643 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»);
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования(одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, Протокол заседания от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 №253«Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования», с изменениями (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»;
- Постановление Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» от 29.12.2010 № 189, (зарегистрировано в Минюсте Российской Федерации 03.03.2011 №19993);
- Письмо Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 1.06.2012 №4694/12 «О составлении рабочих программ»;
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ гимназия Положение от 21.04.2017г. №124 «О рабочих программах отдельных учебных предметов, курсов (ФГОС);
- Учебный план МБОУ гимназия г.Советский ;
- Программа интегрированного курса «Краеведение» - «Мы - дети природы» в1-4 классах четырехлетней начальной щколы (авторы Орлова Т.Д., Демус Л.Г., Богордаева Н.Г., Нечаева Л.Н.) Ханты – Мансийск: ГУ ИПП «Полиграфист», 2014г.
Курс краеведения «Мы – дети природы» является неотъемлемой составляющей образовательного компонента «Окружающий мир», представлен предметом «Краеведение» в Базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Ханты – Мансийского автономного округа.
Изучение курса краеведения «Мы – дети природы» на первоначальном этапе обучения является особенно актуальным. Начальная школа – важнейший период для выработки правильного миропонимания и высоконравственного отношения к истории родного края, своего народа.
Курс краеведения «Мы дети природы» является одним из средств воспитания гражданственности, патриотизма, формирования у учащихся личной ответственности за сохранение природных богатства края, их приумножение.
Значение приобщения подрастающего поколения к культуре, обычаям и традициям народа, традиционным, духовными нравственно-эстетическим ценностям никогда не может потерять своей актуальности.
Главная цель курса краеведение «Мы – дети природы»:
Формирование у учащихся целостных представлений об окружающей природе, социальной среде родного края и месте человека в ней, воспитание любви к родной природе на основе познания ее ценности. Формирование у школьников личной ответственности за сохранность природных богатств Югорского края.
В соответствии с поставленной целью определяются
Задачи курса:
1. Формирование знаний о природных богатствах края, бытие, традициях коренных народов, их культуре, хозяйственной деятельности, рассматривая их в неразрывном органическом единстве.
2.Развивать наблюдательность, речь, общий кругозор школьников, экологическую культуру; обогащать нравственно – эстетический и познавательный опыт ребенка.
3.Формировать образное представление о прошлом и настоящем Югорского края, воспитывать любовь и уважение к своей малой родине.
Задачи курса краеведения «Мы – дети природы» определяют его содержание и структуру.
Общая характеристика учебного предмета
Ведущим принципом отбора содержания и конструирования курса является краеведческий принцип. Отбор учебного материала в соответствии с этим принципом позволяет строить обучение на основе непосредственного восприятия окружающего мира.
Экологический отбор учебного материала помогает раскрыть взаимосвязь «природа – человек», выявить правовые нормы природы, определить доступную для детей природоохранную деятельность. Реализация экологического принципа направлена на формирование у младших школьников основ экологической культуры.
На основе художественно – эстетического принципа в качестве учебного материала используются преимущественно художественные тексты, в которых раскрывается богатство, красота окружающего мира и человеческих отношений. Этот принцип способствует установлению связей между всеми направлениями краеведческого характера.
На основании принципа исторического подхода в качестве учебного материала отобраны общественные источники исторических знаний и деяния жителей Югры.
Реализация принципа практической направленности заключается в том, что отбор содержания и конструирования учебного материала осуществляется с учетом приоритета непосредственной практической деятельности людей (наблюдение, моделирование, рисование и т.д.).
Новизна концепции курса – в более углубленном изучении таких тематических блоков, как:
- экологический;
- этнографический;
- культурологический;
- исторический.
Жизнь народов Югры неотделима от жизни природы; именно с природой связаны традиции, быт, уклад их жизни.
Содержание и методика преподавания курса краеведения «Мы – дети природы» направлены на развитие личности младшего школьника с учетом психологических особенностей детей данного возрастного периода. Ученик становится субъектом учебной деятельности, исследователем, открывающим для себя новые знания.
Формы, методы и средства изучения данного курса разнообразны. Учащиеся ведут наблюдения за предметами и явлениями природы, общественной жизнью под руководством учителя и самостоятельно. Широко используется моделирование, демонстрация наглядных пособий, практические работы.
Велика роль и словесных методов: рассказа, беседы, объяснения. Своеобразие содержания курса дает возможность применять такие нетрадиционные методы обучения, как встречи и беседы со старожилами, участниками знаменательных событий, с людьми различных профессий и др.
Специфика и содержание курса предполагает использование разнообразных форм обучения. Занятия проводятся не только в классе, но и вне стен школы – в парке, в лесу, в музее и т. д., т. е. широко используется такие формы работы, как экскурсии, целевые прогулки, практические занятия на местности и др.
Место курса «Мы - дети природы» в учебном плане
На изучение курса «Краеведение» в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 102 ч. По 34 часа во 2-4 классах, (34 учебные недели в каждом классе).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда.
Ценностные ориентиры начального образования конкретизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы, и отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:
формирование основ гражданской идентичности личности на базе:
— чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
— восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе:
— доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
— уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Реализация ценностных ориентиров общего образования в единстве процессов обучения и воспитания, познавательного и личностного развития обучающихся на основе формирования общих учебных умений, обобщённых способов действия обеспечивает высокую эффективность решения жизненных задач и возможность саморазвития обучающихся.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу
В результате изучения курса ученик должен знать:
- съедобные и несъедобные грибы Югорского края;
- рыб водоёмов;
- зимующих птиц Югры;
- перелётных птиц Югры;
- священных птиц коренных народов Югры
Учащиеся должны уметь:
-различать съедобные и несъедобные грибы;
-называть водоёмы нашего края
-рассказывать о наиболее важных событиях, которые произошли в истории родного края;
-рассказывать о замечательных людях югорского края: поэтах , писателях, сказителях, композиторах, нефтяниках-первооткрывателях.
В результате изучения курса у выпускников в том числе будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
Личностные универсальные учебные действия
У выпускника будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно познавательные и внешние мотивы;
- учебно познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
- способность к оценке своей учебной деятельности;
- основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
- ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чувств других людей и сопереживание им;
- установка на здоровый образ жизни;
- основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.
Выпускник получит возможность для формирования:
- внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженной устойчивой учебно познавательной мотивации учения;
- устойчивого учебно познавательного интереса к новым общим способам решения задач;
- адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
Регулятивные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- различать способ и результат действия;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Выпускник получит возможность научиться:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;
- осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
- использовать знаково символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
- основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
- устанавливать причинно следственные связи в изучаемом круге явлений;
- строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
- обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
- осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
- устанавливать аналогии;
- владеть рядом общих приёмов решения задач.
Выпускник получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно следственных связей;
- произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Выпускник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- контролировать действия партнёра;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Выпускник получит возможность научиться:
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;
- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
В результате изучения курса у выпускников в том числе будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.
ПРОГРАММА 1 КЛАСС
Личностные универсальные учебные действия:
У учащихся будут сформированы:
- Формирование положительной мотивации к изучению краеведческого курса «Мы – дети природы», человека, истории своего родного края;
- Развитие внимательного и бережного отношения к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своего края, страны;
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций поступков и действий других людей;
- знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение.
Метапредметные универсальные учебные действия:
Регулятивные
Учащиеся научатся:
• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
• понимание и принятие учащимся учебной задачи, поставленной учителем;
• умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия и построение ориентировочной;
• основы в новом учебном материале в учебном сотрудничестве с учителем.
Учащиеся могут научиться:
• планировать и выполнять простейшие наблюдения за природными объектами;
Познавательные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез как составление целого из частей, в том числе с самостоятельным достраиванием восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, классификации;
• классификации объектов;
Учащиеся могут научиться:
• рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся научатся:
• преодоление эгоцентризма в пространственных и межличностных отношениях;
• понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; • ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. Я и моя семья | Я, мое имя, его значение. С кем я живу. В этом доме я живу. Пословицы, поговорки о доме, семье. Место работы, учебы членов семьи. Что умеет моя мама (бабушка), мой папа (дедушка). Моя дорога в школу. Наш домашний зоопарк. Мои обязанности по дому. День именинника. | 6 ч. | Викторина Сообщение Конкурс рисунков | - изучить историю своей семьи, - показать историю происхождения имён и фамилий, - воспитывать интерес и уважение к своей семье, её истории, предкам, - воспитывать толерантность, - содействовать ребёнку в понимаИИ особенности общественных отношений в семье. |
2. Природа родного края | Основные породы деревьев парков и окрестных лесов города. Знакомство с «Красной книгой» Югры. История ее создания. Редкие и охраняемые растения и животные Ханты – Мансийкого края. | 6 ч. | Создание газеты « Игровая программа Создание газеты Создание альбома Проект | - формировать любовь к природе родного края, - научить бережному отношению к окружающем миру Ханты – Мансийского автономного округа. |
3.Мой город | История школы. Традиции школы. Название города. Возникновение города, время образования, геральдика. Улицы города. Памятники и исторические здания. | 7 ч. | Конкурс рисунков Творческий отчет | - прививать любовь к родному городу, - воспитывать патриотизм через осознание ребёнком сопричастности к истории своего города. |
4. Край, в котором я живу | Понятие о ХМАО как о составной части России. Ознакомление с названием, гербом, флагом, гимном, национальным орнаментом. Пословицы, поговорки, сказки и загадки народа ханты. Традиционная мужская и женская одежда. Предметы быта народа ханты и манси. Интерьер жилища. Традиционные занятия | 14 ч. | Конкурс рисунков Творческий отчет викторины, выставка рисунков Литературный вечер Сбор пословиц и поговорок, оформление буклета Сюжетно-ролевая игра Создание газеты Игровая программа | - изучить основные понятия о ХМАО, - воспитывать чувство толерантности к различным народам, населяющим родной край, - познакомить с традициями и бытом коренных народов. |
ИТОГО | 33 часа |
Тематическое планирование для 1 класса
№ п/п | Тема | Часы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Введение. | 1 ч. | ||
2 | Что такое семья? | 1 ч. | ||
3 | Дружная югорская семья | 1 ч. | ||
4 | «Дорожите именем своим». Тайны наших имён. | 1 ч. | ||
5 | Моя фамилия. | 1 ч. | ||
6 | Заключительное занятие по теме «Я и моя семья». | 1 ч. | ||
7 | Многообразие растительного мира Югры. | 1 ч. | ||
8 | Многообразие растительного мира Югры | 1 ч. | ||
9 | Сезонные изменения в природе | 1 ч. | ||
10 | Животный и растительный мир Югры | 1 ч. | ||
11 | Красная книга Югры. Проект. | 1 ч. | ||
12 | Травы Югры | 1 ч. | ||
13 | Зеленая аптека Югры | 1 ч. | ||
14 | Посещение городского краеведческого музея | 1 ч. | ||
15 | Начало пути… | 1 ч. | ||
16 | Город Советский | 1 ч. | ||
17 | Мои земляки – герои и участники Великой Отечественной войны | 1 ч. | ||
18 | Мои земляки –участники боевых действий в Афганистане, Чечне | 1 ч. | ||
19 | Край, в котором я живу. Проект | 1 ч. | ||
20 | Герб, флаг ХМАО | 1 ч. | ||
21 | «Здравствуй, край мансийский милый…» Литературный вечер | 1 ч. | ||
22 | Сказки народов Севера – кладец мудрости. | 2 ч. | ||
23 | Загадки народов Севера | 1 ч. | ||
24 | Пословицы и поговорки народов Югры как зеркало мудрости и отражение социально-исторического опыта. Проект. | 1 ч. | ||
25 | Фольклорные праздник (Медвежий праздник) | 1 ч. | ||
26 | Фольклорные праздник (Вороний праздник) | 1 ч. | ||
27 | Быт ханты и манси. | 1 ч. | ||
28 | Одежда народов Севера. Проект. | 2 ч. | ||
29 | Югорский лес весной | 1 ч. | ||
30 | Что дает нам лес | 1 ч. | ||
31 | Обобщающий урок. | 1 ч. |
К концу первого года обучения учащиеся должны:
а) знать :замечательные «странички» истории своей семьи, школы; имя, отчество членов семьи, домашний адрес и телефон, адрес школы, названия улиц в микрорайоне школы и дома; основные памятные места поселка;
героев хантыйских сказок, изменения в природе родного края, происходящие по временам года, основные виды деревьев лесов;
3-5 лекарственных растений;
ядовитые растения;
основных обитателей окрестных лесов; правила поведения дома, в школе, на улице, в транспорте и общественных местах.
б) уметь: вести разговор с членами семьи по заданной теме; ориентироваться в окрестностях школы, своего дома; изобразить увиденное в рассказе, рисунке.
2-й класс
ЛИЧНОСТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- Формирование положительной мотивации к изучению краеведческого курса «Мы – дети природы», человека, истории своего родного края;
- Развитие внимательного и бережного отношения к природе родного края, понимание важности соблюдения правил экологической безопасности;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своего края, страны;
- внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков действий других людей;
- оценки своих эмоциональных реакций поступков и действий других людей;
- знание основных правил поведения в природе, ориентация на их выполнение.
У учащихся могут быть сформированы:
- устойчивый интерес к изучению природы и истории родного края;
- ориентация на соблюдение правил поведения в природе; понимание ценности культурного наследия предков;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, края, страны;
- представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков других людей;
- умения оценивать свое отношение к учебе;
- внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдений за природой (внимательное и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям природы).
- способность ставить себя на место других людей в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;
- понимать цель выполняемых действий, ставить учебную задачу под руководством учителя;
- намечать план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности под руководством учителя;
- следовать при выполнении заданий инструкциям учителя;
- проводить наблюдения по предложенному плану;
- оценивать правильность выполнения заданий;
- осуществлять само- и взаимопроверку работ, корректировать выполнения задания;
- оценивать выполнения задания по следующим параметрам: выполнено полностью или частично, в чем проявилась сложность выполнения.
Учащиеся могут научиться:
- развивать и тренировать свою наблюдательность;
- ставить цели проведения наблюдений;
- осуществлять контроль при проведении наблюдений ;
Познавательные
Учащиеся научатся:
- фиксировать результаты наблюдений в «Страничке наблюдений» с помощью условных знаков;
- понимать информацию, представленную в виде текстов, схем, таблиц на страницах учебника;
- понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;
- пользоваться справочником, помещённом в учебнике;
- находить объяснение незнакомых слов в словаре;
- находить нужные книги в библиотеке;
- понимать значение знаков и символов в жизни общества.
Учащиеся могут научиться:
- пользоваться справочниками, словарями, энциклопедиями для поиска информации при подготовке к занятию;
- осуществлять описание объектов природы;
- сравнивать и группировать объекты природы по заданным признакам;
- устанавливать некоторые причинно-следственные связи изменений в погоде;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, делать простые выводы.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;
- понимать и передавать содержание прочитанных текстов;
- слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- ставить вопросы друг другу;
- договариваться и приходить к общему решению, работая в паре.
Учащиеся могут научиться:
- высказывать свое мнение при обсуждении различных жизненных ситуаций;
- соблюдать в повседневной жизни основные нормы речевого этикета и правила устного общения (приветствовать, прощаться, благодарить, поздравлять);
- аргументировать собственную позицию;
- получать нужную информацию, задавать вопросы старшим; сопоставлять полученные ответы.
- сотрудничать со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности.
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. Мир природы – | Сезонные изменения в природе: особенности осени, зимы, весны, лета в Югорском крае.Народный календарь. Название месяцев, связанных со сменой времен года и занятиями коренных народов Югры.Природные сообщества края: лес (ельник, бор, редколесье), болото, луг, их растительный и животный мир. Разнообразие условий жизни, приспособленность живых организмов к различным условиям среды.Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. Необходимость бережного отношения к ним и рационального их использования. Красная книга родного края. | 18 ч. | Практические работы Экскурсии | - распознавание растений по листьям; - сбор плодов и семян растений; изготовление поделок из природных материалов, - наблюдения за сезонными изменениями в природе. |
2. Традиции и быт народов Севера – | Типы поселений: традиционные и сезонные. Охотничья избушка (зимнее поселение). Шалаш, навес с берестяным покрытием и покрытием из травы, сена (летнее рыболовецкое поселение). Виды жилищ: стационарные и переносные.Древнее жилище обских угров – землянки и их укрепление. Срубные дома, их размещение. Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума. Очаг и его размещение в жилищах. Хозяйственные постройки – лабазы, навесы, их функции. Домашняя утварь – искусное мастерство северян. Береста – основной материал для изготовления посуды, ее заготовка. Берестяные короба, коробки из пихтовой коры, туеса. Плетеные коробки их корней кедра – корневатики, их назначение. Югорская семья. Взаимоотношения членов семьи. Дети – помощники родителей. Игры и игрушки детей Югры. | 8 ч. | Экскурсии Практическая работа | - ознакомление с традиционными видами жилищ и предметами быта (домашняя утварь) народов Севера. - моделирование видов жилищ народов Севера. |
Югорская земля в творчестве поэтов и писателей Севера | Сказки, легенды, мифы Югры. Сказки о животных. Волшебные сказки. Бытовые сказки (образы детей в Югорских сказках). Малые фольклорные жанры: загадки. Пословицы, поговорки. Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа, любви к своей малой Родине и ее народу. | 8 ч. | Экскурсии Литературный вечер Создание газеты | - экскурсии в библиотеку -знакомство с творчеством народов Югры через изучение фольклорных и авторских произведений. |
№ п/п | Тема | Часы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Вводный урок в курс краеведения «Мы – дети природы» | 1 ч. | ||
2 | Сезонные изменения в природе. | 1 ч. | ||
3 | Сезонные изменения в природе. Народный календарь | 1 ч. | ||
4 | Сезонные изменения в природе. Народный календарь. | 1 ч. | ||
5 | Экскурсия в лес. | 1 ч. | ||
6 | Природные сообщества края: лес. Экскурсия. | 1 ч. | ||
7 | Растения и животные леса. | 1 ч. | ||
8 | Природные сообщества леса (ельник, бор, редколесье) и их растительный и животный мир. | 1 ч. | ||
9 | Природные сообщества края: луг | 1 ч. | ||
10 | Природные сообщества края: болото | 1 ч. | ||
11 | Практическая работа: распознавание растений по листьям; изготовление поделок из природных материалов. | 1 ч. | ||
12 | Разнообразие условий жизни, приспособление организмов к различным условиям среды. | 1 ч. | ||
13 | Практическая работа: изготовление поделок из природных материалов. | 1 ч. | ||
14 | Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. | 1 ч. | ||
15 | Влияние деятельности человека на растения и животных этих сообществ. | 1 ч. | ||
16 | Экскурсия в парк. | 1 ч. | ||
17 | Необходимость бережного отношения к растениям и животным и рационального их использования. | 1 ч. | ||
18 | Красная книга родного края. | 1 ч. | ||
19 | Жилище народов Севера. Основные виды жилищ. | 1 ч. | ||
20 | Чум – жилище кочевых народов Югры. Особенности покрытия летнего и зимнего чума. | 1 ч. | ||
21 | Типы поселений: традиционные и сезонные. Охотничья избушка (зимнее поселение). | 1 ч. | ||
22 | Домашняя утварь – искусное мастерство северян. | 1 ч. | ||
23 | Экскурсия в краеведческий музей для ознакомления с традиционными видами жилищ народов Севера. | 1 ч. | ||
24 | Экскурсия в краеведческий музей, для ознакомления с предметами быта (домашняя утварь) народов Севера. | 1 ч. | ||
25 | Югорская семья. Игры и игрушки детей Югры. | 1 ч. | ||
26 | Дети – помощники родителей. Практическая работа: моделирование видов жилищ народов Севера. | 1 ч. | ||
27 | Экскурсия в библиотеку. Сказки народов Севера. | 1 ч. | ||
28 | Сказки о животных. | 1 ч. | ||
29 | Волшебные сказки. Югры. | 1 ч. | ||
30 | Бытовые сказки (образы детей в Югорских сказках). | 1 ч. | ||
31 | Экскурсия в библиотеку. Сказки и легенды. | 1 ч. | ||
32 | Малые фольклорные жанры: загадки. | 1ч. | ||
33 | Изображение в творчестве поэтов и писателей природы края, традиций и обычаев народа. | 1ч. | ||
34 | Обобщение по курсу краеведения «Мы – дети природы» | 1ч. |
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории города, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символику Советского;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах поселка;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
3 класс
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные
У учащихся будут сформированы:
- умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
- ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков других людей;
- умение оценивать свое отношение к учебе;
- уважение к культуре разных народов.
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства гордости за свою Родину, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- понимание значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.
У учащихся могут быть сформированы:
- представление об общих нравственных категориях у разных народов;
- нравственное чувство и чувственное сознание;
- умение анализировать свои переживания и поступки;
- способность к самооценке;
- эмпатия, способность к сопереживанию другим людям;
- бережное отношение к живой природе;
- эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства, наблюдениями за природой.
Творческая деятельность
Учащиеся научатся:
- читать по ролям художественное произведение;
- продолжать сюжет произведения, историю героя;
- участвовать в инсценировании произведения.
Учащиеся получат возможность научиться:
- создавать устно и письменно произведения разных жанров по аналогии с прочитанным, на заданную тему, по репродукции картины, серии иллюстраций, по результатам наблюдений;
- выражать свое отношение к литературным произведениям, явлениям природы в устной и письменной форме, рисунках.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
- соотносить свои действия с поставленной целью;
- выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль.
Учащиеся получат возможность научиться:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
- планировать свои учебные действия;
- анализировать результаты своей деятельности, вносить необходимые поправки;
- составлять план научно-популярной статьи, использовать его при пересказе;
- планировать свою читательскую деятельность;
- планировать свою деятельность
Познавательные
Учащиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и
- несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно - популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать произведения и героев;
- устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;
Учащиеся получат возможность научиться:
- сравнивать и классифицировать жизненные явления;
- выявлять аналогии между героями, произведениями, жизненными явлениями;
- находить нужную информацию в школьном толковом словаре, детской энциклопедии;
- сопоставлять информацию, полученную из научно-популярной статьи, с художественным произведением;
- находить в библиотеке книги по заданной тематике, ориентироваться в сборниках произведений;
- извлекать информацию из произведений изобразительного искусства;
- знакомиться с детской периодической литературой.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
- участвовать в коллективном обсуждении художественных произведений;
- сотрудничать с одноклассниками в ходе проектной деятельности.
Учащиеся получат возможность научиться:
- работая в паре, аргументировать свою позицию, учитывать мнение партнера;
- осуществлять взаимопомощь и взаимоконтроль при работе в группе;
- овладевать диалогической формой речи;
- формулировать и задавать вопросы, необходимые для достижения конкретных результатов при работе в группе.
- сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. Природа югорского края | Многообразие природы. Растения родного края; водоросли , мхи, папоротники, лишайники, их отличительные признаки. Ягоды нашего края. Чудачка морошка - ранняя летняя ягода. Секреты долголетия брусники. Сладкая ягода- голубика. Целебные свойства ягоды черники. Царица болот - клюква. Вечнозелёная толокнянка, или медвежья ягода, её значение. Способы заготовки ягод на зиму. Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные; их приспособленность к условиям Севера. Нуждающиеся в охране растения родного края: зверобой пятнистый, кувшинка чисто-белая, пион марьин корень. Виды животных Югры, требующие особого внимания за сохранением популяции в природе: барсук, кабан, рысь, северный олень, чернобурая обыкновенная лисица. Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва». | 14 ч | Практическая работа Практическое занятие по охране природы Экскурсия | - нахождение на контуре карты нашего края заповедника « Малая Сосьва». - подкормка птиц в разные времена года. - ознакомления с экспозициями различных видов растений и животных нашего края. |
2. Подземная кладовая Югры. | Многообразие полезных ископаемых родного края. Мансийская легенда о происхождении нефти. Нефть, газ, каменный уголь, торф- «земное тепло» Югры. Использование песка и глины. Драгоценные полезные ископаемые: горный хрусталь, золото. | 8ч. | Практическая работа Экскурсия | - размещение полезных ископаемых на карте ХМАО. - ознакомления с полезными ископаемыми родного края. |
3.Земля и люди югорского края. | Югорская земля во глубине веков. Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных имён и фамилий народов Севера. Что могут рассказать имена и фамилии о прошлом края? Географические названия- свидетели прошлого. История в названии улиц и площадей твоего города Происхождение названия города, в котором ты живёшь. Герб твоего города, его описание, форма; цвета, используемые на щитах. Что означают фигуры на гербе? Музей родного города. Ценность музеев для потомков, ценность исторических находок, бережное их сохранение. Современные архитектурные памятники югорского края. Традиционные праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день. Современные национальные праздники Югры: День оленевода, День рыбака и др. | 8 ч. | Экскурсия проект | - ознакомление с символикой округа и города. - знакомство с ценностью исторических находок. - ознакомление с современными архитектурными памятниками югорского края. - знакомство с традиционными праздниками северных народов. |
4. Художники югорского края | Художники хантыйского народа: Г. Райшев, М. Тебетев и др. Югра в творчестве художника В. Игошева и др. Декоративно- прикладное искусство: резьба по дереву и кости. Орнаменты: бисерное плетение, шитьё по ткани, шитьё по меху. Самодеятельные мастера: П. Шешкин и др. | 4 ч. | Практическая работа Экскурсия | - изображение рисунка герба своего города. - ознакомления с картинами местных художников. |
№ п/п | Тема | Часы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Экскурсия «Мой город». | 1 ч. | ||
2 | Многообразие природы. Растения: водоросли. | 1 ч. | ||
3 | Многообразие природы. Растения: мхи и лишайники. | 1 ч. | ||
4 | Многообразие природы. Растения: папоротники. | 1 ч. | ||
5 | Ягоды нашего края. | 1 ч. | ||
6 | Разнообразие животных: растительноядные, насекомоядные, хищные. | 1 ч. | ||
7 | Приспособленность животных к условиям жизни Севера. | 1 ч. | ||
8 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 ч. | ||
9 | Роль заповедников Югры в охране природы. Заповедник «Малая Сосьва». | 1 ч. | ||
10 | Заповедник «Малая Сосьва». | 1 ч. | ||
11 | Взаимосвязь животного и растительного мира. | 1 ч. | ||
12 | Красная книга Югры. | 1 ч. | ||
13 | Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. | 1 ч. | ||
14 | Экскурсия в лес. | 1 ч. | ||
15 | Многообразие полезных ископаемых на карте ХМАО. | 1 ч. | ||
16 | Нефть и газ – горючие полезные ископаемые. | 1 ч. | ||
17 | «Черное золото». Мансийская легенда о происхождении нефти. | 1 ч. | ||
18 | Каменный уголь, торф – «земное тепло» Югры. | 1 ч. | ||
19 | Использование полезных ископаемых в народном хозяйстве. | 1 ч. | ||
20 | Использование песка и глины. | 1 ч. | ||
21 | Драгоценные полезные ископаемые. | 1 ч. | ||
22 | Экскурсия в краеведческий музей. «Подземная кладовая Югры» | 1 ч. | ||
23 | Югорская земля во глубине веков. | 1 ч. | ||
24 | Первые сведения о прошлом нашего края, о коренных народах Югры. Происхождение отдельных фамилий. | 1 ч. | ||
25 | Географические названия – свидетели прошлого. | 1 ч. | ||
26 | Происхождение названия города. История в названии улиц и площадей твоего города. Герб города. | 1 ч. | ||
27 | Музеи города. Ценность музеев, ценность исторических находок, бережное их сохранение. | 1 ч. | ||
28 | Современные архитектурные памятники. Экскурсия по городу. | 1 ч. | ||
29 | Традиционные праздники северных народов: Медвежий праздник, Вороний день. | 1 ч. | ||
30 | Современные праздники Югры: День оленевода, День рыбака. | 1 ч. | ||
31 | Художники хантыйского народа: Г. Райшев, М. Тебетев. | 1 ч. | ||
32 | Югра в творчестве художника В. Игошева. | 1ч. | ||
33 | Декоративно- прикладное искусство: резьба по дереву и кости. Орнаменты: бисерное плетение, шитьё по ткани, шитьё по меху. | 1ч. | ||
34 | Экскурсия в музей. Интеллектуальная игра. | 1ч. |
По окончанию второго года обучения учащиеся должны:
Знать:
· Краткие сведения об истории поселка, округа;
· Основные традиции школы;
· Различать символик г. Советский и ХМАО;
· Название близлежащих улиц;
· Стихи, произведения искусства местных поэтов писателей.
Уметь:
· Оставлять рассказы по своим рисункам «Безопасные маршруты по пути следования к школе»;
· Правила безопасности в природе и на улицах поселка;
· Уметь рассказать о неразрывной связи человека с природой, значимости окружающей среды для здорового образа жизни людей.
4 класс
Планируемые результаты освоения программы:
Личностные
У обучающихся будут сформированы:
- положительное отношение и интерес к изучению природы, человека, истории своей страны;
- способность к самооценке;
- осознание себя как гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, ответственности за общее благополучие;
- знание основных правил поведения в природе и обществе и ориентация на их выполнение;
- понимание необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе;
- чувство прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;
- умение оценивать трудность предлагаемого задания;
- адекватная самооценка;
- чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;
- установка на здоровый образ жизни и её реализация в своём поведении;
- осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы;
- осознанное положительное отношение к культурным ценностям;
- основы экологической культуры;
- уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны;
- целостное представление о природе и обществе как компонентах единого мира.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- осуществлять пошаговый и итоговый контроль;
- осознавать свое продвижение в овладении знаниями и умениями.
- Обучающиеся могут научиться:
- самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы.
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе;
- понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы, плана, карты;
- использовать готовые модели (глобус, карта) для объяснения природных явлений;
- осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;
- проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;
- устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;
- обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;
- выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями и их последствиями (под руководством учителя);
- сравнивать исторические события, делать обобщения.
Обучающиеся могут научиться:
- осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- моделировать цепи питания и схему круговорота веществ в природе;
- сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;
- сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её и использовать при выполнении заданий;
- устанавливая причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;
- сравнивать исторические и литературные источники;
- строить логическую цепочку рассуждений на основании исторических источников;
- собирать краеведческий материал, описывать его.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
• сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий, осуществлять взаимопроверку.
Обучающиеся могут научиться:
• распределять обязанности при работе в группе;
• учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение.
Раздел | Содержание раздела | Кол-во часов | Формы учебных занятий | Виды учебной деятельности |
1. Моя земля – Югория. | Наш край на карте Родины. Ханты-Мансийск – столица края – город на семи холмах. Формы поверхности, характерные для нашего края. Картины природы в лесной зоне. Взаимосвязь растительного и животного мира. Грибы – часть живой природы. Разнообразие птиц Югры. Священные птицы : гусь, гагара, кулик, орёл и др. Лес –« лёгкие» Югры. Бережное использование лесных богатств края. | 17ч. | Практическая работа Экскурсия | - рассматривание гербарных экземпляров растений лесной зоны, - выявление признаков приспособленности этих растений к условиям жизни Севера. - знакомство с этнографическим , краеведческим музеем. |
2.Край таёжных рек и озер. | Водоёмы нашего края: реки, озёра, ручьи. Роль реки в жизни коренных народов Югры. Загадки и тайны югорских болот. Значение водоёмов нашего края ,их охрана. Рыбье царство Югры. Традиционное деление рыб нашего края на «чёрных и белых». Хищные и растительноядные рыбы. Минеральные, подземные воды – богатство нашего края. | 6 ч. | Практическая работа | - нахождение на контуре карты Югры реки, озера своего города (посёлка). |
3. Живая связь времен. | Югра – древняя земля. Завоевание Сибири Ермаком. Первые упоминания о сибирской нефти. Главные события в истории нашего края. Гражданская война. Формирование национального округа. Округ в годы Великой Отечественной войны. Наша Югра сегодня. Замечательные люди Югры: поэты, писатели, сказители- Ю.Шесталов,А.Тарханов,М.Шульгин,А.Конькова,Ю.Вэлла(Айваседа),Р.Ругин, Е.Айпин и др. Местный композитор В.Шесталов. Имена нефтянников-первооткрывателей. | 11ч. | Проектная работа Защита проекта | - получение информации о главных исторических событиях Югорского края, замечательных людях Югры: поэтах, писателях, сказителях. |
№ п/п | Тема | Часы | Дата по плану | Дата по факту |
1 | Путешествие по карте России. Федеральные округа нашей Родины. | 1 ч. | ||
2 | Наш край на карте Родины. Столица, герб, флаг Югры | 1 ч. | ||
3 | Ханты - Мансийск - столица края - город на семи холмах. Формы поверхности нашего края. | 1 ч. | ||
4 | Югра - единая семья народов. | 1 ч. | ||
5 | Экскурсия в краеведческий музей "Кто живет в Югре?" " | 1 ч. | ||
6 | Культура и быт коренного населения. | 1 ч. | ||
7 | Сезонные изменения в природе Югры. Народный календарь. | 1 ч. | ||
8 | Природная зона Югры. | 1 ч. | ||
9 | Растительный мир Югры. | 1 ч. | ||
10 | Экологический урок. Охрана растительности нашего края. | 1 ч. | ||
11 | Животный мир Югры | 1 ч. | ||
12 | Разнообразие птиц Югры. Священные птицы - гусь, гагара, кулик, орел... | 1 ч. | ||
13 | Экскурсия в краеведческий музей "Живая природа Югры" | 1 ч. | ||
14 | Экологический урок. Красная книга Югры. | 1 ч. | ||
15 | Лес - природная зона Югры. | 1 ч. | ||
16 | Экологический урок. Лес - "легкие" Югры. Бережное использование богатств края. | 1 ч. | ||
17 | Грибы - часть живой природы. | 1 ч. | ||
18 | Водоемы нашего края - реки, озера, ручьи. | 1 ч. | ||
19 | Роль реки в жизни коренных народов Югры. | 1 ч. | ||
20 | Загадки и тайны Югорских болот. | 1 ч. | ||
21 | Многообразие полезных ископаемых нашего края. | 1 ч. | ||
22 | Мансийская легенда о происхождении нефти. | 1 ч. | ||
23 | Экологический урок. Охрана водоемов нашего края. | 1 ч. | ||
24 | Основные профессии Югры. Имена первооткрывателей. | 1 ч. | ||
25 | Югорская земля во глубине веков. | 1 ч. | ||
26 | Первые сведения о прошлом нашего края. Завоевание Сибири Ермаком. | 1 ч. | ||
27 | Округ в годы Гражданской и Великой Отечественной войны. | 1 ч. | ||
28 | Формирование округа. Путешествие по карте Тюменской области. | 1 ч. | ||
29 30 | Путешествие по городам Югры. История их названий и возникновений. | 2 ч. | ||
31 | Современные архитектурные памятники Югорского края. | 1 ч. | ||
32 | Традиционные праздники северных народов. | 1 ч. | ||
33 | Изображение в творчестве поэтов, писателей, художников природы родного края. | 1 ч. | ||
34 | Экологическая викторина «Ты дорог нам, Югорский край!» | 1 ч. |
К концу 4 класса обучения учащиеся должны знать:
- съедобные и несъедобные грибы Югорского края (2-3);
- рыб водоемов (3-4);
- зимующих птиц Югры (3-4);
- перелетных птиц Югры (3-4);
- священных птиц коренных народов Югры (2-3).
К концу 4 класса обучения учащиеся должны уметь:
- различать съедобные и несъедобные грибы;
- называть водоемы нашего края;
- рассказывать о наиболее важных событиях, которые произошли в истории родного края;
рассказывать о замечательных людях югорского края: поэтах, писателях, сказителях, композиторах, нефтяниках-первооткрывателях.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
Учебники и учебные пособия:
- Рабочие тетради по краеведению «Мы - дети природы» 2-4 классы: Орлова Т.Д., Демус Л.Г., Богордаева Н.Г., Нечаева Л.Н. – Ханты – Мансийск: ГУ ИПП «Полиграфист», 2015г.
2. Методическое пособие: «Мы – дети природы». Книга для учителя начальных классов: Орлова Т.Д., Демус Л.Г., Богордаева Н.Г., Нечаева Л.Н. – Ханты – Мансийск: ГУ ИПП «Полиграфист», 2003.
Наглядные пособия:
- Карточки, картины, репродукции картин, электронные презентации, сюжетные картинки, демонстрационные пособия, натуральные объекты и т.д.
Оборудование:
- Интерактивная доска
- Колонки
3. Персональный компьютер с выходом в Интернет и принтером.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса краеведение для первоклассников
Программа курса«В гостях у дедушки Берендея» ...
Программа факультативного курса "Краеведение"
Программа факультативного курса " Краеведение" для 3-4 классов...
Программа факультативного курса "Краеведение"
Программа факультативного курса " Краеведение" для 3-4 классов...
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Окружающий мир (интегрированного курса краеведения «Мы - дети природы»,4класс.)
Для учащихся младшего школьного возраста именно родной край является окружающим пространством, осознанный им с детства. Изучение тем по разным предметам базируется на специальном материале, включающим...
Презентация к курсу Краеведение "Стефан Пермский" 3-4 класс
Презентация подготовлена к курсу Краеведение . Тема занятия: "Христианизация коми края. Стефан Пермский."...