Проектная работа
проект по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Берлинская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-исследовательская конференция по общеобразовательным предметам «Мир без границ» для обучающихся 3-11 классов
Номинация: "Экология и здоровье"
Тема работы:
«Экологическое состояние посёлка Берлин»
Выполнила: ученица 4класса
Потапова Анастасия
Руководитель:
Иванова Людмила Владимировна
учитель начальных классов
2021 год
Содержание
Введение................................................................................................. 3
1. Теоретическая часть
1.1. Что такое экология ................................................................................ 5
1.2. Экологические проблемы мусора.......................................................... 6
1.3 Как экология влияет на здоровье............................................................ 6
2. Практическая часть
2.1. Изучение территории и окрестностей посёлка...................................... 8
2.2. Опрос жителей посёлка, результаты исследования............................... 8
2.3. Пути решения проблем экологии........................................................... 9
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
"Всё меньше окружающей природы...
Всё больше окружающей среды".
Р. Рождественский.
Эти слова с каждым годом всё стремительнее превращаются в горькую правду. А что у нас в посёлке?
На стыке степной и лесостепной зон почти 2 века назад возникло село Берлин. Нельзя сказать, что оно утопает в зелени, но в тоже время у каждого дома заботливыми руками хозяев посажены и растут тополя, сирень, клён, черёмуха, яблони, сосны и берёзы.
Протекает по селу речка Чернушка. По названию можно судить, что Чернушка- значит грязная, но это не совсем так. Лет 60 назад река была изумительно чистой, поскольку подпитывалась родниками, а их по дну было не счесть. Здесь отдыхали все жители нашего посёлка.
Шло время, и вот чистая речка превратилась в пруд с толщей ила на дне. И теперь в этом пруду купаются только гуси и утки. Весной ручьи приносят с полей землю и мусор.
Все знают фразу: "Лес -это легкие планеты". Нам ли его не беречь? К сожалению, лес бездумно выпиливается по всей округе. И все почему-то молчат, хотя равнодушие может привести к необратимым последствиям. А ведь когда-то берлинские леса славились грибами и ягодами, которых с каждым годом становится всё меньше.
Нашим местным богатством считаются не только леса, но и вода. Вокруг посёлка было много родников. У этого чуда природы тоже недолговечной оказалась жизнь. Один из них и сейчас ещё бьёт прямо со дна реки.
Главной проблемой современной жизни в посёлке является мусор, который можно увидеть и на улицах посёлка, и на его окраинах.
Всё выше сказанное определило актуальность выбранной мной темы исследования:«Экологическое состояние посёлка Берлин».
Гипотеза: Если каждый житель посёлка с детства будет беречь родную природу, заботиться о ней, то экологическая обстановка будет улучшена, здоровье людей будет сохраняться дольше, и станет намного приятнее жить в чистом посёлке.
Цель работы: Привлечь внимание детей и взрослых к проблеме загрязнения посёлка; стремиться к формированию экологической культуры, убедить жителей, что мусору место на свалке, а не на улицах.
Задачи:
Проанализировать литературу по теме исследования.
Провести наблюдения, опросить жителей п. Берлин и узнать их мнение об экологическом состоянии посёлка.
Выявить экологические проблемы нашего посёлка.
Исследовать улицы посёлка, берега пруда, зелёные насаждения в посёлке.
Написать и распространить листовки "Чистота-залог здоровья".
Объект исследования: территория посёлка Берлин, улицы, пруд, посадки, поля и луга.
Предмет исследования: экологическая культура жителей посёлка Берлин.
Методы исследования: изучение литературы, наблюдение, опрос, анализ.
Практическая значимость работы: использование материалов работы для внеклассных мероприятий, для оформления агитационных плакатов и листовок по воспитанию экологической культуры жителей нашего посёлка.
1.Теоретическая часть.
1.1. Что такое экология?
На данном этапе мной был проведён анализ литературы по теме исследования, чтение стихов о загрязнении окружающей среды.
Сегодня о проблемах экологии говорят уже как о социальной экологии - науке, которая изучает взаимодействие общества и окружающей среды[1].
Если посмотреть этимологию, то есть происхождение этого слова, то можно увидеть, что «экология» ближе всего к изначальному пониманию греческого термина «oikos (обиталище)+1оgоs (учение)» как науке о собственном доме. Под словом дом здесь понимается целая планета, мир, в котором живут люди [1].
Стоит знать, что экология - это сравнительно молодая наука, ей не более 200 лет. Однако на сегодняшний день по степени важности она не уступает математике, физике, биологии. Существует много видов экологии. Мы будем говорит о социальной экологии, которая подразумевает необходимость жить человеку в ладу с природой, не нанося вред окружающей среде, ведь мест на планете, где экологическая обстановка не подвержена пагубному влиянию промышленности, становится всё меньше.
Впервые термин «экология» произнёс немецкий учёный-философ Эрнст Генрих Геккель [2].
Основной мыслью экологии как науки является поиск решений, позволяющих сохранить красоту и здоровье природы. Поэтому, когда человек говорит «экология», он подразумевает чистоту окружающей среды. Когда мы произносим любое слово с приставкой «эко», то подразумеваем нечто чистое, безопасное и полезное для нашего здоровья.
Экологическую ситуацию в мире сейчас можно охарактеризовать как близкую к критической. Среди больших экологических проблем можно отметить следующие: уничтожение видов растений и животных; истребление лесного покрова; сокращение запаса полезных ископаемых; загрязнение природных ландшафтов; и, конечно, мусор.
1.2. Негативное влияние мусора.
Мусор – это твердые бытовые отходы (упаковочная пластиковая тара, алюминиевые банки, стекло, очистки и отходы пищевого сырья, бумага и т.д.), отходы промышленных предприятий, последствия выгула собак на газонах в городах и крупных домашних животных в сёлах и посёлках. Мусором завалены окраины многих населённых пунктов, больших и маленьких, нашей страны, обочины автомобильных дорог.
Откуда берётся мусор? Каковы основные источники мусора?
Все знают и понимают, что это не только отходы деятельности предприятий, но и отходы жизнедеятельности человека: транспорт, магазины, большое количество использованных упаковок от пищевых и промышленных товаров. Этот мусор вызывает изменение климата, загрязняет почву, воду, воздух. Мелкие предметы из синтетических материалов поедают птицы и звери, что часто приводит к их гибели.
И в центре этой проблемы, конечно, сам человек. Идя по улицам, люди не задумываясь, бросают бумажки, окурки сигарет, любой ненужный мусор, очищая свои карманы. Ежедневно из каждой квартиры или дома выносится ведро с мусором. Еще ужаснее видеть картину, когда мусор выбрасывают из окон домов или транспорта. Много мусора люди оставляют и в тех местах, где отдыхают: по берегам рек и озёр.
Ученые подсчитали, что если каждый человек бросит хотя бы по одной бумажке в день, то наши улицы будут покрыты плотным слоем бумаги.
Проблема мусора остро стоит перед всем человечеством.
В каждой стране разрабатываются меры по борьбе с загрязнением городов и посёлков, по утилизации мусора, строятся мусороперерабатывающие заводы.
1.3. Как экология влияет на здоровье.
Всем известны данные Всемирной организации здравоохранения о том, что здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 25% от состояния окружающей среды, на 15% – от наследственности и на 10% от качества медицинского обслуживания.
Экология в жизни человека имеет большую роль, она затрагивает все сферы жизни: питание, здоровье, жизнедеятельность, настроение. Необходимо понимать, что с ухудшением состояния среды понижается и качество жизни.
Многолетние наблюдения показывают, что продолжительность жизни человека в экологически чистых районах гораздо выше, чем продолжительность жизни людей в больших городах и вблизи промышленных предприятий. Исходя из этого, можно понять, насколько связаны экология и здоровье человека. А здоровье зависит от качества воды и воздуха.
Большинство заболеваний дыхательных путей вызвано загрязнением воздуха.
Разлагающийся мусор выделяет огромное количество токсичных веществ, являющихся причиной многих заболеваний. При сжигании таких веществ, а также под действием ультрафиолетовых лучей образуются вещества, которые являются очень ядовитыми и вредными для человека.
Заражённая опасными отходами вода представляет не меньшую опасность. Многие учёные считают, что больше всего заболеваний в мире вызвано именно употреблением загрязнённой воды.
Данные факты позволяют понимать, что влияние экологии на здоровье человека очень большое.
2. Практическая часть.
2.1. Изучение территории и окрестностей посёлка.
Гуляя по улицам нашего посёлка, мы с друзьями обратили внимание на то, что на улицах есть мусор. Конечно, сейчас меньше, чем было раньше, но всё же, откуда он берётся, почему так получается? Ведь сейчас у нас на каждой улице стоят специальные бочки для мусора, который нужно сортировать. Значит, люди не соблюдают порядок, не хотят жить в чистоте.
Меня эта проблема заинтересовала, и мне захотелось её решить. Что нужно для этого сделать?
На уроке окружающего мира наш класс ходил на экскурсию по посёлку и его окрестностям. И я ещё раз убедилась, что проблема мусора в нашем посёлке существует. Например, на улице Нижней, на улице Мира, возле пруда, возле остановки, возле магазина - везде есть мусор. А на обочинах дорог лежат целые мусорные пакеты, коробки и бутылки.
Весной весь мусор с улиц вместе с потоками воды попадает в наш пруд, а из него - в речку.
Кроме того, сейчас в нашем посёлке очень много машин, а ведь от их выхлопных газов загрязняется воздух, которым мы дышим.
Вывод: загрязнение воздуха, загрязнение почвы и воды ведут к ухудшению экологии, а значит, и к ухудшению нашего здоровья.
2.2. Опрос жителей села, результаты исследования.
Практическую часть своего исследования я решила начать с опроса жителей нашего посёлка: учителей, соседей, родственников, знакомых, родителей моих друзей – чтобы узнать их мнение о том, от кого зависит чистота в нашем посёлке.
Для этого мы вместе с учителем разработали небольшую анкету, которая состояла из 8 пунктов с несколькими вариантами ответов. В опросе приняли участие 35 человек (Приложение 1). Вопросов в анкете было немного, но этого хватило, чтобы сделать следующие выводы:
1. На первый вопрос 80% жителей ответили, что наш посёлок загрязнён, а 20% так не считают.
2. Проанализировав ответы на второй вопрос, можно сказать, что мусорят в посёлке практически все, но самое большое количество мусора остаётся в тех местах, где вечером собирается молодёжь.
3. Ответы на третий вопрос показали, что договор на вывоз мусора заключили практически все жители посёлка.
5. Проанализировав ответы на пятый вопрос, я увидела, что многие считают, что посёлок стал чище, мусора стало меньше.
Все опрошенные согласились с тем, что мусор влияет на здоровье людей, и что чистота посёлка- одна из причин хорошего настроения и самочувствия людей.
Видеть свой посёлок чистым, ухоженным и красивым хотят все, однако не все добросовестно относятся к чистоте в посёлке. На уборку территории посёлка выходят школьники, работники ДК и почты, остальные предпочитают наводить порядок только возле своего двора.
После подведения итогов анкетирования я провела небольшую беседу со своими одноклассниками. Мне хотелось убедить их в том, что нужно сохранять и поддерживать чистоту родного посёлка. Подробно и увлекательно рассказала ребятам о вреде загрязнения окружающей среды бытовыми отходами, попросила и выразить свой мнение к данной проблеме. В результате выяснилось. Что все негативно относятся к загрязнению посёлка, всем хочется видеть его чистым и красивым.
2.3. Пути решения проблем.
После проведения всех этапов работы мы решили, что необходимо бороться за чистоту и порядок в родном посёлке. Что можно для этого сделать? Создать отряд волонтёров? Вести просветительскую работу? Выпустить плакаты и листовки?
Итак, мы решили остановиться на создании экологических листовок к жителям посёлка. В этих листовках мы хотим призвать всех жителей поддерживать чистоту не только в своём доме и в своём дворе, но и на своей улице, и в местах общего пользования; бережно относиться к земле, садить деревья, кустарники и цветы; не засорять почву, убирать мусор и сортировать его, следить за чистотой в своём посёлке как в родном доме.
Мы подобрали несколько правил для сохранения окружающей среды, некоторые из них мы написали в листовку:
1. Озеленяйте свой двор: сажайте деревья и кустарники!
2. Не загрязняйте речку!
3. Выбрасывайте бытовые отходы только в установленных местах.
4. Сортируйте мусор.
5. Не разжигайте костры возле домов и построек.
6. Не мусори на месте своего отдыха.
7. Участвуйте в субботниках.
Также в листовку мы поместили следующую памятку:
Для естественной переработки отходов требуются долгие годы и даже столетия:
- стеклянная бутылка - 1 млн. лет;
- консервная банка - 80-100 лет;
- резиновая подошва ботинок - 50-80 лет;
- кожа - 50 лет;
- полиэтиленовый пакет - 10-20 лет;
- окурок и шерстяной носок - от 1 до 5 лет.
Так давайте же не будем все это разбрасывать по земле!!!
Таких листовок мы сделали 30 штук и раздали жителям посёлка.
Заключение
В заключении своей работы я пришла к выводу, что захламление природы губит не только природу вокруг нас, но и отрицательно влияет на жизнь человека.
Защита окружающей среды – необходимое условие для жизни, и оно начинается с простых действий, которые доступны каждому.
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину» - писал М. М. Пришвин. Хочется добавить к словам замечательного писателя: «Давайте любить и охранять природу своего родного края!».
Стоит лишь чуть бережнее и аккуратнее отнестись к хрупкому миру вокруг нас – и наша планета станет гораздо чище и уютнее, а начать надо со своей малой родины – со своего посёлка.
Я надеюсь, что мои старания не пройдут даром и люди задумаются над своим отношением к окружающей природе, мусора станет меньше, а жители посёлка научатся пользоваться урнами. И как только сойдёт снег, местные жители выйдут на субботник, чтобы сделать участки возле своих домов, а также улицы нашего посёлка чистыми и красивыми.
Список использованной литературы
1.Алексеева. Учебник «Экология»- М, Просвещение,2002 г. – 98 с.
2.Чернова Н.М., Былова А.М. Экология. - М.: Просвещение, 2004.- 254 с.
3.Новиков Ю.В. Экология, окружающая среда и человек. М.: Агентство "Фаир", 20014. - 320 с.
Приложение 1
Вопросы для жителей села
1. Считаете ли вы, что наш посёлок загрязнён?
- Да
- Нет
2. Как вы считаете, кто больше всех мусорит:
- Дошкольники и ученики младших классов
- Подростки
- Молодежь
- Взрослые
3. Заключили ли вы договор на вывоз мусора?
- Да
- Нет
4. Если нет, то как вы утилизируете мусор?
______________________________________________________________
5. Если да, то считаете ли вы, что после этого посёлок стал чище?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
6. Почему люди бросают мусор в овраги, канавы, к берегу реки?
________________________________________________________________
7. Что можете предложить по улучшению экологии села ?
_________________________________________________________________
8. Участвуете ли вы в субботниках?
___________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная работа, 2 класс, начало работы.
Проектная работа, 2 класс, начало работы....
Методы коллективной работы на уроке в начальной школе. Проектная работа на уроке окружающий мир тема "Осенние листья"
Фотоматериал .....
Проектная работа в урочной и внеурочной работе младших школьников
Поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
"Технологии коррекционно-развивающей работы по формированию моторных функций у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи". Проектная работа.
В данном проекте представлена технология, состоящая из комплексов упражнений по формированию и развитию моторных функций. Она включает в себя традиционные и нетрадиционные приёмы коррекционного воздей...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...
Проектная работа «Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»
Конкурсная проектная работа«Формирование умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в процессе решения проектных задач»....