Урок-экскурсия "Природные зоны России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок обобщения и систематизации знаний о природных зонах России. Учащиеся 4 класса смогут закрепить представление об основных природных зонах России: арктические пустыни, тундра, лес, степи и пустыни; географических и климатических особенностях; растительном и животном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok-ekskursiya.docx | 22.76 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА-экскурсия
по окружающему миру в 4 классе (по программе УМК Перспектива)
Класс: 4
Учитель: Агуреева М.Н.
Тема: Природные зоны России.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Цель: обобщить знания особенностей природных зон России
Задачи:
Образовательные.
- закрепить представление об основных природных зонах России: арктические пустыни, тундра, лес, степи и пустыни; географических и климатических особенностях; растительном и животном мире.
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Развивающие.
- Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать изученный материал, работать в группе.
Воспитательные.
- Воспитывать бережное отношение к природе, к животному и растительному миру.
Планируемые результаты:
познавательные — устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между объектами, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы;
коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные — контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные — желать выполнять учебные действия.
Оборудование: презентация, карта «Природные зоны России», иллюстрации животных и растений, цветные карандаши, клей, контурные карты.
Ход урока
- Организационный момент
Ребята! Сегодня я приглашаю вас в путешествие. А чтобы оно прошло успешно, давайте включим все системы нашего организма и настроим их на рабочий лад: потрём ушки, улыбнёмся, поздороваемся друг с другом.
Путешествуя по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны. Наша задача –проверить и обобщить знания по этой теме.
- Путешествие по природным зонам.
1 этап «Исправь ошибки»
На территории страны 8 природных зон. Самая северная - субтропики, самая большая -зона степей, холодная - пустыня и жаркая- тундра. Зима в тундре длится 2-3 месяца и очень суровая. Леса включают в себя: зону тайги, зону смешанных лесов. В пустыне часто дуют горячие сухие ветры – суховеи.
Команда, которая справилась первая, читает. Если необходимо совместно вносим поправки.
2 этап «Узнай меня»
Обратите внимание, какую огромную территорию занимают эти природные зоны. На всей территории живут люди. Давайте пофантазируем на эту тему. Представьте себе, что я получила несколько писем из “прекрасного далёка”. Послушайте их и постарайтесь догадаться, какой профессии человек писал их, и где он живёт. Как только станет вам ясно, откуда эта весточка, вы покажете сигнальную карточку с этим номером.
На доске запись.
1 – зона арктических пустынь;
2 – тундра;
3 – лесная зона;
4 – степь;
5 – пустыня;
Первое письмо:
“… это удивительная страна: реки без устьев, деревья без листьев. Сухие дожди, не смачивающие поверхность земли. Солнце печёт немилосердно. Кругом барханы, как волны застывшего моря. По этим дорогам трудно проехать на машине, но я стараюсь не поддаваться трудностям”.
Д. Пустыня, водитель. Карточка 5.
Второе письмо:
“… в холодных водах моря идёт своя жизнь. Из воды выглядывают головки нерп с тёмными блестящими глазами. Стада усатых моржей уплывают на север. Мы с друзьями снабжаем наши научные полярные станции всем необходимым. Рейсы на Большую землю и обратно идут один за другим. Вам предают большой привет …”
Д. Моряк – зона арктических пустынь. Карточка 1.
Третье письмо:
“…Вот могучий красавец дуб, белоствольная берёза, осина с дрожащими листочками, раскидистая липа. Ветви сосны и ели часто образуют густой навес, а внизу – подлесок из орешника и других кустов. Сейчас лето и у нас с Серёжей одна забота – сохранить это богатство от огня.”
Д. Лесник – лесная зона. Карточка 3.
Четвёртое письмо:
“…Здесь очень длинная суровая зима и совсем коротенькое лето. Но лето особенное: солнце светит и днём и ночью. Поэтому приходится ложиться спать при ярком свете солнца. А если будешь темноты дожидаться, то придётся не спать больше двух месяцев. Люди здесь закалённые и выносливые, болеют мало, но без работы всё равно сидеть не приходится”.
Д. Врач – тундра. Карточка 2
Пятое письмо:
“…Какая ширь, раздолье! Ни гор, ни леса. Куда ни глянь – до самого горизонта простирается гладкая равнина. А сколько цветов: и алые гвоздики, и лиловые метёлки шалфея, и маки и много-много других. Школа, где я работаю, стоит на краю села. И мы с ребятами часто любуемся этой красотой.”
Д. Учитель – степь. Карточка 4.
3 этап Растительный мир
А) найдите названия растений
л | д | у | б | л | и | п | а | к |
и | л | и | с | т | в | е | н | о |
ш | в | л | ю | я | и | д | н | в |
а | е | о | ч | г | н | ж | и | ы |
й | р | к | к | е | ж | у | ц | л |
н | б | я | а | л | и | з | а | ь |
и | л | ь | и | ь | р | г | у | н |
к | ю | ж | п | а | л | ь | м | а |
Б) Распределите все растения по природным зонам
Лишайник, дуб, верблюжья колючка, пальма, ягель, ковыль, джузгун, липа, инжир, лиственница
природная зона | растения |
зона арктических пустынь | лишайник |
тундра | ягель |
леса | липа, лиственница, дуб |
степь | ковыль |
пустыня | верблюжья колючка, джузгун |
субтропики | пальма, инжир |
4 этап «Кто здесь лишний»
Зачеркнуть лишнее слово в каждой строчке. И обязательно скажите, почему.
1. Тигр, тюлень, белый медведь, гагарка
2. Сайгак, тушканчик, бурундук, ящерица
3. Бурый медведь, рысь, белая куропатка, лиса
4. Морж, северный олень, полярная сова, песец
5. Суслик, белка, хомяк, кузнечик
6. Баклан, косуля, богомол, верблюд
5 этап «Сделай выбор»
Я вам предлагаю тест, вам надо выбрать правильный ответ.
1. Как сменяются природные зоны?
А) с запада на восток
Б) с востока на запад
В) с севера на юг
2. Территория Арктики:
А) плотно заселена людьми
Б) не имеет коренного населения
В) не пригодна для жизни людей
3. Какой заповедник создан для сохранения природы пустынь?
А) Заповедник «Чёрные Земли»
Б) Таймырский заповедник
В) Заповедник «Остров Врангеля»
4. На какой схеме представлена цепь питания, характерная для зоны тундры?
А) осина, заяц, рысь
Б) злаки, суслик, орёл
В) мох, лемминг, песец
5. Основным занятием населения степей является …
А) рыболовство
Б) земледелие
В) оленеводство
6. Экологические проблемы лесной зоны связаны ….
А) с неблагоприятными погодными условиями
Б) с неумеренной охотой, браконьерством, вырубкой леса
В) с участившимися лесными пожарами.
7 этап «Сам себе художник»
- На ватмане команда должна выполнить мини-проект «Моя природная зона России». Название своей зоны вы узнаете из конверта. Не произносите громко.
Команда рисует, можно приклеить животных и растений. А соперники, должны будут угадать что изобразили вы.
После угадывания природной зоны – команда раскрашивает на доске свою природную зону.
- Подведение итогов.
– Что полезного вы нашли в сегодняшнем уроке?
– Было интересно?
- Что удалось на уроке?
– Кто считает, что сегодня работал активно на уроке, поднимите руку?
– Кто считает, что всё знает по этой теме, поднимите руку?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира "Природные зоны России. Зона тундры".
Презентация к уроку окружающего мира, 4 класс, УМК "Школа России". Презентация поможет учащимся познакомиться наглядно с зоной тундры. Рассмотреть растительный и животный мир. Познакомиться с редкими ...
Урок окружающего мира "Природные зоны России.Зона лесов"
Цель:создать у учащихся представление о лесах умеренного пояса, их особенностях и обитателях.Задачи: Обучающие:· знать правила поведения в л...
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь.
Урок окружающего мира. Тема: Природные зоны России. Зона Арктических пустынь. 4 класс. УМК "Школа России"....
Природные зоны России. Зона Арктических пустынь
Разработка урока с презентацией к уроку по предмету Окружающий мир в 4 классе Плешаков А.А....
Презентация "Природные зоны России. Зона лесов"
Презентация применялась на уроке окружающего мира по изучению темы :"Зона лесов"....
3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей
Урок окружающего мира (система Занкова Л.В., 3 класс, 2 четверть) Учебник: Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Окружающий мир», 3 класс Тема: Природные зоны России. Зона степей...
Урок на тему: "Ледяная зона" (1 урок из раздела "Путешествие по природным зонам России")
Раздел включает в себя 12 часов на изучение природных зон России (по 2 часа на каждую зону) и 1 час для написания контрольной работы. Представленный конспект урока является первым в теме «Ледяная зона...