Раз иголка, два иголка.
план-конспект занятия по окружающему миру (1 класс)

Халилова Алсу Ахметсафовна

Урок окружающего мира в 1 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Технологическая карта435.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Ф.И.О. учителя  

Халилова Алсу Ахметсафовна

Класс 1

Дата 28.10.2021

№ урока по КТП

Тема урока

Раз иголка, два иголка… (Что такое хвоинки?)

Тип урока

Урок открытия нового знания.

Форма урока

Урок-исследование.

Цели урока                                      

Личностная

-самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;

-прививать познавательный интерес;

-развивать речь, мышление, умения делать выводы.

Метапредметные

коммуникативные - формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

регулятивные - развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний; формировать умения контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

познавательные -понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем;

-называть и различать окружающие предметы и их признаки;

-устанавливать правильную последовательность событий (времен года, месяцев, дней недели, времени суток);

-сравнивать объекты, выделяя сходства и различия;

-группировать различные предметы по заданному признаку.

Предметные

научатся: 

-узнавать, что хвоинки — это листья хвойных деревьев;

-различать сосну и ель по общему виду, веточкам, хвоинкам, шишкам;

-различать лиственные и хвойные деревья.

Задачи

Учителя

Ученика

1.Образовательные: Создать условия для ознакомления учащихся с термином «периметр»; рассмотреть способ вычисления периметров любых многоугольников; совершенствовать вычислительные навыки; способствовать развитию умения решать задачи; развивать глазомер, внимание

2. Развивающие: развивать у учащихся познавательные процессы: мышление, умение наблюдать, сравнивать и делать выводы; формировать познавательный интерес,

3. Воспитательные: воспитывать положительные качества личности: умение работать в коллективе, взаимопомощь,

1. Образовательные: Познакомить учащихся с многообразием хвойных растений, научить по хвое определять породу дерева.

2.Развивающие: Развивать речь учащихся, умение аргументировать свой ответ, приводя примеры из жизни и учебного материала. Уметь анализировать полученный материал.  Развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, формировать умение работать в паре, в группе, расширять словарный запас.

3.Воспитательные: Применение полученных знаний в повседневной жизни. Воспитывать бережное отношение к природе.

Универсальные учебные действия, формируемые на уроке

Личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию
  • формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками
  • умение проводить самооценку на основе критерия успешности  учебной деятельности
  • проявление интереса к культуре страны изучаемого языка
  • выражение положительного отношения к процессу познания
  • применение правил делового сотрудничества

Познавательные:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
  • умение строить логическое рассуждение
  • умение использовать знаково-символические средства и схемы для решения задач
  • умение пользоваться определенной стратегией чтения в зависимости от коммуникативной задачи

Коммуникативные:

  • владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими лексическими нормами изучаемого языка
  • формулировка собственного мнения и позиции, способность аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач

Регулятивные:

  • осуществление саморегуляции и самоконтроля
  • оценивание правильности выполнения учебной задачи, возможности ее решения
  • оценивание своей деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками
  • выделение и осознание того, что уже освоено и что еще нужно усвоить
  • умение организовывать учебное сотрудничество; умение работать индивидуально и в группе

Основные понятия

Хвоинки, хвойные деревья, лиственные деревья.

Межпредметные связи

Биология.

Ресурсы: основные, дополнительные

•        Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.

•        Плешаков А.А. Окружающий мир. 1 класс: Рабочая тетрадь. В 2 ч. М.: Просвещение, 2017.

Технология

технология сотрудничества;

технология проблемного обучения;

технология исследовательской деятельности;

здоровьесберегающие технологии;

 ИКТ.

Методы

 Поисковый метод.

Формы организации познавательной деятельности

Работа в парах, индивидуальная работа.

Оборудование

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация;

ветки, шишки и хвоинки сосны и ели, цветные карандаши, лупа.

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа

Планируемые результаты

Предметные результаты

Универсальные 
учебные действия

Личностные результаты

I этап.  

Орг. момент.

Цель – активизация учащихся.

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает эмоциональный настрой, отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.

Громко прозвенел звонок-

Начинается урок

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться,

Работаем старательно

Слушаем внимательно.

Вы на парты поглядите,

Все в порядок приведите.

А теперь тихонько сели

И на доску посмотрели.

Понимают значение знаний для человека и принимают его; стремятся хорошо учиться и сориентирова-ны на участие в делах школьника; правильно идентифициру-ют себя с позицией школьника.

II этап. Актуализация знаний.

Повторяем, то, что знаем!

Цель – проверить, как учащиеся усвоили материал прошлого урока.

Отвечают на вопросы учителя, определяют листья нескольких пород деревьев.

Выполняют практическую работу в РТ: анализируют рисунки и обозначают желтым цветом лиственные деревья.

Организует повторение изученного материала.

Предлагает загадки о лиственных деревьях.

Организует практическую работу в РТ, проверяет результаты.

- На прошлом уроке мы учились с вами определять листья разных деревьев. Посмотрим, как хорошо вы все запомнили. (Слайд 2).

Предлагаю вам сыграть в игру «Отгадай загадки». Отгадки вы найдете на своих партах. (На столах лежат листья и веточки хвойных и лиственных деревьев).

Загадки (слайды 3 – 7):

1. Белый низ, зеленый верх —

В летней роще краше всех!

На стволах полоски.

Хороши...  (березки).  

2. В мае грелась, зеленела,

Гроздья осенью надела.

В алых ягодках — горчинка.

Что за деревце? (Рябинка).

3.  Он в лесу, как витязь, встанет,

Желудями в срок одарит.

И лесник, и лесоруб

С ним знакомы. Это... (дуб).

4. Над ее густой листвой

В зной гудит пчелиный рой.

А зимою всех от гриппа

Вкусным медом лечит... (липа).

5. Клейкие раскрылись почки —

Нарядился он в листочки.

Летом в пух оделся щеголь.

Догадались? — Это... (тополь).

- Как одним словом можно назвать эти деревья? (Слайд 8)

Вывод: 

Кусты и деревья, листочки на ветках.

Лиственный лес это, помните, детки. (Слайд 9).

Задание в РТ по окружающему миру на стр. 19 № 1: найди на фотографиях и обозначь желтым цветом лиственные деревья (слайд 10).

- Что общего у этих деревьев?

Вывод: листья этих деревьев имеют вид пластинок (слайд 11).

Уметь распознавать деревья по их листьям, выделять существенный признак.

Регулятивные УУД:

уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, фиксировать затруднения.

Познавательные УУД:

уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов.

Коммуникатив-ные УУД:

уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме 

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Динамичес-кая пауза.

Цель: снятие утомляемос-ти, напряжения мышц, реализация здоровьесбере-гающих задач урока.

Выполняют зарядку, снимают утомляемость.

Учитель организует физкультурную минутку.

Если вы сидеть устали

Попрошу, чтоб все вы встали.

Проведем сейчас игру

Интересную одну.

Повторяйте вы за мной

Все фигуры до одной (2 раза)

Вы налево наклонитесь,

Вы направо повернитесь,

Сделайте круг головой

И обратно круг другой.

Чуть согнитесь, распрямитесь,

Покачайте головой.

III этап. Изучение нового материала.

1.Знакомство с хвойными деревьями, понятием «хвоинки».

Цель – Познакомить учащихся с хвойными деревьями, научить.

различать листовую пластинку и хвою.

Динамичес-кая пауза.

Цель: снятие утомляемос-ти, напряжения мышц, реализация здоровьесбере-гающих задач урока.                

        

        

2. Исследова-тельская деятельность.

Цель – научиться различать ель и сосну по основным признакам.

Совместно с учителем формулируют тему и учебную задачу урока.

Участвуют в практической работе в парах по определению названий хвойных деревьев.

Отвечают на вопросы учителя, обосновывают свое мнение.

Выполняют практическую работу в РТ: анализируют рисунки и обозначают зеленым цветом хвойные деревья.

Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение.

Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение,

находят нужную информацию в толковом словаре.

Участвуют в исследователь--ской деятельности, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Выполняют зарядку, снимают утомляемость.

Участвуют в исследователь-ской работе, формулируют собственное мнение и аргументируют его.

Выдвигают гипотезы, обосновывают свое мнение.

Выполняют практическую работу в РТ на стр. 20.

Организует работу по формулирова-нию темы и учебной задачи урока.

Организует исследователь-скую работу в парах по определению названий хвойных деревьев – сосны и ели.

Организует беседу

по уточнению и конкретизации первичных знаний.

Организует практическую работу в РТ, проверяет результаты.

Включает учащихся

в обсуждение проблемного вопроса.

Дает точное определение.

Включает учащихся

в обсуждение проблемного вопроса.

Организует

исследователь--скую деятельность учащихся.

Учитель организует физкультурную минутку.

Организует исследовательскую работу в группах,

обеспечивает

контроль

за выполнением

задания.

Включает учащихся

в обсуждение проблемного

вопроса.

Организует практическую работу в РТ на стр. 20, проверяет результаты

работы.

-Ребята, какой вопрос подготовил сегодня для нас Муравей Вопросик?

Работа в парах.

На партах у вас остались веточки незнакомых деревьев. С помощью атласа – определителя узнайте их название. (Слайды 12 - 14).

Исследовательская работа по атласу – определителю.

- Как можно одним словом назвать эти деревья? (Слайд 15 - 16).

Вывод: хвойные деревья.

Задание в РТ по окружающему миру на стр. 19 № 1: найди на фотографиях и обозначь зеленым цветом хвойные деревья.

- Чем хвойные деревья отличаются от лиственных? (Слайд 18).

Вывод: у хвойных деревьев вместо листиков иголочки – хвоинки.

Проблемный вопрос.

- Что такое хвоинки?

Вывод: Хвоинки - это тоже листья, только особой формы – длинные и узкие. Они способны пережить зиму, потому что достаточно

прочны. Восковая кожица не даёт хвоинкам пересохнуть. Хвоинки и зимой обеспечивают дерево небольшим количеством пищи.

(Слайд 19).

Проблемный вопрос.

- Хвойные деревья называют «вечнозелеными». Почему?

(Слайд 20).

Толкование слова «вечный»
Работа с толковым словарем.

Гипотеза.

    - У хвойных деревьев хвоинки не меняются, живут столько же, сколько и дерево. (Слайд 21).

За ответом отправляемся на прогулку в хвойный лес. (Слайд 22).

Рассмотрите фотографии. Что мы видим на ветках и под деревьями? (Слайд 23).

- На ветках мы видим желтые хвоинки.

(Слайд 24).

- Под деревьями мы нашли желтые опавшие хвоинки. (Слайд 25).

- Какой вывод мы сделаем?

Вывод: Наша гипотеза не подтвердилась.
Хвойные деревья меняют свои хвоинки, но не все сразу, а постепенно. (Слайд 26).

Вместе по лесу идём

Вместе по лесу идём,

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг. (Ходьба на месте.)

Тысяча цветов вокруг! (Потягивания — руки в стороны.)

Вот ромашка, василёк,

Медуница, кашка, клевер.   Расстилается ковёр

И направо, и налево. (Наклониться и коснуться левой ступни правой рукой, потом наобо­рот — правой ступни левой рукой.)

К небу ручки протянули,

Позвоночник растянули. (Потягивания — руки вверх.)

Отдохнуть мы все успели

И за парты снова сели. (Дети садятся за парты.)

Работа в группах.
Наблюдение 1. Рассмотрите общий вид сосны и ели.

Сравните расположение веток у этих деревьев.

Вывод: Ели стоят, опустив колючие ветви почти до земли. У сосны ветви подняты высоко от земли, они тянутся вверх, к солнцу. (Слайд 27).

Проблемный вопрос.

- Как вы можете объяснить такое расположение веток на сосне и ели?

(Слайд 28).

Вывод: Сосны больше других деревьев любят свет. Поэтому ветки и расположены на самой макушке. Сосновые леса более светлые, там много кустарников и трав, грибов и ягод. (Слайд 29).

Ель любит тень.
Еловые леса темные, густые. В них всегда тихо. Ветры и метели не долетают в глубину леса
из-за густой хвои. Поэтому клесты и выводят своих птенцов в январе месяце именно в еловых лесах.

(Слайд 30).

Задание в РТ по окружающему миру на стр. 20 № 2: Нарисуйте дерево сосны или ели по желанию.

(Слайд 31).

Наблюдение 2. “Ветки”. Рассмотрите ветки ели и сосны и определите, что у них общего и чем они различаются.

Вывод: И на тех, и на других есть хвоинки, но крепятся они по-разному.

У сосны две хвоинки крепятся к ветке, а у ели – каждая хвоинка. (Слайд 32).

Наблюдение 3. “Хвоинки”.

Рассмотрите хвоинки деревьев.  Сравните их.

Вывод: Длина хвоинок у деревьев разная. У сосны хвоинки длинные, а у ели – короткие. (Слайд 33).

Задание в РТ по окружающему миру на стр. 20 № 3: дорисуйте веточки сосны и ели. (Слайд 34).

Наблюдение 4. “Шишки”.

Рассмотрите шишки деревьев.

Вывод: Шишки сосны меньше по размерам, чем шишки ели и круглее.

 Шишки ели длиннее и вытянутой формы. (Слайд 35).

Задание в РТ по окружающему миру на стр. 20 № 1: нарисуйте шишку сосны или ели по желанию.

(Слайд 36).

Самостоятельно определять названия хвойных деревьев.

Уметь различать хвойные деревья.

Сравнивать объекты окружающего мира, выделять существенные признаки.

Различать ель и сосну по основным признакам.

Регулятивные УУД:

уметь совместно с учителем формировать тему и учебную задачу урока, обосновывать свое мнение Познавательные УУД: уметь находить нужную информацию в различных источниках.

Коммуникатив-ные УУД:

доброжелательное сотрудничество в парах, в группах;

оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Проявлять интерес к объектам окружающего мира.

IV этап. Закрепление изученного.

Цель –

уметь описывать ель и сосну по плану.

Работают с информацией, представленной в форме рисунка. Описывают каждое дерево по предложенному плану.

Формулирует задание, создает эмоциональный настрой, осуществляет индивидуальный контроль за выполнением задания.

Работа по учебнику с 31.

Сравнение ели и сосны, описание каждого дерева по предложенному плану.

Уметь описывать ель и сосну по плану.

Регулятивные УУД:

действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные УУД: осуществляют поиск необходимой информации.  Коммуникатив-ные УУД:

умение слушать и понимать речь других.

Проявлять интерес к объектам окружающего мира.

VII. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель – подвести итог проделанной работе на уроке, определить эмоциональное состояние каждого учащегося на уроке.

Отвечают

на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

на уроке.

Проводит беседу по вопросам:

– Какие деревья называются лиственными, а какие -хвойными?

Как можно различить ель и сосну?

Обобщить полученные на уроке сведения и определить свое эмоциональное состояние на уроке.

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bd2/00096e29-17bd3847/img57.jpg

Регулятивные

УУД:

Оценивают результаты уровня усвоения изучаемого материала.

Понимают значение знаний для человека и принимают его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лоскутная пластика без иголки и нитки

Большие возможности для развития творческих способностей учащихся имеют кружковые занятия. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружки способствуют развитию кругозора, т...

Урок труда "Волшебные нитки, иголки и пуговицы"

Урок для четвероклассников, шили даже мальчики!:)...

Презентация к уроку "Иголка-белошвейка"

Презентация кратко расскажет об истории украшения одежды, поможет составить алгоритм поэтапного выполнения шва "вперёд иголку"....

Работа с тканью, с иголкой.

В презентации содержится материал, согласно учебно плана 1 класса. На данном уроке знакомим детей с работой с иголкой. Сначала можно дать им историчекие данные: как люди начали шить, для чего и чем по...

Шов - вперед иголку

Конспекты по труду...