Цель: обогащать представления детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи. Задачи: -раскрыть понятия «семья», «культура общения», познакомить с родословной семьи. -развивать навыки создания проектов учащихся по данной теме, творческие способности ребят (инсценировки), навыки работы в творческих группах, обще-учебные умения и навыки (работы с книгой, навыки самоконтроля и контроля, анализа и синтеза прочитанного материала). -воспитывать внимательное и заботливое отношение к близким людям, патриотизм учащихся. Оборудование: учебник - А.А.Плешаков «Мир вокруг нас» 2 класс. Ход урока: 1.Организационный момент. 2.Постановка проблемы Я расскажу вам историю, которая произошла с одним мальчиком. Цель. А вы, ребята, старайтесь проследить, как менялось настроение нашего героя, чтобы потом поразмышлять, высказать своё мнение, почему это происходило, и определить тему урока. «Жил-был мальчик. Однажды он баловался и случайно разбил мамину любимую вазу! Миша испугался, что мама сейчас войдёт и увидит, что это он сделал. Он подумал, что было бы хорошо стать «НЕВИДИМКОЙ». Мама вошла в комнату посмотрела вокруг, но Мишу не увидела. Миша понял, что его желание исполнилось, и очень обрадовался! Он побежал на улицу к друзьям. Они разговаривали друг с другом, смеялись. Миша напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастать, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что-то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята попросту не замечали его. Мише стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. - Мама, вот он я! — закричал Миша. Но мама не видела и не слышала его, поэтому ничего не ответила сыну. - Я не хочу быть невидимкой, - заплакал Миша. - Хочу, чтобы мама меня видела! Очень плохо быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Миша снова стал обыкновенным мальчиком. (Ваши ответы д.б. доказательными, а речь красивой и понятной)
- Как же менялось настроение мальчика? - Почему Миша вначале был доволен, что он стал невидимкой? - Почему же Миша решил, что невидимкой быть плохо? Вывод. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своими радостями и горестями, то есть не с кем общаться. Человек не может жить на этом свете без общения с другими людьми. 3. Сообщение темы и целей урока. - Как вы думаете, какая тема нашего урока? (общение, семья) Да, мы начинаем изучать большой раздел учебника «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми. 4. Изучение нового материала. С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, и т. д.) С кем чаще? (родителями) Где это происходит? (В школе, на улице, дома) Цель. Люди делятся друг с другом своими переживаниями, радостями, восторгом, печалью. Человек не может жить без общения с другими людьми. Мы отправляемся в путешествие по стране общения. Мы общаемся не только с людьми, но и с книгами. а) откройте учебники на стр….. А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… - семья) б) конкретизация темы урока - на этом уроке мы более подробно остановимся на общении в семье, домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи, культуре общения семьи. Прочитать тему: « Наша дружная семья». Как вы понимаете слово «СЕМЬЯ»? (родственники, люди, живущие вместе) 2. Семья - это группа живущих вместе близких родственников. в) культура общения - К нам на урок пришла семья наших друзей, Серёжи и Нади. Рассмотрите картинку на странице 46, что вы видите? Мы не можем слышать, о чем беседуют наши герои, как обращаются друг к другу. Попробуем оживить картинку, разыграв ситуацию… К дедушке и бабушке Настя и Володя, В гости на оладушки в выходной приходят. Внук Володя попросил: - Дед, налей мне чаю. Дед голову склонил, Вове отвечая: - Плохо слышу я внучок, не чета тебе я. Я уже ведь старичок, вот и слух слабеет. Настя бабушке грубит: - Ты не видишь что ли, Что солонка тут стоит, На столе без соли?» Насте бабушка в ответ: - Я ведь вижу плохо, Мне уже не мало лет, помоги мне кроха. Стало после этих слов стыдно детям очень. Вова говорит: - Готов! Я во всем помочь им». - Да и мне не по себе, Настя вторит брату - В том, что стали вы слабей, вы не виноваты! Через много, много лет мы такие будем. Я – бабуля, Вова – дед, все стареют люди. Глазки, ушки заболят и у нас, когда-то. Так разумно говорят славные ребята! Ставят сами всё на стол Чай по чашкам льётся. Тут и дедушка расцвёл, Бабушка смеётся! Вы, ребята, никогда близким не грубите. Деда с бабушкой всегда от души любите! - Ребята, что вы чувствовали, когда смотрели эту сценку? Почему ребята рассердились? (что дед чаю не налил, соли нет в солонке) - Чего они не учли? (что дедушка с бабушкой старенькие) Можно ли грубить старшим, маме, папе, дедушке, бабушке. Можем ли мы теперь ответить на вопрос: - Что такое «КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ»? (….) Вывод. Культура общения - вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку. Чтец 1: Папа разбил Драгоценную вазу Бабушка с мамой Нахмурились сразу. Чтец 2: Но папа нашелся: Взглянул им в глаза И робко и тихо "Простите” сказал. Чтец 3: И мама молчит, Улыбается даже. - Мы купим другую, Есть лучше в продаже… Чтец 4: "Простите!” - Казалось бы, Что в нем такого? А вот ведь какое Чудесное слово! - Ребята, а вы знаете, почему папу так легко простили? Как вы попросите прощение? Можно ли грубить друг другу, давать обидные прозвища, обижать младших? (…) г) взаимопомощь в семье Цель. Будьте внимательны, вы должны понять без чего ещё, нельзя жить в семье. Вова плачет тонко-тонко И глаза трет кулаком: - Я вам вовсе не девчонка - Не пойду за молоком! Мама смотрит без улыбки: - Что же сделаешь ошибку, Мне не будешь помогать, Не пущу тебя гулять. Постоял, подумал он: - Ну давай уж свой бидон. Вове грустно и обидно, Он шагает стороной: Может так не будет видно Всем бидона за спиной? Дядя с длинными усами, Высоченный как отец, Улыбнулся: «Видно маме Помогаешь - молодец». И уже не стороной - Вова гордо шел домой. Хоть по лестнице скакал Молоко не расплескал. - Мама, что ещё купить? Я могу ещё сходить! - Итак, о чем была эта сценка? (надо помогать старшим в семье) Вывод. Относитесь уважительно ко всем членам семьи, старайтесь помочь и сами не стесняйтесь попросить помощи. г) вместе выполнять работу по дому
Папа с мамой на заводе, Варит бабушка обед, А у Лиды и Володи Никакого дела нет. Ходят скучные с утра И братишка и сестра. Дед стучит, ведёрко чинит, Подозвал к себе внучат. «По какой такой причине Малыши мои молчат? Я вот стар, а мне не скучно», - Говорит сурово дед, - «Объяснить могу научно В чём тут кроется секрет». Помолчал старик немного, А потом добавил строго. - Вы сюда взгляните внуки, Вот на эти руки… На мозолистые руки. Молча смотрят внуки А на внуков смотрит дед: - Ну, понятно в чём секрет? Все: Знают взрослые и дети Жить невесело на свете Если в жизни дела нет. - О чем нам рассказали ребята? Вывод. В семье все надо делать вместе, помогать друг другу. 5. Физкультминутка. д) вместе отдыхать Цель. Как ваша семья проводит свободное время? е) история и традиции семьи Цель. Чем мы отличаемся друг от друга? (ответы детей) А может вам поможет загадка. При рождении тебе дано, а люди им пользуются (имя) А зачем имя человеку? (Люди дают имена, чтобы в общении отличать одного человека от другого) Имена, с которыми вы обычно обращаетесь, друг к другу, являются не полными. - А знаете ли вы свое полное имя? Как называют людей с одинаковыми именами? (Тезки) - Как различают таких детей? ( По фамилиям.) Итак, имя вам дали родители. Отчество – от отца. А фамилия – ?... от всей семьи (Во многих языках слово фамилия – это семья) Фамилия передаётся от одного поколения к другому. К вашему отцу она перешла от деда, а деду от прадеда. Каждому человеку нужно знать и помнить своих предков. (Людей, живших много лет назад) Каждая семья интересна по-своему, у каждой семьи - своя история. Каждый человек может исследовать свою родословную. Дома попробуйте составить свою родословную. Кто и что поможет лучше узнать, исследовать историю своей семьи? (бабушки и дедушки, альбом) Расспроси своих пап, мам, бабушек и дедушек, и постарайся продлить ветви родства как можно дальше в прошлое, подписывая полные имена и даты рождения своих родственников. 6. Итог - В давние времена жила удивительно дружная семья. Огромная семья - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить семью. Когда правитель убедился, что это всё, правда. Он спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда, не ссорясь, не обижая друг друга. Тогда глава семьи взял бумагу и написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился. На листе было написано 100 раз одно и то же слово. Что это за слово, как вы думаете? «понимание». - Так почему эту семью мы называем дружной, от чего это зависит? Что же главное в семье, на чём строятся крепкие семейные отношения. 7. Домашнее задание. 1. Раб.тетр.с.21 №1, №2 2. Уч.с.48-49, пересказ
6. Рефлексия. - А вам понравился урок? - Что запомнилось? - О чём захотелось узнать больше? Вот это большое солнце - тепло моей души. И я хочу поделиться своим теплом с вами, чтобы в ваших семьях царили дружба, доверие, счастье, уважение, понимание. Я дарю эти солнышки. А вы подарите его тому человеку, которому хотите передать частичку своего добра, уважения, понимания. Не забывайте про улыбку! |