Какую форму имеет Земля
методическая разработка по окружающему миру

Маркова Виктория Андреевна

Конспект урока по окружающему миру

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir_3_klass.docx18.83 КБ

Предварительный просмотр:

I. Орг.момент

……………..

II. Актуализация знаний

«Минутка» календаря

Ребята, а сегодня по дороге в школу, вы наблюдали мир?

1. Какие изменения произошли в неживой природе с наступлением

поздней осени?

2. Как они отразились на живой природе?

3. Поясните, с чем связаны эти изменения?

- Почему происходит изменение времён года? (это связано с вращением Земли вокруг Солнца)

- Только ли вокруг Солнца вращается Земля? (нет, вокруг своей оси)

- В каком направлении вращается Земля? (против часовой стрелки)

Покажите, как вы себе представляете вращение Земли вокруг своей оси.

- Что при этом происходит на Земле? (смена дня и ночи)

Исследования проводились ещё с древних времён. Одним из вопросов, который очень волновал людей - это форма Земли.

- Как вы думаете, люди всегда знали, что Земля шарообразная и вращается вокруг своей оси и Солнца?

- Как люди представляли раньше Землю? СЛАЙД

У каждого народа были свои представления о Земле.

III. Постановка темы и целей урока.

Исходя из того о чём мы с вами говорили, попробуйте догадаться, о чём будет идти речь на уроке?

Первые представления людей.

Какая Земля.

Как раньше люди представляли землю?

Тема сегодняшнего урока: «Первые шаги в изучении природы». СЛАЙД

Сегодня мы поговорим о том, как человек постигал тайны природы.

- Опираясь на тему нашего урока, определите цель.

ЦЕЛИ УРОКА.

Узнать первые представления людей в изучении природы.

Закрепить знания о форме земли.

-определить пути изучения природы древними людьми; СЛАЙД

-обобщить знания о доказательствах шарообразности Земли.

IV. Изучение нового материала

Ребята, а вы на уроках окружающего мира как изучаете мир вокруг вас?

-Если у вас возникают вопросы, где вы находите ответы?

-Сегодня вам тоже предстоит находить информацию в учебнике, делать предположения, проверять их, т.е. учится быть исследователями природы. Как это получится, проверим в конце урока.

Первые сведения о Земле люди приобрели ещё в древнейшие времена. Тогда не было никаких технических средств и для людей многое было не понятно, а неизвестность пугала их.

- Как вы думаете, к кому они могли обратиться за объяснением?

Многое чего люди не понимали они называли колдовством.

- Так к кому же они обращались? (колдунам, люди которые много знали)

- А чем занимались колдуны в племени?

Найдите в тексте ответ на вопрос и зачитайте. (стр.75-76) СЛАЙД

Колдун должен был знать повадки животных и места их обитания. Чтобы лечить, он должен был знать свойства трав и минералов и хотя бы в общих чертах оказывать необходимую помощь больным и раненым.

И сейчас среди нас живут люди, которых в древние времена назвали бы колдунами.

- Как вы думаете это люди, каких профессий? (врач и учёный)

- Скажите, а чем занимались учёные? (исследованиями, наблюдали, ставили опыты и т. д.)

Богатое научное наследие оставили нам первые древние государства.

В Греции жил знаменитый учёный Аристотель. СЛАЙД Он долго сопоставлял факты и обратил внимание на одну особенность.

Какую? Попробуйте догадаться сами. Посмотрим на экран.

Он проделал огромную работу. Вот к какому выводу он пришел:

Земля – это шар.

-Давайте выясним, какие факты в доказательство привел Аристотель.

А для этого мы воспользуемся учебником.

Факт 1

Аристотель задался вопросом:

-Почему парус корабля, который плывет к гавани, не виден весь сразу, а появляется постепенно?

- К какому выводу он пришёл? (есть изгиб незаметный человеческому глазу и земля не является плоской)


Факт 2

Аристотеля заинтересовал еще один вопрос:

-Почему во время лунных затмений край тени Земли, надвигающийся на Луну, всегда бывает дугообразным? СЛАЙД

-Какой предмет может дать круглую тень?

Такую тень может давать только круглый предмет.

-К какому выводу пришел Аристотель?

Земля – это шар.

ФИЗМИНУТКА.

Но много лет эти факты были лишь предположениями. Намного позже люди окончательно убедились, что Земля шарообразна.

- А кто доказал, что Земля круглая?

Фернан Магеллан - это знаменитый мореплаватель. СЛАЙД Его экспедиция вышла из порта и двигалась постоянным курсом - на закат Солнца и вернулась в тот же порт. Тем самым доказав, что Земля имеет шарообразную форму.

Мы знаем, что мир не стоит на месте, постоянно происходят открытия и изобретения в разных областях науки, медицины и техники. Так было всегда.

В той же стране жил ещё один учёный и изобретатель Архимед, который провёл немало исследований и сделал много открытий.

Посмотрите, пожалуйста, на экран. СЛАЙД

Давайте поговорим об открытиях в области техники.

Как вы думаете, что изобрёл великий Архимед?

Да, действительно он изобрёл винт для подъема воды из водоёма на сушу.

Используется ли в современных механизмах архимедов винт? СЛАЙД

Да, используется, в хлебоуборочных машинах.

V. Итог

Аристотель, Архимед, Магеллан, что объединяет этих людей? (они умели наблюдать и делать открытия, а так же наблюдали за природой) 

Своими открытиями они внесли огромный вклад в развитие науки.  Можно ли утверждать, что человек до конца познал природу и можно поставить точку? Почему вы так думаете? В природе много того, чего человек еще не в силах понять, но очень хочет этого. И шаг за шагом постигает  тайны природы. Может быть, впереди человечество ждет столько открытий, что знания, которые мы имеем, можно назвать первыми шагами  в изучении природы.

Давайте подведём итог. Проведём тест. (взаимопроверка)

Фамилия, имя _______________________________________ Отметка___________

Тест. Первые шаги в изучении природы.

1.Первые сведения о Земле люди приобрели :

А) В новое время

Б) В новейшем времени

В) В древнейшие времена

2. Этим в племени занимался:

А) Шаман

Б) Фокусник

В) Колдун

3. Из сопоставления двух фактов Аристотель сделал вывод:

А) Что Земля должна быть шарообразной

Б) Иметь форму диска

В) Иметь квадратную форму

4.Доказал, что Земля круглая:

А) Аристотель

Б) Магеллан

В) Архимед

5. Винт изобрёл:

А) Аристотель

Б) Магеллан

В) Архимед


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Какие права имеет человек?

Данная презентация является проектным продуктом на тему"Какие права имеет человек?"...

Педагогическое эссе в форме – «лонгрид» по теме: "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Реалии современного образования меняют и цели, и содержание образования. Лейтмотивом всей деятельности педагога становится проектирование деятельности  для достижения результатов по формированию ...

Педагогическое эссе : "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Эссе является итоговой работой к Модулю 2. Подпрограмма "Формирование и развитиекомпетенций учащихся в области использования информационно-коммуникативных технологий. Работа отражает уровень осмы...

Педагогическое эссе в форме – «лонгрид» по теме: "Какое отношение имеет проектирование к реализации ФГОС?"

Современная модель образования требует активного поиска новых целей, форм организационных структур и технологий обучения. Это связано с тем, что в 21-м веке человечество вступило в переходный период о...

Открытый урок окружающего мира по теме: «Какую форму имеет Земля», 4 класс, УМК "Планета Знаний"

урок дан для студентов колледжа социально-педагогического профиля...

Какую форму имеет Земля?

План-конспект занятия по внеклассной деятельности  кружка " Я - исследователь"...

Как и какими словами поощрять ребенка? Какими формами наказывать ребенка?

Методическая разработка: "Наказать нельзя, помиловать!"Надо ли хвалить ребенка?Поощрение и наказание ребенка в семье.Правила поощрения.Как и какими словами поощрять ребенка?Какими формами на...